СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику А.Г. Кушниренко

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  предмету «Информатика»  для  8  классов,  базовый уровень. Издательство "Дрофа"

Новая УМК, где обучение новой теме основано на понимании, аналогии с уже понятным материалом и уже потом - запоминании. Ребята ничего не зубрят, аучатся с удовольствием!

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику А.Г. Кушниренко»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Информатика»

для 8 классов

базового уровня

35 часов







Программу составила:

Звездина В..А.,

учитель информатики




















ИВАНТЕЕВКА

2020


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа углубленного курса информатики разработана разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, введенным в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  № 1897 от  17.10 2010 с учетом изменений, внесенных приказом № 1644 от 29.12.2014, требований к результатам освоения Примерной основной образовательной программы основного общего образования по информатике, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

В состав завершенной предметной линии входят учебники:

  1. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.

«Информатика». 7 класс

  1. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.

«Информатика». 8 класс

  1. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г, Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В.

«Информатика». 9 класс


Учебный материал учитывает подчеркнутые в указанных документах потребности развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в нашей стране и связанную с этим необходимость уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования.


МЕСТО ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для освоения программы углубленного уровня предмета «Информатика» отведено по 1 часу неделю в 7-9 классах (всего 35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе и 35 часов в 9 классе, итого – 105 часов).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ФГОС устанавливает требования к следующим результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:

  • личностным результатам;

  • метапредметным результатам;

  • предметным результатам.


Личностные результаты


  1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

  1. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.

  1. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Работа за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

  1. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета и в дальнейшей профориентации в этом направлении. Во многих разделах учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективах их развития.

Метапредметные результаты


  1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:

  • учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;

  • изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;

  • алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

  1. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:

  • формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;

  • ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.

  1. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.

Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.

  1. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.


Предметные результаты

Математические основы информатики

Обучающийся научится:

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную, из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, диаграммы).

Обучающийся получит возможность:

  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах.

Алгоритмы и элементы программирования

Обучающийся научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений.

Обучающийся получит возможность:

  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.


Использование программных систем и сервисов

Обучающийся овладеет:

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

  • основами соблюдения норм информационной этики и права;

  • познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

  • узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.


Обучающийся получит возможность:

  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире.

.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (8 класс)

Математические основы информатики

Системы счисления

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления как системы – родственные двоичной. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Арифметические действия в системах счисления.

Дискретизация

Дискретизация непрерывных процессов как способ регистрации данных и способ проведения компьютерного моделирования. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Дискретизация непрерывных физических процессов в целях компьютерного моделирования и проведения вычислительных экспериментов.

Природа цветоощущений человека и животных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модель HSB. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.

Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.

Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.

Алгоритмы и элементы программирования

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Чертежник и др.

Алгоритмы с аргументами (как обобщение команд с аргументами).

Правила записи арифметических выражений. Понятие функции, встроенные функции.

Величины в алгоритмическом языке. Команда присваивания.

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Запись алгоритмических конструкций в школьном алгоритмическом языке.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Чертежник и др.

Анализ алгоритмов

Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.

Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.



Электронные (динамические) таблицы

Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.

Базы данных. Поиск информации

Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе.














Тематическое планирование

8 класс

Тема, основное содержание

Кол-во часов

Тема. «Исполнитель Чертежник и работа с ним»

Исполнитель Чертежник. Команды с аргументами. Абсолютное и относительное смещение. Пример алгоритма управления Чертежником.

Рисование букв с помощью Чертежника. Использование вспомогательных алгоритмов при управлении Чертежником

3

4

Тема «Алгоритмы с аргументами»

Пример алгоритма с аргументом. Аргументы в памяти компьютера. Алгоритмы с несколькими аргументами. Аргументы в заголовке цикла n раз. Закрашивание прямоугольника на поле Робота. Заголовок алгоритма с аргументами

2

5

Тема «Арифметические выражения и правила их записи»

Арифметические выражения в алгоритмическом языке, правила записи арифметических выражений. Стандартные функции алгоритмического языка. Порядок действий в арифметических выражениях

1

1

Тема «Величины в алгоритмическом языке. Команда присваивания»

Измерение радиации и температуры на поле Робота. Компьютер запоминает информацию. Компьютер выполняет подсчет. Величины и их характеристики. Описание величин. Размещение величин в памяти компьютера. Команда присваивания. Рисование параболы

3

6

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа

1

1

Тема «История систем счисления»

Как люди считали и называли числа. Как считали древние египтяне. Алфавитные системы нумерации. Римская система счисления

1

2

Тема «Позиционные системы счисления»

Значение и запись числа. Десятичная позиционная система счисления. Недесятичные позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из десятичной системы. Системы счисления, родственные двоичной. Примеры решения задач

4

5

Тема «Двоичное кодирование целых чисел»

