«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы:
__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _________информатике____________
Уровень программы ________базовый__________
(базовый, профильный, расширенное изучение)
Классы __________9а__9б__9в_______________
Учитель – составитель программы: Феоктистов П.Е.
Согласовано
с зам. дир. по УВР
_______________
(подпись)
Пояснительная записка
Настоящая программа по информатике для 9 класса основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), учебного плана МОУ ВСОШ и авторской программы по информатике «Информатика 9» Босова Л. Л..
На изучение информатики отводится 1 учебный час в неделю (34 часа в год). Программа нацелена на изучение УМК Босова Л. Л «Информатика 9».
В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение информатики в 9 классе ведется на базовом уровне.
Цели курса:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Планируемые результаты изучения информатики в 9 классе
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание предмета информатика в 9 классе
Тема 1. Моделирование и формализация (8 часов)
Понятия натурной и информационной моделей
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Тема 3. Обработка числовой информации (6 часов)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Тема 4. Коммуникационные технологии (10 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Тематическое планирование по информатике в 9 классе.
Темы | Количество часов |
Моделирование и формализация | 8 |
Алгоритмизация и программирование | 8 |
Обработка числовой информации | 6 |
Коммуникационные технологии | 10 |
Повторение | 2 |
Всего | 34 |
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные,
групповые,
фронтальные,
классные и внеклассные.
Виды деятельности:
самостоятельная работа,
контрольная работа,
тестовые задания,
наблюдение за работой в группах, в парах и индивидуальной,
опрос (индивидуальный, фронтальный),
проверка домашнего задания,
Календарно-тематическое планирование
№ ур. | Тема урока | Д.з. | Основные виды учебной деятельности | классы | Дата план | Дата факт |
| 1 четверть | | | | | |
1. | Правила техники безопасности в кабинете информатики ИОТ-003-2013. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. | Введение, № 1–19 | Аналитическая деятельность: -осуществляют системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; - оценивают адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; - определяют вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; - определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; - выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: - строят и интерпретируют различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); - преобразовывают объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; - исследуют с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; - работают с готовыми компьютерными моделями из различных предметных. Областей. | 9а 9б 9в | | |
| Тема №1 «Математические основы информатики. Моделирование и формализация» | | 9а 9б 9в | | |
2. | Моделирование как метод познания. | §1.1, №20–27 | 9а 9б 9в | | |
3. | Знаковые модели. | §1.2, № 28–33 | 9а 9б 9в | | |
4. | Графические модели. | §1.3, № 34–46 | 9а 9б 9в | | |
5. | Табличные модели. | §1.4, № 47–54 | 9а 9б 9в | | |
6. | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | §1.5, №55–60 | 9а 9б 9в | | |
7. | Проверочная работа: «Моделирование и формализация». | §1.6, Повт.№61 | 9а 9б 9в | | |
8. | Система управления базами данных Создание базы данных. Запросы на выборку данных | §1.6, №61 | 9а 9б 9в | | |
| 2 четверть | | | | | |
| Тема №2 «Алгоритмы и программирование». | | Аналитическая деятельность: • выделяют этапы решения задачи на компьютере; • осуществляют разбиение исходной задачи на подзадачи; • сравнивают различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: • исполняют готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • разрабатывают программы, содержащие подпрограмму; - разрабатывают программы для обработки одномерного массива: - (находят мин. (макс.) значения в данном массиве; - подсчитывают количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; - находят суммы всех элементов массива; - находят количества и суммы всех четных элементов в массиве; - сортируют элементов массива и пр.). | 9а 9б 9в | | |
9. | Этапы решение задач на компьютере. | §2.1, № 63–67 | 9а 9б 9в | | |
10. | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | §2.2, № 68–72 | 9а 9б 9в | | |
11. | Вычисление суммы элементов массива | §2.2, № 73–77 | 9а 9б 9в | | |
12. | Последовательный поиск в массиве | §2.2, № 78–83 | 9а 9б 9в | | |
13. | Анализ алгоритмов для исполнителей | §2.3.1 | 9а 9б 9в | | |
14. | Конструирование алгоритмов | §2.3(2, 3), №84–86 | 9а 9б 9в | | |
15. | Проверочная работа по теме «Алгоритмы и программирование». | Глава 2, № 93–95 | 9а 9б 9в | | |
16. | Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия | §2.3(4), 2.4, № 87–92 | 9а 9б 9в | | |
| 3 четверть | | | | | |
| Тема №3 «Обработка числовой информации» | | Аналитическая деятельность: • анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • создают электронные таблицы, выполняют в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем фор-мулам; • строят диаграммы и графики в электронных таблицах. | 9а 9б 9в | | |
17. | Правила техники безопасности в кабинете информатики ИОТ-003-2013. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы | §3.1, №96–109 | 9а 9б 9в | | |
18. | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | §3.2, №110–113 | 9а 9б 9в | | |
19. | Встроенные функции. Логические функции. | §3.2, № 114–123 | 9а 9б 9в | | |
20. | Сортировка и поиск данных | §3.3, №124 | 9а 9б 9в | | |
21. | Построение диаграмм и графиков | §3.3, №125–134 | 9а 9б 9в | | |
22. | Проверочная работа «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | Глава 3, № 135 | 9а 9б 9в | | |
| Тема №4 «Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные технологии» | | Аналитическая деятельность: • выявляют общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; • анализируют доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; • приводят примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; • анализируют и сопоставляют различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; • распознают потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения. Практическая деятельность: • осуществляют взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; • определяют минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; • проводят поиск информации в сети Интернет по за-просам с использованием логических операций; • создают с использованием конструкторов (шабло-нов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы.. | 9а 9б 9в | | |
23. | Локальные и глобальные компьютерные сети | §4.1, № 136–145 | 9а 9б 9в | | |
24. | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | §4.2, № 146–149 | 9а 9б 9в | | |
25. | Доменная система имён. Протоколы передачи данных | §4.2, № 150–155 | 9а 9б 9в | | |
26. | Всемирная паутина. Файловые архивы | §4.3, №156–163 | 9а 9б 9в | | |
| 4 четверть | | | | |
27. | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | §4.3, №164–167 | 9а 9б 9в | | |
28. | Технологии создания сайта. | §4.4 | 9а 9б 9в | | |
29. | Содержание и структура сайта. | §4.4 | 9а 9б 9в | | |
30. | Оформление сайта | §4.4 | 9а 9б 9в | | |
31. | Размещение сайта в Интернете | §4.4 | 9а 9б 9в | | |
32. | Проверочная работа: «Коммуникационные технологии». | Глава 4, № 168 | 9а 9б 9в | | |
33. | Итоговое тестирование | № 169–197 | 9а 9б 9в | | |
34 | Обобщение и систематизация основных понятий курса. | № 169–197 | 9а 9б 9в | | |
Список используемой литературы:
Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru)
Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика» Базовый курс. 9 класс» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2019 г.;
Рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика » - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2019 г;
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php
9