СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8-9 классы

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии 8-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8-9 классы»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 06.10.2009 № 373, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».

Рабочая программа разработана на основе программы по геометрии для7–9 классов общеобразовательных школ

к учебнику Л.С. Атанасяна и др. (М.: Просвещение, 2013).


Цель: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в школе или иных общеобразовательных учреждениях, создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к математическому творчеству;

- развитие математических способностей;

- развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

- овладение алгебраическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных организациях, для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.


Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекта, в который входят:

  1. Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение, 2018г.

  2. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других .7- 9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.Ф. Бутусов.- Москва, «Просвещение», 2018г.

  3. Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии: 8-9 классы.- М.: ВАКО, 2018г.

  4. Изучение геометрии в 7,8,9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А.Глазков и др - М.: Просвещение, 2019г.

  5. Геометрия. 8 класс. 120 диагностических вариантов/ Панарина В.И..: Национальное гбразование, 2018г.

  6. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса.— М: Илекса, 2018г.

  7. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2019.

  8. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2018;

  9. Мищенко Т.М. Тематические тесты по геометрии: 9-й кл.: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9тклассы».- М.: Экзамен,2018г.






  1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета


Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:


- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

-вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,транспортир).



  1. Содержание учебного предмета

8 класс


  1. Четырехугольники (14 ч.)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.


  1. Площадь (13 ч.)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.


  1. Подобные треугольники (20 ч.)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.


  1. Окружность (17 ч.)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.


  1. Повторение (4 ч.)


9 класс


1. Векторы и метод координат (20 ч.)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(14 ч.)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга (11 ч.)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.

  1. Движения (7 ч.)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

  1. Начальные сведения из стереометрии (5 ч.)

Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.

Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками;телами и поверхностями вращения.

Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии

Основная цель — дать более глубокое представление о си­стеме аксиом планиметрии и аксиоматическом методе

  1. Повторение (10 ч.)

Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.

Основная цель — использовать математические знания для решения различных математических задач.









3.Тематическое планирование по геометрии 8 класс


п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Вводимые понятия

Предпол.

Факт.

1. Четырехугольники (14ч.)

1



Многоугольник. Выпуклый многоугольник.

1

какой многоугольник называется выпуклым

2



Четырехугольник.

1

определение четырёхугольника

3



Определение параллелограмма.

1

определение параллелограмма

4



Свойства параллелограмма.

1

свойства параллелограмма

5



Признаки параллелограмма.

1

признаки параллелограмма

6



Решение задач по теме «Параллелограмм».

1


7



Трапеция.

1

трапеция

8



Теорема Фалеса.

1

теорема Фалеса

9



Задачи на построение.

1


10



Прямоугольник.

1

прямоугольник

11



Ромб. Квадрат

1

ромб, квадрат

12



Решение задач по теме «Ромб. Квадрат».

1


13



Осевая и центральная симметрии.

Решение задач по теме «Четырёхугольники».

1

осевая и центральная симметрии

14



Административная контрольная работа


1


2. Площадь (14 ч.)

15



Площадь многоугольника.

1

площадь многоугольника

16



Решение задач по теме «Площадь многоугольника».

1


17



Площадь параллелограмма.

1

площадь параллелограмма

18



Площадь треугольника.

1

площадь треугольника

19



Решение задач по теме «Площадь треугольника».

1


20



Контрольная работа по теме: «Четырёхугольники».

1

площадь трапеции

21



Площадь трапеции .Решение задач по теме «Площадь трапеции».

1


22



Решение задач на вычисление площадей фигур.

1


23



Теорема Пифагора.

1

теорема Пифагора

24



Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

теорема, обратная теореме Пифагора

25



Решение задач.

1


26



Контрольная работа по теме: «Площади».

1


27



Анализ контрольной работы.

1


3.Подобные треугольники (20 ч.)

28



Определение подобных треугольников.


1

определение подобных треугольников

29



Отношение площадей подобных треугольников.

1

отношение площадей подобных треугольников

30



Первый признак подобия треугольников.

1

первый признак подобия треугольников

31



Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

1


32



Второй и третий признаки подобия треугольников.

1

второй и третий признаки подобия треугольников

33



Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников.

1


34



Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

1


35



Контрольная работа по теме «Подобные треугольники».

1


36



Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника.

1

средняя линия треугольника

37



Решение задач по теме: «Средняя линия треугольника».

1


38



Свойство медиан треугольника.

1

свойство медиан треугольника

39



Пропорциональные отрезки.

1

пропорциональные отрезки

40



Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

41



Измерительные работы на местности. Практическая работа.

1


42



Задачи на построение методом подобия.

1


43



Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1

синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

44



Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 .

1

значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

45



Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.

1

соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

46



Решение задач.

1


47



Контрольная работа по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

1


4.Окружность (16 ч.)

48



Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности.

1

взаимное расположение прямой и окружности

49



Касательная к окружности.

1

касательная к окружности

50



Касательная к окружности. Решение задач.

1


51



Градусная мера дуги окружности.

