СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 9 класса с ФОС.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит контрольно-измерительные материалы с критериваниями оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 9 класса с ФОС.»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По информатике 9 класс (34 часа)

(Приложение ФОС)
































Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов составлена с учетом феде­рального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего об­разования по информатике (7-9 класс) авторы: Семакин И. Г.,Цветкова М.Ц.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019..

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах кон­кретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рас­сматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникацион­ных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений со­временной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс ин­форматики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достиже­ние которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития по­знавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Рабочая программа базового курса информатики ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторов Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., который включает в себя учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов.

Учебники являются ядром целостного УМК. Помимо учебников в УМК входят: программа по информатике, методическое пособие для учителя, практикум для учащихся, учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации. Консультации, видеолекции и другая полезная для учителя информация доступны в авторской мастерской на сайте ме­тодической службы издательства: (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/);

В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп обра­зовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей зада­чей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, от­вечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов об­разования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. стано­вятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого матери­ала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

Общая характеристика предмета

Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей сту­пени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образователь­ной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.

Поэтому, авторский курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:

  • информация и информационные процессы;

  • представление информации;

  • компьютер: устройство и ПО;

  • формализация и моделирование;

  • системная линия;

  • логическая линия;

  • алгоритмизация и программирование;

  • информационные технологии;

  • компьютерные телекоммуникации;

  • историческая и социальная линия.

Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресур­сов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный за­дачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренаже­ры и пр.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета в 7, 8, 9 классах отводится по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС фор­мируются следующие личностные результаты:

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.

Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих инфор­мационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными откры­тиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупней­ших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,учебно-исследовательской, творческой деятельности.

При выполнении заданий проектного характера требуется взаимодействие между учениками - исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулиру­ющим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.

3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жсизни.

Для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». В некоторых обу­чающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного зна­чения, определяемого СанПИНами, происходит прерывание работы программы и учени­кам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После оконча­ния «физкульт-паузы» продолжается работа с программой.

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС фор­мируются следующие метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.

В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической лини­ей. Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд испол­нителя).

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.

В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, ба­зы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обуче­ние правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, элек­тронных таблиц, программ, ученики обучаются тестированию. Умение оценивать пра­вильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.

3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделиро­ванием.

4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных ли­нии «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти пред­ставляется в двоичной форме - знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами преобразования в двоичную знаковую форму.

5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
(ИКТ-компетенции).

Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информаци­онные технологии» и «Компьютерные телекоммуникации».


Содержание учебного предмета

9 класс

Общее число часов: 34 ч.

1. Управление и алгоритмы — 14 ч (6 + 8)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд испол­нителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогатель­ных алгоритмов (процедур, подпрограмм).



Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в

  • этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгорит­ма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) ме­тод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления опреде­лять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспо­могательные алгоритмы.

2. Введение в программирование — 16 ч (6 + 10)

Алгоритмы работы с величинами: константы, перемен­ные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирова­ния: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирова­ние, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;

  • правила оформления программы на Паскале;

  • правила представления данных и операторов на Пас­кале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на Паскале;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномер­ных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.


  1. Информационные технологии и общество — 4 ч

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информацион­ные ресурсы современного общества. Понятие об информаци­онном обществе. Проблемы безопасности информации, этичес­кие и правовые нормы в информационной сфере.


Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информа­цией в истории человеческого общества;

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема безопасности информации;

  • какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.




Тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Количество часов

Универсальные учебные действия (УУД): виды деятельности, предметные, метапредметные, личные результаты, ИКТ-компетентность

Рабочая программа

по классам

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Введение в предмет


1



  • анализ предлагаемой информации; получение представления о возможностях передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи.

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ.

  • как правильно и безопасно вести себя при работе с компьютером.


Человек и информация


4



Компьютер: устройство и программное обеспечение


6



  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера.

  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продожению обучения с использованием ИКТ.

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

  • умение слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность, план работы

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ.



№ п/п

Разделы

Количество часов

Универсальные учебные действия (УУД): виды деятельности, предметные, метапредметные, личные результаты, ИКТ-компетентность

Рабочая программа

по классам

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Текстовая информация и компьютер


10



  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.).

  • формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

  • умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

  • развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях.

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности.

Графическая информация и компьютер


6



  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты.

  • овладение основными общеучебными умениями информационного характера.

  • получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов.

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений.

6.

Мультимедиа и компьютерные презентации


7



  • совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.

  • организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.

  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.)

№ п/п

Разделы

Количество часов

Универсальные учебные действия (УУД): виды деятельности, предметные, метапредметные, личные результаты, ИКТ-компетентность

Рабочая программа

по классам

7 кл.

8 кл.

9 кл.

7

Передача информации в компьютерных сетях



9


  • формирование алгоритми­ческого мышления:

  • умение планировать по­следовательность дей­ствий для достижения ка­кой-либо цели (личой, коллективной, учебной, игровой и др.);

  • умение решать задачи, от­ветом для которых явля­ется описание последова­тельности действий на ес­тественных и формальных языках;

  • формирование критическо­го отношения к информации и избирательности ее вос­приятия, уважения к ин­формации о частной жизни и информационным резуль­татам деятельности других людей, основ правовой куль­туры в области использова­ния информации.

  • формирование навыков со­здания и поддержки инди­видуальной информацион­ной среды, навыков обеспе­чения защиты значимой личной информации, фор­мирование чувства ответ­ственности за качество лич­ной информационной среды;

  • умение определять наибо­лее рациональную последо­вательность действий;

  • умение самостоятельно оце­нивать свою деятельность и деятельность членов кол­лектива посредством сравне­ния с деятельностью дру­гих, с собственной деятель­ностью в прошлом, с установленными нормами.

