
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса по информатике для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577), примерной основной общеобразовательной программой основного общего образования (апрель 2015г.), авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова), ООП ООО МАОУ «Боровинская СОШ», учебного плана МАОУ «Боровинская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора от 20.06.2018г № 135-ОД.
В рамках реализации комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования (приказ МОН РФ от 15.12.2016 № 1598) а также поручения Губернатора Тюменской области о необходимости подготовки инженерно-технических кадров для развития региона запланированы уроки-экскурсии на предприятия, видеоуроки и уроки -виртуальные экскурсии.
В резервную часть КТП включены два часа по робототехнике и программированию в целях ознакомления с основами программирования и робототехники.
Особенностью данной программы будет конкретизация содержания отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы и распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы.
Общая характеристика учебного предмета.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Информатика изучается в 8 классе основной школы 1 час в неделю - всего 34 ч.
Содержание учебного предмета.
Планируемые предметные результаты по темам.
1.Передача информации в компьютерных сетях (5 часов) Компьютерная сеть. Локальные сети. Глобальные сети. Шлюз. Электронная почта. Почтовый ящик. Файловые архивы. Интернет и Всемирная паутина. Браузер. WWW. Поисковые серверы. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Учащиеся должны знать:
• что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
• назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
• назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
• что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
• Учащиеся должны уметь:
• осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
• осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
• осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
• работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование (4 часа). Информационные модели. Моделирование. Модель. Формализация. Графические информационные модели. Табличные модели. Компьютерное моделирование. Системы. Модели. Графы.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
• что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
• какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры натурных и информационных моделей;
• ориентироваться в таблично организованной информации;
• описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
3. Хранение и обработка информации в базах данных (9 часов). Информационная система. Реляционные БД. Первичный ключ. СУБД. Основы логики. Условия выбора.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
• что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
• что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
• структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
• что такое логическая величина, логическое выражение;
• что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
• открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
• организовывать поиск информации в БД;
• редактировать содержимое полей БД;
• сортировать записи в БД по ключу;
• добавлять и удалять записи в БД;
• создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Хранение и обработка информации в базах данных (11 часов). Информационная система. Реляционные БД. Первичный ключ. СУБД. Основы логики. Условия выбора.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
• что такое электронная таблица и табличный процессор;
• основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
• какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
• основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
• графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
• открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
• редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
• выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
• получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
• создавать электронную таблицу для несложных расчетов
Повторение (3 часа)
При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Робототехника и программирование (2 часа).
Планируемые ФГОС личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения.
Личностные:
приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Метапредметные:
получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные:
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.
Тематическое планирование по информатике и ИКТ - 8 класс (Приложение №1)
Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
1) Учебно-методический комплект для учеников
Учебник «Информатика» для 8 класса Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2) Учебно-методический комплект для учителя
Учебник «Информатика» для 8 класса Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Информатика. УМК для основой школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя/ Цветкова М. С., Богомолова О. Б. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. (в 2 частях) /под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Преподавание базового курса информатики в средней школе : методическое пособие/ Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
3) Технические средства обучения
Компьютеры
Проектор
Интерактивная доска
Принтер
Сканер
Локальная вычислительная сеть
4) Программные средства
Операционная система Windows8
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.)
Программа-архиватор WinRar
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций MSOffice 2013
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
5) Интернет-ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ http://metod-kopilka.ru,,http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net и http://yaklass.ru др.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости учащихся.
Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме контрольных работ, выполнения тестов, практических работ. Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
• знаний основ информатики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение результатов практической работы)
• приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения практических работ и решения задач)
• развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению информатики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Формы контроля:
• тестирование;
• фронтальный опрос;
• практикум.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.
