Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новотырышкинская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Будницкая И.Б. /__________/ Протокол № 1 от 29 августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Щигрева Н.В. /__________/ ________________2018г | «Утверждено» Директор МБОУ « Новотырышкинская СОШ» Горяева Л.В. /_______________/ Приказ № 94-р от «30» августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)»»
(34 часа)
3 класс
Составитель: Жукова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Общая характеристика учебного предмета
1.2. Место учебного предмета в учебном плане
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование
5. Информационно-образовательный ресурс
5.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
5.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе аавторской программы Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой. (УМК «Перспективная начальная школа»)
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Основные задачи курса:
– научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
– сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
– дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
– подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;
– дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
общая характеристика учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:
- Информационная картина мира.
- Компьютер – универсальная машина по обработке информации.
- Алгоритмы и исполнители.
- Объекты и их свойства.
- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
1.2. место учебного предмета
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика». В 3 классе количество часов на изучение предмета составляет 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:
- ставить учебные цели;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- сличать результат действий с эталоном (целью),
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);
- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические универсальные учебные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы»
– задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов;
- синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
- построение логической цепи рассуждений.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны иметь представление:
• об организации информации в виде списка и таблицы;
• о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
• о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
• о переменной, ее имени и значении, о присваивании переменной значения;
• о выборе продолжения действий в условном алгоритме;
• об объектах и их свойствах;
• об имени и значении свойства;
• о классах объектов.
Обучающиеся научатся:
• осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.
• фиксировать собранную информацию в виде списка;
• упорядочивать короткие списки по алфавиту;
• фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
• находить нужную информацию в таблице;
• находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
• находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
• находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
• приводить примеры объектов и их свойств;
• находить и конструировать объект с заданными свойствами;
• выделять свойства, общие для различных объектов;
• определять истинность сложных высказываний;
• на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
• на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
• находить и конструировать объект с заданными свойствами;
• объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.
содержание учебного предмета
Информационная картина мира (9 ч)
Способы организации информации
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.
Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц (расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т. д.) вручную и с помощью компьютера.
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (3 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа – алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.
Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение).
Гигиенические нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)
Использование метода Drag-and-Drop.
Поиск нужной информации в гипертекстовом документе.
Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр).
Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Линейные алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.
Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации
Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Условный алгоритм (ветвление)
Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись условного алгоритма с помощью блоксхем. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий.
Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.
Объекты и их свойства (10 ч)
Объекты
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)
Носители информации коллективного пользования
Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
4. тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол.часов | Дом.задание |
1 | Информация (что мы о ней знаем) | 1 | С. 4–6,№ 4 |
2 | Компьютер (что мы о нем знаем) | 1 | С. 7–9,№ 8 |
3 | Объекты и их свойства. Список | 1 | С. 10–15,№ 12 |
4 | Объекты и их свойства. Список | 1 | С. 16–-18,№ 16 |
5 | Порядок элементов в списке | 1 | С. 19–22,№ 20 |
6 | Упорядоченные списки | 1 | С. 23–25,№ 24 |
7 | Многоуровневые списки | 1 | С. 26–29,№ 28 |
8 | Простые и многоуровневые списки | 1 | С. 30–31,№ 32 |
9 | Твои успехи.Контрольная работа №1 | 1 | С. 32–34,№ 36 |
10 | Классы объектов | 1 | С. 35–38,№ 40 |
11 | Таблицы. | 1 | С. 39–43,№ 44 |
12 | Таблицы | 1 | С. 44–45,№ 48 |
13 | Порядок записей в таблице | 1 | С. 46–49,№ 52 |
14 | Поиск информации в таблице. | 1 | С. 50–53,№ 56 |
15 | Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы» | 1 | С. 54–59,№ 60 |
16 | Твои успехи Контрольная работа №2 | 1 | С. 61–68 |
17 | Алгоритм. Что ты о них знаешь? | 1 | С. 4–9,№ 4 |
18 | Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной. | 1 | С. 10–13,№ 8 |
19 | Имя и значение переменной. | 1 | С. 14–16,№ 12 |
20 | Блок-схема алгоритма. Ветвление. | 1 | С. 17–22,№ 16 |
21 | Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление | 1 | С. 23–25,№ 20 |
22 | Простые и сложные высказывания. | 1 | С. 26–33,№ 24 |
23 | Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением | 1 | С. 34–36,№ 28 |
24 | Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением | 1 | С. 37–38,№ 32 |
25 | Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команды с параметрами. | 1 | С. 40–42,№ 36 |
26 | Составление и выполнение алгоритмов Чертежника. | 1 | С. 43–45,№ 40 |
27 | Повторение материала 3 четверти. Контрольная работа №3 | 1 | Упражнения из дополнительного материала |
28 | Исполнитель алгоритмов Пожарный | 1 | С. 46–48,№ 44 |
29 | Свойства объектов Пожарный и Пожар. | 1 | С. 49–52,№ 48 |
30 | Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный. | 1 | С. 53–56,№ 52 |
31 | Метод последовательной детализации. | 1 | С. 57–62,№ 56 |
32 | Простые и сложные условия в алгоритмах. | 1 | С. 62–65,№ 60 |
33 | Контрольная работа №4 | 1 | С. 66–70 |
34 | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | |
5.Информационно-образовательный ресурс:
5.1 Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06.10. 2009 года № 373
5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: примерная рабочая программа по учебному предмету. – М. : Академкнига/Учебник
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига/Учебник
Программы по учебным предметам:1-4 кл.: в 3 –х частях, Ч.-1 – М.: Академкнига/Учебник
5.3Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Компьютер, проектор.