8

Информационное моделирование



5


  • умение вносить необходи­мые дополнения и изме­нения в план и способ действия в случае рас­хождения начального плана (или эталона), ре­ального действия и его ре­зультата;

  • умение использовать раз­личные средства самокон­троля с учетом специфики изучаемого предмета;

  • формирование умения осу­ществлять совместную ин­формационную деятель­ность, в частности, при вы­полнении учебных заданий, в том числе проектов;

  • умение использовать моно­лог и диалог для выражения и доказательства своей точ­ки зрения, толерантности, терпимости к чужому мне­нию, к противоречивой ин­формации;

  • формирование умений вы­бора, построения и исполь­зования адекватной инфор­мационной модели для пере­дачи своих мыслей.

№ п/п

Разделы

Количество часов

Универсальные учебные действия (УУД): виды деятельности, предметные, метапредметные, личные результаты, ИКТ-компетентность

7 кл.

8 кл.

9 кл.

9

Хранение и обработка информации в базах данных



10


  • коррекция — внесе­ние необходимых дополнений и кор­ректив в план и спо­соб действия в слу­чае расхождения эталона, реального действия и его про­дукта;

  • умение использовать ин­формацию с учетом этичес­ких и правовых норм.

  • формирование умений ис­пользования иронии, самои­ронии и юмора в процессе общения

10

Табличные вычисления на компьютере



10


  • формирование объектно-ориентированного мышле­ния — способность работать с объектами, объединять от­дельные предметы в группу с общим названием, выде­лять общие признаки пред­метов в этой группе или об­щие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.

  • формирование формально­го мышления — способность применять логику при ре­шении информационных за­дач, умение выполнять опе­рации над понятиями и про­стыми суждениями.

  • оценка — выделе­ние и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усво­ению, осознание ка­чества и уровня усвоения;

  • формирование понятия свя­зи различных явлений, про­цессов, объектов с информа­ционной деятельностью че­ловека;

  • актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятель­ности;

  • формирование готовности к продолжению обучения с ис­пользованием ИКТ; освое­ние типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую техни­ку.

11

Управление и алгоритмы




14

  • умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности.

  • формирование алгоритми­ческого мышления:

  • умение планировать по­следовательность дей­ствий для достижения ка­кой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.); умение решать задачи, от­ветом для которых явля­ется описание последова­тельности действий на ес­тественных и формальных языках;

  • умение определять наибо­лее рациональную последо­вательность действий по коллективному выполне­нию учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои способнос­ти в коллективной деятель­ности.

  • умение самостоятельно оце­нивать свою деятельность и деятельность членов кол­лектива посредством сравне­ния с деятельностью дру­гих, с собственной деятель­ностью в прошлом, с установленными нормами.

№ п/п

Разделы

Количество часов

Универсальные учебные действия (УУД): виды деятельности, предметные, метапредметные, личные результаты, ИКТ-компетентность

7 кл.

8 кл.

9 кл.

12

Введение в программирование




16

  • формирование объектно-ориентированного мышле­ния — способность работать с объектами, объединять от­дельные предметы в группу с общим названием, выде­лять общие признаки пред­метов в этой группе или об­щие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.

  • формирование формально­го мышления — способность применять логику при ре­шении информационных за­дач, умение выполнять опе­рации над понятиями и про­стыми суждениями.

  • умение объяснять взаимос­вязь первоначальных поня­тий информатики и объек­тов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики).

  • умение создавать информа­ционные модели объектов, явлений, процессов из раз­ных областей знаний на ес­тественном, формализован­ном и формальном языках (на начальном уровне), преобразовывать одни фор­мы представления в другие.

  • формирование умений вы­бора, построения и исполь­зования адекватной инфор­мационной модели для пере­дачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соот­ветствии с задачами и усло­виями коммуникации.

13

Информационные технологии и общество




4

  • формирование знаково-символические действия, включая.

  • умение выбирать язык представле­ния информации в модели в зависимости от поставлен­ной задачи.

  • умение выделять информа­ционный аспект задачи, оперировать данными, ис­пользовать модель решения задачи.

  • умение применять начальные навыки по использова­нию компьютера для реше­ния простых информацион­ных и коммуникационных учебных задач.

  • умение объяснять взаимос­вязь первоначальных поня­тий информатики и объек­тов реальной действитель­ности.

  • умение создавать информа­ционные модели объектов, явлений, процессов из раз­ных областей знаний на ес­тественном, формализован­ном и формальном языках (на начальном уровне); пре­образовывать одни формы.

  • умение использовать ин­формацию с учетом этичес­ких и правовых норм.

  • формирование умений ис­пользования иронии, самои­ронии и юмора в процессе общения

ИТОГО

34

34

34





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


9 класс

(учебный курс 34 часа)

урока

Тема урока

Параграф учебника

Компьютерный практикум

ЦОР к урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК) http://school-collection.edu.ru

1

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью

§ 1. Управление и кибернетика






§ 2. Управление с обратной связью

9 класс. Глава 5 , § 25

ЦОР № 1;

ЦОР № 3

ЦОР № 5

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 4.

9 класс. Глава 5, § 26

ЦОР № 3

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 7

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 1.

2

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

§ 3. Определение и свойства алгоритма


9 класс. Глава 5, § 27

ЦОР № 2

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 7

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 1 .

3

Графический учебный исполнитель



Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.

§ 4. Графический учебный исполнитель


9 класс. Глава 5 , § 28

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР № 17

ЦОР № 18

ЦОР № 19

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 5.

ЦОР № 9

ЦОР № 10

ЦОР № 11

ЦОР № 13

ЦОР № 14

ЦОР № 15

4

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

§ 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы





9 класс. Глава 5, § 29

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР № 17

ЦОР № 18

ЦОР № 19

ЦОР № 20

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6 .

ЦОР № 9.

ЦОР № 10

ЦОР № 11

ЦОР № 12

ЦОР № 14

ЦОР № 15

5

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов


6

Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

§ 6. Циклические алгоритмы

9 класс. Глава 5, § 30

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР№ 9

ЦОР № 20

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 5.

