Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2018- 2019 учебный год.
Рабочая программа учебного курса по информатике для 8 класса разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
Авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой для 7-9 классов, опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» / Сост. М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 год)
Учебно – методического комплекта:
Учебника: Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса /И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. , 2017
Рабочей тетради для 8 класса в 4-х частях /И.Г.Семакин, Т.В.Ромашкина М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. , 2017
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет - ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2018-2019 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ».
В учебном плане учреждения на изучение информатики в 8 классе выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
За счёт резервного времени добавлены три темы в раздел «Повторение»:
Повторение и обобщение по главам «Передача информации в компьютерных сетях», «Информационное моделирование», «Хранение и обработка информации в базах данных», «Табличные вычисления на компьютере»
Итоговая контрольная работа
Анализ итоговой контрольной работы. Защита творческого проекта «Сайт - визитка»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Информатика» в 8 классе
Личностными результатами обучения информатике в основной школе являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
умение создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем)
умение создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
умение искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Передача информации в компьютерных сетях
Выпускник научится:
понимать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
определять назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
определять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
понимать. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование
Выпускник научится:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Хранение и обработка информации в базах данных
Выпускник научится:
понимать, что такое база данных, СУБД, информационная система;
понимать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
формировать структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
понимать, что такое логическая величина, логическое выражение;
понимать, что такое логические операции, как они выполняются.
Выпускник получит возможность научиться:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере
Выпускник научится:
понимать. что такое электронная таблица и табличный процессор;
основным информационным единицам электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
определять какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графическим возможностям табличного процессора.
Выпускник получит возможность научиться:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Содержание учебного предмета «Информатика» в 8 классе (35 часов)
Общее число часов – 32 ч. Резерв учебного времени – 3 ч.
Передача информации в компьютерных сетях (8 ч)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1: Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.
Практическая работа №2: Работа с электронной почтой.
Практическая работа №3: Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.
Практическая работа №4: Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.
Информационное моделирование (4 ч)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Компьютерный практикум
Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи, типы и форматы полей);
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Компьютерный практикум
Практическая работа №6. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.
Практическая работа №7. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере
Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных».
Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных».
Практическая работа №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение».
Табличные вычисления на компьютере (10 ч)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Компьютерный практикум
Практическая работа №11: Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.
Практическая работа №12: Использование встроенных математических и статистических функций
Практическая работа №13: Сортировка таблиц
Практическая работа №14: Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.
Учебно-тематический план. 8 класс
Раздел | Тема | Количество часов | контр. раб. | практ. работ |
I | Передача информации в компьютерных сетях | 8 | 1 | 4 |
II | Информационное моделирование | 4 | 1 | 1 |
III | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | 1 | 5 |
IV | Табличные вычисления на компьютере | 10 | 1 | 4 |
V | Повторение (резерв) | 3 | 1 | |
Итого | | 35 | 5 | 14 |
Тематическое планирование уроков информатики
в 8 классе (35 часов)
№ урока | Тема раздела и урока | Количество часов |
| 1. Передача информации в компьютерных сетях | 8 |
1 | Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Как устроена компьютерная сеть | 1 |
2 | Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». | 1 |
3 | Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой». | 1 |
4 | Аппаратное и программное обеспечение сети. Интернет и Всемирная паутина. | 1 |
5 | Способы поиска в Интернете | 1 |
6 | Практическая работа №3 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске». | 1 |
7 | Практическая работа №4 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора». | 1 |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 |
| 2. Информационное моделирование | 4 |
9 | Что такое моделирование. Графические информационные модели | 1 |
10 | Табличные модели. | 1 |
11 | Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа №5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью». | 1 |
12 | Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование». | 1 |
| 3. Хранение и обработка информации в базах данных | 10 |
13 | Основные понятия баз данных | 1 |
14 | Что такое система управления базами данных. Практическая работа №6 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы». | 1 |
15 | Создание и заполнение баз данных. Практическая работа №7 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере» | 1 |
16 | Основы логики: логические величины и формулы. Условия выбора и простые логические выражения | 1 |
17 | Повторный инструктаж по ТБ. Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных» | 1 |
18 | Условия выбора и сложные логические выражения | 1 |
19 | Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных» | 1 |
20 | Сортировка, удаление и добавление записей | 1 |
21 | Практическая работа №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение» | |
22 | Контрольная работа №3 по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | 1 |
| 4. Табличные вычисления на компьютере | 10 |
23 | История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика | 1 |
24 | Числа в памяти компьютера | 1 |
25 | Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблицы | 1 |
26 | Практическая работа №11 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование». | 1 |
27 | Работа с диапазонами. Относительная адресация. | 1 |
28 | Практическая работа №12 «Использование встроенных математических и статистических функций» | 1 |
29 | Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса. Практическая работа №13 «Сортировка таблиц» | 1 |
30 | Практическая работа №14 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации». | 1 |
31 | Электронные таблицы и математическое моделирование. Пример имитационной модели | |
32 | Контрольная работа №4 по теме «Табличные вычисления на компьютере» | 1 |
| 5. Повторение (резерв) | 3 |
33 | Повторение и обобщение по главам «Передача информации в компьютерных сетях», «Информационное моделирование», «Хранение и обработка информации в базах данных», «Табличные вычисления на компьютере» | 1 |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 |
35 | Анализ итоговой контрольной работы. Защита творческого проекта «Сайт - визитка» | 1 |