СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся 8 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся 8 класса»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ

«СОШ № 28»

____________/А.П. Иванова/



«___»______________2020г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора МКОУ

«СОШ № 28»

_________/О.В.Черкашина/



«___»______________2020г.


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

____________________

МКОУ «СОШ № 28»

___________/___________/


«___»______________2020г.









Рабочая программа

по учебному предмету

«ИНФОРМАТИКА»

для обучающихся 8 класса

на 2020/2021учебный год




Составила:

Истомина Ирина Владимировна,

учитель информатики,

I квалификационная категория
















г. Коркино

п. Первомайский

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8 классе составлена в соответствии с государственным стандартом основного общего образования 2004 года (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.: ил. – (Программы и планирование) и примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2004 года (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.: ил. – (Программы и планирование).

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (редакция от 23.07.2013).

  2. Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  3. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

  4. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

  5. Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебных предметов «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в 2016 – 2017 учебном году»

  6. Авторская программа по предмету «Информатика и ИКТ» для основной школы (5-9 классы) Л.Л.Босовой и А.Ю.Босовой

Рабочая программа составлена на 35 часов в год, 1 час в неделю.


Основная задача предмета «Информатика и ИКТ» - развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Задачи рабочей программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении информатики и ИКТ, то есть определить совокупность знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся в результате изучения данного курса;

  • конкретно определить содержание учебного материала, распределение объема учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов информатики и ИКТ с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса лицея, возрастных особенностей учащихся, минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных, практических и контрольных работ, выполняемых учащимися.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения информатики и ИКТ, изложенные в Пояснительной записке к примерной программе по информатике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цели обучения информатике и ИКТ в 8 классе могут быть определены следующим образом:

- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

- формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

- усиление культурологической составляющей школьного образования;

- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Содержание учебного предмета.

1. Математические основы информатики.

Системы счисления. Системы счисления с разными основаниями. Представление целых и вещественных чисел в компьютере. Элементы алгебры логики. Логические операции. Построение таблиц истинности. Решение логических задач.

2. Основы алгоритмизации.

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности че­ловека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, по­вторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вы­вод данных.

3. Начала программирования

Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, при­сваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирова­ние — отладка — тестирование.


Учебно – тематический план.


Название темы

Количество часов

общее

теория

практика


1

Математические основы информатики

13

10

3

2

Основы алгоритмизации

10

6

4

3

Начала программирования

10

2

8

4

Резерв времени

2

0

2



35

18

17











Календарно-тематическое планирование курса «Информатика»
для 8 а, б класса на 2016 – 2017 учебный год.

* - оцениваемые работы

Дата проведения

Номер урока

Тема урока

Основные виды деятельности

Домашнее задание

(Контроль)

План

Факт

Математические основы информатики (12)

5.09


1

Т.Б. Общие сведения о системах счисления

Аналитическая деятельность

-понятие системы счислении

-основания с.с.

-правило перевода в различные системы счисления

-знать логические операции и их свойства

- знать способы решения логических задач





Практическая деятельность

- оценивать числовые параметры информационных процессов

- уметь переводить числа в разные системы счисления

- строить таблицы истинности

- решать логические задачи

§ 1.1. Введение

12.09


2

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

§ 1.1

19.09


3*

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Самостоят. Работа №1 (10 мин)

§ 1.1

(СР.№1)

26.09


4

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

§ 1.1

3.10


5*

Представление целых чисел. Самостоятельная работа №2

§ 1.2

(СР №2)

10.10


6

Представление вещественных чисел

§ 1.2

17.10


7

Высказывание. Логические операции.

§ 1.3

24.10


8*

Построение таблиц истинности для логических выражений. Практическая работа №1 «Таблицы истинности»

§ 1.3

(Пр.р. №1)

7.11


9

Свойства логических операций.

§ 1.3

14.11


10*

Решение логических задач. Самостоятельная работа №3

§ 1.3

(СР№3 )

21.11


11

Логические элементы

§ 1.3

28.11


12*

Контрольная работа №1 по теме «Математические основы информатики».

