МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СТ. СОВЕТСКОЙ
Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
_____________ Т.Н. Емельяненко
Приказ № 129/3 от 30.08.2022г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022 – 2023 учебный год
по Информатике
Уровень образования (класс) основное общее образование 8 класс
Количество часов ___35___
Количество часов в неделю__1
Учитель информатики___________Попов Юрий Васильевич___________________
Квалификационная категория _______высшая______
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, программы для основной школы 7-9 класс Авторы: Семакин И.Г, М.С.Цветкова Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012
2022
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» составлена на основе:
- Программы и планирование ФГОС Информатика Программы для основной школы 7-9 класс Авторы: Семакин И.Г, М.С.Цветкова Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012
-Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 129 от 26.06.2018г.);
-Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2022-2023 учебный год в рамках реализации БУП – 2008;
- УМК:
1. Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 6-е изд., стереотип. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 год.
2. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (в 4-х частях) /Семакин И. Г., Ромашкина Т. В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
3. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2009.
4. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 7-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под.ред. Семакина И.Г.(доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
Цели и задачи обучения информатике в 8 классе
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации;
-
формирование у обучающихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;
-
обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования, обеспечение достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, повышение качества преподавания предмета.
Задачи:
-
дать представления о назначении компьютера о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера, ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты ;
-
развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности дальнейшем освоении профессий востребованных на рынке труда.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Работа по учебно-методическому комплексу примерной программы основного общего образования Семакина И.Г. Информатика. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. с учётом требований ФГОС НОО (ООО) призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Личностными результатами обучения информатике в основной школе являются:
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
смысловое чтение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
-
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Предметные результаты
Передача информации в компьютерных сетях
Учащиеся получат возможность знать:
-
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
-
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся научатся:
-
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
-
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
-
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование
Учащиеся получат возможность знать:
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся научатся:
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных
Учащиеся получат возможность знать:
-
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
-
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
что такое логическая величина, логическое выражение;
-
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся научатся:
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД;
-
редактировать содержимое полей БД;
-
сортировать записи в БД по ключу;
-
добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере
Учащиеся получат возможность знать:
-
что такое электронная таблица и табличный процессор;
-
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
-
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
-
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся научатся:
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
создавать электронную таблицу для несложных расчетов
Содержание учебного предмета
Содержание программы по учебному предмету «Информатика» 8 класс (ФГОС ООО) для 7, 8, 10 классов рассчитано на 1 ч. в неделю, программа рассчитана на 35 часов, но в связи с праздничными днями количество уроков сокращено до 34 ч. Программа будет выполнена за счёт объединения уроков.
№ п/п | Раздел предмета | Кол-во часов | Контроль |
1. | Передача информации в компьютерных сетях. Компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями. Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов. Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др. Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW. | 5 | Тестовая работа Практическая работа №1 |
2. | Информационное моделирование. Что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями. Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). | 5 | Контрольное тестирование Практическая работа №2 |
3. | Хранение и обработка информации в базах данных. Что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система. Реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей. Структура команд поиска и сортировки информации в базах данных.Что такое логическая величина, логическое выражение. Логические операции, как они выполняются. | 9 | Контрольное тестирование Практич. работа №3, 4, 5, 6, 7 |
4. | Табличные вычисления на компьютере. Электронная таблица и табличный процессор. Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации. Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами. Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу. Графические возможности табличного процессора. | 16 | Контрольное тестирование Пр. раб. №8, 9,10, 11, 12, 13, 14, 15 |
Итого | 35 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| -
Передача информации в компьютерных сетях – 5ч. |
1. | Как устроена компьютерная сеть. | 1 | 06.09. | |
2. | Электронная почта и другие услуги сетей | 1 | 13.09. | |
3. | Аппаратное и программное обеспечение сети. | 1 | 20.09. | |
4. | Интернет и Всемирная паутина. | 1 | 27.09. | |
5. | Способы поиска в Интернете | 1 | 04.10. | |
| 2. Информационное моделирование – 5ч. |
6. | Что такое моделирование | 1 | 11.10. | |
7. | Графические информационные модели | 1 | 18.10. | |
8. | Табличные модели | 1 | 25.10. | |
9. | Информационное моделирование на компьютере | 1 | 08.11. | |
10. | Работа с информационной моделью. Контрольное тестирование по теме «Моделирование». | 1 | 15.11. | |
| 3.Хранение и обработка информации в базах данных – 9ч. |
11. | Хранение и обработка информации в базах данных. Основные понятия. | 1 | 22.11. | |
12. | Что такое система управления базами данных | 1 | 29.11. | |
13. | Создание и заполнение баз данных | 1 | 06.12. | |
14. | Знакомство с СУБД. Создание и редактирование базы данных | 1 | 13.12. | |
15. | Основы логики: логические величины и формулы | 1 | 20.12. | |
16. | Условия выбора и простые логические выражения | 1 | 27.12. | |
17. | Условия выбора и сложные логические выражения | 1 | 10.01. | |
18. | Сортировка, удаление и добавление записей | 1 | 17.01. | |
19. | Контрольное тестирование по теме «Базы данных». | 1 | 24.01. | |
| 4.Табличные вычисления на компьютере – 16ч. |
20. | История чисел и систем счисления | 1 | 31.01. | |
21. | Перевод чисел и двоичная арифметика | 1 | 07.02. | |
22. | Числа в памяти компьютера | 1 | 14.02. | |
23. | Что такое электронная таблица | 1 | 21.02. | |
24. | Правила заполнения таблицы | 1 | 28.02. | |
25. | Работа с диапазонами. Относительная адресация | 1 | 06.03. | |
26. | Работа с диапазонами. Относительная адресация | 1 | 13.03. | |
27. | Относительная адресация | 1 | 03.04. | |
28. | Деловая графика. Условная функция | 1 | 10.04. | |
29. | Логические функции и абсолютные адреса | 1 | 17.04. | |
30. | Логические функции и абсолютные адреса | 1 | 24.04. | |
31. | Электронные таблицы и математическое моделирование | 1 | 08.05. | |
32. | Электронные таблицы и математическое моделирование | 1 | 15.05. | |
33. | Электронные таблицы и математическое моделирование | 1 | 22.05. | |
34. | Пример имитационной модели. Контрольное тестирование по теме «Электронные таблицы». | 1 | 29.05. | |
| | | | |
Лист коррекции (корректировки) календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактических часов с учётом коррекции (корректировки) |
1. | Информатика | Попов Ю.В. | 8 кл. | Праздничные дни и т.д. | Объединение тем уроков 34-35 | 29.05. Пример имитационной модели. Контрольное тестирование по теме «Электронные таблицы». | 35 | 34 |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол №1 от 27.08.2022г. ___________ Старун Е.С.
________________ Шкутович Н.А.
(подпись, расшифровка подписи)
13