МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СТ. СОВЕТСКОЙ
Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
_____________ Т.Н. Емельяненко
Приказ № 129/3 от 30.08.2022г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022 – 2023 учебный год
по
Информатике
Уровень образования (класс) основное общее образование 7 класс
Количество часов ___35___
Количество часов в неделю__1
Учитель информатики Попов Юрий Васильевич
Квалификационная категория _______высшая______
Рабочая программа учебного курса по информатике для 7 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2017).
.
2022
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса по информатике для 7 класса разработана на основе:
-
ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2017).
-
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
-
Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2022-2023 учебный год в рамках реализации БУП – 2008;
-
УМК:
-
Учебник «Информатика» для 7 класса.3-е издание Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
-
Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017
-
Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
-
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
-
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под.ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
Изучение информатики в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
В соответствии с ФГОС изучение информатики в 7 классе должно обеспечить:
-
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
-
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
-
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
-
развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
-
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные образовательные результаты:
Тема 1. Человек и информация
Обучающийся научится:
-
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
-
оперировать единицами измерения количества информации;
-
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
-
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
-
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
-
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
-
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
-
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
-
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
-
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
-
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
-
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
-
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
-
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
-
оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
-
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
-
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
-
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
-
применять основные правила создания текстовых документов;
-
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
-
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
-
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
-
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
-
создавать и форматировать списки;
-
создавать формулы;
-
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
-
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
-
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
-
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа и компьютерные презентации
Обучающийся научится:
-
использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
-
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
-
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
-
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
-
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел | К-во часов | Контроль |
1. | Введение. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. | 1 | Пр. работа №1. |
2. | Человек и информация. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы | 5 | Тестирование Контрольная работа №1 |
3. | Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. | 8 | Пр. работа №2, 3, 4, 5 Контрольная работа №2 |
4. | Графическая информация и компьютер. Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. | 7 | Пр. работа №6, 7, 8 - 10 Контрольная работа №3 |
5. | Текстовая информация и компьютер. Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) | 7 | Пр. работа №11, 12 - 14 Контрольная работа №4 |
6. | Мультимедиа и компьютерные презентации. Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. | 7 | Пр. работа №15, 16, 17 Контрольная работа №5 |
Календарно-тематический план.
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Введение в предмет(1 час) |
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | 1 | 04.09. | |
1.Человек и информация (5 часов) |
2 | Информация и знания. Восприятие и представление информации человеком. Информационные процессы. | 1 | 11.09. | |
3 | Измерение информации. Содержательный подход. | 1 | 18.09. | |
4 | Измерение информации. Алфавитный подход. | 1 | 25.09. | |
5 | Измерение информации. | 1 | 02.10. | |
6 | Контрольная работа №1 «Человек и информация».Защита творческих работ. | 1 | 09.10. | |
2.Компьютер: устройство и программное обеспечение (8 часов) |
7 | Назначение и устройство компьютера. История развития вычислительной техники. | 1 | 16.10. | |
8 | Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и характеристики. | 1 | 23.10. | |
9 | Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. | 1 | 06.11. | |
10 | Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. | 1 | 13.11. | |
11 | Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. | 1 | 20.11. | |
12 | Организация информации на внешних носителях, файлы. Файловая структура внешней памяти. | 1 | 27.11. | |
13 | Работа с файловой структурой ОС. | 1 | 04.12. | |
14 | Контрольная работа №2 «Компьютер: устройство и ПО». Защита творческих работ. | 1 | 11.12. | |
3.Текстовая информация и компьютер (7 часов) |
15 | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. | 1 | 18.12. | |
16 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. | 1 | 25.12. | |
17 | Основные приемы ввода и редактирования текста. Таблицы. | 1 | 15.01. | |
18 | Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода). | 1 | 22.01. | |
19 | Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Гипертекст. | 1 | 29.01. | |
20 | Контрольная работа №3 «Текстовая информация и компьютер». | 1 | 05.02. | |
21 | Анализ контрольной работы. | 1 | 12.02. | |
4.Графическая информация и компьютер (7 часов) |
22 | Компьютерная графика: области применения, технические средства. Форматы графических файлов. | 1 | 19.02. | |
23 | Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. | 1 | 26.02. | |
24 | Графические редакторы (растровый) и методы работы с ними. Цветовая гамма. Слои. | 1 | 04.03. | |
25 | Графические редакторы (растровый) и методы работы с ними. 3D изображения. | 1 | 11.03. | |
26 | Графические редакторы (векторный) и методы работы с ними. Чертеж. | 1 | 18.03. | |
27 | Графические редакторы (векторный) и методы работы с ними. 3D модели. | 1 | 01.04. | |
28 | Контрольная работа №4 «Графическая информация и компьютер». | 1 | 08.04. | |
5.Мультимедиа и компьютерные презентации (7 часов) |
29 | Что такое мультимедиа; области применения. Технические средства мультимедиа. | 1 | 15.04. | |
30 | Компьютерные презентации. | 1 | 22.04. | |
31 | Компьютерные презентации. | 1 | 29.04. | |
32 | Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. | 1 | 06.05. | |
33 | Обработка видеофайлов с помощью компьютера. | 1 | 13.05 | |
34 | Контрольная работа №5 «Мультимедиа и компьютерные презентации». Защита творческих работ. | 1 | 20.05 | |
35 | Выравнивание: игра «Предмет информатики в жизни людей». | 1 | 27.05. | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол №1 от 27.08.2022г. 28.08.2022г.___________ Старун Е.С.
_____________ Шкутович Н.А.
(подпись, расшифровка подписи)