УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «СОШ № 28» ____________/А.П. Иванова/ «___»______________2020г. | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора МКОУ «СОШ № 28» _________/О.В.Черкашина/ «___»______________2020г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ____________________ МКОУ «СОШ № 28» ___________/___________/ «___»______________2020г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«ИНФОРМАТИКА»
для обучающихся 8 класса
на 2020/2021учебный год
Составила:
Истомина Ирина Владимировна,
учитель информатики,
I квалификационная категория
г. Коркино
п. Первомайский
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8 классе составлена в соответствии с государственным стандартом основного общего образования 2004 года (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.: ил. – (Программы и планирование) и примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2004 года (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.: ил. – (Программы и планирование).
Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (редакция от 23.07.2013).
Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебных предметов «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в 2016 – 2017 учебном году»
Авторская программа по предмету «Информатика и ИКТ» для основной школы (5-9 классы) Л.Л.Босовой и А.Ю.Босовой
Рабочая программа составлена на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Основная задача предмета «Информатика и ИКТ» - развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Задачи рабочей программы:
дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении информатики и ИКТ, то есть определить совокупность знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся в результате изучения данного курса;
конкретно определить содержание учебного материала, распределение объема учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов информатики и ИКТ с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса лицея, возрастных особенностей учащихся, минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных, практических и контрольных работ, выполняемых учащимися.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения информатики и ИКТ, изложенные в Пояснительной записке к примерной программе по информатике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цели обучения информатике и ИКТ в 8 классе могут быть определены следующим образом:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Содержание учебного предмета.
1. Математические основы информатики.
Системы счисления. Системы счисления с разными основаниями. Представление целых и вещественных чисел в компьютере. Элементы алгебры логики. Логические операции. Построение таблиц истинности. Решение логических задач.
2. Основы алгоритмизации.
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
3. Начала программирования
Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.
Учебно – тематический план.
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Математические основы информатики | 13 | 10 | 3 |
2 | Основы алгоритмизации | 10 | 6 | 4 |
3 | Начала программирования | 10 | 2 | 8 |
4 | Резерв времени | 2 | 0 | 2 |
| | 35 | 18 | 17 |
Календарно-тематическое планирование курса «Информатика»
для 8 а, б класса на 2016 – 2017 учебный год.
* - оцениваемые работы
Дата проведения | Номер урока | Тема урока | Основные виды деятельности | Домашнее задание (Контроль) |
План | Факт |
Математические основы информатики (12) |
5.09 | | 1 | Т.Б. Общие сведения о системах счисления | Аналитическая деятельность -понятие системы счислении -основания с.с. -правило перевода в различные системы счисления -знать логические операции и их свойства - знать способы решения логических задач Практическая деятельность - оценивать числовые параметры информационных процессов - уметь переводить числа в разные системы счисления - строить таблицы истинности - решать логические задачи | § 1.1. Введение |
12.09 | | 2 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | § 1.1 |
19.09 | | 3* | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Самостоят. Работа №1 (10 мин) | § 1.1 (СР.№1) |
26.09 | | 4 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | § 1.1 |
3.10 | | 5* | Представление целых чисел. Самостоятельная работа №2 | § 1.2 (СР №2) |
10.10 | | 6 | Представление вещественных чисел | § 1.2 |
17.10 | | 7 | Высказывание. Логические операции. | § 1.3 |
24.10 | | 8* | Построение таблиц истинности для логических выражений. Практическая работа №1 «Таблицы истинности» | § 1.3 (Пр.р. №1) |
7.11 | | 9 | Свойства логических операций. | § 1.3 |
14.11 | | 10* | Решение логических задач. Самостоятельная работа №3 | § 1.3 (СР№3 ) |
21.11 | | 11 | Логические элементы | § 1.3 |
28.11 | | 12* | Контрольная работа №1 по теме «Математические основы информатики». | Контр.р.№1 |
Основы алгоритмизации (10) |
5.12 | | 13 | Алгоритмы и исполнители | Аналитическая деятельность: - определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; - определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем); - сопоставлять различные алгоритмы решения одной задачи Практическая деятельность: - строить алгоритмы решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций; - составлять блок-схему решения задачи; - преобразовывать один способ записи алгоритма в другой; - исполнять алгоритм; - строить различные алгоритмы решения задачи как реализацию различных методов решения данной задачи; | § 2.1 |
