МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Муниципальное образование Волчихинский район
МКОУ «Малышево-Логовская СШ»
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей естественно-математического цикла _______________ Протокол № 1 от 30.08.2022 | СОГЛАСОВАНО с методическим советом _______________ Протокол №1 от 31.08.2022 | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _________________ Приказ №107-од от 01.09.2022 |
Рабочая программа
учебного предмета "Информатика" для 10 класса среднегого общего образования (базовый уровень) составленна на основе:
авторской программы Л.Л. Босовой/Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 класс: учебно-методическое пособие/ сост. К.Л. Бутягина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 288с. :ил/ на 2022/2023 учебный год.
Составитель: Лацкова Н.Б.
учитель физики
с. Малышев Лог, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 10 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего общего образования, с учетом преемственности на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. №1578 (далее ФГОС СОО);
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018г. №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждено постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 г.Москва);
- Учебного плана МКОУ «Малышево-Логовская СШ», утвержденного приказом по МКОУ «Малышево-Логовская СШ»;
- Годового календарного графика;
- Авторская программа Л.Л. Босовой/Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ сост. К.Л. Бутягина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 288с. :ил/;
- Положение МКОУ «Малышево-Логовская СШ» о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой.
Цели и задачи обучения
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление меж предметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты, на становление которых оказывает влияние изучение курса информатики, можно отнести такие результаты, как:
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
осознание российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, готовность к научно- техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На становление, развитие и совершенствование регулятивных групп УУД традиционно более всего ориентирован раздел курса «Алгоритмы и элементы программирования». А именно, выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных УУД более всего ориентированы такие тематические разделы курса, как «Информация и информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики» происходит становление, развитие и совершенствование ряда коммуникативных универсальных учебных действий. А именно, выпускники могут научиться:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Выпускник научится:
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; • описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
использовать в повседневной практической деятельности (в том числе — размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы.
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; • применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее;
создавать учебные многотабличные базы данных.
использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений;
создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количе ство часов для изучен ия раздел а | Основное содержание учебного раздела | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся) | Контрольно-оценочная деятельность | Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности |
1 | Глава 1. Информация и информационные процессы | 6 | Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Тексты и кодирование Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. | использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира; строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано. использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» Проверочная работа №1 | Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 И74 классы: учебно-методическое пособие / сост. К.Л. Бутягина. –М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 288с. : ил. |
2 | Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение | 5 | Компьютер – универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. | аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. – классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; понимать принцип управления робототехническим устройством; осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей; диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом; использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных; узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение». Проверочная работа №2 | Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 И74 классы: учебно-методическое пособие / сост. К.Л. Бутягина. –М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 288с. : ил. |
3 | Глава 3. Представление информации в компьютере. | 9 | Системы счисления Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. | переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере». Проверочная работа №3 | Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 И74 классы: учебно-методическое пособие / сост. К.Л. Бутягина. –М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 288с. : ил. |
4 | Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики | 8 | Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма | – строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения. – выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики». Проверочная работа №4 | Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 И74 классы: учебно-методическое пособие / сост. К.Л. Бутягина. –М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 288с. : ил. |
5 | Глава5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов | 5 | Подготовка текстов и демонстрационных материалов Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Работа с аудиовизуальными данными Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. | – создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов». Проверочная работа №5 | Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 И74 классы: учебно-методическое пособие / сост. К.Л. Бутягина. –М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 288с. : ил. |
Изменения, внесенные учителем в Рабочую программу по отношению к авторской программе, их обоснование
В рабочую программу, изменений внесено не было.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количес тво часов | Примечание |
| Информация и информационные прцессы — 6 часов | |
1 | Информация. Информационная грамотность и информационная культура. | 1 | |
2 | Подходы к измерению информации. | 1 | |
3 | Информационные связи в системах различной природы. | 1 | |
4 | Обработка информации. | 1 | |
5 | Передача и хранение информации. | 1 | |
6 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | |
| Компьютер и его программное обеспечение — 5 часов | |
7 | История развития вычислительной техники. | 1 | |
8 | Основополагающие принципы устройства ЭВМ. | 1 | |
9 | Программное обеспечение компьютера. | 1 | |
10 | Файловая система компьютера. | 1 | |
11 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | |
Представление информации в компьютере – 9 часов |
12 | Представление чисел в позиционных системах счисления. | 1 | |
13 | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. | 1 | |
14 | «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. | 1 | |
15 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | |
16 | Представление чисел в компьютере. | 1 | |
17 | Кодирование текстовой информации. | 1 | |
18 | Кодирование графической информации. | 1 | |
19 | Кодирование звуковой информации. | 1 | |
20 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | |
Элементы теории множеств и алгебры логики – 8 часов |
21 | Некоторые сведения из теории множеств. | 1 | |
22 | Алгебра логики. | 1 | |
23 | Таблицы истинности. | 1 | |
24 | Основные законы алгебры логики. | 1 | |
25 | Преобразование логических выражений. | 1 | |
26 | Элементы схемотехники. Логические схемы. | 1 | |
27 | Логические задачи и способы их решения. | 1 | |
28 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | |
| Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 5 часов. | |
29 | Текстовые документы. | 1 | |
30 | Объекты компьютерной графики. | 1 | |
31 | Компьютерные презентации. | 1 | |
32 | Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | 1 | |
33 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» (урок-семинар или проверочная работа) | | |
| Итоговое повторение — 2 часа | |
33 | Основные идеи и понятия курса | 1 | |
34 | Итоговое тестирование | 1 | |
Лист внесения изменений
Предмет «Информатика» Базовый уровень Класс 10 2022 - 2023 уч. г.
Реквизиты приказа директора школы | Заменяемая тема | Уплотняемая тема | Новая тема | Количество часов | Период корректировки (неделя, месяц, четверть) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |