СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 8 КЛАСС(А.В.ПОГОРЕЛОВ)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 8 КЛАССА (А.В.ПОГОРЕЛОВ) РАСЧИТАНА НА 70 Ч В ГОД/ 2 Ч В НЕДЕЛЮ.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 8 КЛАСС(А.В.ПОГОРЕЛОВ)»


Пояснительная записка

Данная рабочая  программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в   на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, годового календарного графика,  учебного плана школы, примернойпрограммы основного общего образования.  


Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.  

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;

  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;

  • усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;

  • приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

  • научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;

  • овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);

  • приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

Цели обучения математике:

Цели обучения математике в общеобразовательной школе (в том числе и гимназии) определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;

  • воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи:

  • систематизировать знания обучающихся об основных свойствах простейших геометрических фигур;

  • изучить признаки равенства треугольников;

  • сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников;

  • дать систематизированные сведения о параллельности прямых;

  •  расширить знания обучающихся о треугольниках;

  •  систематизировать и расширить знания обучающихся о свойствах окружности;

  • сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Место предмета в учебном плане. 

В соответствии  с базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ларневской ООШ в 8 классе на изучение курса «Геометрия» отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель т.е. 70 часов в год. Распределение часов по разделам курса произведено в соответствии с авторской программой.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельно сти, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разде лов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в уст ной и письменной речи, использования различных языков мате матики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, вы движения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информа ции, использования разнообразных информационных источни ков, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основ ную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной шко лы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные зна ния и умения в практической деятельности и повседневной жиз ни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения геометрии в 8 классе ученик должен знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства;

  • примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;

  • примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

  • решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и проводя аргументацию в ходе решения задач;

  • решать задачи на доказательство;

  • владеть алгоритмом решения основных задач на построение.

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения геометрических задач;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построения геометрическими инструментами (линейкой, циркулем, угольником, транспортиром).



Содержание программы учебного курса

(70 ч)

           1. Четырехугольники (19 ч)

Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свой ства. Признаки параллелограмма.

Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.

Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.

Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.

Основная цель — дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.

2. Теорема Пифагора(13 ч)

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного тре угольника. Теорема Пифагора.

Неравенство треугольника.

Пер пендикуляр и наклонная.

Соотношение между сторонами и угла ми в прямоугольном треугольнике.

Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

Основная цель — сформировать аппарат решения прямо угольных треугольников, необходимый для вычисления элемен тов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.

3. Декартовы координаты на плоскости (10 ч)

Прямоугольная система координат на плоскости.

Коорди наты середины отрезка.

Расстояние между точками.

Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции.

Пересечение прямой с окружностью.

Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°.

Основная цель — обобщить и систематизировать представ ления учащихся о декартовых координатах; развить умение приме нять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.

4. Движение (7 ч)

Движение и его свойства.

Симметрия относительно точки и прямой.

Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Поня тие о равенстве фигур.

Основная цель — познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.

5. Векторы(8 ч)

Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равен ство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. Про екция на ось. Разложение вектора по координатным осям.

Основная цель — познакомить учащихся с элементами век торной алгебры и их применением для решения геометрических за дач; сформировать умение производить операции над векторами.

6. Повторение курса геометрии 8 класс (13ч)

Параллелограмм.  Прямоугольник. Теорема Пифагора. Ромб. Квадрат. Трапеция

Тематическое планирование.

Разделы курса

Количество часов

Контрольные работы

1.

Геометрические построения

7


2.

Четырехугольники.

19

2

3.

Теорема Пифагора.

13

1

4.

Декартовы координаты на плоскости.

10

1

5.

Движение.

7


6.

Векторы на плоскости.

8

1

7.

Повторение курса геометрии 8 класса

6

1


Итого

70

6


Нормы и критерии оценивания

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

 Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

  • Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

  1. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Перечень учебно-методического обеспечения

Программа

Учебник

Учебные пособия

Методические

пособия

Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы./ Составитель Т.А. Бурмистрова.

Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /

А.В. Погорелов. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009


Поурочное планирование по геометрии: 8 класс: к учебнику А.В. Погорелова «Геометрия. 7 – 9 классы» /

Н.Б. Мельникова. – М.: «Экзамен», 2009.