ЦОР № 10

ЦОР № 11

ЦОР № 12

ЦОР № 13

ЦОР № 15

ЦОР № 16

ЦОР № 17

ЦОР № 18

7

Разработка циклических алгоритмов


8

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

§ 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма


9 класс. Глава 5, § 31

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР № 18

ЦОР № 19

ЦОР № 20

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 5.

ЦОР № 9

ЦОР № 10

ЦОР № 11

ЦОР № 12

ЦОР № 15

ЦОР № 16

9

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.


Использование ветвлений


10

Зачётное задание по алгоритмизации



11

Тест по теме Управление и алгоритмы


9 класс. Глава 5, § 31

ЦОР № 13

12

Понятие о программировании.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

§ 8. Что такое программирование




§ 9. Алгоритмы работы с величинами

9 класс. Глава 6, § 32

ЦОР № 3

ЦОР № 4

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2

9 класс. Глава 6, § 33

ЦОР № 1;

ЦОР № 3

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 8

ЦОР№ 9

ЦОР № 10

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2.

ЦОР № 7

13

Линейные вычислительные алгоритмы


§ 10. Линейные вычислительные алгоритмы

9 класс. Глава 6, § 34

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР № 11

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 9

ЦОР № 10

14

Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе)


15

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания.

§ 11. Знакомство с языком Паскаль

9 класс. Глава 6, § 35

ЦОР № 1;

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 8

ЦОР№ 9

ЦОР № 10

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2

ЦОР № 7


16

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов.


17

Оператор ветвления. Логические операции на Паскале

§ 12. Алгоритмы с ветвящейся структурой











§ 13. Программирование ветвлений на Паскале









§ 14. Программирование диалога с компьютером


9 класс. Глава 6, §36

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР№ 9

ЦОР № 10

ЦОР № 11

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6.

ЦОР № 12

ЦОР № 13

ЦОР № 14


9 класс. Глава 6, § 37

ЦОР № 1;

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР№ 9

ЦОР № 10

ЦОР № 12

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6.


9 класс. Глава 6, § 38

ЦОР № 1;

ЦОР № 5

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2.

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

18

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций.


19

Циклы на языке Паскаль

§ 15. Программирование циклов

9 класс. Глава 6, § 39

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 8

ЦОР № 11

ЦОР № 12

ЦОР № 17

ЦОР № 19

ЦОР № 20

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 7.

ЦОР № 13

ЦОР № 14

ЦОР № 15

ЦОР № 16

20

Разработка программ c использованием цикла с предусловием


21

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида

Использование алгоритма Евклида при решении задач

§ 16. Алгоритм Евклида


9 класс. Глава 6, § 40

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 10

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 8.

ЦОР № 9

22

Одномерные массивы в Паскале

§ 17. Таблицы и массивы










§ 18. Массивы в Паскале



9 класс. Глава 6, § 41

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 10

ЦОР № 12

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 8.

ЦОР № 9


9 класс. Глава 6, § 42

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 10

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 3.

ЦОР № 8

23

Разработка программ обработки одномерных массивов


24

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

§ 19. Одна задача обработки массива


9 класс. Глава 6, § 43

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР№ 9

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 10.

ЦОР № 11

25

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве.


26

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива



Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов

§ 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

9 класс. Заключение, § 6.1

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 8

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6

ЦОР № 7

27

Сортировка массива


Составление программы на Паскале сортировки массива

§ 21. Сортировка массива

9 класс. Заключение, § 6.2

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 8

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6.

ЦОР № 7

28

Тест по теме «Программное управление работой компьютера»


29

Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ

§ 22. Предыстория информатики








§ 23. История ЭВМ










§ 24. История программного обеспечения и ИКТ

9 класс. Глава 7, § 44

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 7

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 8


9 класс. Глава 7, § 46

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР№ 9

ЦОР№ 11

ЦОР№ 12

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 5


9 класс. Глава 7, § 47

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 1

ЦОР № 10


30

Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество

§ 25. Информационные ресурсы современного общества





§ 26. Проблемы формирования информационного общества

9 класс. Глава 7, § 48

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6


9 класс. Глава 7, § 49

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 6

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 7

31

Социальная информатика: информационная безопасность

§ 27. Информационная безопасность

32

Итоговое тестирование по курсу 9 класса



33-35

Резерв



Аппаратные средства

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфи­гурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и создан­ную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет ве­сти переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной ра­боты со звуковой информацией, колонки.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер

Программные средства

Операционная система. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа. Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растро­вый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных

Звуковой редактор. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер ,простой редактор Web-страниц.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

  2. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллек­цию ЦОР).


Приложение к рабочей программе

по информатике для 7-9 классов



Контрольно-оценочные средства по информатике и ИКТ

7-9 класс


Материалы контрольных работ обеспечивают поэтапный контроль результатов процесса обучения базовому курсу информатики для основной школы. Структура материала соответствует учебному плану курса, т.е. следует логической и хронологической последовательности обучения. Охвачен наиболее значимый материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ.

Контрольные работы осуществляют текущий контроль по очередной теме, содержат вопросы, раскрывающие освоение учениками основных понятий и задач, решение которых требует знания теоретического материала и умения его использовать для решения задач. Контрольные работы строятся из вопросов-заданий, на которые ученики должны дать в письменном виде полный ответ на вопрос или привести ход решения задачи с получением результата. Объем контрольной работы рассчитан на выполнение в течение 45 минут от времени урока.

Пояснение к таблице заданий для контрольных работ.

База заданий систематизирована по темам курса. В столбце «Содержание» - формулировка задания в том виде, в каком она предлагается ученикам в контрольной работе. В графе «Ответ» (или «примерный ответ») – информация для учителя с целью проверки контрольной работы. В тех случаях, когда ответ носит вербальный характер (повествовательный текст), точное совпадение с приведенным ответом не является обязательным. Однако ключевые слова и логика ответа учениками должны быть воспроизведены. Все задания ранжированы по двум уровням сложности. Также предлагаются задачи повышенного уровня.