1

градусная мера дуги окружности

52



Теорема о вписанном угле.

1

теорема о вписанном угле

53



Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

1

теорема об отрезках пересекающихся хорд

54



Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».

1


55



Свойство биссектрисы угла.

1

свойство биссектрисы угла

56



Решение задач: «Свойство биссектрисы угла».



57



Серединный перпендикуляр.


серединный перпендикуляр

58



Решение задач: «Серединный перпендикуляр».



59



Теорема о точке пересечения высот треугольника.


теорема о точке пересечения высот треугольника

60



Решение задач.



61



Вписанная окружность.

1

вписанная окружность

62



Свойство описанного четырехугольника.

1


63



Решение задач по теме «Окружность».

1


64




Контрольная работа по теме: «Окружность».

1


5.Повторение (4 ч.)

65



Анализ контрольной работы. Четырёхугольники.

1


66



Площади фигур.

1


67



Подобные треугольники.

1


68



Окружность. Итоговый урок.

1































Тематическое планирование по геометрии 9 класс


п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Вводимые понятия

Предпол.

Факт.

1. Векторы и метод координат (20 ч.)

1



Инструктаж по ТБ. Понятие вектора. Равенство векторов.

1

вектор, длина вектора, равенство векторов, коллинеарные векторы

2



Откладывание вектора от данной точки.

1

откладывание вектора от данной точки

3



Сумма двух векторов. Законы сложения векторов.

1

сложение векторов, законы сложения

4



Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов.

1

разность двух векторов, противоположный вектор

5



Решение задач «Сложение и вычитание векторов».

1


6



Произведение вектора на число.

1

умножение вектора на число

7



Применение векторов к решению задач.

1


8



Средняя линия трапеции.

1

понятие средней линии трапеции

9



Контрольная работ по теме: «Векторы».

1


10



Анализ контрольной работы.

1


11



Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

координаты вектора, длина вектора.

12



Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

действия над векторами

13



Простейшие задачи в координатах.

1

координаты вектора, координаты середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

14



Решение задач по теме: «Метод координат»

1


15



Административная контрольная работа



16



Уравнение окружности.

1

уравнение окружности

17



Уравнение прямой

1

уравнение прямой

18



Использование уравнений окружности и прямой при решении задач

1


19



Решение задач с использованием метода координат

1


20



Контрольная работа по теме: «Метод координат».

1


20



Анализ контрольной работы.

1


  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(14 ч.)

21



Синус, косинус, тангенс.

1

синус, косинус, тангенс

22



Основное тригонометрическое тождество.

1

основное тригонометрическое тождество

23



Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.

1

формулы приведения

24



Теорема о площади треугольника.

1

теорема о площади треугольника

25



Теорема синусов.

1

теорема синусов

26



Теорема косинусов.

1

теорема косинусов

27



Решение треугольников.

1


28



Измерительные работы.

1


29



Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1


30



Самостоятельная работа: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1


31



Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

угол между векторами, скалярное произведение векторов

32



Скалярное произведение векторов и его свойства.

1


33



Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

1


34



Контрольная работа по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

1


  1. Длина окружности и площадь круга (11 ч.)

35



Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник.

1

правильный многоугольник

36



Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

окружность, описанная около правильного многоугольника

37



Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

окружность, вписанная в правильный многоугольник.

38



Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него.

1


39



Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

40



Построение правильных многоугольников.

1


41



Длина окружности.

1

длина окружности

42



Площадь круга. Площадь кругового сектора.

1

площадь круга, площадь кругового сектора

43



Решение задач «Длина окружности. Площадь круга».

1


44



Решение задач.

1


45



Контрольная работа по теме: «Длина окружности и площадь круга».

1


  1. Движения (7 ч.)

46



Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. Понятие движения.

1

отображение плоскости на себя, понятие движения

47



Симметрия.

1

симметрия

48



Параллельный перенос. Поворот.

1

параллельный перенос, поворот

49



Решение задач «Параллельный перенос. Поворот».

1


50



Решение задач по теме: «Движения»

1


51



Обобщенный урок по теме: «Движения»

1


52



Контрольная работа по теме: «Движения».

1


  1. Начальные сведения из стереометрии (6 ч.)


53



Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Многогранники.

1

многогранники

54



Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда.

1

призма, параллелепипед, свойства параллелепипеда

55



Тела вращения. Цилиндр. Конус.

1

тела вращения, цилиндр, конус.

56



Сфера. Шар.

1

сфера, шар

57



Об аксиомах геометрии.

1


58



Контрольная работа по теме: «Начальные сведения из стереометрии».

1


  1. Повторение (8 ч.)

59



Анализ контрольной работы. Признаки равенства треугольников.

1


60



Подобие треугольников. Параллельные прямые.

1


61



Четырехугольники. Площади.

1


62



Секущие и касательные. Окружность. Вписанный угол.

1


63



Вписанные и описанные четырехугольники.

1


64



Итоговая контрольная работа.

1


65



Анализ контрольной работы. Итоговое повторение.

1


66



Итоговое повторение.

1




17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!