Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тхоревская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор МКОУ «Тхорёвская ООШ»
____________РоманенкоВ.Я. _______________ Свистунова Л. И.
Протокол № 1 от «29» августа 2018 г Приказ № 151 от «30»августа 2018г.
Рабочая программа
по геометрии
7 класс
Разработана
РоманенкоВ.Я.,
учителем математики первой
квалификационной категории
с.Тхоревка,2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» составлена на основе авторской Программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко) // Математика: программы: 5-9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – М.: Вентана-Граф, 2017. Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Практическая значимость геометрии 7-9 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).
Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала предмета уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Авторская Программа по геометрии для 7 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа составлена на один учебный год и предназначена для обучающихся 7 классов.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание геометрии в 7 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Геометрия в историческом развитии».
Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела — развить у учащихся воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально-логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представления учащихся об измерениях длин, углов и площадей фигур, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.
Раздел«Геометрия в историческом развитии», содержание которого фрагментарно внедрено в изложение нового материала как сведения об авторах изучаемых фактов и теорем, истории их открытия, предназначен для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Проведение занятий проходит по классно-урочной форме в первую смену. Продолжительность урока – 45 минут. Применяются информационно-коммуникативные технологии, большинство уроков сопровождаются компьютерными презентациями, интерактивным демонстрационным материалом. Используются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основной вид контроля – письменный. Запланировано:
контрольных работ – 5, практических работ – 4, теоретических тестов – 4.
Контрольные и самостоятельные работы формируются на основании примерных контрольных и самостоятельных работ, приведенных в методическом пособии: Геометрия: дидактические материалы: 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «Тхоревская ООШ» на 2018/2019 учебный год на изучение учебного предмета «Геометрия» в 7 классе выделено 2 часа в неделю, 70 часов на год.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихсяличностных, метапредметныхи предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о фигурах и их свойствах;
практически значимые геометрические умения и навыки, их применение к решению геометрических и негеометрических задач предполагающее умения:
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов;
выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
читать и использовать информацию, представленную на чертежах, рисунках;
проводить практические расчеты.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса геометрии 7 класса учащиеся должны:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
классифицировать геометрические фигуры;
доказывать теоремы;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
применять основные свойства простейших геометрических фигур (отрезков и углов) при решении задач;
доказывать равенство фигур (отрезков, углов, треугольников и др.) на основе наглядного понятия наложения;
доказывать равенство треугольников, опираясь на изученные признаки равенства треугольников;
знать аксиому параллельных прямых и их свойства;
находить равные углы при параллельных прямых и секущей;
знать и применять при решении задач теорему о сумме углов треугольника, свойство внешнего угла треугольника, свойства и признаки прямоугольных треугольников;
уметь решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки:анализ, построение, доказательство и исследование;
научиться решать задачи на построениеметодомгеометрическогоместаточек.
Содержание учебного предмета
Простейшие геометрические фигуры и их свойства(15 часов)
Точки и прямые. Отрезок и его длина. Луч. Угол. Измерение углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Аксиомы.
Треугольники (18 часов)
Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Признаки равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников. Теоремы.
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 часов)
Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.
Окружность и круг. Геометрические построения (16 часов)
Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение.
Обобщение и систематизация знаний учащихся (5 часа)
Повторение курса геометрии 7 класса. Контроль знаний.
Поурочное планирование по геометрии в 7 классе
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Домашнее задание |
план | факт | |
-
| Точки и прямые | 1 | 5.09 | | П.1,вопр. 1-7 №2,4,7 |
-
| Точки и прямые | 1 | 7.09 | | П.1№13,15 |
-
| Отрезоки его длина | 1 | 12.09 | | П.2,вопр.1-10 №21,25,29 |
-
| Отрезоки его длина | 1 | 14.09 | | П.2№31,33,35,37 |
-
| Отрезоки его длина | 1 | 19.09 | | П.2№43,45,47 |
-
| Луч. Угол.Измерение углов | 1 | 21.09 | | П.3 №50,52,57 |
-
| Луч. Угол.Измерение углов | 1 | 26.09 | | П.3 №56,58,64 |
-
| Луч. Угол.Измерение углов | 1 | 28.09 | | П.3 №72,74,76 |
-
| Смежные углы | 1 | 3.10 | | П.4вопр.1,2 №90,95,98 |
-
| Вертикальные углы | 1 | 5.10 | | П.4 вопр.3,4 №102,104,107 |
-
