СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику А.Г. Кушниренко

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  предмету «Информатика»  для  7  классов,  базовый уровень. Издательство "Дрофа"

Новая УМК, где обучение новой теме основано на понимании, аналогии с уже понятным материалом и уже потом - запоминании. Ребята ничего не зубрят, аучатся с удовольствием!

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику А.Г. Кушниренко»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Информатика»

для 7 классов

базового уровня

35 часов







Программу составила:

Звездина В..А., учитель информатики





















ИВАНТЕЕВКА

2019




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа углубленного курса информатики разработана разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, введенным в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  № 1897 от  17.10 2010 с учетом изменений, внесенных приказом № 1644 от 29.12.2014, требований к результатам освоения Примерной основной образовательной программы основного общего образования по информатике, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

В состав завершенной предметной линии входят учебники:

  1. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.

«Информатика». 7 класс

  1. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.

«Информатика». 8 класс

  1. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.

«Информатика». 9 класс


Учебный материал учитывает подчеркнутые в указанных документах потребности развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в нашей стране и связанную с этим необходимость уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования.


МЕСТО ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для освоения программы углубленного уровня предмета «Информатика» отведено по 1 часу неделю в 7-9 классах (всего 35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе и 35 часов в 9 классе, итого – 105 часов).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ФГОС устанавливает требования к следующим результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:

  • личностным результатам;

  • метапредметным результатам;

  • предметным результатам.


Личностные результаты


  1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

  1. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.

  1. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Работа за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

  1. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета и в дальнейшей профориентации в этом направлении. Во многих разделах учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективах их развития.

Метапредметные результаты


  1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:

  • учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;

  • изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;

  • алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

  1. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:

  • формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;

  • ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.

  1. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.

Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.

  1. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.


Предметные результаты

Обучающийся научится/узнает:

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;

  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

  • приводить примеры информационных процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных в живой природе и технике;

  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

  • об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров.

Обучающийся получит возможность:

  • осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;

  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Математические основы информатики

Обучающийся научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

  • определять минимальную длину кодового слова по заданному алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами.

Обучающийся получит возможность:

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов.

Алгоритмы и элементы программирования

Обучающийся научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере.

Обучающийся получит возможность:

  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.



СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА (7 класс)

Информация и информационные процессы

Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.

Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.

Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Основной алгоритм работы процессора.

Программное обеспечение компьютера.

Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. Примеры информационных характеристик зрительной системы и системы долговременной памяти человека.

История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления.

Техника безопасности и правила работы на компьютере.


Математические основы информатики

Тексты и кодирование

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.

Кодирование символов одного алфавита с помощью слов другого алфавита; кодовая таблица, декодирование.

Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.

Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.

Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении.

Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.

Алгоритмы и элементы программирования

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем.

Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.

Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.

Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.



Алгоритмические конструкции

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкции «ветвления». Команда «если»: полная и неполная формы. Команда «выбор»: правила записи и выполнения.

Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

Особенности вычисления составных условий в современных зыках программирования.

Конструкции «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.

Запись алгоритмических конструкций в школьном алгоритмическом языке.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителем Робот.

Анализ алгоритмов

Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.

Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).

Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.

Проверка правописания, словари.

Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.









Тематическое планирование

7 класс

Тема, основное содержание

Кол-во часов

Тема «Информатика ― наука и школьный предмет»

Информатика как школьный предмет. История возникновения информатики. Информация ― обобщающее понятие современной науки. Информация и данные. Высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий. Техника безопасности при работе с компьютерами и информационными устройствами

3

Тема «Двоичное кодирование»

Как компьютер хранит информацию. Двоичное кодирование чисел.

Шестнадцатеричная форма записи двоичных чисел.

Двоичное кодирование текстов. Единицы измерения объемов данных и скорости их передачи. Производные единицы измерения объемов данных, стандартизация производных величин в информатике. Физические и информационные характеристики объектов и данных. Информационные характеристики изображений. Примеры решения задач

6

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа

1

Тема «Обработка текстов на компьютере»

Базовые возможности текстового редактора. Оформление текста: заголовков, знаков препинания и пробелов, символов, абзацев.

