Рассмотрено на заседании МО Протокол № от « » _________ 2016 г. | Принято на заседании педагогического совета Протокол № от « »___________2016 г. | «Утверждаю» Директор школы __________ /Н.В. Лысенко/ Приказ № от « »___________2016 г. |
МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
8 класс
на 2016-2017 учебный год
Разработал:
Учитель первой квалификационной категории
Молчевский Сергей Сергеевич
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования и образовательной программе среднего общего образования».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12 2014 года №1644).
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
Примерной образовательной программой основного общего образования по информатике 7-9 классы.
Программы основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Федерального перечня учебников;
Учебник Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестакова— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Рабочая программа базового курса информатики ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторов Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., который включает в себя учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов.
Учебники являются ядром целостного УМК. Помимо учебников в УМК входят: программа по информатике, методическое пособие для учителя, практикум для учащихся, учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Описание места предмета в учебном плане: на изучение отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Ученик научится (или получит возможность научиться):
приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
Содержание рабочей программы
1. Передача информации в компьютерных сетях 8 ч (4+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
В результате изучения раздела:
учащиеся знают:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
учащиеся умеют:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование 4 ч (3+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
учащиеся знают:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
учащиеся умеют:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
3. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч (5+5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Основы алгебры логики: основные операции, общее и частное решение, упрощение по законам логики.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
учащиеся знают:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
учащиеся умеют:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере10 ч (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
учащиеся знают:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
учащиеся умеют:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете. | 1 | | |
2 | Передача информации в компьютерных сетях | 8 | 4 | 4 |
3 | Информационное моделирование | 4 | 3 | 1 |
4 | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | 5 | 5 |
5 | Табличные вычисления на компьютере | 10 | 5 | 5 |
6 | Повторение | 2 | | |
| Итого: | 35 | 17 | 15 |
Календарно - тематическое планирование
Информатика 8 класс
№ урока | Раздел | Количество уроков | Дата проведения урока |
Тема урока | План | Факт | Примечание |
1 | Инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете. | 1 | 3.09 – 9.09 | | |
| Передача информации в компьютерных сетях | 8 | | | |
2 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. | 1 | 10.09 – 16.09 | | |
3 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Практическая работа №1 «Работа в локальной сети». | 1 | 17.09 – 23.09 | | |
4 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой». | 1 | 24.09 – 30.09 | | |
5 | Аппаратное и программное обеспечение сети | 1 | 1.10 – 7.10 | | |
6 | Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы. | 1 | 8.10 – 14.10 | | |
7 | Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 3 «Способы поиска в Интернете». | 1 | 15.10 – 21.10 | | |
8 | Архивирование и разархивирование данных. Практическая работа №4 | 1 | 22.10 – 28.10 | | |
9 | Тестирование «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | 29.10 – 4.11 | | |
| Информационное моделирование | 4 | | | |
10 | Моделирование. Назначение и свойства моделей. | 1 | 12.11 – 18.11 | | |
11 | Графические информационные модели.Табличные модели | 1 | 19.11 – 25.11 | | |
12 | Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа №5 «Информационное моделирование на компьютере» | 1 | 26.11 – 2.12 | | |
13 | Тестирование «Информационное моделирование» | 1 | 3.12 – 9.12 | | |
| Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | | | |
14 | Основные понятия хранения и обработки информации в базах данных. Практическая работа № 6 «Создание и заполнение баз данных». | 1 | 10.12 – 16.12 | | |
15 | Система управления базами данных. Практическая работа №7 | 1 | 17.12 –23.12 | | |
16 | Создание и заполнение баз данных. Практическая работа №8 | 1 | 24.12 – 30.12 | | |
17 | Основы логики: логические величины и формулы. | 1 | 14.01 – 20.01 | | |
18 | Условия выбора и простые логические выражения. | 1 | 21.01 – 27.01 | | |
19 | Условия выбора и сложные логические выражения | 1 | 28.01 – 3.02 | | |
20 | Условия поиска и сложные логические выражения. ПР №9 | 1 | 4.02 – 10.02 | | |
21 | Сортировка, удаление и добавление записей. Практическая работа №10 | 1 | 11.02 – 17.02 | | |
22 | Решение задач на основы логики | 1 | 18.02 – 24.02 | | |
23 | Итоговый тест «Хранение и обработка информации в БД» | 1 | 25.02 – 3.03 | | |
| Табличные вычисления на компьютере | 11 | | | |
24 | Системы счисления. | 1 | 4.03 – 10.03 | | |
25 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | 1 | 11.03 – 17.03 | | |
26 | Числа в памяти компьютера | 1 | 18.03 – 21.03 | | |
27 | Электронная таблица. Практическая работа №11 | 1 | 1.04 – 7.04 | | |
28 | Правила заполнения в электронной таблице. Практическая работа №12 «Правила заполнения таблицы». | 1 | 8.04 – 14.04 | | |
29 | Работа с диапазонами. Относительная адресация. | 1 | 15.04 – 21.04 | | |
30 | Деловая графика. Условная функция. Практическая работа № 13 «Условная функция». | 1 | 22.04 – 28.04 | | |
31 | Логические функции и абсолютные ссылки. ПР №14 | 1 | 29.04 – 5.05 | | |
32 | Электронные таблицы и математическое моделирование.Практическая работа № 14 «Электронные таблицы и математические моделирования.». | 1 | 6.05 – 12.05 | | |
33 | Пример имитационной модели. Практическая работа № 15 «Имитационные модели в электронной таблице». | 1 | 13.05 – 19.05 | | |
34 | Тестирование «Электронные таблицы» | 1 | 20.05 – 26.05 | | |
| Повторение | 1 | | | |
35 | Передача информации в компьютерных сетях | 1 | 27.05 – 31.05 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).(http://school-collection.edu.ru/)