СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов/И.Г.Семакин

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена в соответствии с ФГОС и приказом Минобрнауки России от 41.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897», на основе авторской программы к линии учебников: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. ООО "Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний", 2011, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учреждений / Учебник «Информатика" Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 7-9 классов/И.Г.Семакин»

Рабочая программа основного общего образования

по информатике

7-9 класс

. Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена в соответствии с ФГОС и приказом Минобрнауки России от 41.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897», на основе авторской программы к линии учебников: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. ООО "Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний", 2011, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учреждений / Учебник «Информатика" Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия учебников, разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования.

В соответствии с ФГОС целями и задачами рабочей программы по информатике в основной школе являются:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает в себя:

  1. Учебник «Информатика" для 7 класс. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Учебник "Информатика" для 8 класс. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  3. Учебник "Информатика" для 9 класс. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru).

5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (http://www.metodist.lbz.ru).

Согласно действующему учебному Базисному плану рабочая программа для 7, 8 класса рассчитана на обучение информатики в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год, в т.ч. для проведения контрольных, практических работ.

Согласно действующему учебному Базисному плану рабочая программа для 9 класса рассчитана на обучение информатики в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год, в т.ч. для проведения контрольных, практических работ.

Поскольку курс информатики для основной школы (7-9 классы) носит общеобразовательный характер, то его содержание обеспечивает успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансированы и отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.

Курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:

- Информация и информационные процессы;

- Представление информации;

- Компьютер: устройство и ПО;

- Системная линия;

- Алгоритмизация и программирование;

- Информационные технологии;

Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информация, информационные процессы, информационные модели. Вместе с тем, большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Учебники содержат теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме, а также в электронном виде в комплекте ЦОР. Содержание задачника-практикума достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся.

Учебники Семакина И.Г. обеспечивают возможность разноуровневого изучения теоретического содержания наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. В каждой книге, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ФГОС), имеются дополнения. Особое внимание в изложении материала уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа - принципа системности, который выражается в последовательном соблюдении тематических разделов: информация и информационные процессы; моделирование, информационное моделирование; область применения методов и средств информатики. В конце каждой главы присутствует логическая схема основных понятий изученной темы, раздел "Коротко о главном"; глоссарий курса в конце книги. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изученного материала. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Большое внимание в курсе уделено решению задачи формирования алгоритмической культуры учащихся, развитию алгоритмического мышления, входящим в перечень предметных результатов ФГОС. В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

При изучении курса "Информатика" в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления, учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. Отражает готовность учащихся к самоидентификации в окружающем мире с разных точек зрения.

7 класс, §2 «Восприятие и представление информации», 9 класс - § 22,23 «Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения ЭВМ».

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения. В задачнике-практикуме, входящим в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего, связанных с освоением информационных технологий) содержатся задания проектного характера (под заголовком "Творческие задачи и проекты"). Работа над проектом требует взаимодействия между учениками - исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.

3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Для этого они ежегодно проходят инструктаж, знакомясь с правила работы на ПК, основными требованиями определяемого СанПИНами, с обязательным соблюдением перерывов в работе и проведением физкультминуток, а также ознакомлением основных комплексов гимнастики для глаз. Сам курс «Информатики» основной школы в 7 классе начинается с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».

При изучении курса "Информатика" в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

В курсе «Информатики» данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, начиная с 6 класса с введением понятия "алгоритм" и продолжается в 9 классе с ознакомлением основ программирования. Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач по алгоритмизации подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели).

9 класс, главы 1, 2 «Управление и алгоритмы», «Введение в программирование».

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8 класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.

3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информацией и информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект. Эти вопросы раскрываются в дополнении к главе 2 учебника 8 класса, параграфы 2.1. «Системы, модели, графы», 2.2. «Объектно-информационные модели». 4. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ- компетенций).

4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами преобразования в двоичную знаковую форму.

7 класс, глава 3,4,5 «Текстовая информация. Графическая информация. Мультимедиа и компьютерные презентации».

8 класс, глава 4 «Системы счисления».

В информатике описание исследуемой системы(объекта) в знаково-символьной форме называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель. Этим вопросам посвящаются главы 2,3 «Информационное моделирование» 8 класс.

5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).

Умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер деятельности человека. Умение выбирать источники информации необходимые для решения задачи. Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (7 класс главы 3,4,5; 8 класс главы 1,3,4).

При изучении курса "Информатика" в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:

1. В сфере познавательной деятельности.

