СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 8 класса (УМК Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.)

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии для 8 класса на 2021-2022 учебный год составлена к УМК Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. и рассчитана на 2 часа внеделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 8 класса (УМК Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Любовшанская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено Согласовано Принято Утверждаю

на заседании ШМО Зам.директора на заседании Директор ОУ

и рекомендовано по УВР педсовета ______________

к утверждению ____________ Протокол №_ Подвойская В.А.

Протокол №__ от_____ от ______ Приказ №__ от______









Рабочая программа

по геометрии

для 8 класса

на 2021-2022 учебный год



Составитель: Бычкова Светлана Петровна

учитель первой квалификационной категории










2021 г.




1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

• слушать партнера;

• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


предметные:


Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:


• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;


• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;


• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;


• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;


• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;


• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;


• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;


• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений

между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;


• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;


• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


• описания реальных ситуаций на языке геометрии;


• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;


• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);


• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,

транспортир).


В результате изучения геометрии обучающийся научится:

Наглядная геометрия

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружаю­щем мире плоские и пространственные геометрические фи­гуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепи­педа;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры ли­нейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепи­педов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практи­ческих расчётов.

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках гео­метрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, пово­рот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии

и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основ­ные алгоритмы построения с помощью циркуля и ли­нейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в простран­стве.

Обучающийся получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и до­казательства: методом от противного, методом подо­бия, методом перебора вариантов и методом геометри­ческих мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при реше­нии геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на по­строение с помощью циркуля и линейки: анализ, постро­ение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом гео­метрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметриче­ских фигур с помощью компьютерных программ.


Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, дли­ны окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, ис­пользуя формулы длины окружности и длины дуги окруж­ности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, па­раллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул пло­щадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости спра­вочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или бо­лее прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отноше­ния равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.





































2. Содержание учебного предмета, курса



Повторение курса геометрии 7 класса (2 часа)

Треугольники.(1ч) Параллельные прямые.(1ч)

Цель: повторить материал курса геометрии 7 класса

Глава 5. Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник.(2ч) Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция.(6ч) Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.(4ч) Решение задач. (1ч) Контрольная работа №1 «Четырехугольники» (1ч)

Цель: изучить наиболее важные виды четы­рехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразо­вание плоскости, а как свойства геометрических фигур, в част­ности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как дви­жений плоскости состоится в 9 классе.

Глава 6. Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника.(2ч) Площади прямоуголь­ника, параллелограмма, треугольника, трапеции.(6ч) Теорема Пи­фагора. (3ч) Решение задач.(2ч) Контрольная работа №2 «Площадь» (1ч)

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из глав­ных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квад­рата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об от­ношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство призна­ков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Глава 7. Подобные треугольники (19часов)

Подобные треугольники.(2ч) Признаки подобия треугольников.(5ч) Контрольная работа №3 «Признаки подобия треугольников» (1ч)

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.(7ч) Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.(3ч) Контрольная работа №4 «Подобные треугольники. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника. » (1ч)

Цель: ввести понятие подобных треугольни­ков; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорцио­нальность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Глава 8. Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак.(3ч) Центральные и вписанные углы.(4ч) Четыре замечательные точки треугольника.(3ч) Вписанная и описанная окружности.(4ч) Решение задач.(2ч) Контрольная работа №5 «Окружность» (1ч)



Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя заме­чательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треуголь­ник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного че­тырехугольника.

9. Повторение. Решение задач. (4 часа)

Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
















3. Тематическое планирование


раздела и тем

Наименование разделов и тем


Учебные часы

Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса)

Практичес кая часть (в соответст вии со спецификой предмета, курса)


Повторение курса геометрии 7 класса

2




Глава V. Четырехугольники (14ч)




1

Многоугольники

2



2

Параллелограмм и трапеция

6



3

Прямоугольник. Ромб. Квадрат

4



4

Решение задач

1



5

Контрольная работа №1

1

1



Глава VI. Площадь (14 ч)




