СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 9 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе

примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010, к учебникуГеометрия для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.,2015г.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 класс»

БЕЛОКАЛИТВИНСКИЙ РАЙОН х. ИЛЬИНКА

______________________________________________________________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

______________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



«Утверждаю»

Директор МБОУ Ильинской СОШ

Приказ от __________ № ______

Подпись руководителя________ /В.П.Дмитриенко/


Печать




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По геометрии

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)



основное общее образование 9 класс


(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 66 ч


Учитель Сулименко Т.Л.


Программа разработана на основе

примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010, к учебникуГеометрия для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.,2015г.).

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)


2020-2021г












Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающегося сформируется:

 развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

 способность к преодолению стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

 качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

 качества мышления, необходимые для адаптации в современном обществе;

 интерес и уважение к другим народам России и мира, принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

 уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

 позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

основ прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

 планировать пути достижения целей;

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

построению жизненных планов во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

 адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи. Ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

 осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установление родовидовых связей;

 устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;

 создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства. Модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; случать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

 первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

 видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

 находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

 понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

 выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

 применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

 понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

 самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

 работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

 основам коммуникативной рефлексии;

 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой

социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки

альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.


Познавательные УУД

Обучающийся научится:

 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 давать определение понятиям;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

 обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

 работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

основам рефлексивного чтения;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;


Предметные результаты


Обучающийся научится:

  • оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов:

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • вычислять площади кругов и секторов; длину окружности, длину дуги окружности;

  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

  • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

  • оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

  • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

  • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

  • владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

  • работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

  • овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

  • решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;

  • вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.





Содержание учебного предмета

1-3. Повторение. Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.


4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.


5. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

6.Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

7. Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрия. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.

Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призма, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объёмов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью развёрток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

9. Повторение. Решение задач



Тематическое планирование
№ раздела, темы Наименование раздел, тем Количество часов
Всего Контрольные работы
1 Повторение 2
2 Векторы. Метод координат 17 1
3 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов 11 1
4 Длина окружности и площадь круга 12 1
5 Движение 8 1
7 Начальные сведения из стереометрии 2 1
8 Повторение 14

итого 66










Календарно-тематическое планирование


№ п/п



Наименование темы

Кол-

во часов

Дата

Примечание

по плану

по факту

1

1

Повторение. Решение задач по теме «Треугольники»

1

1.09



2

2

Повторение. Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

3.09





Векторы

7



 

3

1

Понятие вектора

1

8.09


 

4

2

Понятие вектора

1

10.09



5

3

Сложение и вычитание векторов

1

15.09


 

6

4

Сложение и вычитание векторов

1

17.09



7

5

Сложение и вычитание векторов

1

22.09



8

6

Умножение векторов на число

1

24.09


 

9

7

Применение векторов к решению задач

1

29.09





Метод координат

10

 


 

10

1

Координаты вектора

1

1.10


 

11

2

Координаты вектора

1

6.10



12

3

Простейшие задачи в координатах

1

8.10


 

13

4

Простейшие задачи в координатах

1

13.10



14

5

Уравнение окружности. Уравнение прямой

1

15.10


 

15

6

Уравнение окружности. Уравнение прямой

1

20.10



16

7

Уравнение окружности. Уравнение прямой

1

22.10



17

8

Решение задач по теме «Уравнение прямой и окружности»

1

5.11



18

9

Решение задач по теме «Уравнение прямой и окружности»

1

10.11



19

10

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»

1

12.11


 



Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

 


 

20

1

Синус, косинус тангенс угла

1

17.11


 

21

2

Синус, косинус тангенс угла

1

19.11



22

3

Синус, косинус тангенс угла

1

24.11



23

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

26.11


 

24

5

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

1.12



25

6

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

3.12



26

7

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

8.12



27

8

Скалярное произведение векторов

1

10.12


 

28

9

Скалярное произведение векторов

1

15.12



29

10

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

17.12


 

30

11

Контрольная работа  № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

22.12


 



Длина окружности и площадь круга

12



 

31

1

Правильные многоугольники

1

24.12


 

32

2

Правильные многоугольники

1

29.12



33

3

Правильные многоугольники

1

12.01



34

4

Правильные многоугольники

1

14.01



35

5

Длина окружности и площадь круга

1

19.01



36

6

Длина окружности и площадь круга

1

21.01



37

7

Длина окружности и площадь круга

1

26.01



38

8

Длина окружности и площадь круга

1

28.01



39

9

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

2.02


 

40

10

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

4.02



41

11

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

9.02



42

12

Контрольная работа № 3  по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

 11.02


 



Движение

8

 


 

43

1

Понятие движения. Симметрия

1

16.02


 

44

2

Понятие движения. Симметрия

1

18.02



45

3

Понятие движения. Симметрия

1

25.02



46

4

Параллельный перенос и поворот

1

2.03


 

47

5

Параллельный перенос и поворот

1

4.03



48

6

Параллельный перенос и поворот

1

9.03



49

7

Решение задач по теме «Движение»

1

11.03


 

50

8

Контрольная работа № 4  по теме «Движение»

1

16.03


 



Начальные сведения из стереометрии

2



 

51

1

Многогранники

1

18.03


 

52

2

Тела и поверхности вращения

1

1.04





Повторение

14




53

1

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

6.04



54

2

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

 8.04


 

55

3

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

13.04


 

56

4

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

15.04



57

5

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

20.04



58

6

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

22.04



59

7

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

27.04



60

8

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

29.04



61

9

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

4.05



62

10

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

6.05



63

11

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

11.05



64

12

Итоговая контрольная работа

1

13.05



65

13

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

18.05



66

14

Подготовка к ОГЭ. Решение задач

1

20.05





                                                  Итого часов

66

 


 




Согласовано

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Ильинская СОШ

от ______ 20 ____ года №___

______________________________

Подпись руководителя МС /Н.А.Гущина/


Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________ /Н.А.Гущина/

подпись

____ ______ 20___года

дата



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!