СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 7 класс А.Г.Мерзляк

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7 класс А.Г.Мерзляк»


МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на методическом на педагогическом Приказом директора школы

объединении совете № 65 от 13.05. 2022 г.

Протокол № 8 Протокол № 7

От 06.05.2022 г. от 13.05.2022 г. ___________/Н.В.Рекунова/










Рабочая программа

по предмету

ГЕОМЕТРИЯ


7 КЛАСС






Учитель математики:

Рекунова Наталья Владимировна








с. Санномыск

2022 г.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Геометрия 7 класс»: учебник для учащихся общеобразова­тельных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2021. В данной программе на изучение Геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, из расчета 34 учебных недели – 68 часов.



Результаты освоения программного материала по предмету «Геометрия» представлены соответственно личностными, метапреметными и предметными результатами.

Изучение математики в условиях реализации ФГОС дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

7 класс

Личностные результаты:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;

- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

- способность способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Средством достижения этих результатов является:

  • система заданий учебников;

  • представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;

  • использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.

Метапредметныерезультаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задания в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, опеределятьспособы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  4. устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) делать выводы;

  5. умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;

  6. компетентностьв области использования информационно-коммуникационных технологий;

  7. первоначальные предстваления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;

  8. умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  9. умение находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем, и предствалять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятной информации;

  10. умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпритации, аргументации;

  11. умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;

  12. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.


Предметные результаты:

  1. осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;

  2. представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  3. развитие умений работать с учебником математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической технологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

  4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  5. систематические знания о фигурах и их свойствах;

  6. практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:

  • изображать фигуры на плоскости;

  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;

  • распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;

  • выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;

  • читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;

  • проводить практические расчеты.


В результате изучения курса геометрии в 7 классе ученик:
научится:

- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
- распознавать виды углов, виды треугольников;
- определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
- распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
- применения понятия развертки для выполнения практических расчетов;
- овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;

2. Содержание учебного предмета «Геометрия» 7 класса


1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 ч.)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отре­зок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Срав­нение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе нагляд­ных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вво­дится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необхо­димые исходные положения, на основе которых изучаются свой­ства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение по­нятия равенства геометрических фигур на основе наглядного
понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»


2. Треугольники (18 ч.)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпенди­куляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построе­ние с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен­ных признаков; ввести новый класс задач — на построение с по­мощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабо­чим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснова­ние их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение призна­ков равенства треугольников при решении задач дает возмож­ность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения при­знаков равенства треугольников целесообразно использовать за­дачи с готовыми чертежами.

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч.)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксио­му параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ­ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольни­ков, подобных треугольников, при решении задач, а также в кур­се стереометрии.

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»


4. Окружность и круг. Геометрические построения (15 ч.)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонамии углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоуголь­ные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстоя­ние от точки до прямой. Расстояние между параллельными пря­мыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важ­ные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем гео­метрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводит­ся на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограни­читься только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутство­вать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Контрольная работа №4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения»


5. Обобщение и систематизация знаний учащихся (4 ч.)

Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 7 классе.

Итоговая контрольная работа




VI. Тематическое планирование.

Поурочное планирование по геометрии в 7 классе

№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов


Глава 1
Простейшие геометрические фигуры и их свойства 15 ч.

Точки и прямые

1

Точки и прямые

1

Отрезок и его длина

1

Отрезок и его длина

1

Отрезок и его длина

1

Луч. Угол. Измерение углов

1

Луч. Угол. Измерение углов

1

Луч. Угол. Измерение углов

1

Смежные и вертикальные углы

1

Смежные и вертикальные углы

1

Смежные и вертикальные углы

1

Перпендикулярные прямые

1

Аксиомы

1

Решение задач по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства».

1

Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства »

1


Глава 2. Треугольники 18 ч.

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

1

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

1

Первый и второй признаки равенства треугольников

1

Первый и второй признаки равенства треугольников

1

Первый и второй признаки равенства треугольников

1

Первый и второй признаки равенства треугольников

1

Первый и второй признаки равенства треугольников

1

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

Признаки равнобедренного треугольника

1

Признаки равнобедренного треугольника

1

Третий признак равенстватреугольников

1

Третий признак равенстватреугольников

1

Теоремы

1

Повторение и систематизация учебного материала.

1

Повторение и систематизация учебного материала.

Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники»

1


Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника 16 ч.



Параллельные прямые

1

Признаки параллельности прямых

1

Признаки параллельности прямых

1

Свойства параллельных прямых

1

Свойства параллельных прямых

1

Свойства параллельных прямых

1

Сумма углов треугольника

1

Сумма углов треугольника

1

Сумма углов треугольника

1

Сумма углов треугольника

1

Прямоугольный треугольник

1

Прямоугольный треугольник

1

Свойства прямоугольного треугольника

1

Свойства прямоугольного треугольника

1

Повторение и систематизация учебного материала.

1

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»

1


Глава 4. Окружность и круг. Геометрические построения 15 ч.

Геометрическое место точек. Окружность и круг.

1

Геометрическое место точек. Окружность и круг.

1

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности.

1

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности.

1

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности.

1

Описанная и вписанная окружности треугольнника

1

Описанная и вписанная окружности треугольнника

1

Описанная и вписанная окружности треугольнника

1

Задачи на построение

1

Задачи на построение

1

Задачи на построение

1

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения»

1

Упражнения для повторения курса 7 класса

1

Упражнения для повторения курса 7 класса

1

Упражнения для повторения курса 7 класса

1

Итоговая контрольная работа №5

1