| Смежные и вертикальные углы | 1 | 10.10 | | П.4№109,111 |
-
| Перпендикулярные прямые | 1 | 12.10 | | П.5,вопр.1-8 №115,124,127,130 |
-
| Аксиомы | 1 | 17.10 | | РТ №80,90,91 |
-
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 19.10 | | Тест 1 «Проверь себя»,подг. К к/р |
-
| Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства » | 1 | 24.10 | | |
-
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 1 | 26.10 | | П.7,вопр.1-7 №138,141,144 |
-
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 1 | 31.10 | | П.7 вопр.8-12. №134,148,150 |
-
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | 8.11 | | П.8,вопр.1-3 №155,161,163 |
-
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | 10.11 | | П.8№167,176 |
-
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | 15.11 | | П.8 вопр.4 №169,171,173 |
-
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | 17.11 | | П.8 №179,184 |
-
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | 22.11 | | П.8№179,185 |
-
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | 24.11 | | П.9,вопр.1-4 №197,198,200 |
-
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | 29.11 | | П.9,вопр.5-9,№205,208,210 |
-
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | 1.12 | | П.9№215,221 |
-
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | 6.12 | | П.9№219,224 |
-
| Признакиравнобедренного треугольника | 1 | 8.12 | | П.10,вопр.1,2 №236,237 |
-
| Признакиравнобедренного треугольника | 1 | 13.12 | | П.10№241,243 |
-
| Третий признак равенстватреугольников | 1 | 15.12 | | П.11,вопр.1,2 №253,255 |
-
| Третий признак равенстватреугольников | 1 | 20.12 | | П.11№257,260 |
-
| Теоремы | 1 | 22.12 | | П.12,вопр.1-7 №272,274,276 |
-
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 27.12 | | Тест 2 «Проверь себя» |
-
| Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» | 1 | 29.12 | | |
-
| Параллельные прямые | 1 | 17.01 | | П.13,вопр.1-8 №289,292,294 |
-
| Признаки параллельности прямых | 1 | 19.01 | | П.14,вопр.1-3 №303,306,308 |
-
| Признаки параллельности прямых | 1 | 24.01 | | П.14, №311,314,319 |
-
| Свойства параллельных прямых | 1 | 26.01 | | П.15,вопр.1-5, №327,329,331 |
-
| Свойства параллельных прямых | 1 | 31.01 | | П.15№336,339,342 |
-
| Свойства параллельных прямых | 1 | 2.02 | | П.15 №347,3489,352 |
-
| Сумма углов треугольника | 1 | 7.02 | | П.16,вопр.1,2 №359,361,365 |
-
| Сумма углов треугольника | 1 | 9.02 | | П.16,вопр.3-5, №382,389 |
-
| Сумма углов треугольника | 1 | 14.02 | | П.16,вопр.6,7, №386,391,409 |
-
| Сумма углов треугольника | 1 | 16.02 | | П.16№396,397,404 |
-
| Прямоугольный треугольник | 1 | 21.02 | | П.17,вопр.1-8,№425,427,430 |
-
| Прямоугольный треугольник | 1 | 23.02 | | П.17,№435,437, 446 |
-
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 | 28.02 | | П.18,вопр.1-3, №459,461,463 |
-
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 | 2.03 | | П.18№467,471 |
-
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 7.03 | | Тест «Проверь себя» |
-
| Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 | 9.03 | | |
-
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 1 | 14.03 | | П.19,вопр.1-14, №482,484,488 |
-
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 1 | 16.03 | | П.19, №492,494,496 |
-
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 | 21.03 | | П.20,вопр.1-7,№508,513,516 |
-
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 | 23.03 | | П.20, №522,524,526 |
-
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 | 4.04 | | П.20,№530,534 |
-
| Описанная и вписанная окружности треугольнника | 1 | 6.04 | | П.21,вопр.1-8,№541,544,547 |
-
| Описанная и вписанная окружности треугольнника | 1 | 11.04 | | П.21,№553,555 |
-
| Описанная и вписанная окружности треугольнника | 1 | 13.04 | | П.21№558,563 |
-
| Задачи на построение | 1 | 18.04 | | П.22,вопр.1,2 №575,577,579 |
-
| Задачи на построение | 1 | 20.04 | | П.22, №591,593,594 |
-
| Задачи на построение | 1 | 25.04 | | П.22, №601,603,606 |
-
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | 27.04 | | П.23, №623,625,628 |
-
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | 2.05 | | П.23, №632,635,637 |
-
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | 4.05 | | П.23, №640,649,656 |
-
| Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения» | 1 | 9.05 | | |
-
| Упражнения для повторения курса 7 класса «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 1 | 11.05 | | №666,№672(2) |
-
| Упражнения для повторения курса 7 класса «Треугольники» | 1 | 16.05 | | №675,№680,№685 |
-
| Упражнения для повторения курса 7 класса «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 | 18.05 | | №706,№715,№721 |
-
| Упражнения для повторения курса 7 класса «Окружность и круг. Геометрические построения» | 1 | 23.05 | | №728.№733,№744 |
-
| Итоговая контрольная работа №5 | 1 | 25.05 | | |
-
| Обобщающий урок по изученному материалу | 1 | 30.05 | | |
Программно-методическое обеспечение:
Программа по алгебре для 7-9 классовобщеобразовательных учреждений (автор-составитель А.Г. Мерзляк)// Математика: программы: 5-9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Учебник«Геометрия: 7 класс»: учебник для общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Геометрия: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Литература для учителя:
Н.Ф. Гаврилова. Универсальные поурочные разработки по геометрии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 7 класс / Сост. Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2012.
Литература для учащихся:
Геометрия: дидактические материалы: 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2015.