МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на методическом на педагогическом Приказом директора школы
объединении совете № 65 от 13.05. 2022 г.
Протокол № 8 Протокол № 7
От 06.05.2022 г. от 13.05.2022 г. ___________/Н.В.Рекунова/
Рабочая программа
по предмету
ГЕОМЕТРИЯ
9 КЛАСС
Учитель математики:
Рекунова Наталья Владимировна
с. Санномыск
2022 г.
Программа соответствует учебнику учебнику «Геометрия» 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2020.
В данной рабочей программе на изучение Геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недели – 68 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
5. Умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
6. Компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
7. Первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
8. Умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
10. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
11. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
12. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
Осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
Представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Систематические знания о фигурах и их свойствах;
Практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
- проводить практические расчёты.
Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Отношения
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Геометрические построения
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
Геометрические преобразования
Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать движение объектов в окружающем мире;
распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
Векторы и координаты на плоскости
Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Выпускник получит возможность научиться для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях
Геометрические фигуры
Оперировать понятиями геометрических фигур;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения;
владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
Отношения
Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
проводить простые вычисления на объемных телах;
формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
проводить вычисления на местности;
применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
Геометрические построения
Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования
Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Векторы и координаты на плоскости
Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.
Выпускник получит возможность научиться для успешного продолжения образования на углубленном уровне
Геометрические фигуры
Свободно оперировать геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений;
самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новые классы фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям;
исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах;
решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач;
формулировать и доказывать геометрические утверждения.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и интерпретировать результат.
Отношения
Владеть понятием отношения как метапредметным;
свободно оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
использовать свойства подобия и равенства фигур при решении задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для построения и исследования математических моделей объектов реальной жизни.
Измерения и вычисления
Свободно оперировать понятиями длина, площадь, объем, величина угла как величинами, использовать равновеликость и равносоставленность при решении задач на вычисление, самостоятельно получать и использовать формулы для вычислений площадей и объемов фигур, свободно оперировать широким набором формул на вычисление при решении сложных задач, в том числе и задач на вычисление в комбинациях окружности и треугольника, окружности и четырехугольника, а также с применением тригонометрии;
самостоятельно формулировать гипотезы и проверять их достоверность.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
свободно оперировать формулами при решении задач в других учебных предметах и при проведении необходимых вычислений в реальной жизни.
Геометрические построения
Оперировать понятием набора элементов, определяющих геометрическую фигуру,
владеть набором методов построений циркулем и линейкой;
проводить анализ и реализовывать этапы решения задач на построение.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять построения на местности;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования
Оперировать движениями и преобразованиями как метапредметными понятиями;
оперировать понятием движения и преобразования подобия для обоснований, свободно владеть приемами построения фигур с помощью движений и преобразования подобия, а также комбинациями движений, движений и преобразований;
использовать свойства движений и преобразований для проведения обоснования и доказательства утверждений в геометрии и других учебных предметах;
пользоваться свойствами движений и преобразований при решении задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Векторы и координаты на плоскости
Свободно оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
владеть векторным и координатным методом на плоскости для решения задач на вычисление и доказательства;
выполнять с помощью векторов и координат доказательство известных ему геометрических фактов (свойства средних линий, теорем о замечательных точках и т.п.) и получать новые свойства известных фигур;
использовать уравнения фигур для решения задач и самостоятельно составлять уравнения отдельных плоских фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА
Повторение курса 7-8 класса 3 ч
Решение треугольников 16 часов
Синус, косинус , тангенс и котангенс угла от 0 до 180;
Теорема косинусов;
Теорема синусов;
Решение треугольников;
Формулы для вычисления площади треугольника.
Правильные многоугольники 9 часов.
Правильные многоугольники и их свойства;
Длина окружности; площадь круга.
Декартовы координаты на плоскости 11 часов
Расстояние между точками с заданными координатами; координаты середины отрезка;
Уравнение фигуры;
Уравнение окружности;
Уравнение прямой;
Угловой коэффициент прямой.
Векторы. 13 часов.
Понятие вектора;
Координаты вектора;
Сложение и вычитание векторов;
Умножение вектора на число;
Скалярное произведение векторов.
