Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Старотавларово МР Буздякский район Республики Башкортостан
«РАССМОТРЕНО" на ШМО учителей естественно – математического цикла Протокол № ___ от «__»_______20 г_ Руководитель ШМО_______Насырова З.З. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР МОБУ СОШ с. Старотавларово _____________ Шаймуратова Г.Ф «__»_________20 г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы МОБУ СОШ с. Старотавларово ______________Муратова Л.З.. Приказ № от «__»________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для 9 класса
Учитель: Насырова Зульфия Зиряковна
Квалификационная категория :высшая
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от 31 . 08. 20 г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»» № 273 -ФЗ
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике , утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089
3. Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004;
4. Учебного плана МОБУ СОШ с. Старотавларово на 20 -20 учебный год.
5.Примерной (авторской) программы основного общего образования по геометрии ( Атанасян Л.С.,Бутузов В.Ф и др.)
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели изучения геометрии
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения геометрии на ступени основного общего образования из расчета 2 учебных часа в неделю.
Формы и средства контроля.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
2.Содержание программы учебного предмета.
1. Вводное повторение
Повторение курса 7-8 классов.
Знать и понимать: понятия: медиана, биссектриса, высота, треугольника, параллелограмм, трапеция, ромб, квадрат.
Уметь: выполнять задачи из разделов курса VIII класса, используя теорию: теорема Пифагора, свойство средней линии треугольника, формулы вычисления площади треугольника; свойства, признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника.
2. Векторы
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
Цель: учить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками.
Знать и понимать:
- понятия вектора, нулевого вектора, длины вектора, коллинеарных векторов, равенства векторов;
- операции над векторами в геометрической форме (правило треугольника, правило параллелограмма, правило многоугольника, правило построения разности векторов и вектора, получающегося при умножении вектора на число); законы сложения векторов, умножения вектора на число;
- формулу для вычисления средней линии трапеции.
Уметь:
- откладывать вектор от данной точки;
- пользоваться правилами при построении суммы, разности векторов; вектора, получающегося
при умножении вектора на число;
- применять векторы к решению задач;
- находить среднюю линию треугольника;
3. Метод координат
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач, учить применять векторы к решению задач
Знать и понимать:
- понятие координат вектора;
- лемму и теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам;
- правила действий над векторами с заданными координатами;
- понятие радиус-вектора точки;
- формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка,
длины вектора и расстояния между двумя точками;
- уравнения окружности и прямой, осей координат.
Уметь:
- раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам;
- находить координаты вектора,
- выполнять действия над векторами, заданными координатами;
- решать простейшие задачи в координатах и использовать их при решении более сложных задач;
- записывать уравнения прямых и окружностей, использовать уравнения при решении задач;
- строить окружности и прямые, заданные уравнениями.
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
Знать и понимать:
- понятия синуса, косинуса и тангенса для углов от 0
до 180
;
- основное тригонометрическое тождество;
- формулы приведения;
- формулы для вычисления координат точки; соотношения между сторонами и углами
треугольника:
- теорему о площади треугольника;
- теоремы синусов и косинусов и измерительные работы, основанные на использовании этих
теорем;
- определение скалярного произведения векторов;
- условие перпендикулярности ненулевых векторов;
- выражение скалярного произведения в координатах и его свойства.
- методы решения треугольников.
Уметь:
- объяснять, что такое угол между векторами;
- применять скалярное произведение векторов при решении геометрических задач.
- строить углы;
- применять тригонометрический аппарат при решении задач, вычислять координаты точки с
помощью синуса, косинуса и тангенса угла;
- вычислять площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними;
- решать треугольники.
Синус и косинус любого угла от 0
до 180
вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
5. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках.
Знать и понимать:
- определение правильного многоугольника;
- теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности,
вписанной в правильный многоугольник;
- формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса
вписанной в него окружности;
- формулы длины окружности и дуги окружности;
- формулы площади круга и кругового сектора;
Уметь:
- вычислять площади и стороны правильных многоугольников, радиусов вписанных и
описанных окружностей;
- строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки;
- вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
- вычислять площадь круга и кругового сектора.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. Необходимо рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2 n -угольника, если дан правильный n-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.
6. Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Знать и понимать:
- определение движения и его свойства;
-примеры движения: осевую и центральную симметрии, параллельный перенос и поворот;
- при движении любая фигура переходит в равную ей фигуру;
- эквивалентность понятий наложения и движения
Уметь:
- объяснять, что такое отображение плоскости на себя;
- строить образы фигур при симметриях, параллельном переносе и повороте;
- решать задачи с применением движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
7.Повторение. Решение задач.
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса). Умение работать с различными источниками информации.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ОГЭ.
