Управление образования администрации
Амурского муниципального района Хабаровского края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/________________ «____»____________ 20____г. | | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора учреждения от ___________г. №_____ |
Рабочая программа
по Геометрии
9Б класс
Разработала
учитель математики:
Дукина Елена Александровна
2021 год
Учебный предмет: геометрия
Количество часов в неделю по учебному плану: 2 часа
Всего количество часов в году по плану: 66 часов
Программно-методическое сопровождение:
В.Ф. Бутузов «Рабочие программы по «Геометрии», учебник Л.С. Атанасян и другие» 7-9 класс М: «Просвещение» 2015 г.
Учебник: Л.С. Атанасян, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений:-М.: Просвещение, 2015 г.
Класс: 9 Б
Учитель: Дукина Елена Александровна
Количество обязательных контрольных работ: 5
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края с учётом программы для общеобразовательных учреждений В.Ф. Бутузов «Рабочие программы по «Геометрии», учебник Л.С. Атанасян и другие» 7-9 класс М: «Просвещение» 2015 г.
Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 9Б классе базового уровня.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Цели обучения
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники).
Место предмета в учебном плане
Согласно календарному графику учебного процесса МБОУ СОШ № 9 г. Амурска на 2018-2019 учебный год, для изучения курса геометрии в 9Б классе, отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год, что соответствует программе и календарному графику учебного процесса учреждения на 2020-2021 учебный год, утвержденного директором О.Е.Силиной от 25 августа 2016 года.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для ученика:
Л.С. Атанасян, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений:-М.: Просвещение, 2015 г.
Для учителя:
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов: Илекса, 2008.
Изучение геометрии в 7 – 9 классах. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина. Методические рекомендации к учебнику. / 3-е издание. М.: Просвещение, 2000. – 255 с.
Поурочные разработки по геометрии, 9 класс. Н.Ф.Гаврилова. – М: «Вако», 2005.
Интернет – ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru –Министерство образования РФ.
http://www.kokch.kts.ru/cdo - Тестирование online: 5 – 11 классы.
http://www.rusedu.ru – Архив учебных программ информационного образовательного портала.
http://mega.km.ru – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
www.ege.edu.ru – официальный информационный портал ЕГЭ
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru – «Открытый класс» сетевые образовательные сообщества
http://www.researcher.ru - Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников"
http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей
http://mat.1september.ru/ - издательство «Первое сентября. Математика»
http://www.profile-edu.ru – сайт профильного обучения
http://festival.1september.ru/mathematics/ – педагогический форум: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Министерство образования РФ: http://www.innformika.ru /; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu/ru/
Тестирование – 5-11 классы: http://www.kokch.ru/cdo/
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
Сайты «Энциклопедий», например: http://www.rubicon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
Список литературы
Александров А. Д. и др. Геометрия для 7-9 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики. – М.: Просвещение, 1996г – с. 407.
Погорелов А. В. За страницами геометрии: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000г. – с. 61
Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. В направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса, обучающихся по данной программе
В результате изучения курса «Геометрия» обучающиеся девятого класса научатся:
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов:
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
вычислять площади кругов и секторов; длину окружности, длину дуги окружности;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Получат возможность:
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Ох, уж эти векторы!»,
«Треугольники... они повсюду!!!», «Геометрические паркеты», «В моде — геометрия!»
решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;
вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Содержание тем учебного курса
Векторы и метод координат (17 ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Длина окружности и площадь круга (11 ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Движения (7 ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Начальные сведения из стереометрии (7 ч).
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Об аксиомах геометрии (2 ч)
Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии
Итоговое повторение (8 ч)
Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.
Тематическое планирование модуль «Геометрия»
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
Всего | Контрольные работы |
| Понятие вектора | 12 | 1 |
| Метод координат | 10 | 1 |
| Соотношение между сторонами и углами треугольника | 14 | 1 |
| Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 |
| Понятие движения | 10 | 1 |
| Повторение | 8 | |
| ИТОГО | 66 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по математике 9 В классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
План | Факт |
Повторение курса геометрии (2 часа) |
| | | Повторение. Треугольники | 1 | |
| | | Повторение. Четырехугольники | 1 | |
Глава 1. Векторы (10 часов) |
| | | Понятие вектора. Равенство векторов. | 1 | |
| | | Откладывание вектора от данной точки | 1 | |
| | | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма | 1 | |
| | | Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Сложение и вычитание векторов» | 1 | |
| | | Умножение вектора на число | 1 | |
| | | Применение векторов к решению задач | 1 | |
| | | Средняя линия трапеции | 1 | |
| | | Решение задач | 1 | |
| | | Контрольная работа №1 «Векторы» | 1 | |
Глава 2. Метод координат (10 часов) |
| | | Анализ контрольной работы №1. Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам | 1 | |
| | | Координаты вектора. | 1 | |
| | | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 | |
| | | Простейшие задачи в координатах | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Методом координат» | 1 | |
| | | Уравнение окружности | 1 | |
| | | Уравнение прямой | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Уравнение окружности. Уравнение прямой» | 1 | |
| | | Решение задач с использованием метода координат | 1 | |
| | | Контрольная работа №2 «Метод координат» | 1 | |
Соотношение между сторонами и углами треугольника (14 часов) |
| | | Анализ контрольной работы №2. Синус, косинус, тангенс угла | 1 | |
| | | Основное тригонометрическое тождество | 1 | |
| | | Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки | 1 | |
| | | Теорема о площади треугольника. | 1 | |
| | | Теорема синусов | 1 | |
| | | Теорема косинусов | 1 | |
| | | Решение треугольников | 1 | |
| | | Решение треугольников | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
| | | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | |
| | | Скалярное произведение векторов и его свойства | 1 | |
| | | Применение скалярного произведения векторов к решению задач. Организация проектной деятельности. Заключительный этап | 1 | |
| | | Контрольная работа №3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.» | 1 | |
Длина окружности и площадь круга(12 часов) |
| | | Анализ контрольной работы №3. Правильный многоугольник | 1 | |
| | | Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | |
| | | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | 1 | |
| | | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него | 1 | |
| | | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | |
| | | Построение правильных многоугольников | 1 | |
| | | Длина окружности | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Длина окружности» | 1 | |
| | | Площадь круга и кругового сектора | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Площадь круга и кругового сектора» | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Площадь круга и кругового сектора» | 1 | |
| | | Контрольная работа №4 «Длина окружности, площадь круга и кругового сектора» | 1 | |
Понятие движения (10 часов) |
| | | Анализ контрольной работы №4. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | 1 | |
| | | Свойства движения. | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Понятие движения. Осевая и центральная симметрия» | 1 | |
| | | Параллельный перенос | 1 | |
| | | Решение задач: «Параллельный перенос» | 1 | |
| | | Поворот | 1 | |
| | | Решение задач: «Поворот» | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Движения» | 1 | |
| | | Решение задач по теме: «Движения» | 1 | |
| | | Контрольная работа №5 «Движение» | 1 | |
Повторение (8 часов) |
| | | Анализ контрольной работы №9. Об аксиомах планиметрии | 1 | |
| | | Повторение. Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. | 1 | |
| | | Повторение. Треугольники. Признаки равенства треугольников. Подобие треугольников | 1 | |
| | | Повторение. Треугольники. Решение треугольников. | 1 | |
| | | Повторение. Окружность. | 1 | |
| | | Повторение. Четырёхугольники, многоугольники. | 1 | |
| | | Повторение. Четырёхугольники, многоугольники. | 1 | |
| | | Повторение. Векторы. Метод координат. Движения. | 1 | |