Рабочая программа
по геометрии
7 класс
Калининград
2021
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы:
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Алгебра» для 7-х классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документах:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1897);
Нормы Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» «273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : система заданий / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. — М. : Просвещение, 2010;
Примерная программа по курсу геометрии, созданная на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанной А.Г.Мерзляком, В.Б.Полонским, М.С.Якиром, Д.А. Номировским, включенных в систему «Алгоримт успеха» (М.: Вентана-Граф, 2014) и обеспечена УМК для 7-х классов «Геометрия – 7»/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/М.: Вентана-Граф, 2014;
Учебный план МАОУ СОШ № 38 г Калининград на 2018-2019 учебный год.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 от 29.12.2010.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 1067 от 19.12.2012)
Цели рабочей программы:
в направлении личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
в метапредметном направлении:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
в предметном направлении
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования
осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о фигурах и их свойствах;
практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
проводить практические расчёты.
Задачи рабочей программы:
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
формирование логического и алгоритмического мышления;
формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
В соответствие с требованиями ФГОС ООО с целью формирования и развития универсальных учебных действий, метапредметных компетентностей учащихся, в программу внесены изменения. 14% учебного времени (10 часов) составляет внутрипредметный модуль «Решение практико-ориентированных задач». Резерв (2 часа). Резервные уроки отведены на проведение мониторингов образовательных достижений учащихся 1 полугодия и промежуточной аттестации по итогам учебного года по графику администрации.
Рабочая программа реализуется в 7 классах
7 «А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л» - классы, в которых планируется освоение данной рабочей программы.
Рабочая программа рассчитана на изучение геометрии в 2021– 2022 учебном году.
Согласно ООП ООО МАОУ СОШ №38 на изучение предмета в 7-х общеобразовательных классах на изучение предмета отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю геометрии, контрольных работ 6 (4 контрольных по плану, 2 – административный контроль). Резервное время составляет – 2 часа. Резервное время используется для проведения административного контроля
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Административный контроль:
Мониторинг по итогам I полугодия.
Промежуточная аттестация по итогам учебного года.
Контрольные работы по геометрии:
Контрольная работа №1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»
Контрольная работа №2 по теме «Признаки равенства треугольников»
Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»
Контрольная работа №4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения»
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета:
Обучающиеся 7 класса научатся:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
классифицировать геометрические фигуры
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур;
доказывать теоремы;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи.
использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, использую изученные формулы;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающиеся 7 класса получат возможность научится:
овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование.
Личностные результаты:
независимость и критичность мышления;
воля и настойчивость в достижении цели;
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
давать оценку своим личным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
УМК А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир
Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учрежедений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
Геометрия: 7 класс: рабочие тетради №1, 2/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
Геометрия: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
Печатные пособия
Таблицы по геометрии для 7- 9 классов.
Портреты выдающихся деятелей в области математики.
Информационные средства
Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
Интернет.
Технические средства обучения
Компьютер.
Мультимедиапроектор.
Экран (на штативе или навесной).
Учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование
Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 90°), циркуль.
Содержание учебного предмета, курса
(70 часов, 2 часа в неделю)
Простейшие геометрические фигуры и их свойства (12 ч)
Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла.
Пересекающиеся и параллельные прямые. Перпендикулярные прямые.
Треугольники (16 ч)
Треугольники. Виды треугольников. Медиана, биссектриса, высота треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Серединный перпендикуляр отрезка.
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (15 ч)
Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.
Окружность и круг. Геометрические построения (15 ч)
Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Касательная к окружности и ее свойства. Взаимное расположение прямой и окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника.
Геометрическое место точек (ГМТ). Серединный перпендикуляр отрезка и биссектриса угла как ГМТ.
Геометрические построения циркулем и линейкой. Основные задачи на построение: построение угла, равного данному, построение серединного перпендикуляра данного отрезка, построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой, построение биссектрисы данного угла. Построение треугольника по заданным элементам. Метод ГМТ в задачах на построение.
Внутрипредметный модуль «Решение практико-ориентированных задач» (10 ч)
Решение текстовых задач практико-ориентированной направленности.
Резерв (2 ч)
Административный контроль за первое полугодие, промежуточная аттестация
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
| Раздел I. Простейшие геометрические фигуры и их свойства | 12 |
| Точки и прямые | 2 |
| Отрезок и его длина | 2 |
| Луч. Угол. Измерение углов | 2 |
| Смежные и вертикальные углы | 3 |
| Перпендикулярные прямые | 1 |
| Аксиомы | 1 |
| Контрольная работа №1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 1 |
| Раздел II. Треугольники | 16 |
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 2 |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 4 |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 3 |
| Признаки равнобедренного треугольника | 2 |
| Третий признак равенства треугольников | 2 |
| Теоремы | 1 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа №2 «Признаки равенства треугольников» | 1 |
| Раздел III. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | 15 |
| Параллельные прямые | 1 |
| Признаки параллельности прямых | 2 |
| Свойства параллельных прямых | 3 |
| Сумма углов треугольника | 3 |
| Прямоугольный треугольник | 2 |
| Свойства прямоугольного треугольника | 3 |
| Контрольная работа №3 «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 |
| Раздел IV. Окружность и круг. Геометрические построения | 15 |
| Геометрическое место точек. Окружность и круг | 2 |
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 2 |
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 3 |
| Задачи на построение | 3 |
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 3 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа №4 «Окружность и круг. Геометрические построения» | 1 |
| Внутрипредметный модуль «Решение практико-ориентированных задач» | 10 |
| Раздел VI. Обобщение и систематизация знаний учащихся | 2 |
31. | Резерв. Мониторинг за первое полугодие. Промежуточная аттестация | 2 |
| Итого | 70 |