Освоение основных понятий и методов информатики, основных характеристик ПК. Выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях. Выбор программных средств для реализации решения разнообразных задач. Освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов, использование основных алгоритмических конструкций при решении задач. Преобразование информации из одной формы в другую. Оценка информации с позиции интерпретации ее свойств человеком или автоматизированной системой. Оценивание числовых параметров информационных процессов. Определение основополагающих характеристик современного ПК.

2. В сфере ценностно-ориентационной деятельности.

Понимание роли информационных процессов. Оценка и анализ получаемой информации, использование ссылок и цитирование источников информации. Следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.

3. В сфере коммуникативной деятельности.

Осознания психологических особенностей восприятия информации человеком. Получение представления о возможностях передачи информации, характеристиках каналов связи. Владение и использование средств телекоммуникаций. Соблюдения норм этикета и международных законов.

4. В трудовой деятельности.

Определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы, рациональное использование технических средств и технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса. Создание и редактирование рисунков, чертежей, фотографий, слайдов презентаций и т.д. Использование инструментов визуализации для наглядного представления информации подготовленной для сопровождения устных сообщений, докладов и пр.

5. В сфере эстетической деятельности.

Приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью информационных технологий.

6. В сфере охраны здоровья.

Понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровья человека, овладения профилактическими мерами при работами с этими средствами. Соблюдение требований безопасности и гигиены.

Тематическое планирование по информатике в 7 классе

(34 часа, 1 час в неделю)

урока

Тема урока

Разделы учебника


Введение (1 ч)


1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания

Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы на ПК

Человек и информация (4 ч)

2

Информация и знания. Восприятие информации человеком

§§1,2

3

Информационные процессы

§ 3

4

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

§ 4, записи в тетради

5

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

§ 4

Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 ч)

6

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

§§5 ,6

7


Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции

§§9, 10

8


Пользовательский интерфейс

§ 12

9


Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Практическая работа №1 «Знакомство с ПК, подключение внешних устройств»

§§7, 8

10

Файлы и файловые структуры

§ 11

11

Файлы и файловые структуры. Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС»

§ 11

12

Контрольная работа №1 по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».

§ § 1 – 12 повторить

Текстовая информация и компьютер (9 ч)

13

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

§ 13

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

§ § 14 - 15

15

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Практическая работа №3 «Основные приёмы ввода и редактирования текста»

§ 15

16

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Практическая работа №4 «Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текста. Печать документа»

§ 15

17

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Практическая работа №5 «Использование буфер обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены»

§ 15

18

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Практическая работа №6 «Работа с таблицами»

§ 15

19

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Практическая работа №7 «Работа с таблицами (продолжение)»

§ 15

20

Дополнительные возможности текстового процессора. Системы перевода и распознавания текстов.

§ § 13-17-повторить

21

Контрольная работа №2 по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»

§ § 13-17 повторить

Графическая информация и компьютер (5 ч)

22

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики

§ § 18, 21

23

Графические редакторы растрового типа. Практическая работа №8«Работа с растровым графическим редактором»

§ 22

24

Кодирование изображения

§ 20

25

Векторная графика. Практическая работа №9«Работа с векторным графическим редактором»

§ 21

26

Технические средства компьютерной графики. Практическая работа №10 «Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе»

§ 19

Мультимедиа и компьютерные презентации (5 ч)

27

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации

§ § 23, 27

28

Компьютерные презентации. Практическая работа №11«Создание презентации с использованием текста, графики и звука»

§ 27

29

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа

§ §24, 25

30

Технология мультимедиа Практическая работа №12«Создание презентации с гиперссылками»

§ 26

31

Контрольная работа №3 по темам «Графическая информация и компьютер», «Технология мультимедиа»


§ §18-27

Повторение (3 ч)

32

Итоговое повторение по темам «Устройство ПК и ПО», «Текстовая информация»



33

Итоговое повторение по теме «Графическая информация», «Технология мультимедиа»


34

Резерв




Тематическое планирование по информатике в 8 классе

(34 часа, 1 час в неделю)

урока

Тема урока

Разделы учебника

Передача информации в компьютерных сетях (9ч)

1

ТБ и организация рабочего места. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования.

§ 1

2

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Практическая работа №1 «Работа с электронной почтой»

§ 2

3

Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

§ 3

4

Практическая работа №2 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами»

§ 3

5

Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

§ § 4, 5

6

Практическая работа №3 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске»

§ § 4, 5

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. Практическая работа №4 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»

§ 5

8

Практическая работа №5 «Работа в Интернете»

§ 5, § § 1 - 5 повторить

9

Контрольная работа №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

§ § 1 - 5 повторить

Информационное моделирование (5 ч)

10

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

§ § 6, 7

11

Табличные модели.

§ 8

12

Информационное моделирование на компьютере. Системы, модели, графы.