Контр.р.№1

Основы алгоритмизации (10)

5.12


13

Алгоритмы и исполнители


Аналитическая деятельность:

- определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

- определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем);

- сопоставлять различные алгоритмы решения одной задачи

Практическая деятельность:

- строить алгоритмы решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций;

- составлять блок-схему решения задачи;

- преобразовывать один способ записи алгоритма в другой;

- исполнять алгоритм;

- строить различные алгоритмы решения задачи как реализацию различных методов решения данной задачи;

§ 2.1

12.12


14

Способы записи алгоритмов

§ 2.2

19.12


15

Объекты алгоритмов.

§ 2.3

26.12


16*

Алгоритмическая конструкция следование Практическая работа №2 «Линейные алгоритмы»

§ 2.4

(Пр.р. №2)



17*

Алгоритмическая конструкция ветвление.

Полная форма ветвления. Практическая работа №3 «Алгоритмы с ветвлением»

§ 3.4

(Пр.р. №3)



18

Сокращённая форма ветвления

§ 2.4



19*

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы Практическая работа №4 «Циклы»

§ 2.4

(Пр.р. №4)



20

Цикл с заданным условием окончания работы

§ 2.4



21

Цикл с заданным числом повторений

§ 2.4



22*

Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации».

Контр.р. №2

Начала программирования (10)



23

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Аналитическая деятельность:

- понятие ветвления;

- понятие цикла;

- виды циклов;

- результат выполнения ветвлений и циклов

Практическая деятельность

- составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;

- определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;

- разрабатывать алгоритм и анализировать его;

- использовать в программах ветвления и циклы;

- создавать несложные проекты;

- производить отладку проекта.

- решать поставленную задачу, самостоятельно выбирая алгоритм решения

- составлять блок-схему по программам,


§ 3.1



24

Организация ввода и вывода данных

§ 3.2



25*

Программирование линейных алгоритмов Практическая работа №5 «1 программа»

§ 3.3

(Пр.р. №5)



26*

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа №6 «Условия»

§ 3.4

(Пр.р. №6)



27

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

§ 3.4



28*

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №7 «Программа с циклом»

§ 3.5

(Пр.р. №7)



29*

Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №8 «Циклы с условиями»

§ 3.5

(Пр.р. №8)



30*

Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №9 «Циклы с повторениями»

§ 3.5

(Пр.р. №9)



31

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

§ 3.5



32*

Контрольная работа №3 по теме «Начала программирования».

Контр.р. №3

Итоговое повторение (2)



33

Повторение. Основные понятия курса.





34*

Итоговое тестирование.


Тест



35

Резерв времени




Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Характеристика контрольно – измерительных материалов.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» предусмотрена текущая аттестация (в процессе изучения темы), промежуточная аттестация (после изучения темы), а также итоговая аттестация (в конце учебного года).

Текущий контроль выполнения задач обучения фактически проводится на каждом занятии (проверка понимания изученного материала и т. п.).

Промежуточный внутришкольный контроль проводится в конце темы, четверти. Он может носить тестовый характер или проводиться в форме заданий со свободно конструируемым ответом.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года по итогам.

Формы текущей аттестации

  • Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос, Практическая работа, Тестирование, Самостоятельная работа

Формы промежуточной и итоговой аттестации

  • Тематическая контрольная работа (тест); Практическая контрольная работа; Итоговое тестирование; Зачетные практические работы, Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).


Учебно –методическое обеспечение предмета:

Учебник:

Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний;

Учебник является основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме них включены:

  • методическое пособие для учителя к УМК основной школы;

  • дополнительные методические пособия для учителя с поурочными рекомендациями.

Методические пособия к учебникам содержат рекомендации для учителя по организации учебного процесса, в том числе поурочные разработки по курсу информатики и ИКТ в 7–9 классах. В методических пособиях даны рекомендации по использованию на уроках и во внеурочной деятельности материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, других интернет-ресурсов.

Электронное приложение к УМК

Состав электронного приложения:

  • Электронная форма учебников:

– контейнер электронных учебников (на носителе) для 8–9 классов, со ссылками на различные открытые образовательные ресурсы в Интернете, отобранные автором, с добавленными к нему электронными текстами контрольным материалов для подготовки к итоговой аттестации.

Мультимедийные объекты в составе электронных учебников включают авторские материалы:

  • методические материалы для учителя;

  • файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

  • дополнительные материалы для чтения;

  • мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;

  • интерактивные тесты.

Электронное методическое приложение — авторская мастерская в виде сайта в Интернете с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом УМК учителей и родителей


Литература

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»

  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

  7. Контрольно-измерительные материалы (metodist.lbz.ru/)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!