Литература:


  1. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ. Семакин И.Г., Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В.

  2. Информатика. 7-9 класс. Контрольные и проверочные работы. Л.А.Залогова, С.В. Русаков, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019





























9 класс


Контрольная работа №1 охватывает основное содержание главы «Управление и алгоритмы» по учебнику «Информатика и ИКТ» 9 класс И.Г. Семакин, Л.А.Залогова.

Содержание заданий разработано по основным темам главы I «Управление и алгоритмы».

Распределение заданий контрольной работы №1

Номера заданий


Количество заданий


Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 18

Тип заданий

1-5, 9-11

8

8

44

Вопросы

6-8,12,13

5

10

56

Решение задач с развернутым ответом

Итого

13

18

100


Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Выполнение задания №1 - №5, №9-№11 оценивается по 1 баллу. Задание считается выполненным, если проверяемый написал правильный ответ. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение этих заданий равно 8.

Выполнение заданий №6 - №8, №12, №13 оценивается по 2 балла. В контрольной работе должно быть приведено решение задания, а не только ответ. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение этих заданий равно 10.Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий контрольной работы, равно 18.

Задание №14* задание повышенного уровня, оценивается отдельно. Ставится оценка «5», если дан правильный ответ и приведено верное решение. В остальных случаях оценка не ставится.

Перевод баллов в оценки

Максимальный первичный балл

Оценка

15-18

5

12-14

4

9-11

3

8 и менее

2

Метапредметные результаты освоения темы:

Самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.



Предметные результаты освоения темы:

  • алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы).



Контрольная работа №1 9 класс

Задания

вариант

Содержание

Примерный ответ

уровень

1

№1.Время появления этого научного направления совпало с созданием первых ЭВМ, основоположник его Норберт Винер. Как называется эта наука?


кибернетика


1

2

№1.Что изучает наука кибернетика?

Процессы управления, их общие свойства в живых и неживых системах.

1

1

№2.Какая информация передается по линии обратной связи?


Информация о состоянии объекта управления.


1

2

№2.Какая информация передается по линии прямой связи?

Команду управления.

1

1

№3.Как называется последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной цели?


Алгоритм управления


1

2

№3.Какой объект является управляющим в автоматических системах с программным управлением?


Компьютер


1

1

№4.Укажите кто является исполнителем алгоритма с следующих ситуациях:

1) приготовление блюда согласно рецепту из кулинарной книги

2) стирка белья в автоматической стиральной машине

3) управление химическим производством с использованием автоматической системы с программным управлением

1) повар

2) стиральная машина

3) компьютер

1

2

№4.Что такое среда исполнителя?


Обстановка, в которой действует исполнитель.


1

1

№5.Как называется свойство алгоритма, означающее, что алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя?


понятность


1

2

№5.Как называется свойство алгоритма, означающее, что он должен состоять из отдельных команд, т.е. между выполнением отдельных команд ничего не должно происходить?


дискретность


1

1

№6.Нарисуйте блок-схему для следующего фрагмента алгоритма на учебном алгоритмическом языке.

пока X Y, повторять

нц

если XY

то X:=X–Y

иначе Y:=Y–X

кц

2

2

№6.Запишите приведенный фрагмент блок-схемы на учебном алгоритмическом языке

Пока R, повторять

нц

F:=F*R

R:=R+1

кц

2

1

№7.Определить значения переменных C и D после выполнения фрагмента алгоритма на учебном алгоритмическом языке.

C:=11

A:=24

B:=14

D:=2*A-3

пока D=B, повторять

нц

C:=C-1

D:=D-B

кц

C=8, D=3


2

2

№7.Определить значения переменных C и D после выполнения фрагмента алгоритма на учебном алгоритмическом языке.

C:=0

A:=27

B:=4

D:=A

пока D=B, повторять

нц

C:=C+1

D:=D-2*B

кц

C=3, D=3


2

1

№8.Дан фрагмент алгоритма на учебном алгоритмическом языке:

Z:=0

ввод Y,X

если X0 то

если Y0 то

Z:=1

иначе

Z:=2

кв

кв

Определите значение целочисленной переменной Z после выполнения данного фрагмента алгоритма, если введены значения 1 и –1.

0

2

2

№8.Дан фрагмент алгоритма на учебном алгоритмическом языке:

ввод A, B, C

если AB то

D:=A

E:=B

иначе

D:=B

E:=A

кв

если CD то

D:=C

кв

если Cто

E:=C

кв

вывод D, E

Определить, что будет выведено на печать в результате выполнения этого фрагмента алгоритма, если введены значения 3, –1, 7

7 –1


2

1

№9.Как называется метод программирования, при котором сначала

записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы.



«Метод последовательной

(пошаговой) детализации» или «программирование сверху вниз».



1

2

№9.Как называется метод программирования, при котором сначала создается библиотека вспомогательных алгоритмов, а пишется основная программа, в которой располагаются обращения к алгоритмам из библиотеки.


«Сборочный метод программирования» или «программирование снизу вверх».


1

1

№10.Укажите формат команды присваивания.


:=


1

2

№10.Укажите два способа, с помощью которых величина может получить значение.


1) с помощью оператора присваивания

2) с помощью оператора ввода

1

1

№11.Дан алгоритм управления телевизором:

ВКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР НА 1-М КАНАЛЕ

ПОКА НЕ БУДЕТ НАЙДЕНА ИСКОМАЯ ПЕРЕДАЧА, ПОВТОРЯТЬ:

ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР НА СЛЕДУЮЩИЙ КАНАЛ

Определите, какое управление (с обратной связью или нет) имеет здесь место.

