I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа рассчитана изучение базового курса информатики учащимися 11 класса в течение 34 недель.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ Базовый уровень от 2004 г.
Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.
Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета.
Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
II. Тематическое планирование занятий
по информатике и ИКТ в 11 классе
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
1. Информационные системы (§ 24) | 1 | 1 | |
2. Гипертекст (§ 25) | 2 | 1 | 1 (№ 3.1) |
3. Интернет как информационная система (§ 26-28) | 8 (к/р) | 3 | 3 (№ 3.2, 3.3, 3.4, 3.5) |
4. Web-сайт (§ 29) | 2 | 1 | 2 (№ 3.6) |
5. Геоинформационные системы (§ 30) | 1 | 1 | 1 (№ 3.8) |
6. Базы данных и СУБД (§ 31-33) | 4 | 2 | 2 (№ 3.9, 3.10) |
7. Запросы к базе данных (§ 34-35) | 5(к/р) | 3 | 3 (№ 3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*) |
8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§ 36-37) | 2 | 2*0,5 | 2*0,5 (№ 3.16, 3.17) |
9. Корреляционное моделирование (§ 38) | 2 | 1 | 1 (№ 3.18) |
10. Оптимальное планирование (§ 39) | 2+1 (к/р) | 1 | 1 (№ 3.19) |
11. Социальная информатика (§ 40-43) | 2 | 1 | 1 (презентация) |
12. Итоговое тестирование | 1+1 | | |
Итого по курсу | 34 | 16 | 16 |
Количество контрольных работ Количество практических работ
I полугодие | II полугодие | Год |
9 | 10 | 19 |
I полугодие | II полугодие | Год |
2 | 3 | 5 |
Список практических работ в 11 классе
Практическая работа № 3.1 «Гипертекстовые структуры»
Практическая работа № 3.2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»
Практическая работа № 3.3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц» (задание 1)
Практическая работа № 3.4 «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц»
Практическая работа № 3.5 «Интернет: работа с поисковыми системами»
Практическая работа № 3.6 (1) «Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word»
Практическая работа № 3.6 (2) «Создание собственного сайта»
Практическая работа № 3.8 (задание 1) «Поиск информации в геоинформационных системах»
Практическая работа № 3.9 «Знакомство с СУБД Microsoft Access»
Практическая работа № 3.10 «Создание базы данных «Приемная комиссия»
Практическая работа № 3.11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора»
Практическая работа № 3.12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»
Практическая работа № 3.13 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»
Практическая работа № 3.14 «Реализация запросов на удаление. Использование вычисляемых полей»
Практическая работа № 3.15* «Создание отчетов»
Практическая работа № 3.16 «Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel»
Практическая работа № 3.17 «Прогнозирование в Microsoft Excel»
Практическая работа № 3.18 «Расчет корреляционных зависимостей в Microsoft Excel»
Практическая работа № 3.19 «Решение задач оптимального планирования в Microsoft Excel»
III. Календарно-тематическое планирование
курса информатики и ИКТ в 11 классе (базовый уровень)
1 час в неделю, 34 часа за год (учебник «Информатика и ИКТ. 10-11 классы» И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер)
№ урока | Тема урока | Основные понятия | Требования к учащимся | Контроль знаний | Домашнее задание | Дата |
знания | умения | План | Факт |
I полугодие, 1 час в неделю, 16 часов за полугодие | |
Технологии использования и разработки информационных систем | |
1 | Информационные системы. Техника безопасности в кабинете информатики. | Информационные системы: назначение, состав, области приложения, техническая база, разновидности | • назначение информационных систем; • состав информационных систем; • разновидности информационных систем. | | Т. Б. | § 24, вопросы и задания к § | 4-8.09 | |
2 | Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Стартовая диагностическая работа | Гипертекст: гиперссылка, приемы создания гипертекста: оглавления и указатели, закладки и ссылки, внешние гиперссылки | • что такое гипертекст, гиперссылка; • средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки). | • автоматически создавать оглавление документа; • организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе. | Фронтальный опрос | § 25, вопросы и задания к § | 11-15.09 | |
3 | Приемы создания гипертекста Практическая работа № 3.1 «Гипертекстовые структуры» | Отчет о выполнении п/р | Доделать работу № 3.1 | 18-22.09 | |
4 | Интернет как глобальная информационная система | Интернет. Службы Интернета: коммуникационные, информационные | • назначение коммуника-ционных служб Интернета; • назначение информационных служб Интернета; • что такое прикладные протоколы; • основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес; • что такое поисковый каталог: организация, назначение; • что такое поисковый указатель: организация, назначение. | • работать с электронной почтой; • извлекать данные из файловых архивов; • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. | С. Р. | § 26, вопросы и задания к § | 25-29.09 | |
5 | Службы Интернета. Практическая работа № 3.2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями» | Отчет о выполнении п/р | Работа № 3.2 (задания 2,3) (по возможности) | 2-6.10 | |
6 | World Wide Web –всемирная паутина. | World Wide Web: структурные составляющие – Web-страница, Web-сайт, технология «клиент-сервер», Web-браузер | Фронтальный опрос | § 27, вопросы и задания к § | 9-11.10 | |
