Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена с учетом:
- требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- обязательного минимума содержания учебных программ;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебного предмета;
1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др.; составитель Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2011;
2. Стандарт основного общего образования по математике;
Программа соответствует учебнику «Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений» / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013
Преподавание ведется по первому варианту – 1 час в неделю
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Содержание курса
1. Векторы. Метод координат
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение.
Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции.
Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
Уравнение прямой и окружности.
Основная цель — сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла.
Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В процессе изучения данной темы знания учащихся о треугольниках дополняются сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Кроме того, здесь же учащиеся знакомятся еще с одной формулой площади треугольника. При этом воспроизведения доказательств этих теорем от учащихся можно не требовать.
3. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники.
Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности.
Построение правильных многоугольников.
Длина окружности. Число .
Площадь круга и площадь сектора.
Основная цель — расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. В этой теме учащиеся знакомятся с окружностями, вписанными в правильные многоугольники, и окружностями, описанными около правильных многоугольников, и их свойствами. При этом воспроизведения доказательств этих теорем можно не требовать от всех учащихся.
Здесь учащиеся на интуитивном уровне знакомятся с понятием предела и с его помощью рассматривают вывод формул длины окружности и площади круга.
4. Движение
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.
Понятие отображения плоскости на себя как основы для введения понятия движения рассматривается на интуитивном уровне с привлечением уже известных учащимся понятий осевой и центральной симметрии. Изучение понятия движения и его свойств дается в ознакомительном плане.
При изучении темы основное внимание следует уделить выработке навыков построения образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.
5. Повторение. Решение задач
Требования к уровню подготовки девятиклассников
- Уметь выполнять основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;
-Уметь выполнять действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач
-Уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.
- Уметь решать задачи на вычисление площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги окружности и площади круга, кругового сектора.
-Знать основные виды движения и уметь применять при решении задач. -Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц к другим в соответствии с условиями задачи.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Учащиеся проходят итоговую аттестацию – ГИА в форме ОГЭ.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература (учебники) | Учебные и справочные пособия: | Учебно-методическая литература: | Медиаресурсы |
1. Геометрия, 7 – 9: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2013 | 1. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский.. М.: Просвещение, 2013 | 1. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. М.: Просвещение, 2012 | 1. Учебное пособие «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 9 класс» 2. Учебное пособие «Живая математика» |
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school. edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www. school-collection. edu. ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www. mathvaz. ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www. it-n. ru - "Сеть творческих учителей"
6. www.festival.1september. ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок
7.http://alexlarin.net/ege14.html
Календарно-тематическое планирование
по геометрии в 9 классе.
Количество часов в неделю – 1 ч;
Автор учебника: Л.С.Атанасян
Учитель: Анищенко Наталья Михайловна
Номер урока | Планируемая дата | Фактическая дата | Номер пункта | Содержание | Количество часов | Примечания |
| | | | ГЛАВА IX Векторы | | |
| | | | § 1.Понятие вектора | 2 | |
1 | | | 79-80 | Понятие вектора. Равенство вектора | 1 | |
2 | | | 81 | Откладывание вектора от данной точки | 1 | |
| | | | § 2.Сложение и вычитание векторов | 3 | |
3 | | | 82 | Сумма двух векторов. | 1 | |
4 | | | 83 | Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | |
5 | | | 84-85. | Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов | 1 | |
| | | | § 3.Умножение векторов на число. Применение векторов к решению задач | 3 | |
6 | | | 86-87 | Произведение вектора на число Применение векторов к решению задач | 1 | |
7 | | | 88 | Средняя линия трапеции | 1 | |
8 | | | | Контрольная работа №1 «Векторы» | 1 | |
| | | | ГЛАВА X Метод координат | | |
| | | | § 1. Координаты вектора | 1 | |
9 | | | 89-90 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам .Координаты вектора | 1 | |
| | | | § 2. Простейшие задачи в координатах | 2 | |
10 | | | 91 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 | |
11 | | | 92 | Простейшие задачи в координатах | 1 | |
| | | | § 3. Уравнения окружности и прямой | 3 | |
12 | | | 93-94 | Уравнения линии на плоскости. Уравнения окружности | 1 | |
13 | | | 95 | Уравнения прямой | 1 | |
14 | | | | Контрольная работа №2 «Метод координат» | 1 | |
| | | | ГЛАВА XI Соотношение между сторонами и углами треугольника. калярное произведение вектров | | |
| | | | § 1. Синус, косинус, тангенс угла | 3 | |
15 | | | 97 | Синус, косинус, тангенс | 1 | |
16 | | | 98 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения | 1 | |
17 | | | 99 | Формулы для вычисления координат точки | 1 | |
| | | | § 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 | |
18 | | | 100 | Теорема о площади треугольника | 1 | |
19 | | | 101 | Теорема синусов | 1 | |
20 | | | 102 | Теорема косинусов | 1 | |
21 | | | 103 | Решение треугольников | 1 | |
| | | | § 3. Скалярное произвдение векторов | 3 | |
22 | | | 105-106 | Угол между векторами. Скалярное произвдение векторов | 1 | |
23 | | | 107-108 | Скалярное произвдение в координатах. Свойство скалярного произведения векторов | 1 | |
24 | | | | Контрольная работа №3 «Соотношение между сторонами и углами треугольника. калярное произведение вектров» | 1 | |
| | | | ГЛАВА XII Длинна окружности и площадь круга | | |
| | | | § 1. Правильные многоугольники | 4 | |
25 | | | 109-110 | Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | |
26 | | | 111 | Окружность, вписанная в правильный многоулгольник | 1 | |
27 | | | 112 | Формулы для вычесления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | |
28 | | | 113 | Построение правильных многоугольников | 1 | |
| | | | § 2. Длина окружности и площадь круга | 2 | |
29 | | | 114 | Длина окружности. Площадь круга. Площадь гругового сектора | 1 | |
30 | | | | Контрольная работа №4 «Длинна окружности и площадь круга» | 1 | |
| | | | ГЛАВА XIII Движения | | |
| | | | § 1. Понятие движения | 1 | |
31 | | | 115-117 | Отображения плоскости на себя. Понятие движения .Наложения и движения | 1 | |
| | | | § 2. Параллельный перенос и поворот | 3 | |
32 | | | 118-119 | Параллельный перенос Поворот | 1 | |
33 | | | | Контрольная работа №5 «Движения» | 1 | |
34 | | | | Повторение | 1 | |