Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, годового календарного графика, учебного плана школы, примернойпрограммы основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Цели обучения математике:
Цели обучения математике в общеобразовательной школе (в том числе и гимназии) определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
систематизировать знания обучающихся об основных свойствах простейших геометрических фигур;
изучить признаки равенства треугольников;
сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников;
дать систематизированные сведения о параллельности прямых;
расширить знания обучающихся о треугольниках;
систематизировать и расширить знания обучающихся о свойствах окружности;
сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ларневской ООШ в 8 классе на изучение курса «Геометрия» отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель т.е. 70 часов в год. Распределение часов по разделам курса произведено в соответствии с авторской программой.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельно сти, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разде лов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в уст ной и письменной речи, использования различных языков мате матики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, вы движения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информа ции, использования разнообразных информационных источни ков, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основ ную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной шко лы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные зна ния и умения в практической деятельности и повседневной жиз ни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения геометрии в 8 классе ученик должен знать/понимать:
существо понятия математического доказательства;
примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и проводя аргументацию в ходе решения задач;
решать задачи на доказательство;
владеть алгоритмом решения основных задач на построение.
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построения геометрическими инструментами (линейкой, циркулем, угольником, транспортиром).
Содержание программы учебного курса
(70 ч)
1. Четырехугольники (19 ч)
Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свой ства. Признаки параллелограмма.
Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.
Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.
Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.
Основная цель — дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.
2. Теорема Пифагора(13 ч)
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного тре угольника. Теорема Пифагора.
Неравенство треугольника.
Пер пендикуляр и наклонная.
Соотношение между сторонами и угла ми в прямоугольном треугольнике.
Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.
Основная цель — сформировать аппарат решения прямо угольных треугольников, необходимый для вычисления элемен тов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
3. Декартовы координаты на плоскости (10 ч)
Прямоугольная система координат на плоскости.
Коорди наты середины отрезка.
Расстояние между точками.
Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции.
Пересечение прямой с окружностью.
Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°.
Основная цель — обобщить и систематизировать представ ления учащихся о декартовых координатах; развить умение приме нять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.
4. Движение (7 ч)
Движение и его свойства.
Симметрия относительно точки и прямой.
Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Поня тие о равенстве фигур.
Основная цель — познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.
5. Векторы(8 ч)
Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равен ство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. Про екция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
Основная цель — познакомить учащихся с элементами век торной алгебры и их применением для решения геометрических за дач; сформировать умение производить операции над векторами.
6. Повторение курса геометрии 8 класс (13ч)
Параллелограмм. Прямоугольник. Теорема Пифагора. Ромб. Квадрат. Трапеция
Тематическое планирование.
№ | Разделы курса | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Геометрические построения | 7 | |
2. | Четырехугольники. | 19 | 2 |
3. | Теорема Пифагора. | 13 | 1 |
4. | Декартовы координаты на плоскости. | 10 | 1 |
5. | Движение. | 7 | |
6. | Векторы на плоскости. | 8 | 1 |
7. | Повторение курса геометрии 8 класса | 6 | 1 |
| Итого | 70 | 6 |
Нормы и критерии оценивания
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Отметка «1» ставится, если:
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа | Учебник | Учебные пособия | Методические пособия |
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы./ Составитель Т.А. Бурмистрова. | Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Погорелов. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009 | | Поурочное планирование по геометрии: 8 класс: к учебнику А.В. Погорелова «Геометрия. 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова. – М.: «Экзамен», 2009. |
Список литературы
1.Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии, 8 класс- Саратов: «Лицей», 2001 и последующие изданя.
Ершова А.П., В.В. Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса- М6 Илекса, 2005 и последующие издания.
Изучение геометрии в 7-9 классах . Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М. : Просвещение , 2000 и последующие издания.
Поурочные разработки по геометрии. 8 класс -2-ое издание переработанное и доп.- М.: ВАКО, 2006( В помощь школьному учителю)
Семёнов Е. Е. Изучаем геометрию: Книга для учащихся. - М. : Просвещение, 1998.
Устьев Г. М. Планиметрия в упражнениях на готовых чертежах. -М.: Московский репетитор, 1991.