12.12 | | 14 | Способы записи алгоритмов | § 2.2 |
19.12 | | 15 | Объекты алгоритмов. | § 2.3 |
26.12 | | 16* | Алгоритмическая конструкция следование Практическая работа №2 «Линейные алгоритмы» | § 2.4 (Пр.р. №2) |
| | 17* | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Практическая работа №3 «Алгоритмы с ветвлением» | § 3.4 (Пр.р. №3) |
| | 18 | Сокращённая форма ветвления | § 2.4 |
| | 19* | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы Практическая работа №4 «Циклы» | § 2.4 (Пр.р. №4) |
| | 20 | Цикл с заданным условием окончания работы | § 2.4 |
| | 21 | Цикл с заданным числом повторений | § 2.4 |
| | 22* | Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации». | Контр.р. №2 |
Начала программирования (10) |
| | 23 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | Аналитическая деятельность: - понятие ветвления; - понятие цикла; - виды циклов; - результат выполнения ветвлений и циклов Практическая деятельность - составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции; - определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе; - разрабатывать алгоритм и анализировать его; - использовать в программах ветвления и циклы; - создавать несложные проекты; - производить отладку проекта. - решать поставленную задачу, самостоятельно выбирая алгоритм решения - составлять блок-схему по программам, | § 3.1 |
| | 24 | Организация ввода и вывода данных | § 3.2 |
| | 25* | Программирование линейных алгоритмов Практическая работа №5 «1 программа» | § 3.3 (Пр.р. №5) |
| | 26* | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа №6 «Условия» | § 3.4 (Пр.р. №6) |
| | 27 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | § 3.4 |
| | 28* | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №7 «Программа с циклом» | § 3.5 (Пр.р. №7) |
| | 29* | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №8 «Циклы с условиями» | § 3.5 (Пр.р. №8) |
| | 30* | Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №9 «Циклы с повторениями» | § 3.5 (Пр.р. №9) |
| | 31 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | § 3.5 |
| | 32* | Контрольная работа №3 по теме «Начала программирования». | Контр.р. №3 |
Итоговое повторение (2) |
| | 33 | Повторение. Основные понятия курса. | | |
| | 34* | Итоговое тестирование. | | Тест |
| | 35 | Резерв времени | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Характеристика контрольно – измерительных материалов.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» предусмотрена текущая аттестация (в процессе изучения темы), промежуточная аттестация (после изучения темы), а также итоговая аттестация (в конце учебного года).
Текущий контроль выполнения задач обучения фактически проводится на каждом занятии (проверка понимания изученного материала и т. п.).
Промежуточный внутришкольный контроль проводится в конце темы, четверти. Он может носить тестовый характер или проводиться в форме заданий со свободно конструируемым ответом.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года по итогам.
Формы текущей аттестации
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос, Практическая работа, Тестирование, Самостоятельная работа
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Тематическая контрольная работа (тест); Практическая контрольная работа; Итоговое тестирование; Зачетные практические работы, Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Учебно –методическое обеспечение предмета:
Учебник:
Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний;
Учебник является основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме них включены:
методическое пособие для учителя к УМК основной школы;
дополнительные методические пособия для учителя с поурочными рекомендациями.
Методические пособия к учебникам содержат рекомендации для учителя по организации учебного процесса, в том числе поурочные разработки по курсу информатики и ИКТ в 7–9 классах. В методических пособиях даны рекомендации по использованию на уроках и во внеурочной деятельности материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, других интернет-ресурсов.
Электронное приложение к УМК
Состав электронного приложения:
– контейнер электронных учебников (на носителе) для 8–9 классов, со ссылками на различные открытые образовательные ресурсы в Интернете, отобранные автором, с добавленными к нему электронными текстами контрольным материалов для подготовки к итоговой аттестации.
Мультимедийные объекты в составе электронных учебников включают авторские материалы:
методические материалы для учителя;
файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
дополнительные материалы для чтения;
мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;
интерактивные тесты.
Электронное методическое приложение — авторская мастерская в виде сайта в Интернете с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом УМК учителей и родителей
Литература
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Контрольно-измерительные материалы (metodist.lbz.ru/)