Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по предмету «Геометрия» для 9 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2017 года №1897
Учебного плана МБОУ «Простинской основной общеобразовательной школы» НМР РТ на 2019 – 2020 учебный год.
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. / Сост. Г. М.Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004. – №4. – С.4.
Программа соответствует учебнику: Геометрия 7 – 9 : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г.Позняк, И. И. Юдина. – М. : Просвещение, 2017.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана на 68 часа в год из расчета 2часа в неделю. Обучение проводится на базовом уровне.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:
1) владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
2) умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использование специального оборудования;
3)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
4)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
1) владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
2) умение использовать персональные средства доступа.
Предметные:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
осознание роли математики в развитии России и мира;
возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация
3) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок. Прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
выполнение измерения длин, расстояний. Величин углов с помощью инструментов для измерения длин и углов;
4) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углов между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
проведение доказательств в геометрии;
оперирование на базовом уровне понятиями: сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других предметов;
решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;
Содержание учебного предмета
Геометрические фигуры(12 часов)
Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности для правильных многоугольников. Окружность, круг, круговой сектор.
Средняя линия трапеции.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические фигуры в пространстве (объемные тела) (9 часов)
Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.
Отношения, измерения и вычисления (11часов)
Синус, косинус, тангенс, котангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур. Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников.
Формула для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Формулы длины окружности, площади круга и площади кругового сектора. Формулы для вычисления координат точки.
Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические преобразования (8 часов)
Движения. Поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.
Решение практических задач с использованием свойств изученных фигур.
Векторы и координаты на плоскости (18часов)
Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.
Координаты. Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Уравнения фигур.
Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.
Повторение курса 7-9 класса (10 часов)
Тематическое планирование
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов |
1. | Векторы и метод координат | 18 |
2. | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 |
3. | Длина окружности и площадь круга | 12 |
4. | Движения | 8 |
5. | Начальные сведения из стереометрии | 7 |
6 | Об аксиомах планиметрии | 2 |
7 | Повторение за курс 7-9 классов | 10 |
| итого | 68 |
Календарно - тематический план
№ урока | Изучаемая тема | дата |
план | факт |
Раздел 1. Векторы и метод координат |
1 | Тема 1.1. Понятие вектора | 04,09 | |
2 | 08,09 | |
3 | Тема 1.2. Сложение и вычитание векторов | 11,09 | |
4 | 15,09 | |
5 | Тема 1.3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 18,09 | |
6 | 22,09 | |
7 | 25,09 | |
8 | Тема 1.4. Координаты вектора | 29,09 | |
9 | 02,10 | |
10 | Тема 1.5. Простейшие задачи в координатах | 06,10 | |
11 | 09,10 | |
12 | 13,10 | |
13 | Тема 1.6. Уравнения окружности и прямой | 16,10 | |
14 | 20,10 | |
15 | 23,10 | |
16 | 27,10 | |
17 | Тема 1.7. Решение задач по теме «Векторы и метод координат» | 30,10 | |
18 | Тема 1.8. Контрольная работа по теме «Векторы. Метод координат» | | |
Раздел 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. |
19 | Тема 2.1. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | | |
20 | | |
21 | Тема 2.2. Соотношения между сторонами и углами треугольника | | |
22 | | |
23 | | |
24 | Тема 2.3. Скалярное произведение векторов | | |
25 | | |
26 | | |
27 | | |
28 | Тема 2.4. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | | |
29 | Тема 2.5. Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | | |
Раздел 3. Длина окружности и площадь круга |
30 | Тема 3.1. Правильные многоугольники | | |
31 | | |
32 | | |
33 | | |
34 | Тема 3.2. Длина окружности и площадь круга | | |
35 | | |
36 | | |
37 | | |
38 | | |
39 | Тема 3.3. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | | |
40 | | |
41 | Тема 3.4. Контрольная работа по теме «Длина окружности и площадь круга» | | |
Раздел 4. Движения |
42 | Тема 4.1. Понятие движения | | |
43 | | |
44 | | |
45 | Тема 4.2. Параллельный перенос и поворот | | |
46 | | |
47 | | |
48 | Тема 4.3. Решение задач по теме «Движения» | | |
49 | Тема 4.4. Контрольная работа по теме «Движения» | | |
| Раздел 5. Начальные сведения из стереометрии | |
50 | Тема 5.1. Многогранники | | |
51 | | |
52 | | |
53 | | |
54 | Тема 5.2. Тела и поверхности вращения | | |
55 | | |
56 | | |
| Раздел 6. Об аксиомах планиметрии | | |
57 | Об аксиомах планиметрии | | |
58 | Об аксиомах планиметрии | | |
| Раздел 5. Повторение за курс 7-9 классов | | |
59 | Треугольники | | |
60 | | |
61 | Многоугольники | | |
62 | | |
63 | Окружность | | |
64 | | |
65 | Итоговое тестирование за курс геометрии 7-9 классов | | |
66 | Решение заданий ОГЭ | | |
67 | | |
68 | | |
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам.директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
22