6

Площадь многоугольника

2



7

Площади параллелограмма, треугольника и трапеции

6



8

Теорема Пифагора

3



9

Решение задач

2



10

Контрольная работа №2

1

1



Глава VII. Подобные треугольники (19 ч)




11

Определение подобных треугольников

2



12

Признаки подобия треугольников

5



13

Контрольная работа №3

1



14

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

7



15

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

3



16

Контрольная работа №4

1

1



Глава VIII. Окружность (17 ч)




17

Касательная к окружности

3



18

Центральные и вписанные углы

4



19

Четыре замечательные точки треугольника

3



20

Вписанная и описанная окружности

4



21

Решение задач

2



22

Контрольная работа № 5

1

1



Повторение. Решение задач


4





Тематических контрольных работ


5




ИТОГО

70




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС



№ п\п


Тема урока

Дата



план

факт


Повторение курса геометрии 7 класса-2ч.


Повторение. Треугольники.

2.09



Повторение. Параллельные прямые.

7.09



Четырехугольники-14 ч.


Многоугольник. Выпуклый многоугольник.

9.09


Сумма углов выпуклого многоугольника. Четырехугольник.

14.09


Параллелограмм.

16.09


Признаки параллелограмма.

21.09


Решение задач то теме «Параллелограмм».

23.09


Трапеция.

28.09


Теорема Фалеса.

30.09


Задачи на построение.

5.10


Прямоугольник.

7.10


Ромб и квадрат.

12.10


Решение задач.

14.10


Осевая и центральная симметрии.

19.10


Решение задач.

21.10


Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники»

26.10


Площадь -14 ч

Работа над ошибками. Понятие площади многоугольника.

30.10


Площадь прямоугольника.

8.11


Площадь параллелограмма.

13.11


Площадь треугольника

15.11


Площадь треугольника.

20.11



Площадь трапеции.

22.11



Решение задач на вычисление площадей фигур

27.11



Решение задач на вычисление площадей фигур

29.11



Теорема Пифагора

4.12



Теорема, обратная теореме Пифагора.

6.12



Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы.

11.12



Решение задач. Площадь равностороннего треугольника. Формула Герона.

13.12



Решение задач. Самостоятельная работа.

18.12



Контрольная работа №2 по теме: «Площадь»

20.12



Подобные треугольники -19 ч.


Работа над ошибками. Пропорциональные отрезки.

25.12



Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников.

27.12



Первый признак подобия треугольников.

10.01



Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

15.01



Второй и третий признаки подобия треугольников.

17.01



Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников.

22.01



Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

24.01



Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»

29.01



Работа над ошибками. Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.

31.01



Решение задач на применение теоремы о средней линии треугольника и свойства медиан треугольника.

5.02



Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Деление отрезка в данном отношении.

7.02



Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

12.02



Решение задач на построение методом подобия.

14.02



Решение задач на построение методом подобия.

19.02



Измерительные работы на местности. О подобии произвольных фигур.

21.02



Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

26.02



Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600.

28.02



Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

5.03



Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

7.03



Окружность -17 ч.


Работа над ошибками.

Взаимное расположение прямой и окружности.

12.03



Касательная к окружности.

14.03



Касательная к окружности. Решение задач.

19.03



Градусная мера дуги окружности

21.03



Теорема о вписанном угле

2.04



Теорема об отрезках пересекающихся хорд

4.04



Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»

9.04



Свойство биссектрисы угла.

11.04



Теорема о серединном перпендикуляре к отрезку.

16.04



Теорема о точке пересечения высот треугольника.

18.04



Вписанная окружность.

23.04



Свойство описанного четырехугольника.

25.04



Описанная окружность.

30.04



Свойство вписанного четырехугольника.

2.05



Решение задач по теме «Окружность».

7.05



Решение задач по теме «Окружность».

14.05



Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»

16.05



Повторение-4ч.


Работа над ошибками. Повторение. Четырехугольники. Площадь. Решение задач.

21.05



Повторение. Подобные треугольники. Окружность. Решение задач.

23.05



Итоговая контрольная работа

28.05



Работа над ошибками.

30.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!