Тематическое планирование по информатике и ИКТ - 8 класс
№ п/п | Тема урока (с учетом обновления содержания) | Содержание | Планируемые результаты | Виды контроля | Виды деятельности | Сроки | Домашнее задание | Интеграция предметов |
Передача информации в компьютерных сетях (5 часов) | |
1. | Техника безопасности при работе с ЭВМ. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. | Инструктаж по ТБ Компьютерная сеть, локальные сети, глобальные сети. Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. | Учащиеся должны знать: ЗНАТЬ ТБ что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.; Учащиеся должны уметь: | | поиск информации в литературе и Интернете; самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач; | | Прочитать в учебнике §1. Повторить технику безопасности в кабинете информатика. | |
2 | Аппаратное и программное обеспечение сети Электронная почта. Сетевой этикет. Практическая работа №1 «Работа с электронной почтой». | Технические средства глобальной сети, протоколы, технология «клиент- сервер». Электронная почта, чат, форум, почтовый ящик, телеконференции, файловые архивы, коллективные проекты. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. | Учащиеся должны знать: ЗНАТЬ ТБ назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: | | сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ; Написать резюме на получение желаемой профессии с указанием предполагаемого места работы в регионе. | | Прочитать в учебнике §3. Повторить в ЯК теоретический блок, выполнить задания и тренировочную работу по теме "Локальные и глобальные компьютерные сети". Прочитать в учебнике §2. Повторить в ЯК теоретический блок, выполнить задания и тренировочную работу по теме "Информационные ресурсы и сервисы Интернета". | |
3 | Интернет. Всемирная паутина. | WWW, web-сервер, гиперструктура, браузер. Доменная система имен. Сайты. Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства. | Учащиеся должны знать: ЗНАТЬ ТБ Учащиеся должны уметь: осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов. | | преобразование информации одного вида в другой; представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата; передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке Работа с доп. источниками информации (ресурсы Интернета, статистические справочники о предприятиях Тюменской области | | Прочитать в учебнике §4. Повторить в ЯК теоретический блок по теме "Всемирная компьютерная сеть Интернет". Выполнить в ЯК задания по теме "Всемирная компьютерная сеть Интернет". Выполнить в ЯК тренировочную работу по теме "Всемирная компьютерная сеть Интернет". | Биология, химия, география, физика |
4 | Способы поиска в Интернете. Подсчет найденных по запросу страниц в задачах ЕГЭ (круги Эйлера). Практическая работа №2 « Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем». | 3 способа поиска в Интернете, поисковые серверы, язык запросов поисковой системы. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. | Учащиеся должны знать: ЗНАТЬ ТБ Учащиеся должны уметь: осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов. | | Преобразование информации одного вида в другой; Представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата; передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке; Практическая работа животный мир, образовательный туризм, растительный мир, краеведение, промышленность. применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации Работа с доп. источниками информации (ресурсы Интернета, статистические справочники о предприятиях Тюменской области | | Прочитать в учебнике §5. | Биология, химия, география, физика |
5 | Контрольная работа № 1 «Передача информации в компьютерных сетях». | Повторение и систематизация пройденного материала | | | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации | | Прочитать в учебнике дополнение к главе 1. | |
Информационное моделирование (4 часа) | |
6 | Моделирование. Графические информационные модели | Натурные модели, информационные модели, формализация, карта, чертежи. Список. Граф. Дерево. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево. | Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). | | Умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта; | | Прочитать в учебнике §6,7. Выполнить в ЯК задания и тренировочную работу по теме "Модели объектов и их назначение". | |
7 | Табличные модели Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов с математической моделью». | Таблицы типа: «объект- свойство», «объект-объект», двоичные матрицы | Учащиеся должны знать: какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Учащиеся должны уметь: ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; | | Умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта; | | Прочитать в учебнике §8. Повторить в ЯК теоретический блок, выполнить задания и тренировочную работу по теме "Вычислительные таблицы". | Биология, химия, география, физика |
8 | Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа №3 по теме «Проведение компьютерных экспериментов с математической моделью» Проект «Графическое решение уравнения» | Вычислительные возможности компьютера, управление на основе моделей, имитационное моделирование. Компьютерные эксперименты. Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. | Учащиеся должны знать: что такое какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Учащиеся должны уметь: ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; | | Умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта; | | Прочитать в учебнике §9. ЦОР http://school-collection.edu.ru/ Подготовка к к/р теме «Информационное моделирование». Видеоурок http://interneturok.ru/ru/school/informatika/8-klass/ bglava-1-sistemy-schisleniyab
| Биология, химия, география, физика |
9 | Контрольная работа № 2 «Информационное моделирование» | Повторение и систематизация пройденного материала | Актуализация сведений. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации | | Прочитать в учебнике дополнение к главе 2. | |
Хранение и обработка информации в базах данных (9 часов) | |