Список литературы

1.Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии, 8 класс- Саратов: «Лицей», 2001 и последующие изданя.

  1.  Ершова А.П., В.В. Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса- М6 Илекса, 2005 и последующие издания.

  2. Изучение геометрии в 7-9 классах . Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М. : Просвещение , 2000 и последующие издания.

  3. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс -2-ое издание переработанное и доп.- М.: ВАКО, 2006( В помощь школьному учителю)

  4. Семёнов Е. Е. Изучаем геометрию: Книга для учащихся. - М. : Просвещение, 1998.

  5. Устьев Г. М. Планиметрия в упражнениях на готовых чертежах. -М.: Московский репетитор, 1991.




































 

№ п/п

Содержание материала

Кол-во ч

Дата

Приме

чание

План

факт

Четырехугольники(19часов)


1

 Определение четырехугольника

1




  1. 9

 Параллелограмм

1




  1. 10

Свойства диагоналей параллелограмма

1




  1. 11

Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма

1




  1. 12

Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма

1




  1. 13

Прямоугольник

1




  1. 14

Ромб

1




  1. 15

Квадрат

1




  1. 16

Квадрат. Решение задач

1




  1. 17

Контрольная работа №2 по теме «Четырехугольники»


1




  1. 18

Теорема Фалеса

1




  1. 19

Средняя линия треугольника

1




  1. 20

Средняя линия треугольника. Решение задач.

1




  1. 21

Трапеция

1




  1. 22

Трапеция

1




  1. 23

Трапеция..Решение задач

1




  1. 24

Теорема о пропорциональных отрезках

1

 



  1. 25

Теорема о пропорциональных отрезках

1




  1. 26

Контрольная работа №3 по теме «Четырехугольники»

1




Теорема Пифагора (13часов)


  1. 27

Косинус угла

1




  1. 28

Косинус угла

1




  1. 29

Теорема Пифагора

1




  1. 30

Теорема Пифагора. Египетский треугольник. Тест

1




  1. 31

Перпендикуляр и наклонная

1




  1. 32

Неравенство треугольников. Решение задач

1




  1. 33

Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

1




  1. 34

Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

1




  1. 35

Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

1




  1. 36

Основные тригонометрические тождества.

1




  1. 37

Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов

1




  1. 38

Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов

1




  1. 39

Контрольная работа №4 по теме «Теорема Пифагора»





Декартовы координаты на плоскости(10 часов)



  1. 40

Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка

1




  1. 41

Расстояние между точками

1




  1. 42

Уравнения окружности

1




  1. 43

Уравнения прямой

1




  1. 44

Координаты точки пересечения прямых

1




  1. 45

Расположение прямой относительно системы координат

1




  1. 46

Угловой коэффициент в уравнении пррямой

1




  1. 47

График линейной функции

1




  1. 48

Определение синуса ,косинуса и тангенса любого угла от 0 до 180

1




  1. 49

Определение синуса ,косинуса и тангенса любого угла от 0 до 180

1




Движение (7часов)



  1. 50

Преобразование фигур. Свойства движения

1




  1. 51

Поворот

1




  1. 52

Параллельный перенос и его свойства

1




  1. 53

Симметрия относительно точки

1




  1. 54

Симметрия относительно прямой

1




  1. 55

Симметрия относительно прямой

1




  1. 56

Контрольная работа №5 по теме «Декартовы координаты»

1




Векторы(8часов)



  1. 57

Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов

1




  1. 58

Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов

1




  1. 59

Координаты вектора

1




  1. 60

Сложение векторов. Сложение сил.

1




  1. 61

Умножение вектора на число

1




  1. 62

Скалярное произведение векторов

1




  1. 63

Скалярное произведение векторов. Решение задач

1




  1. 64

Контрольная работа №6 по теме «Векторы»


1






Повторение. Решение задач(13часов)


  1. 65

Четырехугольники

1




Четырехугольники

1




Четырехугольники

1




  1. 66

Теорема Пифагора

1




  1. 67

Теорема Пифагора

1




  1. 68

Декартовы координаты на плоскости

1




Декартовы координаты на плоскости

1




Движение

1




Движение

1




Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов

1




Координаты вектора

1




Скалярное произведение векторов

1




Скалярное произведение векторов. Решение задач

1






14