№ п/п | Содержание материала | Кол-во ч | Дата | Приме чание |
План | факт |
-
| Четырехугольники(19часов) | |
1 | Определение четырехугольника | 1 | | | |
9 | Параллелограмм | 1 | | | |
10 | Свойства диагоналей параллелограмма | 1 | | | |
11 | Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма | 1 | | | |
12 | Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма | 1 | | | |
13 | Прямоугольник | 1 | | | |
14 | Ромб | 1 | | | |
15 | Квадрат | 1 | | | |
16 | Квадрат. Решение задач | 1 | | | |
17 | Контрольная работа №2 по теме «Четырехугольники» | 1 | | | |
18 | Теорема Фалеса | 1 | | | |
19 | Средняя линия треугольника | 1 | | | |
20 | Средняя линия треугольника. Решение задач. | 1 | | | |
21 | Трапеция | 1 | | | |
22 | Трапеция | 1 | | | |
23 | Трапеция..Решение задач | 1 | | | |
24 | Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | | | |
25 | Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | | | |
26 | Контрольная работа №3 по теме «Четырехугольники» | 1 | | | |
Теорема Пифагора (13часов) | |
27 | Косинус угла | 1 | | | |
28 | Косинус угла | 1 | | | |
29 | Теорема Пифагора | 1 | | | |
30 | Теорема Пифагора. Египетский треугольник. Тест | 1 | | | |
31 | Перпендикуляр и наклонная | 1 | | | |
32 | Неравенство треугольников. Решение задач | 1 | | | |
33 | Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | 1 | | | |
34 | Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | 1 | | | |
35 | Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | 1 | | | |
36 | Основные тригонометрические тождества. | 1 | | | |
37 | Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов | 1 | | | |
38 | Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов | 1 | | | |
39 | Контрольная работа №4 по теме «Теорема Пифагора» | | | | |
Декартовы координаты на плоскости(10 часов) | | |
40 | Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка | 1 | | | |
41 | Расстояние между точками | 1 | | | |
42 | Уравнения окружности | 1 | | | |
43 | Уравнения прямой | 1 | | | |
44 | Координаты точки пересечения прямых | 1 | | | |
45 | Расположение прямой относительно системы координат | 1 | | | |
46 | Угловой коэффициент в уравнении пррямой | 1 | | | |
47 | График линейной функции | 1 | | | |
48 | Определение синуса ,косинуса и тангенса любого угла от 0 до 180 | 1 | | | |
49 | Определение синуса ,косинуса и тангенса любого угла от 0 до 180 | 1 | | | |
Движение (7часов) | | |
50 | Преобразование фигур. Свойства движения | 1 | | | |
51 | Поворот | 1 | | | |
52 | Параллельный перенос и его свойства | 1 | | | |
53 | Симметрия относительно точки | 1 | | | |
54 | Симметрия относительно прямой | 1 | | | |
55 | Симметрия относительно прямой | 1 | | | |
56 | Контрольная работа №5 по теме «Декартовы координаты» | 1 | | | |
Векторы(8часов) | | |
57 | Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов | 1 | | | |
58 | Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов | 1 | | | |
59 | Координаты вектора | 1 | | | |
60 | Сложение векторов. Сложение сил. | 1 | | | |
61 | Умножение вектора на число | 1 | | | |
62 | Скалярное произведение векторов | 1 | | | |
63 | Скалярное произведение векторов. Решение задач | 1 | | | |
64 | Контрольная работа №6 по теме «Векторы» | 1 | | | |
Повторение. Решение задач(13часов) | |
65 | Четырехугольники | 1 | | | |
-
| Четырехугольники | 1 | | | |
-
| Четырехугольники | 1 | | | |
66 | Теорема Пифагора | 1 | | | |
67 | Теорема Пифагора | 1 | | | |
68 | Декартовы координаты на плоскости | 1 | | | |
-
| Декартовы координаты на плоскости | 1 | | | |
-
| Движение | 1 | | | |
-
| Движение | 1 | | | |
-
| Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов | 1 | | | |
-
| Координаты вектора | 1 | | | |
-
| Скалярное произведение векторов | 1 | | | |
-
| Скалярное произведение векторов. Решение задач | 1 | | | |
14