Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крестовоздвиженская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» методическим объединением учителей предметников протокол от «__» _____________ 2021 г. № ____ Руководитель МО ___________ Супрун Е. А. | «Согласовано» Заместитель директора школы по учебно- воспитательной работе ____________ Яковлева Н. В. «___» ____________2021 г. . | «Утверждено» Директор МОУ СОШ ___________ Н.А. Мышанская Приказ от «___» __________2021 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Геометрия» 7 класс
Уровень обучения ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (базовый ФГОС).
Количество часов 70 часов
Учитель Супрун Е. А.
2021– 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии ориентирована на учащихся 7 класса и составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Крестовоздвиженской СОШ, на 2021-2026 гг, утвержденная Приказом директора школы от 30.08.2021г. № 61В
Учебного плана МОУ Крестовоздвиженской СОШ на 2021 – 2022 учебный год
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразовательных организаций/ [сост. Т.А Бурмистрова]. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г., к УМК Л.С. Атанасяна.
Учебник Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы.; авторы: Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк И. И. Юдина, М., «Просвещение», 2017,
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Геометрия» в 7 классе отводиться 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Цели:
развивать пространственное мышление и математическую культуру;
учить ясно и точно излагать свои мысли;
формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи:
введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
совершенствование навыков решения задач на доказательство;
отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
расширение знаний, учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»
личностные:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава I. Начальные геометрические сведения. (12 ч.).
Из них 1час – контрольная работа
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые
Основная цель: систематизировать наглядные представления и знания, учащихся о простейших геометрических фигурах; ввести терминологию, использующуюся в изложении курса.
Основные понятия вводятся на наглядной основе с учетом представлений, сложившихся у учащихся в результате накопленного опыта и изучения математики в 1 – 4 классах. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения геометрии не вводятся, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приведены в описательной форме. При решении задач по данной теме очень важна работа с рисунком, использование наглядно-интуитивных представлений учащихся.
Глава II. Треугольники (16 ч.)
Из них контрольные работы- 1 час
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.
При изучении темы следует основное внимание уделить формированию у учащихся умений доказывать равенство треугольников, т. е. выделять равенство трёх соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. На начальном этапе изучения темы полезно больше внимания уделить использованию средств наглядности, решению задач по готовым чертежам.
Глава III. Параллельные прямые (14 ч.)
Из них контрольная работа – 1 час.
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель: ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Знание признаков параллельности прямых, свойств углов при параллельных прямых и секущей находят широкое применение в дальнейшем курсе геометрии при изучении четырёхугольников, подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Поэтому в ходе решения задач следует уделить значительное внимание формированию умений доказывать параллельность данных прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых и секущей.
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч.)
Из них контрольные работы – 2 часа
Сумма углов треугольника . Соотношения между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам. Углы и стороны в треугольнике, задачи на построение.
Основная цель: систематизировать наглядные представления и знания, учащихся о простейших геометрических фигурах; ввести терминологию, использующуюся в изложении курса рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. Расширить знания, учащихся о треугольниках.
В данной теме рассматривается одна из важнейших теорем курса – теорема о сумме углов треугольника, в которой впервые формулируется содержательно – неочевидный факт. Теорема позволяет получить важные следствия- свойство внешнего угла треугольника, некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников. Новые теоретические факты существенно расширяют класс решаемых учащимися задач.
При введении расстояния между параллельными прямыми у учащихся формируется представление о параллельных прямых как равностоящих друг от друга, что будет использоваться в дальнейшем курсе геометрии и при изучении стереометрии.
При решении задач на построение рекомендуется ограничиваться только выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях можно проводить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи
Повторение. Решение задач (8 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер параграфа | Содержание материала | Количество часов |
Глава 1. Начальные геометрические сведения | 12 |
1,2 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | 3 |
3 | Сравнение отрезков и углов | 2 |
4,5 | Измерение отрезков. Измерение углов. | 2 |
6 | Перпендикулярные прямые | 2 |
| Решение задач | 2 |
| Контрольная работа № 1 | 1 |
Глава 2. Треугольники. | 16 |
1 | Первый признак равенства треугольников. | 3 |
2 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 3 |
3 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 3 |
4 | Задачи на построение | 3 |
| Решение задач | 3 |
| Контрольная работа № 2 | 1 |
Глава 3. Параллельные прямые. | 14 |
1 | Признаки параллельности двух прямых | 5 |
2 | Аксиома параллельных прямых | 4 |
| Решение задач | 4 |
| Контрольная работа № 3 | 1 |
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 |
1 | Сумма углов треугольника | 2 |
2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 |
| Контрольная работа № 4 | 1 |
3 | Прямоугольные треугольники | 6 |
4 | Построение треугольника по трем элементам | 3 |
| Решение задач | 3 |
| Контрольная работа № 5 | 1 |
| Повторение | 8 |
| ИТОГО: | 70 |
График контроля знаний учащихся
№ | Раздел | Вид контроля. | Тема |
1 | Глава 1 | Контр. работа | К/р №1. Начальные геометрические сведения |
2 | Глава 2 | Контр. работа | К/р №2. Треугольники |
3 | Глава 3 | Контр. работа | К/р. №3. Параллельные прямые |
4 | Глава 4 | Контр. работа | К/р. №4. Соотношение между сторонами и углами треугольника |
5 | Глава 4 | Контр. работа | К/р. №5. Прямоугольные треугольники |
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса.