Уметь:
- отвечать на вопросы по изученным в течение года темам;
- применять все изученные теоремы при решении задач;
- решать тестовые задания базового уровня;
- решать задачи повышенного уровня сложности
Резерв времени – 3ч
3.Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
4.Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 65ч (резерв 3 ч)
№ | Название темы | Кол-во часов по рабочей программе | Кол-во контрольных работ |
1 | Вводное повторение | 2 | 1(входная) |
2 | Векторы. | 12 | 1 |
3 | Метод координат. | 10 | 1 (промежуточная) |
4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 14 | 2( 1 промежуточная) |
5 | Длина окружности и площадь круга. | 10 | 1 |
| Движения. | 9 | 1 |
6 | Повторение. Решение задач | 8 | 1( итоговый0 |
ИТОГО | 65 | 9 |
5. Календарно - тематическое планирование учебного материала
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечания |
календарная | фактическая |
| | | Вводное повторение | 2 | |
1 | | | Повторение курса геометрии 8 класса | | |
2 | | | Входная контрольная работа | | |
| | | Векторы | 12 | |
3 | | | Понятие вектора. | | |
4 | | | Откладывание вектора от данной точки. | | |
5 | | | Сумма двух векторов. | | |
6 | | | Сумма нескольких векторов. | | |
7 | | | Вычитание векторов. | | |
8 | | | Решение задач. | | |
9 | | | Умножение вектора на число. | | |
10 | | | Умножение вектора на число. | | |
11 | | | Применение векторов к решению задач. | | |
12 | | | Средняя линия трапеции. | | |
13 | | | Решение задач. | | |
14 | | | Контрольная работа №1 по теме «Векторы» | | |
| | | Метод координат | 10 | |
15 | | | Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | | |
16 | | | Координаты вектора. | | |
17 | | | Простейшие задачи в координатах. | | |
18 | | | Простейшие задачи в координатах. | | |
19 | | | Решение задач методом координат. | | |
20 | | | Уравнение окружности. | | |
21 | | | Уравнение прямой. | | |
22 | | | Решение задач. | | |
23 | | | Решение задач. | | |
24 | | | Контрольная работа №2 по теме «Метод координат» | | |
| | | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 14 | |
25 | | | Анализ контрольной работы .Синус, косинус, тангенс угла. | | |
26 | | | Синус, косинус, тангенс угла. | | |
27 | | | Синус, косинус, тангенс угла. | | |
28 | | | Теорема о площади треугольника. | | |
29 | | | Теорема синусов и косинусов. | | |
30 | | | Решение треугольников. | | |
31 | | | Решение треугольников. (промежуточная контрольная работа) | | |
32 | | | Измерительные работы. | | |
33 | | | Решение задач. | | |
34 | | | Скалярное произведение векторов. | | |
35 | | | Скалярное произведение в координатах. | | |
36 | | | Применение скалярного произведения к решению задач. | | |
37 | | | Решение задач. | | |
38 | | | Контрольная работа №3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.» | | |
| | | Длина окружности и площадь круга | 10 | |
39 | | | Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник | | |
40 | | | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник. | | |
41 | | | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | | |
42 | | | Решение задач. | | |
43 | | | Длина окружности. | | |
44 | | | Решение задач. | | |
45 | | | Площадь круга и кругового сектора. | | |
46 | | | Решение задач. | | |
47 | | | Решение задач. | | |
48 | | | Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга» | | |
| | | Движения | 9 | |
49 | | | Анализ контрольной работы. Понятие движения. | | |
50 | | | Свойства движений. | | |
51 | | | Решение задач. | | |
52 | | | Параллельный перенос. | | |
53 | | | Поворот. | | |
54 | | | Решение задач. | | |
55 | | | Решение задач. | | |
56 | | | Решение задач. | | |
57 | | | Контрольная работа №5 по теме «Движения» | | |
| | | Повторение | 8 | |
58 | | | Решение задач из ОГЭ | | |
59 | | | Решение задач из ОГЭ | | |
60 | | | Решение задач из ОГЭ | | |
61 | | | Решение задач из ОГЭ | | |
62 | | | Решение задач из ОГЭ | | |
63 | | | Решение задач из ОГЭ | | |
64 | | | Решение задач из ОГЭ | | |
65 | | | Итоговая контрольная работа | | |
66-68 | резерв | | | 3 | |
6.Перечень учебно-методических средств обучения:
Литература для учителя
Геометрия 7-9 класс / Л. С. Атанасян. М: Просвещение, 2007 год
Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы: М: : Просвещение, 2009 год
Н. Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии 9 класс, Москва, «ВАКО», 2005 год
А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса». Разноуровневые дидактические материалы. М: Илекса, 2002 год.
Б. Г. Зив, В. М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии», Москва, «Просвещение», 1998 год
Литература для учащихся
Геометрия 7-9 класс / Л. С. Атанасян. М: «Просвещение», 2007 год
А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса». Разноуровневые ; дидактические материалы. М.: Илекса, 2002 год.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (К и М)
2. «Математика, 5-11»
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет - ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.innformika.ru /; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu/ru/
Тестирование^ - 11 классы: http://www.kokch.ru/cdo/
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
Сайты «Энциклопедий», например: http://www.rubicon.ru/; http://www.encyclopedia.ru