Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск - Камчатского городского округа
Рассмотрено на заседании кафедры Руководитель кафедры математики, информатики и ИКТ МАОУ «Гимназия № 39» _____________/ Кусиди А.В./ «____»_____________________2020 г. | Согласовано Зам. директора по УВР МАОУ «Гимназия № 39» _______________/ Пещенко С.Ф./ «____»_________________2020г. | Утверждаю Директор МАОУ «Гимназия № 39» ________________/Каурцева С.П./ «____»_________________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Геометрия» основное общее образование |
8 а, в классы (базовый уровень) 35 учебных недель, 2 часа в неделю, 70 часов в год |
на 2020-2021 учебный год Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по геометрии. Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по геометрии и соответствует требованиям ФГОС. Реализуется по учебнику: «Геометрия 7-9. Учебник для 7-9 классов средней школы», автор Атанасян Л.С и др., М., «Просвещение», 2017. |
|
|
|
Программу составил Черёмухин Вячеслав Владимирович, учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории
г. Петропавловск-Камчатский
2020
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение курса геометрии за 7 класс
Глава 5. Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Глава 6. Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Повторение. Решение задач.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Период обучения | № урока | Вид работы | Тема | Примечание |
I четверть | 3 | Контрольная работа №1 | Входная контрольная работа | |
16 | Контрольная работа № 2(четвертная) | Четырехугольники | |
II четверть | 30 | Контрольная работа № 3 | Площади фигур | |
38 | Контрольная работа №4 | Полугодовая контрольная работа | |
III четверть | 49 | Контрольная работа № 5 (четвертная) | Подобные треугольники | |
IV четверть | 66 | Контрольная работа № 6 | Окружность | |
69 | Контрольная работа № 7 | Итоговая контрольная работа | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении, сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, циркуль, транспортир).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Раздел 1. Повторение | 3 |
2. | Раздел 2. Четырехугольники | 13 |
3. | Раздел 3. Площадь | 14 |
4. | Раздел 4. Подобные треугольники | 19 |
5. | Раздел 5. Окружность | 17 |
6. | Раздел 6. Повторение | 4 |
| Всего | 70 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока в году | Номер урока в теме | Содержание учебного материала | Количество часов | Планируемые даты | Даты фактически проведенных уроков |
РАЗДЕЛ 1. ПОВТОРЕНИЕ | 3часа | | |
1 | 1 | Входная контрольная работа 3 | 3 | Входная контрольная работа | |
2-3 | 2-3 | Повторение | 1 | 2 неделя | |
РАЗДЕЛ 2. ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ | 13 часов | | |
4-5 | 1-2 | Анализ контрольной работы. Многоугольники | 2 | 2-3 неделя | |
6-10 | 3-7 | Параллелограмм и трапеция | 5 | 3-5 неделя | |
11-13 | 8-10 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 3 | 5-6 неделя | |
14-15 | 11-12 | Решение задач | 2 | 7 неделя | |
16 | 13 | Контрольная работа № 2 по теме: «Четырехугольники»(четвертная) | 1 | 8 неделя | |
РАЗДЕЛ 3. ПЛОЩАДЬ | 14 часов | | |
17-19 | 1-3 | Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника | 3 | 8-9 неделя | |
20-24 | 4-8 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 5 | 10-12 неделя | |
25-27 | 9-11 | Теорема Пифагора | 3 | 12-13 неделя | |
28-29 | 12-13 | Решение задач | 2 | 14 неделя | |
30 | 14 | Контрольная работа № 3 по теме: «Площади фигур» | 1 | 15 неделя | |
РАЗДЕЛ 4. ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ | 19 часов | | |
31-33 | 1-3 | Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников | 3 | 15-16 неделя | |
34 | 4 | Полугодовая контрольная работа | 1 | 17 неделя | |
35-38 | 5-8 | Анализ контрольной работы. Признаки подобия треугольников | 4 | 17-19 неделя | |
39-45 | 9-15 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 7 | 19-22 неделя | |
46-48 | 16-18 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 | 23-24 неделя | |
49 | 19 | Контрольная работа № 5 по теме: «Подобные треугольники»(Четвертная) | 1 | 24 неделя | |
РАЗДЕЛ 5. ОКРУЖНОСТЬ | 17 часов | | |
50-52 | 1-3 | Анализ контрольной работы. Касательная к окружности | 3 | 25-26 неделя | |
53-56 | 4-7 | Центральные и вписанные углы | 4 | 26-28 неделя | |
57-59 | 8-10 | Четыре замечательные точки треугольника | 3 | 28-29 неделя | |
60-62 | 11-13 | Вписанная и описанная окружность | 3 | 30-31 неделя | |
63-65 | 14-16 | Решение задач | 3 | 31-32 неделя | |
66 | 17 | Контрольная работа № 6 по теме «Окружность» | 1 | 33 неделя | |
РАЗДЕЛ 6. ПОВТОРЕНИЕ | 4 часа | | |
67-68 | 1-2 | Анализ контрольной работы. Решение задач на повторение | 2 | 33-34 неделя | |
69 | 3 | Итоговая контрольная работа | 1 | 34 неделя | |
70 | 4 | Анализ контрольной работы | 1 | 35 неделя | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Атанасян Л.С. «Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы», М., «Просвещение», 2014.
Бурмистрова Т.А. Геометрия 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Рабинович Е.М., Геометрия 7-9. Задачи и упражнения на готовых чертежах, Харьков, «Гимназия», 1998.
ёКРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Оценка письменных работ
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.