ФО- фронтальная опрос
УО– устная опрос
ИР – индивидуальная работа
ПР – практическая работа
ОР- обучающая работа
ГР –графическая работа
ГД – графический диктант
ПО – письменный опрос
СР – самостоятельная работа
УС – устный счет
МД – математический диктант
КР – контрольная работа
№ п/п | Тема урока | Формы контроля | Дата |
План | Факт |
1. Начальные геометрические сведения (10 часов) |
1 | Прямая и отрезок. | ФО, | 06.09 | . |
2 | Луч и угол. | ФО, ИР | 07.09 | |
3 | Сравнение отрезков и углов. | МД | 13.09 | |
4 | Измерение отрезков. | практикум | 14.09 | |
5 | Измерение углов. | практикум | 20.09 | |
6 | Смежные и вертикальные углы. | ФО, ИР | 21.09 | |
7 | Перпендикулярные прямые. | ФО | 27.09 | |
8 | Перпендикулярные прямые. | СР | 28.09 | |
9 | Контрольная работа №1. Начальные геометрические сведения. | ИР | 04.10 | |
10 | Урок обобщения и систематизации знаний | ФО, ИР тест | 05.10 | |
2.Треугольники (17 часов) |
11 | Треугольник | ФО, ИР | 11.10 | . |
12 | Первый признак равенства треугольников | ФО, ИР | 12.10 | |
13 | Первый признак равенства треугольников | МД | 18.10 | |
14 | Перпендикуляр к прямой. | ФО | 19.10 | |
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | ФО, ИР | 25.10 | |
16 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | СР | 26.10 | |
17 | Свойства равнобедренного треугольника. | ФО, МД | 08.11 | . |
18 | Второй признак равенства треугольников | ФО, ИР | 09.11 | |
19 | Третий признак равенства треугольников. | ФО, ИР | 15.11 | |
20 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | тест | 16.11 | . |
21 | Решение задач. | ФО, ИР | 22.11 | |
22 | Окружность. | СР | 23.11 | |
23 | Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение. | практикум | 29.11 | |
24 | Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение. | практикум | 30.11 | |
25 | Решение задач по теме. Треугольники | СР | 06.12 | |
26 | Решение задач по теме. Треугольники | тест | 07.12 | |
27 | Контрольная работа №2. Треугольники | ИР | 13.12 | |
3. Параллельные прямые (13 часов) |
28 | Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. | ФО | 14.12 | |
29 | Признаки параллельности двух прямых. | ФО, ИР | 20.12 | |
30 | Решение задач. Признаки параллельности двух прямых. | СР | 21.12 | |
31 | Решение задач. | ИР | 10.01 | |
32 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. | ФО, ИР | 11.01 | . |
33 | Свойства параллельных прямых. | ФО, ИР | 17.01 | |
34 | Свойства параллельных прямых | тест | 18.01 | |
35 | Свойства параллельных прямых. Решение задач | СР | 24.01 | |
36 | Свойства параллельных прямых. Решение задач | ИР | 25.01 | |
37 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | практикум | 31.01 | |
38 | Решение задач по теме. «Параллельные прямые» | практикум | 01.02 | |
39 | Решение задач по теме. «Параллельные прямые» | практикум | 07.02 | |
40 | Контрольная работа №3. Параллельные прямые | ИР | 08.02 | |
4. Соотношение между сторонами и углами треугольника (18 часов) |
41 | Теорема о сумме углов треугольника. | ФО, ИР | 14.02 | |
42 | Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника. | ФО, ИР | 15.02 | |
43 | Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника. | МД | 21.02 | |
44 | Решение задач по теме. | СР | 22.02 | |
45 | Неравенство треугольника. Решение задач. | ФО | 28.02 | |
46 | Контрольная работа №4 Соотношения между сторонами и углами треугольника. | ИР | 01.03 | |
47 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | ФО | 07.03 | |
48 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | ФО, ИР | 12.03 | |
49 | Решение задач | СР | 14.03 | |
50 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | МД | 15.03 | |
51 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | Практикум | 21.03 | |
52 | Построение треугольника по трем элементам. | ФО | 22.03 | |
53 | Построение треугольника по трем элементам. | ФО, ИР | 04.04 | |
54 | Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение. | СР | 05.04 | |
55 | Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение. | практикум | 11.04 | |
56 | Решение задач по теме. | практикум | 12.04 | |
57 | Решение задач по теме. | практикум | 18.04 | |
58 | Контрольная работа №5. Свойства прямоугольных треугольников Задачи на построение. | КР | 19.04 | |
Повторение. Решение задач (12часов) |
59 | Начальные геометрические сведения. | ФО | 25.04 | |
60 | Смежные и вертикальные углы | ФО | 26.04 | |
61 | Промежуточная аттестация | ИР | 03.05 | |
62 | Признаки параллельности двух прямых. | ФО, ИР | 07.05 | |
63 | Признаки параллельности двух прямых. | ФО, ИР | 10.05 | |
64 | Признаки равенства треугольников | СР | 14.05 | |
65 | Признаки равенства треугольников | тест | 1.05 | |
66 | Итоговая контрольная работа. Тест. | ИР | 17.05 | |
67 | Теорема о сумме углов треугольника | ФО, ИР | 23.05 | |
68 | Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение. | ФО, ИР | 24.05 | |
69 | Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение. | Практикум | 30.05 | |
70 | Итоговый урок | ФО | 31.05 | |