РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика»
для 8 классов
базового уровня
35 часов
Программу составила:
Звездина В..А.,
учитель информатики
ИВАНТЕЕВКА
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа углубленного курса информатики разработана разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, введенным в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.10 2010 с учетом изменений, внесенных приказом № 1644 от 29.12.2014, требований к результатам освоения Примерной основной образовательной программы основного общего образования по информатике, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
В состав завершенной предметной линии входят учебники:
Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.
«Информатика». 7 класс
Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.
«Информатика». 8 класс
Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.
«Информатика». 9 класс
Учебный материал учитывает подчеркнутые в указанных документах потребности развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в нашей стране и связанную с этим необходимость уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования.
МЕСТО ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для освоения программы углубленного уровня предмета «Информатика» отведено по 1 часу неделю в 7-9 классах (всего 35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе и 35 часов в 9 классе, итого – 105 часов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ФГОС устанавливает требования к следующим результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:
Личностные результаты
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Работа за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета и в дальнейшей профориентации в этом направлении. Во многих разделах учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективах их развития.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:
учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:
формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.
Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
Предметные результаты
Математические основы информатики
Обучающийся научится:
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную, из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, диаграммы).
Обучающийся получит возможность:
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах.
Алгоритмы и элементы программирования
Обучающийся научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений.
Обучающийся получит возможность:
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
Использование программных систем и сервисов
Обучающийся овладеет:
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.
Обучающийся получит возможность:
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире.
.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (8 класс)
Математические основы информатики
Системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления как системы – родственные двоичной. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Арифметические действия в системах счисления.
Дискретизация
Дискретизация непрерывных процессов как способ регистрации данных и способ проведения компьютерного моделирования. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Дискретизация непрерывных физических процессов в целях компьютерного моделирования и проведения вычислительных экспериментов.
Природа цветоощущений человека и животных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модель HSB. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.
Алгоритмы и элементы программирования
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Чертежник и др.
Алгоритмы с аргументами (как обобщение команд с аргументами).
Правила записи арифметических выражений. Понятие функции, встроенные функции.
Величины в алгоритмическом языке. Команда присваивания.
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.
Запись алгоритмических конструкций в школьном алгоритмическом языке.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Чертежник и др.
Анализ алгоритмов
Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.
Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе.
Тематическое планирование
8 класс
Тема, основное содержание | Кол-во часов |
Тема. «Исполнитель Чертежник и работа с ним» Исполнитель Чертежник. Команды с аргументами. Абсолютное и относительное смещение. Пример алгоритма управления Чертежником. Рисование букв с помощью Чертежника. Использование вспомогательных алгоритмов при управлении Чертежником | 3 | 4 |
Тема «Алгоритмы с аргументами» Пример алгоритма с аргументом. Аргументы в памяти компьютера. Алгоритмы с несколькими аргументами. Аргументы в заголовке цикла n раз. Закрашивание прямоугольника на поле Робота. Заголовок алгоритма с аргументами | 2 | 5 |
Тема «Арифметические выражения и правила их записи» Арифметические выражения в алгоритмическом языке, правила записи арифметических выражений. Стандартные функции алгоритмического языка. Порядок действий в арифметических выражениях | 1 | 1 |
Тема «Величины в алгоритмическом языке. Команда присваивания» Измерение радиации и температуры на поле Робота. Компьютер запоминает информацию. Компьютер выполняет подсчет. Величины и их характеристики. Описание величин. Размещение величин в памяти компьютера. Команда присваивания. Рисование параболы | 3 | 6 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 1 | 1 |