Управление с обратной связью


1

2

№11.Дан алгоритм работы учителя:

ПРОВЕРИТЬ ДИКТАНТ И ПОДСЧИТАТЬ КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК

ЕСЛИ ЧИСЛО ОШИБОК БОЛЬШЕ 4, ТО ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ 2

ЕСЛИ ЧИСЛО ОШИБОК РАВНО 3 ИЛИ 4, ТО ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ 3

ЕСЛИ ЧИСЛО ОШИБОК РАВНО 1 ИЛИ 2, ТО ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ 4

В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ 5

Определите, какая информация передается по линии обратной связи при таком управлении.

Количество ошибок в диктанте


1

1

№12.Дана блок-схема алгоритма. U1, U2, U3 – обозначают некоторые условия, а S1, S2 – операторы. Сформулируйте логическое выражение, задающее условие, при котором будет выполняться оператор S1.

U1 = ЛОЖЬ И U3 = ИСТИНА


2

2

№12.Чему будут равны значения переменных I и S после выполнения алгоритма на учебном алгоритмическом языке:

алг Сумма

цел I, S

нач

S:=0

I:=0

пока I, повторять

нц

S:=S+I

I:=I+2

кц

вывод I, S

кон

I = 8, S = 12


2

1

№13.Имеется фрагмент алгоритма на учебном алгоритмическом языке. Определите, какую задачу он решает. A, B, C и M – целочисленные переменные. Считать, что результат работы находится в переменной M.

если A B то

M := A

иначе

M := B

кв

если C M то

M := C

кв

определение максимального значения из трех чисел A, B, C


2

2

№13.Дан фрагмент алгоритма на учебном алгоритмическом языке. Определите, какую задачу он решает.

ввод X, Y, Z

пока (X Y) ИЛИ (Y Z), повторять

нц если X Y то

A := X

X := Y

Y := A

кв

если Y Z то

A := Y

Y := Z

Z := A

кв

кц

вывод X, Y, Z

Сортировка величин X, Y и Z по возрастанию


2

1

№14*Напишите рекурсивный алгоритм для функции вычисления факториала: F(n)=1x2x3x….xn, учитывая, что F(0)=1


Оценивается отдельно

2

№14* Напишите рекурсивный алгоритм для функции вычисления факториала: S(n)=1+2+3+4+……+n, учитывая, что S(0)=0


Оценивается отдельно


Контрольная работа №2 охватывает основное содержание главы «Введение в программирование» по учебнику «Информатика и ИКТ» 9 класс И.Г. Семакин, Л.А.Залогова.

Содержание заданий разработано по основным темам главы II «Введение в программирование».

Распределение заданий контрольной работы №2


Номера заданий


Количество заданий


Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 11

Тип заданий

1-5

5

5

45

Вопросы

6-8

3

6

55

Решение задач с развернутым ответом

Итого

8

11

100



Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Выполнение задания №1-№5 оценивается по 1 баллу. Задание считается выполненным, если проверяемый написал правильный ответ. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение этих заданий равно 5.

Выполнение заданий №6-№8 оценивается по 2 балла. В контрольной работе должно быть приведено решение задания, а не только ответ. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение этих заданий равно 6.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий контрольной работы, равно 11.

Задание №9* задание повышенного уровня, оценивается отдельно. Ставится оценка «5», если дан правильный ответ и приведено верное решение. В остальных случаях оценка не ставится.

Перевод баллов в оценки

Максимальный первичный балл

Оценка

7-8

5

5-6

4

4

3

3 и менее

2

Метапредметные результаты освоения темы:

Самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.


Предметные результаты освоения темы:


  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Контрольная работа №2 9 класс

Задания

вариант

Содержание

Примерный ответ

уровень

1

№1.Как называется машинно-ориентированный язык символического программирования?


Автокод или ассемблер


1

2

№1.Как называется язык самого низкого уровня, наиболее близкий у языку процессора компьютера?


Язык машинных команд


1

1

№2.Как называется метод трансляции, работающий по принципу полного предварительного перевода?


Компиляция


1

2

№2.Как называется транслятор, работающий по принципу синхронного перевода?


Интерпретатор


1

1

№3.Что из приведенного списка обычно входит в состав системы программирования?

1)текстовый редактор 2) транслятор

3) меню 4) электронная таблица

5) графический редактор

1), 2), 3)


1

2

№3.Что из приведенного списка обычно входит в состав системы программирования?

1) текстовый редактор 2) отладчик

3) база данных 4) справочная документация

5) компилятор или интерпретатор

1), 2), 4), 5)


1

1

№4.Сколько комментариев в следующей программе на языке Паскаль?

Program Division;

Var a,b,c,d:integer;

Begin

Readln(a,b,c,d); {Ввод}

m:=a*d; {Числитель}

n:=b*c; {Знаменатель}

writeln(m,n); {Вывод}

end.

4

1

2

№4.Определите, верно ли утверждение: « Паскаль является языком программирования чувствительным к регистру символов, т.е. написание слов Var, var, VAR компилятор считает различным».


неверно


1

1

№5.В каком порядке должны выполняться следующие шаги решения расчетной задачи с использованием компьютера?

1) Проведение расчетов и анализ полученных результатов

2) Построение алгоритма

3) Математическая формализация

4) Отладка и тестирование программы

5) Составление программы на языке программирования

6) Постановка задачи

6),3),2),5),4),1)


1

2

№5.Какие из следующих этапов решения расчетной задачи с использованием систем программирования выполняются без использования компьютера? Перечислите эти этапы в порядке их выполнения.

- проведение расчетов и анализ полученных результатов;

- построение алгоритма

- математическая формализация

- отладка и тестирование программы

- составление программы на языке программирования

- постановка задачи

Постановка задачи, математическая формализация, построение алгоритма


1

1

№6.Требуется написать программу для вычисления суммы

S=1+3+5+7+…+(2N–1).

Значение N вводится пользователем.

Дан фрагмент программы на языке Паскаль, решающий эту задачу. Заполните пропуски (троеточия) в этом фрагменте.

s:=...;

i:=N;

while ... do

begin

s:=s+2*i-1;

i:=i-1;

end;


s:=0;

i:=N;

while i=1 do

begin

s:=s+2*i-1;

i:=i-1;

end;

2

2

№6.Требуется написать программу для вычисления суммы

S=2+4+6+8+…+(2N).