10 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. | БД, реляционные БД, первичный ключ БД, типы полей | Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; Учащиеся должны уметь: | | Оперирование понятиями, суждениями; установление причинно- следственных связей; классификация информации; умение составлять таблицы, схемы, графики; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта Виртуальная экскурсия по предприятиям | | Прочитать в учебнике §10. ЦОР Якласс – https://www.yaklass.ru/p/informatika/9-klass/modelirovanie-i-formalizatciia-13598/sistema-upravleniia-bazami-dannykh-13411 Рассмотреть этапы создания базы данных(http://fcior.edu.ru/card/28639/etapy-razrabotki-is.html). Рассмотреть правила ввода данных в базу данных(http://fcior.edu.ru/card/23364/vvod-dannyh-v-bd.html) | |
11 | СУБД. | добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: | | Работа с упрощённым макетом действующей БД предприятия - база данных - молочной фермы, - кирпичного завода, - нефтеперабатывающего завода, - тепличного комплекса (любое ближайшее крупное предприятие региона) | | Прочитать в учебнике §11. Выполнить в ЯК тренировочную работу по теме "Информационные модели". Выполнить в ЯК проверочную домашнюю работу по теме "Информационные модели". | Биология, химия, география, физика |
12 | Практическая работа №4 по теме «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере». Проект «Модели систем управления» | Форматы полей. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. Знакомство с одной из доступных ГИС (например, картой города в Интернете) | Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. | | Работа с упрощённым макетом действующей БД предприятия - база данных - молочной фермы, - кирпичного завода, - нефтеперабатывающего завода, - тепличного комплекса (любое ближайшее крупное предприятие региона) | | Прочитать в учебнике §12. .ru/informatika/9-klass/tehnologii-poiska-i-hranenija-informacii-bazy-dannyh/prilozheniya-dlya-sozdaniya-baz-dannyh-osnovnye-ponyatiya?seconds=0&chapter_id=870 теме Технология хранения поиска и сортировки информации. | Биология, химия, география, физика |
13 | Условия поиска информации, простые логические выражения. Решение заданий ОГЭ. | Понятие логического выражения, операции отношения, запрос на выборку . | Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. | | | | Прочитать в учебнике §13,14. Выполнить в Якласс «Проверочную работу по теме Технология хранения поиска и сортировки информации» (получите ссылку по электронной почте) ЦОР «Информатика - базовый курс», 9 класс. Урок 54. Условия поиска информации, простые логические выражения. | |
14 | Практическая работа №5 по теме «Формирование простых запросов к готовой базе данных». | простые логические выражения | Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. | | Работа с упрощённым макетом действующей БД предприятия - база данных - молочной фермы, - кирпичного завода, - нефтеперабатывающего завода, - тепличного комплекса (любое ближайшее крупное предприятие региона) | | Прочитать в учебнике §13. | Биология, химия, география, физика |
15 | Логические операции. Сложные условия поиска. РК «Логические высказывания о флоре и фауне Тюменской области» | Формальная логика и алгебра логики. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера. | Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. | | Работа со статистикой по предприятиям региона Практическая работа «Логические высказывания о флоре и фауне Тюменской области» | | Прочитать в учебнике §15. | Биология, химия, география, физика география Растительный и животный мир России. |
16 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. РК «Моделирование природных явлений юга Тюменской области». | Примеры сложных логических выражений, порядок выполнения операций в сложном условии выборки. Ключ сортировки, сортировка по нескольким ключам, команды удаления и добавления записей | Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. | | Работа со статистикой по предприятиям региона Практическая работа «Моделирование природных явлений юга Тюменской области». | | Прочитать в учебнике §15, 16. | география Западно - Сибирская равнина: особенности природы |
17 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение. Практическая работа №6 по теме «Работа по базам данных» | команды удаления и добавления записей | Учащиеся должны знать: структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: | | Работа со статистикой по предприятиям региона | | Прочитать в учебнике §16. | Биология, химия, география, физика |
18 | Контрольная работа № 3 «Хранение и обработка информации в базах данных» | Повторение и систематизация пройденного материала | Актуализация сведений. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | | | | Повторение материала по теме "Информационное моделирование" по учебнику пар. 25,26 и разделу в ЯКлассе. Составить электронный кроссворд по теме. | |
Табличные вычисления на компьютере (11 часов) | |
19 | Системы счисления. Двоичная система счисления. | Двоичная система счисления, запись целых чисел. | • записывать в двоичной системе целые числа | | умение составлять таблицы, схемы, графики; умение читать таблицу, диаграмму; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; составление на основе текста таблицы, графика; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины | | Прочитать в учебнике §17. ЕК ЦОР: Часть 2, глава 7 пар 45. ЦОР №1 Тренировка по теме Системы счисления | |
20 | Представление чисел в памяти компьютера | Непозиционные СС, позиционные СС, представления целых чисел. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. Арифметические действия в системах счисления. | Учащиеся должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; Учащиеся должны уметь: | | умение составлять таблицы, схемы, графики; умение читать таблицу, диаграмму; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; составление на основе текста таблицы, графика; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | | Прочитать в учебнике §18. | |