Арифметические действия в двоичной системе. Хранение целых чисел в компьютере. Диапазон представления целых чисел

2

3

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа

1

1

Тема «Алгоритмы с результатами»

Примеры алгоритмов с результатами. Выполнение вспомогательного алгоритма с результатами. Общие правила выполнения команды вызова вспомогательного алгоритма. Алгоритм Евклида. Задача о сумме цифр десятичной записи натурального числа. Запись хода «ручного» исполнения алгоритмов

4

6

Тема «Команды ввода/вывода информации для организации диалоговой работы»

Ввод и вывод информации. Пример алгоритма с командами ввода/вывода. Работа команд ввод и вывод. Задача о нахождении среднего арифметического. Преобразование информации в командах ввода/вывода. Команды ввода/вывода ― базовые средства организации диалога человека с компьютером

1

2

Тема «Алгоритмы-функции»

Пример алгоритма-функции. Отличие функций от обычных алгоритмов. Выполнение алгоритма-функции. Построение графика произвольной функции

2

3

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа

1

1

Тема «Электронные таблицы»

Принцип работы электронных таблиц. Структура электронной таблицы. Формулы в электронных таблицах. Принцип относительной адресации. Функции в электронных таблицах. Условия в электронных таблицах. Абсолютная и смешанная адресация. Наглядное представление числовой информации

4

8

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа


1

Тема «Кодирование изображений»

Органы чувств человека. Механические и электромагнитные колебания, частота и длина волны. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Модель RGB. Цветовая модель HSB. Цветовая модель CMYK. Форматы графических файлов. Векторная графика. Графические редакторы

1

8

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа


1

Тема «Кодирование звуков»

Дискретизация звуков. Форматы звуковых файлов. Способы кодирования музыки

1

2

Тема «Кодирование видеоинформации»

Прямой метод записи видеоинформации. Покадровое и межкадровое сжатие видеоинформации. Стандарты кодирования видеоинформации. Медиаконтейнеры

1

3

Тема «Технология мультимедиа»

Что такое мультимедиа. Применение мультимедиа-технологий. Мультимедиа-презентации. Оформление презентаций. Редактирование видео Принципы подготовки видеоматериала

1

4

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа


1

Итоговое повторение

1

2




Поурочное планирование изучения учебного материала 8 класс 35 ч (1 ч в неделю)

Номер урока

Тема урока

Планируемые сроки

прохождения

Скоррек

тирован

ные сроки прохождения


§1. Исполнитель Чертежник и работа с ним


1

Исполнитель Чертежник

1 неделя


2

Рисование букв

2 неделя


3

Использование вспомогательных алгоритмов

при управлении Чертежником

3 неделя



§2. Алгоритмы с аргументами


4

Выполнение алгоритмов с аргументами

4 неделя


5

Аргументы в заголовке цикла n раз

5 неделя


6

§3. Арифметические выражения и правила их записи

6 неделя



§4. Величины в алгоритмическом языке


7

Измерение радиации и температуры

7 неделя


8

Величины и их характеристики

8 неделя


9

Рисование параболы

9 неделя


10

Обобщение и систематизация изученного.

Проверочная работа

10 неделя


11

§5. История систем счисления

11 неделя



§6. Позиционные системы счисления


12

Позиционные системы счисления

12 неделя


13

Двоичная система счисления

13 неделя


14

Перевод чисел из десятичной системы

14 неделя


15

Системы счисления, родственные двоичной

15 неделя



§7. Двоичное кодирование целых чисел


16

Арифметические действия в двоичной системе

16 неделя


17

Хранение целых чисел в компьютере

17 неделя


18

Обобщение и систематизация изученного.

Проверочная работа

18 неделя



§8. Алгоритмы с результатами


19

Выполнение алгоритма с результатами

19 неделя


20

Алгоритм с результатами при управлении Роботом

20 неделя


21

Алгоритм Евклида

21 неделя


22

Сумма цифр десятичной записи натурального числа

22 неделя


23

§9. Команды ввода/вывода информации

23 неделя



§10. Алгоритмы-функции


24

Алгоритмы-функции

24 неделя


25

Построение графика произвольной функции

25 неделя


26

Обобщение и систематизация изученного.

Проверочная работа

26 неделя



§11. Электронные таблицы


27

Принцип работы электронных таблиц

27 неделя


28

Формулы в электронных таблицах

28 неделя


29

Условия в электронных таблицах

29 неделя


30

Наглядное представление числовой информации

30 неделя


31

§12. Кодирование изображений

31 неделя


32

§13. Кодирование звуков

32 неделя


33

§14. Кодирование видеоинформации

33 неделя


34

§15. Технология мультимедиа

§16. Редактирование видео

34 неделя


35

Основные понятия курса.

Итоговое тестирование

35 неделя





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!