Тема «История систем счисления» Как люди считали и называли числа. Как считали древние египтяне. Алфавитные системы нумерации. Римская система счисления | 1 | 2 |
Тема «Позиционные системы счисления» Значение и запись числа. Десятичная позиционная система счисления. Недесятичные позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из десятичной системы. Системы счисления, родственные двоичной. Примеры решения задач | 4 | 5 |
Тема «Двоичное кодирование целых чисел» Арифметические действия в двоичной системе. Хранение целых чисел в компьютере. Диапазон представления целых чисел | 2 | 3 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 1 | 1 |
Тема «Алгоритмы с результатами» Примеры алгоритмов с результатами. Выполнение вспомогательного алгоритма с результатами. Общие правила выполнения команды вызова вспомогательного алгоритма. Алгоритм Евклида. Задача о сумме цифр десятичной записи натурального числа. Запись хода «ручного» исполнения алгоритмов | 4 | 6 |
Тема «Команды ввода/вывода информации для организации диалоговой работы» Ввод и вывод информации. Пример алгоритма с командами ввода/вывода. Работа команд ввод и вывод. Задача о нахождении среднего арифметического. Преобразование информации в командах ввода/вывода. Команды ввода/вывода ― базовые средства организации диалога человека с компьютером | 1 | 2 |
Тема «Алгоритмы-функции» Пример алгоритма-функции. Отличие функций от обычных алгоритмов. Выполнение алгоритма-функции. Построение графика произвольной функции | 2 | 3 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 1 | 1 |
Тема «Электронные таблицы» Принцип работы электронных таблиц. Структура электронной таблицы. Формулы в электронных таблицах. Принцип относительной адресации. Функции в электронных таблицах. Условия в электронных таблицах. Абсолютная и смешанная адресация. Наглядное представление числовой информации | 4 | 8 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | | 1 |
Тема «Кодирование изображений» Органы чувств человека. Механические и электромагнитные колебания, частота и длина волны. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Модель RGB. Цветовая модель HSB. Цветовая модель CMYK. Форматы графических файлов. Векторная графика. Графические редакторы | 1 | 8 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | | 1 |
Тема «Кодирование звуков» Дискретизация звуков. Форматы звуковых файлов. Способы кодирования музыки | 1 | 2 |
Тема «Кодирование видеоинформации» Прямой метод записи видеоинформации. Покадровое и межкадровое сжатие видеоинформации. Стандарты кодирования видеоинформации. Медиаконтейнеры | 1 | 3 |
Тема «Технология мультимедиа» Что такое мультимедиа. Применение мультимедиа-технологий. Мультимедиа-презентации. Оформление презентаций. Редактирование видео Принципы подготовки видеоматериала | 1 | 4 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | | 1 |
Итоговое повторение | 1 | 2 |
Поурочное планирование изучения учебного материала 8 класс 35 ч (1 ч в неделю)
Номер урока | Тема урока | Планируемые сроки прохождения | Скоррек тирован ные сроки прохождения |
| §1. Исполнитель Чертежник и работа с ним | |
1 | Исполнитель Чертежник | 1 неделя | |
2 | Рисование букв | 2 неделя | |
3 | Использование вспомогательных алгоритмов при управлении Чертежником | 3 неделя | |
| §2. Алгоритмы с аргументами | |
4 | Выполнение алгоритмов с аргументами | 4 неделя | |
5 | Аргументы в заголовке цикла n раз | 5 неделя | |
6 | §3. Арифметические выражения и правила их записи | 6 неделя | |
| §4. Величины в алгоритмическом языке | |
7 | Измерение радиации и температуры | 7 неделя | |
8 | Величины и их характеристики | 8 неделя | |
9 | Рисование параболы | 9 неделя | |
10 | Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 10 неделя | |
11 | §5. История систем счисления | 11 неделя | |
| §6. Позиционные системы счисления | |
12 | Позиционные системы счисления | 12 неделя | |
13 | Двоичная система счисления | 13 неделя | |
14 | Перевод чисел из десятичной системы | 14 неделя | |
15 | Системы счисления, родственные двоичной | 15 неделя | |
| §7. Двоичное кодирование целых чисел | |
16 | Арифметические действия в двоичной системе | 16 неделя | |
17 | Хранение целых чисел в компьютере | 17 неделя | |
18 | Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 18 неделя | |
| §8. Алгоритмы с результатами | |
19 | Выполнение алгоритма с результатами | 19 неделя | |
20 | Алгоритм с результатами при управлении Роботом | 20 неделя | |
21 | Алгоритм Евклида | 21 неделя | |
22 | Сумма цифр десятичной записи натурального числа | 22 неделя | |
23 | §9. Команды ввода/вывода информации | 23 неделя | |
| §10. Алгоритмы-функции | |
24 | Алгоритмы-функции | 24 неделя | |
25 | Построение графика произвольной функции | 25 неделя | |
26 | Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 26 неделя | |
| §11. Электронные таблицы | |
27 | Принцип работы электронных таблиц | 27 неделя | |
28 | Формулы в электронных таблицах | 28 неделя | |
29 | Условия в электронных таблицах | 29 неделя | |
30 | Наглядное представление числовой информации | 30 неделя | |
31 | §12. Кодирование изображений | 31 неделя | |
32 | §13. Кодирование звуков | 32 неделя | |
33 | §14. Кодирование видеоинформации | 33 неделя | |
34 | §15. Технология мультимедиа §16. Редактирование видео | 34 неделя | |
35 | Основные понятия курса. Итоговое тестирование | 35 неделя | |