Значение N вводится пользователем.

Дан фрагмент программы на языке Паскаль, решающий эту задачу. Заполните пропуски (троеточия) в этом фрагменте.

s:=...;

for i:=1 to N do

s:=s+(...);

s:=0;

for i:=1 to N do

s:=s+(2*N);

2

1

№7.Имеется одномерный массив А, содержащий N элементов. Нумерация элементов массива начинается с 1. Необходимо определить значение максимального элемента массива. Дан фрагмент программы на языке Паскаль, решающий эту задачу. Заполните пропуски (троеточия) в этом фрагменте. Результат находится в переменной T.

T:=...;

For К:=2 to N do

if Tthen

...;

T:=X[1];

For К:=2 to N do

if Tthen

T:=X[K];

2

2

№7.Имеется одномерный массив А, содержащий N элементов. Нумерация элементов массива начинается с 1. Необходимо определить значение максимального элемента массива. Дан фрагмент программы на языке Паскаль, решающий эту задачу. Заполните пропуски (троеточия) в этом фрагменте. Результат находится в переменной T.

T:=X[N];

I:=N-1;

While ... do

begin

if TX[I] then

...;

I:=I-1;

End;

T:=X[N];

I:=N-1;

While i=1 do

begin

if TX[I] then

T:=X[I];

I:=I-1;

End;

или

T:=X[N];

I:=N-1;

While i0 do

begin

if TX[I] then

T:=X[I];

I:=I-1;

End;

2

1

№8.Имеется одномерный массив А, содержащий N элементов. Нумерация элементов массива начинается с 1. Определите, в каком порядке необходимо записать операторы (части операторов) на языке Паскаль из предложенного списка для корректного решения задачи определения суммы положительных элементов массива. Результат работы должен находится в переменной S.

(1) For k:=1 to N do (2) then

(3) S:=S+A[k]; (4) S:=0;

(5) If A[k] 0

(4), (1), (5), (2), (3)

2

2

№8.Имеется одномерный массив А, содержащий N элементов. Нумерация элементов массива начинается с 1. Необходимо найти количество отрицательных элементов массива. Определите, в каком порядке необходимо записать операторы (части операторов) на языке Паскаль из предложенного списка для корректного решения данной задачи. Результат работы должен находиться в переменной K. Возможно некоторые операторы (части операторов) останутся неиспользованными.

(1) begin

(2) K:=K+1; (3) if (0A[k])

(4) K:=K+A[I]; (5) then

(6) I:=I+1; (7) while Ido

(8) i:=1; (9) end; (10) k:=0;

(10),(8),(7),(1),(3),(5),(2),(6),(9)

или

(8),(10),(7),(1),(3),(5),(2),(6),

(9)

2

1

№9*Сформулируйте основную проблему, которую необходимо решать при реализации алгоритмов перебора.


Оценивается отдельно

2

№9*Что означают термины «объемная сложность алгоритма и «временная сложность алгоритма»?


Оценивается отдельно


Итоговая контрольная работа по информатике и ИКТ


Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ за 9 класс, объединенных в следующие тематические блоки: управление и алгоритмы, введение в программирование, информационные технологии и общество.

Цель проведения: проверка усвоения предметной компетентности учащихся 9 классов по информатике и ИКТ в рамках проведения итоговой аттестации.

Структура работы: работа состоит из двух частей.

Распределение заданий итоговой контрольной работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

% данного блока содержания от первичного балла за всю работу


Тип заданий

17

85

около 85%

Задания с выбором ответа

3

15

около 15%

Задания с развернутым ответом


20

100

100%




Задания части 1 направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения знаний по информатике, учащимся необходимо выбрать правильный ответ из представленных вариантов и записать его номер. Задания части 2 направлены на проверку умений решения задач, при выполнении этих заданий учащимся необходимо представить краткую запись, решение и записать ответ.

Содержание работы в 9 классе соответствует программному материалу, изучаемому в данном классе.

На выполнение работы отводится 45 минут.

Кодификатор заданий:


Номер задания

Знания

Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления

Понятия: исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя

Понятия: исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя

Основные свойства алгоритма

Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов

Последовательность выполнения программы в системе программирования

Понятие величины: константа, переменная, тип, присваивание значения переменной

Правила представления данных и операторов на языке Паскале

Язык блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке

Язык блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке

Правила представления данных и операторов на языке Паскале

Правила представления данных и операторов на языке Паскале

Правила оформления программы на языке Паскале


Правила представления данных и операторов на языке Паскале

Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения

Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов

Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя

Язык блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке

Понятия: исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя

Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя



Метапредметные результаты освоения темы:

Самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.



Критерии оценивания:

За верное выполнение задания ученик получает 5 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания – 100.


Баллы

Оценка

85-100

5

70-80

4

50-65

3

меньше 50

2


Задание 21* задание повышенного уровня, оценивается отдельно. Ставится оценка «5», если дан правильный ответ и приведено верное решение. В остальных случаях оценка не ставится.


Варианты работы

Вариант №1

1. Алгоритм - это

1. правила выполнения определенных действий

2. понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату

3. набор команд для компьютера

4. протокол работы компьютерной сети

2. Исполнитель алгоритмов должен уметь

1.точно выполнять команды

2.понимать смысл алгоритма

3.трудиться «не покладая рук»

4.быть внимательным

3. Выберите верное высказывание, касающееся среды исполнителя

1. для всех исполнителей средой является клетчатое поле прямоугольной формы, предназначенное для рисования

2. особенности среды исполнителя могут привести к тому, что некоторые команды алгоритма он не сможет выполнить

3. для работы с любым исполнителем достаточно досконально изучить среду, в которой он работает

4. Понятность алгоритма означает, что он должен быть записан с помощью команд

1. понятных создателю алгоритма

2. понятных пользователю алгоритма

3.понятных ученикам школы

4.из системы команд исполнителя

5. Выберите команду неполного ветвления

1. если AM 3. если AM то M:=A

то M:=A

кв

2.если AM 4. если AM

то M:=A

иначе M:=B

кв

6. Дан фрагмент алгоритма на учебном алгоритмическом языке:

P:=1

A:=1

пока P

нц

A:=2*A

P:=P*A

кц

Определите, сколько раз выполнится тело цикла.