Логическое и физическое оформление текстов. Использование стилей. Проверка орфографии

7

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа

1

Тема «Исполнители»

Исполнители вокруг нас. Состояния исполнителя. Команды-приказы и команды-вопросы. Непосредственное и программное управление исполнителем. Языки программирования

2

Тема «Алгоритмы управления исполнителями»

Исполнитель Робот. Непосредственное и программное управление исполнителем. Общий вид алгоритма, комментарии в алгоритмическом языке. Исполнение программы, состоящей из одного алгоритма. Запись нескольких команд в одной строке. Ошибки в алгоритмах

2

Тема «Вспомогательные алгоритмы»

Основные и вспомогательные алгоритмы. Метод последовательного уточнения. Заголовки вспомогательных алгоритмов. Разделение труда между компьютером и исполнителями

2

Тема «Цикл n раз»

Пример алгоритма с циклом n раз. Общий вид цикла n раз.

Короткие алгоритмы и длинные последовательности действий.

Вспомогательные алгоритмы внутри цикла. Вложенные циклы

2

Тема «Цикл пока»

Команды-вопросы Робота. Цикл пока, общий вид цикла пока. Цикл n раз и цикл пока. Условия в цикле пока. Свойства цикла пока. Составление алгоритмов с циклом пока. Примеры построения алгоритмов

2

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа

1

Тема « Команды ветвления и контроля»

Общий вид команды если. Команды контроля. Пример алгоритма с командой утв. Выбор из многих вариантов. Общий вид команды выбор

2

Тема «Анализ и тестирование алгоритмов»

Анализ и тестирование алгоритмов. Пример рассуждения, подтверждающего правильность алгоритма. Использование промежуточных утверждений для доказательства правильности алгоритмов. Тестирование алгоритмов

2

Итоговое повторение

2







Поурочное планирование изучения учебного материала 7 класс

Но

мер урока

Тема урока

Планируемые сроки

прохождения

Скоррек

тирован

ные сроки прохождения

1

Техника безопасности при работе с компьютерами

и другими электронными устройствами


1 неделя




§1. Информатика – наука и школьный предмет

2

История возникновения информатики

2 неделя


3

Информация – обобщающее понятие современной науки

3 неделя




§2. Двоичное кодирование

4

Как компьютер хранит информацию

4 неделя


5

Двоичное кодирование чисел

5 неделя


6

Двоичное кодирование текстов

6 неделя


7

Единицы измерения объемов данных и скорости их передачи

7 неделя


8

Физические и информационные характеристики объектов и данных

8 неделя


9

Информационные характеристики изображений

9 неделя


10

Обобщение и систематизация изученного.

Проверочная работа

10 неделя




§3. Обработка текстов на компьютере

11

Компьютер – лучший инструмент для обработки текстов

11 неделя


12

Базовые возможности текстового редактора

12 неделя


13

Правила оформления текстов на компьютере

13 неделя


14

Оформление символов

14 неделя


15

Оформление абзацев

15 неделя


16

Стилевое форматирование

16 неделя


17

Проверка орфографии

17 неделя


18

Обобщение и систематизация изученного.

Проверочная работа

18 неделя




§4. Исполнители

19

Исполнители вокруг нас

19 неделя


20

Непосредственное и программное управление

20 неделя




§5. Алгоритмы управления исполнителями

21

Исполнитель Робот

21 неделя


22

Программное управление Роботом

22 неделя




§6. Вспомогательные алгоритмы

23

Понятие о вспомогательном алгоритме

23 неделя


24

Метод последовательного уточнения

24 неделя




§7. Цикл n раз

25

Цикл n раз

25 неделя


26

Вложенные конструкции

26 неделя




§8. Цикл пока

27

Цикл пока

27 неделя


28

Свойства цикла пока

28 неделя


29

Обобщение и систематизация изученного.

Проверочная работа

29 неделя




§9. Команды ветвления и контроля

30

Команды ветвления и контроля

30 неделя


31

Выбор из многих вариантов

31 неделя




§10. Анализ и тестирование алгоритмов

32

Анализ и доказательство правильности алгоритмов

32 неделя


33

Тестирование алгоритмов

33 неделя




Итоговое повторение

34

Повторение: основные понятия курса

34 неделя


35

Итоговое тестирование

35 неделя


35 ч (1 ч в неделю)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!