МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на методическом на педагогическом Приказом директора школы
объединении совете № 65 от 13.05. 2022 г.
Протокол № 8 Протокол № 7
От 06.05.2022 г. от 13.05.2022 г. ___________/Н.В.Рекунова/
Рабочая программа
по предмету
ГЕОМЕТРИЯ
(базовый и профильный уровни)
10 КЛАСС
Учитель математики:
Рекунова Наталья Владимировна
с. Санномыск
2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного
предмета Геометрия 10 класса
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Геометрия 10 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2021.
В данной программе на изучение Геометрии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, из расчета 34 учебных недели – 68 часов.
Результаты освоения программного материала по предмету «Геометрия 10 класс» представлены соответственно личностными, метапреметными и предметными результатами.
Изучение математики в условиях реализации ФГОС дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностные результаты:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в общеобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможность реализации собственных жизненных планов;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Выпускник научится:
Оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей;
Распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб);
Изображать изучаемые фигуры от руки с применением простых чертежных инструментов;
Делать плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу;
Извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках;
Применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур;
Находить площади поверхностей простейших многогранников с применением формул;
Оперировать на базовом уровне понятием декартовы координаты в пространстве;
Находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда в пространстве;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями;
- использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения типовых задач практического содержания;
- соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы, но разного размера;
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы.
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении.
Проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Введение в стереометрию (8 часов)
Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии. Следствия из аксиом стереометрии. Пространственные фигуры. Начальные представления о многогранниках. Метод сечений.
Глава 2. Параллельность в пространстве (15 часов)
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Преобразования фигур в пространстве. Параллельное проектирование. Спроектируем на плоскость.
Глава 3. Перпендикулярность в пространстве (26 часов)
Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Площадь ортогональной проекции многоугольника. «Стереометрическое» расположение двух прямых.
Глава 4. Многогранники (15 часов)
Призма. Параллелепипед. Пирамида. Усечённая пирамида. Платоновы тела. Геометрическое тело.
Итоговое повторение курса геометрии 10 класса (4 часа)
Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники. Площади боковых поверхностей призмы и пирамиды.
Тематическое планирование
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
| Глава 1: ВВЕДЕНИЕ В СТЕРЕОМЕТРИЮ | 8 |
1 | Основные понятия стереометрии | 1 |
2 | Аксиомы стереометрии | 1 |
3 | Следствия из аксиом стереометрии | 1 |
4 | Применение аксиом стереометрии и их следствий | 1 |
5 | Пространственные фигуры | 1 |
6 | Начальные представления о многогранниках | 1 |
7 | Метод сечений | 1 |
8 | Метод сечений | 1 |
9 | Контрольная работа №1 по теме «ВВЕДЕНИЕ В СТЕРЕОМЕТРИЮ» | 1 |
| Глава 2: ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ | 15 |
10 | Параллельные прямые в пространстве | 1 |
11 | Скрещивающиеся прямые в пространстве | 1 |
12 | Взаимное расположение двух прямых в пространстве | 1 |
13 | Параллельность прямой и плоскости | 1 |
14 | Признаки параллельности прямой и плоскости | 1 |
15 | Решение задач по теме: «Параллельность прямой и плоскости» | 1 |
16 | Решение задач по теме: «Параллельность прямой и плоскости» | 1 |
17 | Параллельные плоскости | 1 |
18 | Признак параллельности двух плоскостей | 1 |
19 | Свойства параллельных плоскостей | 1 |
20 | Преобразование фигур в пространстве | 1 |
21 | Виды преобразований в пространстве | 1 |
22 | Параллельное проектирование | 1 |
23 | Свойства параллельного проектирования | 1 |
24 | Контрольная работа №2 по теме «ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ» | 1 |
| Глава 3: ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ | 26 |
25 | Угол между прямыми в пространстве | 1 |
26 | Перпендикулярные прямые в пространстве | 1 |
27 | Перпендикулярность прямой и плоскости | 1 |
28 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 1 |
29 | Решение задач по теме: «Перпендикулярность прямой и плоскости» | 1 |
30 | Перпендикуляр и наклонная | 1 |
31 | Расстояние от точки до плоскости | 1 |
32 | Расстояние от прямой до параллельной плоскости | 1 |
33 | Расстояние между двумя параллельными плоскости | 1 |
34 | Теорема о трёх перпендикулярах | 1 |
35 | Теорема о трех перпендикулярах | 1 |
36 | Решение задач по теме: «Теорема о трёх перпендикулярах» | 1 |
37 | Решение упражнений | 1 |
38 | Контрольная работа №3 по теме «ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ» | 1 |
39 | Угол между прямой и плоскостью | 1 |
40 | Решение задач по теме: «Угол между прямой и плоскостью» | 1 |
41 | Решение упражнений | 1 |
42 | Двугранный угол | 1 |
43 | Закрепление понятия двугранного угла | 1 |
44 | Угол между плоскостями | 1 |
45 | Решение задач по теме: «Двугранный угол» | 1 |
46 | Перпендикулярные плоскости | 1 |
47 | Признак перпендикулярности плоскостей | 1 |
48 | Свойства перпендикулярности плоскостей | 1 |
49 | Площадь ортогональной проекции многоугольника | 1 |
50 | Контрольная работа №4 по теме «ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ» | 1 |
| Глава 4: МНОГОГРАННИКИ | 15 |
51 | Понятие многогранника | 1 |
52 | Призма | 1 |
53 | Площадь боковой поверхности призмы | 1 |
54 | Решение задач по теме: «Призма» | 1 |
55 | Прямоугольный параллелепипед | 1 |
56 | Свойства диагоналей параллелепипеда | 1 |
57 | Теорема Пифагора в пространстве | 1 |
58 | Пирамида | 1 |
59 | Правильная пирамида | 1 |
60 | Площадь боковой поверхности правильной пирамиды | 1 |
61 | Решение задач по теме: «Пирамида» | 1 |
62 | Усеченная пирамида | 1 |
63 | Площадь боковой поверхности правильной усеченной пирамиды | 1 |
64 | Контрольная работа №5 по теме «МНОГОГРАННИКИ» | 1 |
| ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 10 КЛАССА | 4 |
65 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 |
66 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 |
67 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Площадь поверхности многогранников» | 1 |
68 | Обобщающий урок | 1 |