Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Новобердяшская средняя общеобразовательная школа
муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения МОБУ Новобердяшская СОШ Протокол №____ от _____._____.20___ г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора №______ от _____._____.20___ г. |
СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _____________ Гиндуллина З.Т «____»_______________ 20___ г | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
____по информатике для 8 класса____
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины (модуля))
(базовый уровень)
Учителя информатики
Мустафина Ильдара Марувановича
Ф.И.О. учителя-разработчика
первой квалификационной категории
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010 г.);
Авторской программы курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»),
Образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МОБУ Новобердяшская СОШ МР Караидельский район Республики Башкортостан на 2015-2020 годы, утверждённой приказом от 23.08.2016 г №88.
Учебного плана Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобердяшская средняя общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан на 2018-2019 год, утверждённой приказом от 01.06.2018 г № 65.
Приказ №95 «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в 2018-2019 учебном году.
Положения о рабочей программе МОБУ Новобердяшская СОШ №73 от 24.06.2016 г.
Программа ориентирована на использование УМК:
Дидактическое и методическое обеспечение
Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС). - М.: БИНОМ, 2014.
Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (ФГОС). – М.: БИНОМ, 2014.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. (ФГОС). – М.: БИНОМ, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Изучение информатики в 8 классе реализуется по программе расширенного курса в VII–IX классах (по одному часу в неделю, 35 часов в год в 7, 8 классах, и два часа в неделю в 9 классе, 68 часов в год, всего 138 часов).
Планируемые результаты изучения информатики в 8 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тема 1. Математические основы информатики
Обучающийся научится:
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
Обучающийся получит возможность:
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
Тема 2. Основы алгоритмизации
Обучающийся научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
Обучающийся получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
Тема 3. Начала программирования
Обучающийся научится:
исполнять линейные алгоритмы, записанные на языке программирования.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на языке программирования;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на языке программирования;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Обучающийся получит возможность:
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
- Содержание тем учебного предмета
Структура содержания курса информатики для 8 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
Математические основы информатики – 12 часов
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Основы алгоритмизации – 10 часов
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Начала программирования – 11 часов
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Резерв и повторение – 2 часа
- Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | дата | примечание |
План | Факт |
Тема 1. Математические основы информатики (12 часов) I четверть | | | |
1. | Инструктаж по ТБ. Цели изучения курса информатики. Общие сведения о системах счисления | 03.09 | | |
2. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 10.09 | | |
3. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. ТИТБ ПР № 1 «Перевод чисел в позиционных системах счисления с помощью программного калькулятора» | 17.09 | | |
4. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. ТИТБ ПР №2 «Перевод чисел в позиционных системах счисления» | 24.09 | | |
5. | Представление целых чисел | 01.10 | | |
6. | Представление вещественных чисел | 08.10 | | |
7. | Высказывание. Логические операции. | 15.10 | | |
8. | Построение таблиц истинности для логических выражений | 22.10 | | |
9. | Свойства логических операций. | 05.11 | | |
10. | Решение логических задач | 12.11 | | |
11. | Логические элементы | 19.11 | | |
12. | Контрольная работа по теме «Математические основы информатики». | 26.11 | | |
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов) | | | |
13. | Алгоритмы и исполнители. ТИТБ ПР №3 «Составление простейших алгоритмов для исполнителя «Водолей»» | 03.12 | | |
14. | Способы записи алгоритмов | 10.12 | | |
15. | Объекты алгоритмов | 17.12 | | |
16. | Алгоритмическая конструкция следование | 24.12 | | |
17. | ПИТБ. Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | 14.01 | | |
18. | Неполная форма ветвления | 21.01 | | |
19. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | 28.01 | | |
20. | Цикл с заданным условием окончания работы | 04.02 | | |
21. | Цикл с заданным числом повторений | 11.02 | | |
22. | Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации». | 18.02 | | |
Тема 3. Начала программирования (11 часов) | | | |
23. | Общие сведения о языке программирования Паскаль. ТИТБ ПР №4 «Знакомство с интерфейсом языка программирования Паскаль» | 25.02 | | |
24. | Организация ввода и вывода данных ТИТБ ПР №5 «Запись линейной программы с командой вывода» | 04.03 | | |
25. | Программирование линейных алгоритмов. ТИТБ ПР №6 «Запись линейной программы с применением оператора присваивания» | 11.03 | | |
26. | Условный оператор. ТИТБ ПР №7 «Запись разветвляющейся программы» | 18.03 | | |
27. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. ТИТБ ПР №8 «Применение оператора CASE» | 01.04 | | |
28. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. ТИТБ ПР №9 «Разработка программы со сложным ветвлением» | 08.04 | | |
29. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. ТИТБ ПР №10 «Разработка циклической программы с предусловием» | 15.04 | | |
30. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. ТИТБ ПР №11 «Разработка циклической программы с постусловием» | 22.04 | | |
31. | Программирование циклов с заданным числом повторений. ТИТБ ПР №12 «Разработка циклической программы с параметром» | 29.04 | | |
32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. ТИТБ ПР №13 «Применение вложенных циклов» | 06.05 | | |
33. | Контрольная работа по теме «Начала программирования». | 13.05 | | |
34. | Повторение | 20.05 | | |
35. | Повторение | 27.05 | | |