Геометрические преобразования 10 часов
Движение (перемещение) фигуры;
Параллельный перенос;
Осевая и центральная симметрия;
Поворот;
Гомотетия;
Подобие фигур.
6. Повторение и систематизация учебного материала. 6 часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела и уроков | Количество часов |
1 | Повторение курса 7-8 класса. Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 |
2 | Решение задач на применение на нахождение площадей многоугольников | 1 |
3 | Решение задач на применение теоремы Пифагора. | 1 |
| Решение треугольников | 16 |
4 | Тригонометрические функции угла от 0 до 180. | 1 |
5 | Тригонометрические функции угла от 0 до 180. | 1 |
6 | Теорема косинусов | 1 |
7 | Теорема косинусов | 1 |
8 | Теорема косинусов | 1 |
9 | Теорема косинусов | 1 |
10 | Теорема синусов | 1 |
11 | Теорема синусов | 1 |
12 | Теорема синусов | 1 |
13 | Решение треугольников | 1 |
14 | Решение треугольников | 1 |
15 | Решение треугольников | 1 |
16 | Формулы для нахождения площади треугольника | 1 |
17 | Формулы для нахождения площади треугольника | 1 |
18 | Формулы для нахождения площади треугольника | 1 |
19 | Контрольная работа №1 «Решение треугольников» | 1 |
| Правильные многоугольники | 9 |
20 | Правильные многоугольники и их свойства | 1 |
21 | Правильные многоугольники и их свойства | 1 |
22 | Правильные многоугольники и их свойства | 1 |
23 | Правильные многоугольники и их свойства | 1 |
24 | Длина окружности. Площадь круга | 1 |
25 | Длина окружности. Площадь круга | 1 |
26 | Длина окружности. Площадь круга | 1 |
27 | Длина окружности. Площадь круга | 1 |
28 | Контрольная работа №2 «Правильные многоугольники» | 1 |
| Декартовы координаты | 11 |
29 | Расстояние между точками с заданными координатами. | 1 |
30 | Расстояние между точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. | 1 |
31 | Расстояние между точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. | 1 |
32 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности. | 1 |
33 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности. | 1 |
34 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности. | 1 |
35 | Уравнение прямой. | 1 |
36 | Уравнение прямой. | 1 |
37 | Угловой коэффициент прямой. | 1 |
38 | Угловой коэффициент прямой. | 1 |
39 | Контрольная работа №3 «Декартовы координаты». | 1 |
| Векторы | 13 |
40 | Понятие вектора | 1 |
41 | Понятие вектора | 1 |
42 | Координаты вектора | 1 |
43 | Сложение и вычитание векторов. | 1 |
44 | Сложение и вычитание векторов. | 1 |
45 | Сложение и вычитание векторов. | 1 |
46 | Умножение вектора на число. | 1 |
47 | Умножение вектора на число. | 1 |
48 | Умножение вектора на число. | 1 |
49 | Скалярное произведение векторов | 1 |
50 | Скалярное произведение векторов | 1 |
51 | Скалярное произведение векторов | 1 |
52 | Контрольная работа №4 «Векторы» | 1 |
| Геометрические преобразования | 10 |
53 | Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос. | 1 |
54 | Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос. | 1 |
55 | Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос. | 1 |
56 | Осевая симметрия. | 1 |
57 | Осевая симметрия. | 1 |
58 | Центральная симметрия. Поворот | 1 |
59 | Центральная симметрия. Поворот | 1 |
60 | Гомотетия. Подобие фигур. | 1 |
61 | Гомотетия. Подобие фигур. | 1 |
62 | Контрольная работа № 5 «Геометрические преобразования» | 1 |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 6 |
63 | Решение задания 15. Модуль «Геометрия» ОГЭ | 1 |
64 | Решение задания 16. Модуль «Геометрия» ОГЭ | 1 |
65 | Решение задания 17. Модуль «Геометрия» ОГЭ | 1 |
66 | Решение задания 18. Модуль «Геометрия» ОГЭ | 1 |
67 | Решение задания 19 и 20. Модуль «Геометрия» ОГЭ | 1 |
68 | Контрольная работа №6 «Обобщение и систематизация знаний учащихся» | 1 |