21 | Что такое электронная таблица? | Структура электронной таблицы, правила заполнения таблиц. | Учащиеся должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; Учащиеся должны уметь: | | умение составлять таблицы, схемы, графики; умение читать таблицу, диаграмму; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; составление на основе текста таблицы, графика; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | | Прочитать в учебнике §20. | |
22 | Практическая работа по теме №7 по теме «Работа с готовой электронной таблицей». | Диапазон, функции обработки диапазона, принцип относительной адресации, сортировка таблицы | Учащиеся должны знать: какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь: | | умение составлять таблицы, схемы, графики; умение читать таблицу, диаграмму; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; составление на основе текста таблицы, графика; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины. Работа со статистикой по предприятиям региона | | Прочитать в учебнике §21,22. | Биология, химия, география, физика |
23 | Абсолютная и относительная адресация в Excel. Решение задач ОГЭ | Встроенные функции, абсолютная и относительная адресация. | Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: | | образовательная экскурсия /урок на производстве Практическая работа «Расчёт коммунальных платежей сельского жителя или городского» Помощь пожилым людям в оформлении квитанции | Предприятия коммунального хозяйства района | Прочитать в учебнике §22. | |
24 | Сортировка таблиц в Excel. | Сортировка таблицы | Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. | | умение составлять таблицы, схемы, графики; умение читать таблицу, диаграмму; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; составление на основе текста таблицы, графика; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | | Прочитать в учебнике §24. | |
25 | Деловая графика. Построение графиков и диаграмм. | Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | Учащиеся должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. | | образовательная экскурсия /урок на производстве; проектная деятельность Работа со статистикой по предприятиям региона | | Прочитать в учебнике §23. Составить конспект в тетради по презентации http://moodle.school-zvd.ru/mod/resource/view.php?id=648 Доделать задания в ЯКлассе Организация вычислений в электронных таблицах и Средства анализа и визуализации данных http://www.yaklass.ru/ts/subj-27863/edup-28013/topic-94852/stopic-94854 и http://www.yaklass.ru/ts/subj-27863/edup-28013/topic-94852/stopic-94855 | Биология, химия, география, физика |
26 | Практическая работа № 8 по теме «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции». | Примеры построения графиков и диаграмм | | | Работа с дополнительными источниками информации (ресурсы Интернета, статистические справочники о предприятиях Тюменской области) | | Доделать практическую работу на построение диаграмм http://moodle.school-zvd.ru/mod/resource/view.php?id=665 Выполнить в ЯКласс "Домашняя работа по теме Организация вычислений в электронных таблицах" | Биология, химия, география, физика |
27 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели. | Математическое моделирование, этапы, примеры | Учащиеся должны знать: основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. | | | | Прочитать в учебнике §25,26. | Биология, химия, география, физика |
28 | Контрольная работа № 4 «Табличные вычисления на компьютере» | Повторение и систематизация пройденного материала | | | умение составлять таблицы, схемы, графики; умение читать таблицу, диаграмму; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; составление на основе текста таблицы, графика; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | | Повторить раздел по электронным таблицам MS Excel. Рассмотреть предложенные кроссворды http://inf.1september.ru/view_article.php?ID=200800402 Создать при помощи сервиса http://onlinetestpad.com/ru собственный кроссворд, состоящий не менее чем из 15 слов (строго про пройденной главе) | Биология, химия, география, физика |
29 | Практическая работа «Создание проекта «Табель питания» | | | | Работа с дополнительными источниками информации (ресурсы Интернета, статистические справочники о предприятиях Тюменской области) | | | |
Повторение (3 часа) | |
30 | Повторение по теме «Информационное моделирование на компьютере» | Повторение и систематизация пройденного материала | | | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации | | Повторение материала по теме "Двоичная система счисления". Разобрать презентацию и примеры http://192.168.1.125:81/Материалы/8%20%20класс/Уроки/33/ | |
31 | Повторение по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» | Повторение и систематизация пройденного материала | | | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации | | Повторение темы "Табличные вычисления на компьютере" Выполнение работы "Домашняя работа по теме Вычислительные таблицы" в ЯКласс. | |
32 | Итоговая контрольная работа по курсу 8 класса | Повторение и систематизация пройденного материала | Актуализация сведений. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | | | | | |
Робототехника и программирование (2 часа) | |
33 | Прикладная информатика. Простые механизмы (интеграция с физикой). Робототехника и программирование. | Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.) Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.). Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами. Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п. Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом. | Учащиеся должны знать: узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств; получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях; познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.); познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. | | | | | физика |
34 | Робототехника и программирование. | | Виртуальная экскурсия. Сборка и демонстрация моделей по робототехнике | | Биология, технология |