1. 3 2. 4 3. бесконечно много раз 4. 0

7. Укажите информационный объект, который НЕ может являться величиной.

1. числовой 2. Программный 3. Символьный 4. логический

8. Выберите оператор присваивания, записанный без ошибок.

1. A+B:=C 2. Zeta:=Beta 3. 5:=2+3 4. X:=Y:=Z

9. Определите, что будет выведено на экран при выполнении следующего фрагмента алгоритма на алгоритмическом языке, если введены значения 2, 0.5, 3.0

ввод A, B, C

K := A

Пока K , повторять

нц

K :=K + C

кц;

K :=K + B вывод K

1. алгоритм «зациклится» 2. 5,5 3. 2,5 4. 2

10. Определите значения переменных i и s после выполнения фрагмента алгоритма на алгоритмическом языке:

s := 0

i := 5

пока i 0, повторять

нц

s := s + i

i := i – 1

кц

1. s = 14, i = –1 2. s = 15, i = 0 3. s = 15, i = 5 4. s = 10, i = 0

11. Три из приведенных ниже арифметических выражений соответствуют одной и той же формуле, а одно – другой формуле. Найдите это «лишнее» выражение.

1. A*B/C*D/E 2.B/E/C*(A*D)3.(A*B)/(C*D)/E4.A*B*D/C/E

12. Вычислите значение выражения, записанного на языке программирования Паскаль:

24 / (3 * 4) – 24 / 3 / 4 + 24 / 3 * 4

1. 16 2. 2 3. 32 4. -2

13. При описании переменной в программе на языке программирования на Паскаль не указывается

1. имя 2. тип 3. ее адреспамяти 4. имя и тип

14. Выберите верное представление арифметического выражения (х+8у)/2ху
на алгоритмическом языке:

  1. x + 8y / 2xy

  2. (x + 8*y) / (2*x*y)

  3. x + 8*y / 2*x*y

  4. (x + 8y) / 2xy

  5. x + 8*y / (2*x*y)

15. Для программного управления Аналитической машиной Чарльза Беббиджа планировалось использовать

1. перфокарты 2. аналоговые сигналы 3. электрические сигналы 4. электромеханические реле

16. Первый арифмометр, выполнявший четыре арифметических действия, сконструировал в XVII веке

1. Готфрид Вильгельм Лейбниц 2. Блез Паскаль 3. Герман Холлерит 4. Чарльз Бэббидж

17. Нарушением авторских прав является

1. скачивание из Интернета полной версии видеофильма и его просмотр без соответствующей платы

2.списывание домашней работы у соседа

3. цитирование художественного произведения при написании сочинения

4. чтение книг, взятых их библиотеки, без какой-либо платы за их использование

18. В про­грам­ме «:=» обо­зна­ча­ет опе­ра­тор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно опе­ра­ции сложения, вычитания, умно­же­ния и деления. Пра­ви­ла вы­пол­не­ния опе­ра­ций и по­ря­док дей­ствий со­от­вет­ству­ют пра­ви­лам арифметики. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния алгоритма:

а := 2

b := 4

а := 2*а + 3*b

b := a/2*b

 19. У ис­пол­ни­те­ля Квад­ра­тор две команды, ко­то­рым при­сво­е­ны номера:

 1. вычти 3

2. возведи в квадрат

 Первая из них умень­ша­ет число на экра­не на 3, вто­рая воз­во­дит его во вто­рую степень. Ис­пол­ни­тель ра­бо­та­ет толь­ко с на­ту­раль­ны­ми числами. Со­ставь­те ал­го­ритм по­лу­че­ния из числа 4 числа 49, со­дер­жа­щий не более 5 команд. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко но­ме­ра команд. (Например, 21211 — это алгоритм: воз­ве­ди в квад­рат, вычти 3, воз­ве­ди в квад­рат, вычти 3, вычти 3, ко­то­рый пре­об­ра­зу­ет число 3 в 30.) Если таких ал­го­рит­мов более одного, то за­пи­ши­те любой из них.

20. Запишите зна­че­ние переменной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те работы сле­ду­ю­щей программы.

21* Дано натуральное число N. Составьте программу для нахождения суммы всех цифр этого числа.



Вариант №2

1. От исполнителя алгоритмов НЕ требуется

1. знать команды, входящие в систему команд исполнителя

2. понимать смысл алгоритма

3.уметь точно выполнять команды

4. останавливаться, после выполнения всех команд алгоритма

2.Имеется исполнитель Чертежник с системой команд: вперед, налево, направо, поднять перо, опустить перо. Определить какой из приведенных алгоритмов Чертежника записан без ошибок.

1.вперед, вправо, вперед, влево, поднять перо, вперед

2. направо, направо, направо, вперед, вперед, назад

3. поднять перо, влево, вперед, опустить перо, вперед

4. вперед, налево, поднять перо, опустить перо, направо

3. Конечность алгоритма означает, что

1. в нем должен присутствовать оператор вывода результата

2. результат должен быть получен за конечное число шагов

3. в нем должно присутствовать ключевое слово, означающее конец алгоритма

4. он должен быть применим для решения всех задач данного типа

4. Кому из приведенных субъектов не нужно знание системы команд исполнителя

1. программисту, составляющему алгоритм управления исполнителем

2. самому исполнителю

3. человеку, управляющему исполнителем, например, вводящему алгоритм в память исполнителя

4. человеку, наблюдающему работу исполнителя

5. Цикл с предусловием выполняется пока

1. условие цикла истинно

2. условие цикла ложно

3. счетчик цикла не достигнет граничного значения

4. его не прервет пользователь

6. Определить, что будет выведено на печать при выполнении следующего фрагмента алгоритма на учебном алгоритмическом языке, если введены значения: 4 3 2 1.