§ 9, п.2.1

13

Практическая работа №6 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью»

§ 9

14

Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование».

§ §6 - 9

Хранение и обработка информации в базах данных (9 ч)

15

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

§ 10

16

Назначение СУБД. Практическая работа №7 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы»

§ 11

17

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

Практическая работа №8 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере»

§ 12

18

Основы логики: логические величины и формулы. Условия поиска информации, простые логические выражения

§ § 13, 14

19

Практическая работа №9 «Формирование простых запросов к готовой базе данных»

§ 14

20

Логические операции. Сложные условия поиска

§ 15

21

Практическая работа №10 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных»

§ 15

22

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. Практическая работа №11 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение»

§ 16, § §10 - 16 - повторить

23

Контрольная работа №3 по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

§ §10 - 16

Табличные вычисления на компьютере (10 ч)

24

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

§§ 17, 18

25

Представление чисел в памяти компьютера

§ 18

26

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.

§ §20, 21

27

Практическая работа №12 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование»

§ §20, 21

28

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

§ 22

29

Практическая работа №13 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц»

§ 22

30

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

§ §23, 24

31

Практическая работа №14 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.»

§ §23, 24

32

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

§ §25, 26

33

Контрольная работа №4 теме «Табличные вычисления на компьютере».

§ § 17 - 26

Повторение (1 ч)

34

Итоговое повторение




Тематическое планирование по информатике в 9 классе

(34 часа, 1 час в неделю)

урока

Тема урока

Разделы учебника

Управление и алгоритмы (11 ч)

1



Техника безопасности. Санитарные нормы работы за ПК. Кибернетическая модель управления. Управление с обратной связью.

Введение, § § 1, 2

2

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

§ § 3, 4

3



Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов»

§ § 3, 4

4


Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

§ 5

5



Практическая работа №2 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов»

§ 5

6


Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

§ §2, 6

7

Практическая работа № 3 «Работа с циклами»

§ 6

8

Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

§ 7

9



Практическая работа № 4 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений»

§ 7

10



Автоматизированные и автоматические системы управления Практическая работа №5 «Зачётное задание по алгоритмизации»

§ § 1-7, п.1.1

11


Контрольная работа №1 по теме «Управление и алгоритмы»


Введение в программирование (17 ч)

12


Что такое программирование? Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

§ §8, 9

13


Линейные вычислительные алгоритмы.

§10

14

Практическая работа №6 «Построение блок-схем»

§10

15

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания

§11

16



Практическая работа №7 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов»

§ 11

17


Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером.

§ §12, 13

18



Практическая работа №8 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»

§ 14

19


Логические операции на Паскале. Практическая работа №9 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций»

§ §13, 14

20

Циклы на языке Паскаль. Алгоритм Евклида.

§ §15, 16

21


Практическая работа №10 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием»

§15

22


Одномерные массивы в Паскале

§ §17, 18

23


Практическая работа №11 «Разработка программ обработки одномерных массивов»

§ §17, 18

24


Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

§ 19

25

Практическая работа №12 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве»

§ 19

26

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

§ 20

27

Сортировка массива

§ 21

28



Контрольная работа №2 по теме «Программное управление работой компьютера».

§ § 8-21

Информационные технологии и общество (

29


Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ

§ §22-24

30


Основы социальной информатики. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества.

§ §25, 26

31

Информационная безопасность.

§ 22-27

Повторение

32

Итоговое повторение по курсу 7 - 9 кл.

Учебники 7- 9 кл.

33

Итоговое повторение по курсу 7-9 кл.

Учебники 7- 9 кл.




Формы текущего и итогового контроля

1. Устный опрос - фронтальный, индивидуальный, групповой

2. Тесты

3. Практическая работа

4. Письменная работа

5. Зачет

6. Контрольная работа

7. Творческая работа



Критерии и нормы оценки деятельности обучающихся применительно

к различным формам контроля:

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся должны быть положены объективность и единый подход по всем предметам основной школы. При 5 - балльной оценке для всех установлены следующие

1. Общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3"

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

2.Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончании устного ответа, учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов или допустил не более двух недочетов.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: допустил не более одной негрубой ошибки или не более трех недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и трех-четырех недочетов;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и четырех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти-шести недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

4. Графические задания и практические работы

Отметка "5" ставится, если учащийся:

творчески планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка "4" ставится, если учащийся:

правильно планирует выполнение работы;

самостоятельно использует знания программного материала;

в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка "3" ставится, если учащийся:

допускает ошибки при планировании выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знания программного материала;

допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Примечание.

1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

5. Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

"5" - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

"4" - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

"3" - соответствует работа, содержащая 50 - 70 % правильных ответов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!