МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на методическом на педагогическом Приказом директора школы
объединении совете № 65 от 13.05. 2022 г.
Протокол № 8 Протокол № 7
От 06.05.2022 г. от 13.05.2022 г. ___________/Н.В.Рекунова/
Рабочая программа
по предмету
ГЕОМЕТРИЯ
7 КЛАСС
Учитель математики:
Рекунова Наталья Владимировна
с. Санномыск
2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Геометрия 7 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2021. В данной программе на изучение Геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, из расчета 34 учебных недели – 68 часов.
Результаты освоения программного материала по предмету «Геометрия» представлены соответственно личностными, метапреметными и предметными результатами.
Изучение математики в условиях реализации ФГОС дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
7 класс
Личностные результаты:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Средством достижения этих результатов является:
система заданий учебников;
представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметныерезультаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задания в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, опеределятьспособы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) делать выводы;
умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
компетентностьв области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные предстваления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем, и предствалять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпритации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебником математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической технологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о фигурах и их свойствах;
практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
проводить практические расчеты.
В результате изучения курса геометрии в 7 классе ученик:
научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
- распознавать виды углов, виды треугольников;
- определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
- распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
- применения понятия развертки для выполнения практических расчетов;
- овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
2. Содержание учебного предмета «Геометрия» 7 класса
1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 ч.)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного
понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»
2. Треугольники (18 ч.)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»
3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч.)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»
4. Окружность и круг. Геометрические построения (15 ч.)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонамии углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Контрольная работа №4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения»
5. Обобщение и систематизация знаний учащихся (4 ч.)
Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 7 классе.
Итоговая контрольная работа
VI. Тематическое планирование.
Поурочное планирование по геометрии в 7 классе
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
| Глава 1 Простейшие геометрические фигуры и их свойства 15 ч. |
| Точки и прямые | 1 |
| Точки и прямые | 1 |
| Отрезок и его длина | 1 |
| Отрезок и его длина | 1 |
| Отрезок и его длина | 1 |
| Луч. Угол. Измерение углов | 1 |
| Луч. Угол. Измерение углов | 1 |
| Луч. Угол. Измерение углов | 1 |
| Смежные и вертикальные углы | 1 |
| Смежные и вертикальные углы | 1 |
| Смежные и вертикальные углы | 1 |
| Перпендикулярные прямые | 1 |
| Аксиомы | 1 |
| Решение задач по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства». | 1 |
| Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства » | 1 |
| Глава 2. Треугольники 18 ч. |
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 1 |
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 1 |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 |
| Признаки равнобедренного треугольника | 1 |
| Признаки равнобедренного треугольника | 1 |
| Третий признак равенстватреугольников | 1 |
| Третий признак равенстватреугольников | 1 |
| Теоремы | 1 |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 |
| Повторение и систематизация учебного материала. Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» | 1 |
| Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника 16 ч. | | |
| Параллельные прямые | 1 |
| Признаки параллельности прямых | 1 |
| Признаки параллельности прямых | 1 |
| Свойства параллельных прямых | 1 |
| Свойства параллельных прямых | 1 |
| Свойства параллельных прямых | 1 |
| Сумма углов треугольника | 1 |
| Сумма углов треугольника | 1 |
| Сумма углов треугольника | 1 |
| Сумма углов треугольника | 1 |
| Прямоугольный треугольник | 1 |
| Прямоугольный треугольник | 1 |
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 |
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 |
| Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 |
| Глава 4. Окружность и круг. Геометрические построения 15 ч. |
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 1 |
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 1 |
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 |
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 |
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 |
| Описанная и вписанная окружности треугольнника | 1 |
| Описанная и вписанная окружности треугольнника | 1 |
| Описанная и вписанная окружности треугольнника | 1 |
| Задачи на построение | 1 |
| Задачи на построение | 1 |
| Задачи на построение | 1 |
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 |
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 |
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 |
| Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения» | 1 |
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 |
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 |
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 |
| Итоговая контрольная работа №5 | 1 |