РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика»
для 7 классов
базового уровня
35 часов
Программу составила:
Звездина В..А., учитель информатики
ИВАНТЕЕВКА
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа углубленного курса информатики разработана разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, введенным в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.10 2010 с учетом изменений, внесенных приказом № 1644 от 29.12.2014, требований к результатам освоения Примерной основной образовательной программы основного общего образования по информатике, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
В состав завершенной предметной линии входят учебники:
Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.
«Информатика». 7 класс
Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.
«Информатика». 8 класс
Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.
«Информатика». 9 класс
Учебный материал учитывает подчеркнутые в указанных документах потребности развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в нашей стране и связанную с этим необходимость уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования.
МЕСТО ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для освоения программы углубленного уровня предмета «Информатика» отведено по 1 часу неделю в 7-9 классах (всего 35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе и 35 часов в 9 классе, итого – 105 часов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ФГОС устанавливает требования к следующим результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:
Личностные результаты
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Работа за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета и в дальнейшей профориентации в этом направлении. Во многих разделах учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективах их развития.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:
учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:
формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.
Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
Предметные результаты
Обучающийся научится/узнает:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров.
Обучающийся получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Обучающийся научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданному алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами.
Обучающийся получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов.
Алгоритмы и элементы программирования
Обучающийся научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере.
Обучающийся получит возможность:
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА (7 класс)
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Основной алгоритм работы процессора.
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. Примеры информационных характеристик зрительной системы и системы долговременной памяти человека.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью слов другого алфавита; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.
Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкции «ветвления». Команда «если»: полная и неполная формы. Команда «выбор»: правила записи и выполнения.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Особенности вычисления составных условий в современных зыках программирования.
Конструкции «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.
Запись алгоритмических конструкций в школьном алгоритмическом языке.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителем Робот.
Анализ алгоритмов
Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.
Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Тематическое планирование
7 класс
Тема, основное содержание | Кол-во часов |
Тема «Информатика ― наука и школьный предмет» Информатика как школьный предмет. История возникновения информатики. Информация ― обобщающее понятие современной науки. Информация и данные. Высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий. Техника безопасности при работе с компьютерами и информационными устройствами | 3 |
Тема «Двоичное кодирование» Как компьютер хранит информацию. Двоичное кодирование чисел. Шестнадцатеричная форма записи двоичных чисел. Двоичное кодирование текстов. Единицы измерения объемов данных и скорости их передачи. Производные единицы измерения объемов данных, стандартизация производных величин в информатике. Физические и информационные характеристики объектов и данных. Информационные характеристики изображений. Примеры решения задач | 6 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 1 |
Тема «Обработка текстов на компьютере» Базовые возможности текстового редактора. Оформление текста: заголовков, знаков препинания и пробелов, символов, абзацев. Логическое и физическое оформление текстов. Использование стилей. Проверка орфографии | 7 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 1 |
Тема «Исполнители» Исполнители вокруг нас. Состояния исполнителя. Команды-приказы и команды-вопросы. Непосредственное и программное управление исполнителем. Языки программирования | 2 |
Тема «Алгоритмы управления исполнителями» Исполнитель Робот. Непосредственное и программное управление исполнителем. Общий вид алгоритма, комментарии в алгоритмическом языке. Исполнение программы, состоящей из одного алгоритма. Запись нескольких команд в одной строке. Ошибки в алгоритмах | 2 |
Тема «Вспомогательные алгоритмы» Основные и вспомогательные алгоритмы. Метод последовательного уточнения. Заголовки вспомогательных алгоритмов. Разделение труда между компьютером и исполнителями | 2 |
Тема «Цикл n раз» Пример алгоритма с циклом n раз. Общий вид цикла n раз. Короткие алгоритмы и длинные последовательности действий. Вспомогательные алгоритмы внутри цикла. Вложенные циклы | 2 |
Тема «Цикл пока» Команды-вопросы Робота. Цикл пока, общий вид цикла пока. Цикл n раз и цикл пока. Условия в цикле пока. Свойства цикла пока. Составление алгоритмов с циклом пока. Примеры построения алгоритмов | 2 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 1 |
Тема « Команды ветвления и контроля» Общий вид команды если. Команды контроля. Пример алгоритма с командой утв. Выбор из многих вариантов. Общий вид команды выбор | 2 |
Тема «Анализ и тестирование алгоритмов» Анализ и тестирование алгоритмов. Пример рассуждения, подтверждающего правильность алгоритма. Использование промежуточных утверждений для доказательства правильности алгоритмов. Тестирование алгоритмов | 2 |
Итоговое повторение | 2 |
Поурочное планирование изучения учебного материала 7 класс
Но мер урока | Тема урока | Планируемые сроки прохождения | Скоррек тирован ные сроки прохождения |
1 | Техника безопасности при работе с компьютерами и другими электронными устройствами | 1 неделя | |
| | §1. Информатика – наука и школьный предмет |
2 | История возникновения информатики | 2 неделя | |
3 | Информация – обобщающее понятие современной науки | 3 неделя | |
| | §2. Двоичное кодирование |
4 | Как компьютер хранит информацию | 4 неделя | |
5 | Двоичное кодирование чисел | 5 неделя | |
6 | Двоичное кодирование текстов | 6 неделя | |
7 | Единицы измерения объемов данных и скорости их передачи | 7 неделя | |
8 | Физические и информационные характеристики объектов и данных | 8 неделя | |
9 | Информационные характеристики изображений | 9 неделя | |
10 | Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 10 неделя | |
| | §3. Обработка текстов на компьютере |
11 | Компьютер – лучший инструмент для обработки текстов | 11 неделя | |
12 | Базовые возможности текстового редактора | 12 неделя | |
13 | Правила оформления текстов на компьютере | 13 неделя | |
14 | Оформление символов | 14 неделя | |
15 | Оформление абзацев | 15 неделя | |
16 | Стилевое форматирование | 16 неделя | |
17 | Проверка орфографии | 17 неделя | |
18 | Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 18 неделя | |
| | §4. Исполнители |
19 | Исполнители вокруг нас | 19 неделя | |
20 | Непосредственное и программное управление | 20 неделя | |
| | §5. Алгоритмы управления исполнителями |
21 | Исполнитель Робот | 21 неделя | |
22 | Программное управление Роботом | 22 неделя | |
| | §6. Вспомогательные алгоритмы |
23 | Понятие о вспомогательном алгоритме | 23 неделя | |
24 | Метод последовательного уточнения | 24 неделя | |
| | §7. Цикл n раз |
25 | Цикл n раз | 25 неделя | |
26 | Вложенные конструкции | 26 неделя | |
| | §8. Цикл пока |
27 | Цикл пока | 27 неделя | |
28 | Свойства цикла пока | 28 неделя | |
29 | Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 29 неделя | |
| | §9. Команды ветвления и контроля |
30 | Команды ветвления и контроля | 30 неделя | |
31 | Выбор из многих вариантов | 31 неделя | |
| | §10. Анализ и тестирование алгоритмов |
32 | Анализ и доказательство правильности алгоритмов | 32 неделя | |
33 | Тестирование алгоритмов | 33 неделя | |
| | Итоговое повторение |
34 | Повторение: основные понятия курса | 34 неделя | |
35 | Итоговое тестирование | 35 неделя | |
35 ч (1 ч в неделю)