СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 8 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 8 класса»

Раздел 1. Пояснительная записка

Статус программы

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 8 класса составлена на основании:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, пп.9,10)

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577

  3. Годовой календарный график работы МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год, на основе которого в 8 классах устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года.

  4. Учебный план МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год.

  5. Положение о рабочей программе МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала.

  6. Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год.

  7. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;

  8. Авторская программа «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы» Л.Л.Босовой, А.Ю.Босовой


Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – 2019-2020 учебный год.



Учебно-методический комплект

  1. Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 8 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;

  2. Рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г;

  3. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php


Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики ;

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.


Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью

компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 8 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.


Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.


Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Формы и методы контроля достижения планируемых результатов

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.


Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ – 3,

Самостоятельная работа — 3

Теоретический диктант - 1

Интерактивный тест - 3.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 15-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 8 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.


Формы обучения:

- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,

- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),

- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).

Раздел 3. Содержание учебного предмета

Математические основы информатики – 13 часов

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Основы алгоритмизации -12 часов

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Начала программирования – 11 часов

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

Раздел 4. Тематическое планирование учебного предмета, курса


Название раздела

Количество часов

Глава 1. «Математические основы информатики»

13

Глава 2. «Основы алгоритмизации»

10

Глава 3. «Начала программирования»

11

Итого

35


Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 А классе


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

по плану

по факту

Глава 1. «Математические основы информатики»

Непозиционные системы счисления. Техника безопасности и организация рабочего места.

1


03.09


Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления.

1


10.09


Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричные системы счисления.

1


17.09


Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления

1


24.09


Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика

1


01.10


Решение задач по теме «Системы счисления».

1


08.10


Представление целых и вещественных чисел в компьютере

1


15.10


Представление текстов и графических изображений в компьютере

1


22.10


Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции.

1


05.11


Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций.

1


12.11


Решение логических задач Логические элементы

1


19.11


Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики»

1


26.11


Контрольная работа по теме «Математические основы информатики»

1


03.12


Глава 2. «Основы алгоритмизации»

Понятие алгоритма Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир

1


10.12


Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.

1


17.12


Способы записи алгоритмов

1


24.12


Объекты алгоритмов.

1


14.01


Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот

Составление линейных алгоритмов

1


21.01


Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов.

1


28.01


Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

1


04.02


Цикл с заданным условием окончания работы.

1


11.02


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

1


18.02


Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации».

1


25.02


Глава 3. «Начала программирования»

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1


03.03


Организация ввода и вывода данных. Первая программа

1


10.03


Программирование линейных алгоритмов

1


17.03


Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1


31.03


Программирование циклов.

1


07.04


Программирование циклов с заданным числом повторений.

1


14.04


Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1


21.04


Решение задач.

1


28.04


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».

1


05.05


Контрольная работа по теме «Начала программирования»

1


12.05


Итоговое повторение.

1


19.05










Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 Б классе


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

по плану

по факту

Глава 1. «Математические основы информатики»

Непозиционные системы счисления. Техника безопасности и организация рабочего места.

1


04.09


Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления.

1


11.09


Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричные системы счисления.

1


18.09


Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления

1


25.09


Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика

1


02.10


Решение задач по теме «Системы счисления».

1


09.10


Представление целых и вещественных чисел в компьютере

1


16.10


Представление текстов и графических изображений в компьютере

1


23.10


Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции.

1


06.11


Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций.

1


13.11


Решение логических задач Логические элементы

1


20.11


Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики»

1


27.11


Контрольная работа по теме «Математические основы информатики»

1


04.12


Глава 2. «Основы алгоритмизации»

Понятие алгоритма Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир

1


11.12


Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.

1


18.12


Способы записи алгоритмов

1


25.12


Объекты алгоритмов.

1


15.01


Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот

Составление линейных алгоритмов

1


22.01


Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов.

1


29.01


Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

1


05.02


Цикл с заданным условием окончания работы.

1


12.02


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

1


19.02


Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации».

1


26.02


Глава 3. «Начала программирования»

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1


04.03


Организация ввода и вывода данных. Первая программа

1


11.03


Программирование линейных алгоритмов

1


18.03


Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1


01.04


Программирование циклов.

1


08.04


Программирование циклов с заданным числом повторений.

1


15.04


Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1


22.04


Решение задач.

1


29.04


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».

1


06.05


Контрольная работа по теме «Начала программирования»

1


13.05


Итоговое повторение.

1


20.05













Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 В классе


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

по плану

по факту

Глава 1. «Математические основы информатики»

Непозиционные системы счисления. Техника безопасности и организация рабочего места.

1


05.09


Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления.

1


12.09


Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричные системы счисления.

1


19.09


Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления

1


26.09


Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика

1


03.10


Решение задач по теме «Системы счисления».

1


10.10


Представление целых и вещественных чисел в компьютере

1


17.10


Представление текстов и графических изображений в компьютере

1


24.10


Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции.

1


07.11


Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций.

1


14.11


Решение логических задач Логические элементы

1


21.11


Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики»

1


28.11


Контрольная работа по теме «Математические основы информатики»

1


05.12


Глава 2. «Основы алгоритмизации»

Понятие алгоритма Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир

1


12.12


Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.

1


19.12


Способы записи алгоритмов

1


26.12


Объекты алгоритмов.

1


16.01


Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот

Составление линейных алгоритмов

1


23.01


Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов.

1


30.01


Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

1


06.02


Цикл с заданным условием окончания работы.

1


13.02


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

1


20.02


Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации».

1


27.02


Глава 3. «Начала программирования»

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1


05.03


Организация ввода и вывода данных. Первая программа

1


12.03


Программирование линейных алгоритмов

1


19.03


Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1


02.04


Программирование циклов.

1


09.04


Программирование циклов с заданным числом повторений.

1


16.04


Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1


23.04


Решение задач.

1


30.04


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».

1


07.05


Контрольная работа по теме «Начала программирования»

1


14.05


Итоговое повторение.

1


21.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!