Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Зехидинская основная общеобразовательная школа»
Цунтинский район республика Дагестан
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы |
учителей математики | по УВР | __________У. Б. Магомедова |
Протокол №______________ | ________Магомедрасулов О.А. | Приказ № ____________ |
от «____»____________2019г. | «____»_________2019г. | от «___» __________2019г. |
Руководитель МО __________ Магомедова Д.А. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Геометрия»
9 классы
основное общее образование, базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе пособия для учителей по Геометрии: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф,2018
.
Составитель:
Магомедрасулов Омар Абдулкадырович
учитель математики
первой квалификационной категории
Зехида – 2019
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Геометрия" в 9-м классе
Предметные результаты
По окончании 9 класса обучающиеся научатся:
Геометрические фигуры
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
классифицировать геометрические фигуры;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
доказывать теоремы;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Измерение геометрических величин
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Координаты
вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Векторы
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный закон;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
По окончании 9 класса обучающиеся получат возможность научиться:
Геометрические фигуры
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом подобия, методом перебора вариантов;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;
научиться решать задачи на построение методом подобия;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
приобрести опыт выполнения проектов.
Измерение геометрических величин
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
применять алгебраический и тригонометрический аппарат при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
приобрести опыт выполнения проектов.
Векторы
овладеть векторным методом решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт выполнения проектов.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной , точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Содержание учебного предмета "Геометрия" 9 класс
Повторение курса 7-8 класса (3 часа)
Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. Четырехугольники. Виды четырехугольников. Свойства и признаки. Формулы площадей. Окружность, касательная, секущая. Признаки и свойства.
Решение треугольников (15 часов)
Тригонометрические функции угла от 0° до 180°. Теорема косинусов. Теорема синусов. Решение треугольников. Формулы для нахождения площади треугольника.
Правильные многоугольники (8 часов)
Правильные многоугольники и их свойства. Длина окружности. Площадь круга.
Декартовы координаты (12 часов)
Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Угловой коэффициент прямой.
Векторы (12 часов)
Понятие вектора. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов.
Геометрические преобразования (10 часов)
Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Поворот. Гомотетия. Подобие фигур.
Повторение и систематизация учебного материала (8 часов)
Упражнения для повторения курса 9 класса. Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Раздел курса | По авторской программе (кол-во часов) | По рабочей программе (кол-во часов) |
1 | Повторение курса геометрии 7-8 класса | - | 3 |
2 | Решение треугольников | 17 | 15 |
3 | Правильные многоугольники | 10 | 8 |
4 | Декартовы координаты | 12 | 12 |
5 | Векторы | 15 | 12 |
6 | Геометрические преобразования | 11 | 10 |
7 | Повторение и систематизация учебного материала | 5 | 8 |
| Итого | 70 | 68 |
Тематическое планирование изменено в связи с тем, что годовой календарный график МАОУ Гальчинская СОШ на 2018-2019 учебный год рассчитан на 34 учебный недели.
