муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова
Рассмотрена Утверждена
на заседании ПК Приказ по школе № ______________
протокол № 1 от 01.09. 2018 г.
от «29» августа 2018 г.
Директор______________
Согласована
на заседании научно-методического совета
протокол № 1
от «30» августа 2018 г.
Рабочая программа
основного общего образования
по информатике для 6 классов
(ФГОС)
Учитель: Золотов Валерий Олегович
г. Рыбинск
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты освоения информатики
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Ученик получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Ученик научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Ученик научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Предполагается участие в мастер-классах, представляемых ГУ ЯО «Центр телекоммуникации и информационных систем в образовании» по темам и плану, представленным ДО Ярославской области.
Тематическое планирование
Тема | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Объекты и системы (8 часов) | Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. | Аналитическая деятельность: • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки, свойства, действия, поведение, состояния; • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. Практическая деятельность: • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку; • изменять свойства панели задач; • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними; • упорядочивать информацию в личной папке. |
Информация вокруг нас (3 часа) | Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления. | Аналитическая деятельность: определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; приобрести навыки сотрудничества в разных ситуациях Практическая деятельность: научиться получать информацию через восприятия, суждения, умозаключения; научиться образовывать понятия; научиться давать понятиям определения. |
|
Компьютер (2 часа) | Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. | Аналитическая деятельность: выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Практическая деятельность: выбирать и запускать нужную программу; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. |
|
Информационные модели (9 часов) | Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. | Аналитическая деятельность: различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. Практическая деятельность: создавать словесные модели (описания); создавать многоуровневые списки; создавать табличные модели; создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления; создавать диаграммы и графики; создавать схемы, графы, деревья; создавать графические модели. |
Алгоритмика (10 часов) | Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. | Аналитическая деятельность: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами. Практическая деятельность: составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем. |
Приложение 1.
Поурочное планирование
№ ур. | Тема урока | Практическая часть | Виды и формы контроля |
Объекты и системы (1 час) | | |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | | |
Компьютер (2 часа) | | |
2 | Объекты операционной системы. Пр.р. №1 | Работаем с основными объектами операционной системы | Пр.р. |
3 | Файлы и папки. Размер файла. Пр. р.№2 | Работаем с объектами файловой системы | Пр.р. |
| Объекты и системы (7 часов) | | |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Пр. р. №3 | Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов (зад. 1–3) | Пр.р. |
5 | Отношение «входит в состав». Пр. р. №3 | Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов (зад. 5–6) | Пр.р. |
6 | Разновидности объекта и их классификация. | | |
7 | Классификация компьютерных объектов. Пр. р. №4 | Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов | Пр.р. |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы. Пр. р №5 | Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (зад. 1–3) | Пр.р. |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Пр. р №5 | Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (зад. 4–6) | Пр.р. |
10 | Персональный компьютер как система. Тест «Объекты и системы» | | Тест |
Информация вокруг нас (3 часа) | | |
11 | Способы познания окружающего мира. Пр. р. №6 | Создаем компьютерные документы | Пр.р. |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Пр. р. №7 | Конструируем и исследуем графические объекты (зад. 1) | Пр.р. |
13 | Определение понятия. Пр. р. №7 | Конструируем и исследуем графические объекты (зад. 2, 3) | Пр.р. |
Информационные модели (9 часов) | | |
14 | Информационное моделирование как метод познания. Пр. р. №8 | Создаём графические модели | Пр.р. |
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Пр. р. №9 | Создаём словесные модели | Пр.р. |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. Пр. р. №10 | Создаём многоуровневые списки | Пр.р. |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Пр.р. №11 | Создаем табличные модели | Пр.р. |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Пр. р. №12 | Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре | Пр.р. |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Пр.р. №13 | Создаём информационные модели – диаграммы и графики (зад. 1–4) | Пр.р. |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | Создаём информационные модели – диаграммы и графики (зад. 5) | Пр.р. |
21 | Многообразие схем и сферы их применения. Пр. р. №14 | Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья (зад. 1-3) | Пр.р. |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Пр. р. №14 | Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья (зад. 4, 6) | Пр.р. |
Алгоритмика (10 часов) | | |
23 | Что такое алгоритм. Тест «Информационные модели» | | Тест |
24 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде вирт. лаб. «Перекладывания» | | |
25 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде вирт. лаб. «Разъезды» | | |
26 | Линейные алгоритмы. Пр. р. №15 | Создаем циклическую презентацию | Пр.р. |
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Пр. р. №16 | Создаем презентацию с гиперссылками | Пр.р. |
28 | Алгоритмы с повторениями. Пр. р. №17 | Создаем циклическую презентацию | Пр.р. |
29 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. | Работа в среде исполнителя Чертёжник | Пр.р. |
30 | Использование вспомогательных алгоритмов. | Работа в среде исполнителя Чертёжник | Пр.р. |
31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. | Работа в среде исполнителя Чертёжник | Пр.р. |
32 | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» Тест по теме «Алгоритмика» | | Тест |
33 | Выполнение и защита итогового проекта Пр. р. №18 | Выполняем итоговый проект | |
34 | Обобщение пройденного материала | | |
Приложение 2.
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 6 класса
Для учителя
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы, 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. —
108 с. (http://lbz.ru/books/435/8431/)
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Для ученика
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер на базе процессора Intel или AMD
Программное обеспечение:
Операционная система Windows
Пакет программ Microsoft Office 2003 (2007)
Программа для тестирования UnTest