«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы:
__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _________информатике____________
Уровень программы ________базовый__________
( базовый, профильный, расширенное изучение)
Класс(ы)__________8а__8б__8в_______________
Учитель – составитель программы: Феоктистов П.Е.
Согласовано
с зам. дир. по УВР
_______________
(подпись)
Пояснительная записка.
Настоящая программа по информатике для 8 класса основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), учебного плана МОУ ВСОШ и авторской программы по информатике «Информатика 8» Босова Л. Л..
На изучение информатики отводится 1 учебный час в неделю (34 часа в год). Программа нацелена на изучение УМК Босова Л. Л «Информатика 8».
В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение информатики ведется на базовом уровне.
Цели и курса;
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Планируемые результаты изучения информатики в 8 классе
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание предмета информатика в 8 классе
Тема 1. Математические основы информатики (13 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Тема 3. Начала программирования (10 часов)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Тематическое планирование по информатике в 8 классе.
Темы | Количество часов |
Математические основы информатики | 13 |
Основы алгоритмизации | 10 |
Начала программирования (10 часов) | 10 |
Повторение | 1 |
Всего | 34 |
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные,
групповые,
фронтальные,
классные и внеклассные.
Виды деятельности:
самостоятельная работа,
контрольная работа,
тестовые задания,
наблюдение за работой в группах, в парах и индивидуальной,
опрос (индивидуальный, фронтальный),
проверка домашнего задания,
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Д./з. | Основные виды учебной деятельности | Классы | Дата план | Дата факт |
| Тема №1: Математические основы информатики | | Аналитическая деятельность учащихся: • выявляют различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; • выявляют общее и отличия в разных позиционных системах счисления; • анализируют логическую структуру высказываний. Практическая деятельность учащихся: • переводят небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; • выполняют операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; • записывают вещественные числа в естественной и нормальной форме; • строят таблицы истинности для логических выражений; вычисляют истинностное значение логического выражения. | | | |
1. | Правила техники безопасности в кабинете информатики ИОТ-003-2013. Цели изучения курса информатики . Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение | 8а 8б 8в | | |
2. | Общие сведения о системах счисления. | §1.1. | 8а 8б 8в | | |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | §1.1. | 8а 8б 8в | | |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. | §1.1. | 8а 8б 8в | | |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | §1.1. | 8а 8б 8в | | |
6. | Представление целых чисел. | §1.2. | 8а 8б 8в | | |
7. | Проверочная работа по теме «2,8,16 системы счисления». | Повт §1.1-.§1.2. | 8а 8б 8в | | |
8 | Представление вещественных чисел | §1.2. | 8а 8б 8в | | |
| 2 четверть. | | | | |
9. | Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. | §1.3. | 8а 8б 8в | | |
10. | Свойства логических операций. | §1.3. | 8а 8б 8в | | |
11. | Решение логических задач | §1.3. | 8а 8б 8в | | |
12. | Логические элементы. | §1.3. | 8а 8б 8в | | |
13. | Проверочная работа «Математические основы информатики». | Повт.§1.1. – 1.3 | 8а 8б 8в | | |
| Тема №2: Основы алгоритмизации. | | Аналитическая деятельность: • определяют по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; • анализируют изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; • определяют по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; • сравнивают различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: • исполняют готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • преобразовывают запись алгоритма с одной формы в другую; • строят цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; - строят арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения | | | |
14. | Алгоритмы и исполнители | §2.1 | 8а 8б 8в | | |
15. | Способы записи алгоритмов. | §2.2 | 8а 8б 8в | | |
16. | Объекты алгоритмов. | §2.3 | 8а 8б 8в | | |
| 3 четверть | | | | |
17. | Правила техники безопасности в кабинете информатики ИОТ-003-2013. Алгоритмическая конструкция следование. | §2.4 | 8а 8б 8в | | |
18. | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. | §3.4 | 8а 8б 8в | | |
19. | Неполная форма ветвления. | §2.4 | 8а 8б 8в | | |
20. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | §2.4 | 8а 8б 8в | | |
21. | Цикл с заданным условием окончания работы | §2.4 | 8а 8б 8в | | |
22. | Цикл с заданным числом повторений | §2.4 | 8а 8б 8в | | |
23. | Проверочная работа по теме «Основы алгоритмизации». | Повт.2.1- 2.4 | 8а 8б 8в | | |
| Тема №3: Начала программирования. | | Аналитическая деятельность: • анализируют готовые программы; • определяют по программе, для решения какой задачи она предназначена; • выделяют этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: • программируют линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; • разрабатывают программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; - разрабатывают программы, содержащие оператор (операторы) цикла | | | |
24. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | §3.1 | 8а 8б 8в | | |
25. | Организация ввода и вывода данных | §3.2 | 8а 8б 8в | | |
26. | Программирование линейных алгоритмов | §3.3 | 8а 8б 8в | | |
| 4 четверть | | | | |
27. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | §3.4 | 8а 8б 8в | | |
28. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | §3.4 | 8а 8б 8в | | |
29. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | §3.5 | 8а 8б 8в | | |
30. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | §3.5 | 8а 8б 8в | | |
31. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | §3.5 | 8а 8б 8в | | |
32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | §3.5 | 8а 8б 8в | | |
33. | Проверочная работа по теме «Начала программирования». | Повт. 3.1- 3.5 | 8а 8б 8в | | |
34. | Итоговое тестирование. | | 8а 8б 8в | | |
Список литературы:
Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика» Базовый курс. 8 класс» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2019 г.;
Рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика » - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2019 г;
Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru)
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
8