ввод A,B,C,D

X:=A

A:=D

D:=C

C:=B

B:=X

выводA,B,C,D

1. 3 2 1 4 3. 4 3 2 1

2. 1 4 3 2 4. 1 2 3 4

7. Укажите информационный объект, который НЕ может являться величиной.

1. число 2. Строка символов 3. Таблица 4. Оператор присваивания

8. В каком из следующих выражений отсутствуют константы?

А) constanta*constanta

B) X-Y+2

C) 3.1415926*2

1. А 2. В,С 3. С 4. В

9. Определить, что будет выведено на печать при выполнении следующего фрагмента алгоритма на учебном алгоритмическом языке:

X:=2

X:=X*X

X:=X*X*X

вывод X

1.64 2. 8 3. 16 4.24

10. Определите значения переменных i и s после выполнения фрагмента алгоритма на алгоритмическом языке:

s := 0 i := 5

пока i , повторять

нц

s := s + i

i := i – 1

кц

1. s = 0, i = 5 2. s = 15, i = 0 3. s = 15, i = 5 4. s = 10, i = 0

11. ВпрограмменаязыкеПаскаль

1. точка с запятой должна быть обязательно поставлена после каждого оператора

2. точка с запятой должна быть обязательно поставлена между операторами

3. точки с запятой несут только эстетическую нагрузку и поэтому могут ставиться или не ставиться по желанию программиста

4. знак;не обозначает никакого оператора, а служит только разделителем операторов

12. Вычислите значение выражения, записанного на языке программирования Паскаль:

24 / (3 * 4) – 24 / 3 / 4

1. 16 2. 2 3. 32 4. 0

13. При описании переменной в программе на языке программирования на Паскаль указывается

1. количество байт, которые необходимо отвести под эту переменную

2. ее имя и тип 3. ее адрес памяти 4. ее начальное значение, имя и тип

14.Выберите верное представление арифметического выражения (15ху)/(х+3у)
на алгоритмическом языке:

  1. 15xy / x + 3y

  2. 15*x*y / x + 3*y

  3. (15*x*y) / (x + 3*y)

  4. 15xy / (x + 3y) 5. (15*x* y) / x + 3*y

15. Что из перечисленного НЕ является средством воспроизведения информации с ее носителя?

1. граммофон 2. патефон 3.магнитофон 4. телефон

16. Что из перечисленного НЕ является средством передачи информации?

1. спутниковая связь 2. радиосвязь 3. телевидение4. фотопленка

17. Что из перечисленного НЕ охраняется Законами об авторском праве?

1. созданные для коммерческого использования программы

2. снятые на киностудии фильмы 3. записи песен известных артистов

4. свободно-распространяемые программы

18. В про­грам­ме «:=» обо­зна­ча­ет опе­ра­тор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно опе­ра­ции сложения, вычитания, умно­же­ния и деления. Пра­ви­ла вы­пол­не­ния опе­ра­ций и по­ря­док дей­ствий со­от­вет­ству­ют пра­ви­лам арифметики. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния алгоритма:

а := 6

b := 4

а := 2*а + 3*b

b := a/2*b

19. У ис­пол­ни­те­ля Квад­ра­тор две команды, ко­то­рым при­сво­е­ны номера:

 1. вычти 1

2. возведи в квадрат

 Первая из них умень­ша­ет число на экра­не на 1, вто­рая воз­во­дит его во вто­рую степень. Ис­пол­ни­тель ра­бо­та­ет толь­ко с на­ту­раль­ны­ми числами. Со­ставь­те ал­го­ритм по­лу­че­ния из числа 5 числа 80, со­дер­жа­щий не более 5 команд. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко но­ме­ра команд. (Например, 21121 — это алгоритм: воз­ве­ди в квад­рат, вычти 1, вычти 1, воз­ве­ди в квад­рат, вычти 1, ко­то­рый пре­об­ра­зу­ет число 3 в 48.) Если таких ал­го­рит­мов более одного, то за­пи­ши­те любой из них.

20. Запишите зна­че­ние переменной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те работы сле­ду­ю­щей программы.


21* Дано натуральное число N и цифра к.. Составьте программу, которая определяет, есть ли в записи числа N цифра к.

Инструкция для учащихся

1. Работа состоит из 20 заданий. На выполнение всей работы отводится 45 минут.

2. При выполнении заданий №1-№17нужно выбрать только один из предложенных вариантов. При выполнении заданий №18-№20 – необходимо написать развернутый ответ.


Таблица правильных ответов


№ вопроса

1 вариант

2 вариант

1

1

2

2

2

4

3

4

2

4

2

4

5

1

1

6

1

2

7

2

4

8

2

1

9

3

1

10

2

1

11

4

2

12

3

4

13

3

2

14

2

3

15

1

4

16

1

4

17

1

4

18

32

48

19

21112

11221

20

30

35



Инструкция для учителя по проведению контрольной работы


  • До начала урока необходимо проверить комплектность контрольных измерительных материалов и раздать их учащимся.

  • Учащиеся рассаживаются так, чтобы сидящие рядом выполняли разный вариант.

  • Учащиеся, под руководством учителя, заполняют титульный лист работы (время заполнения не входит в общее время выполнения работы).

  • Учитель проводит инструктаж по выполнению работы.

  • На выполнение работы отводится 45 минут.

  • За 5 минут до окончания работы учитель объявляет об этом классу.

  • По окончании выполнения работы учащиеся сдают её и выходят из класса.





Путь к ЦОР в ЕК: Портал ЕК http://school-collection.edu.ru  выбрать раздел «Информатика и ИКТ»выбрать 9 класс  перейти по ссылке «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.  выбрать соответствующие главу и параграф учебника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!