Календарно-тематическое планирование 9а, 9б класс (геометрия)
№ п/п | Тема урока | Планируемые сроки | Фактические сроки |
Повторение курса геометрии 7-8 класса (3ч.) |
| Вводный ИОТ- 016-2017. Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. | 03.09-07.09 | |
| Четырехугольники. Виды четырехугольников. Свойства и признаки. Формулы площадей. | 03.09-07.09 | |
| Окружность, касательная, секущая. Признаки и свойства. | 10.09-14.09 | |
Глава 1. Решение треугольников (15ч.) |
| Тригонометрические функции угла от 0° до 180°. | 10.09-14.09 | |
| Тригонометрические функции угла от 0° до 180°. | 17.09-21.09 | |
| Теорема косинусов. | 17.09-21.09 | |
| Теорема косинусов. | 24.09-28.09 | |
| Теорема косинусов. | 24.09-28.09 | |
| Теорема синусов. | 01.10-05.10 | |
| Теорема синусов. | 01.10-05.10 | |
| Теорема синусов. | 08.10-12.10 | |
| Решение треугольников. | 08.10-12.10 | |
| Решение треугольников. | 15.10-19.10 | |
| Формулы для нахождения площади треугольника. | 15.10-19.10 | |
| Формулы для нахождения площади треугольника. | 22.10-26.10 | |
| Формулы для нахождения площади треугольника. | 22.10-26.10 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 06.11-09.11 | |
| Контрольная работа №1 по теме: « Решение треугольников» | 06.11-09.11 | |
Глава 2 Правильные многоугольники (8 ч.) |
| Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники. | 12.11-16.11 | |
| Правильные многоугольники. Свойства. | 12.11-16.11 | |
| Правильные многоугольники. Свойства. | 19.11-23.11 | |
| Длина окружности. Площадь круга. | 19.11-23.11 | |
| Длина окружности. Площадь круга. | 26.11-30.11 | |
| Длина окружности. Площадь круга. | 26.11-30.11 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 03.12-07.12 | |
| Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники» | 03.12-07.12 | |
Глава 3 Декартовы координаты (12 ч.) |
| Анализ контрольной работы. Расстояние между двумя точками с заданными координатами. | 10.12-14.12 | |
| Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. | 10.12-14.12 | |
| Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. | 17.12-21.12 | |
| Уравнение фигуры. | 17.12-21.12 | |
| Уравнение окружности. | 24.12-28.12 | |
| Уравнение окружности. | 24.12-28.12 | |
| Уравнение прямой. | 14.01-18.01 | |
| Уравнение прямой. | 14.01-18.01 | |
| Угловой коэффициент прямой. | 21.01-25.01 | |
| Угловой коэффициент прямой. | 21.01-25.01 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 28.01-01.02 | |
| Контрольная работа №3 по теме: « Декартовы координаты» | 28.01-01.02 | |
Глава 4 Векторы (12 ч.) |
| Анализ контрольной работы. Понятие вектора. | 04.02-08.02 | |
| Координаты вектора. | 04.02-08.02 | |
| Сложение векторов. | 11.02-15.02 | |
| Сложение векторов. | 11.02-15.02 | |
| Вычитание векторов. | 18.02-22.02 | |
| Вычитание векторов. | 18.02-22.02 | |
| Умножение вектора на число. | 25.02-01.03 | |
| Умножение вектора на число. | 25.02-01.03 | |
| Скалярное произведение векторов. | 04.03-08.03 | |
| Скалярное произведение векторов.. | 04.03-08.03 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 11.03-15.03 | |
| Контрольная работа №4 по теме: «Векторы» | 11.03-15.03 | |
Глава 5 Геометрические преобразования (10 ч.) |
| Анализ контрольной работы. Движение (перемещение) фигуры. | 18.03-22.03 | |
| Параллельный перенос. | 18.03-22.03 | |
| Параллельный перенос. | 03.04-05.04 | |
| Осевая симметрия. Центральная симметрия. | 03.04-05.04 | |
| Осевая симметрия. Центральная симметрия. | 08.04-12.04 | |
| Поворот. | 08.04-12.04 | |
| Поворот. | 15.04-19.04 | |
| Гомотетия. Подобие фигур. | 15.04-19.04 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 22.04-26.04 | |
| Контрольная работа №5 по теме: «Геометрические преобразования» | 22.04-26.04 | |
Повторение и систематизация учебного материала (8 ч.) |
| Повторение. Разбор и решение прототипов задачи №24 ОГЭ | 29.04-03.05 | |
| Повторение. Разбор и решение прототипов задачи №24 ОГЭ | 29.04-03.05 | |
| Повторение. Решение прототипов задачи на доказательство (№25) | 06.05-10.05 | |
| Повторение. Решение прототипов задачи на доказательство (№25) | 06.05-10.05 | |
| Повторение. Итоговая контрольная работа №7 | 13.05-17.05 | |
| Анализ контрольной работы. Повторение. | 13.05-17.05 | |
| Повторение. Разбор и решение прототипов задачи №26 ОГЭ | 20.05-24.05 | |
| Повторение. Разбор и решение прототипов задачи №26 ОГЭ Повторение. | 20.05-24.05 | |
Согласовано
на заседании ШМО учителей
математики и информатики
Протокол № ___от 31 августа 2018 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Зайцева С.С. _______________
«31» августа 2018 года