7 | Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц Практическая работа № 3.3 (задание 1) | Отчет о выполнении п/р | Работа № 3.3 (задание 2) (по возможности) | 16-20.10 | |
8 | . Поисковые информационные системы. Практическая работа № 3.4 «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц» | | Отчет о выполнении п/р | Повторить § 26-27, подготовка к тесту | 23-27.10 | |
9 | Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. | Поисковая служба Интернета: поисковые каталоги, поисковые указатели. | Тест | § 28, вопросы | 30.10-3.11 | |
10 | Средства поиска данных в Интернете. Практическая работа № 3.5 «Интернет: работа с поисковыми системами» | Отчет о выполнении п/р | Доделать работу № 3.5 Подготовка к к/р | 6-10.11 | |
11 | Контрольная работа № 1 «Интернет» Web-сайт | Структура Web-сайта: внутренние гиперсвязи, внешние гиперсвязи. Средства создания Web-страниц, публикация сайта. ГИС: области приложения, устройство | • какие существуют средства для создания Web-страниц; • в чем состоит проектирование Web-сайта; • что значит опубликовать Web-сайт; • возможности текстового процессора по созданию web-страниц. • что такое ГИС; • области приложения ГИС; • как устроена ГИС; • приемы навигации в ГИС. | • создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word; | К. тест | § 29, вопросы Подобрать материал для Web-сайта | 13-18.11 | |
12 | Средства создания Web-страниц, публикация сайта. Практическая работа № 3.6 (1) «Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word» | Отчет о выполнении п/р | Создание сайта | 27.11-1.12 | |
13 | Практическая работа № 3.6 (2) «Создание собственного сайта» Геоинформационные системы. | Отчет о выполнении п/р | Сайт, Подготовка к тесту § 30, вопросы | 4-8.12 | |
14 | Поиск информации в геоинформационных системах Практическая работа № 3.8 (задание 1). | | | • осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС. | Фронтальный опрос Отчет о выполнении п/р | Работа № 3.8 (задание 2) | 11-15.12 | |
15 | Контрольное тестирование № 2 за I полугодие. | | | | Контрольный тест | | 18-22.12 | |
16 | База данных – основа информационной системы. Системы управления базами данных. Практическая работа № 3.9 «Знакомство с СУБД Microsoft Access». | Базы данных: назначение БД, виды моделей данных структура реляционной модели, СУБД | • что такое база данных (БД); • какие модели данных используются в БД; • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; • определение и назначение СУБД; | • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access). | | § 31, вопросы и задания к § | 25-29.12 | |
II полугодие, 1 час в неделю, 18 часов за полугодие | |
17 | Проектирование многотабличной базы данных | Проектирование многотабличной базы данных. Реляционная модель данных (система таблиц) | • основы организации многотабличной БД; • что такое схема БД; • что такое целостность данных; | | | § 32, вопросы и задания к § | 9-12.01 | |
18 | Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных | • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД. | • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access). | Фронтальный опрос | § 33, вопросы и задания к § | 15-19.01 | |
19 | Создание базы данных Практическая работа № 3.10 «Создание базы данных «Приемная комиссия» | Отчет о выполнении п/р | | 22-26.01 | |
20 | Запросы как приложения информационной системы Практическая работа № 3.11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора» | Запросы – приложения ИС. Средства формирования запросов. Структура запроса на выборку: список полей, условие выбора записей, ключи и порядок сортировки. | • структуру команды запроса на выборку данных из БД; • организацию запроса на выборку в многотабличной БД; | • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; | С. Р. Отчет о выполнении п/р | § 34, вопросы и задания к §; доделать работу № 3.11 | 29.01-2.02 | |
21 | Практическая работа № 3.12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» | • основные логические операции, используемые в запросах; • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов. | • реализовывать запросы со сложными условиями выборки; • реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень); • создавать отчеты (углубленный уровень). | Отчет о выполнении п/р | | 5-9.02 | |
22 | Логические условия выбора Практическая работа № 3.13 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия» | Условие выбора – логическое выражение: простые и сложные логические выражения. Основные логические операции. | Отчет о выполнении п/р | § 35, вопросы и задания к §; доделать работу № 3.13 | 12-16.02 | |
23 | Практическая работа № 3.14 «Реализация запросов на удаление. Использование вычисляемых полей» | Фронтальный опрос Отчет о выполнении п/р | Доделать работу № 3.14, подготовка к тесту | 19-21.02 | |
24 | Практическая работа № 3.15* «Создание отчетов» | Тест Отчет о выполнении п/р | Доделать работу № 3.15 | 26.02-2.03 | |
25 | Контрольная работа № 3 «Базы данных» Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. | См. уроки 15-24 | См. уроки 15-24 | К.Р. | Изучить самост. § 36 | 5-10.03 | |
Технологии информационного моделирования | | |
26 | Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Практическая работа № 3.16 «Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel» | Моделирование зависимостей между величинами. Характеристики величины: имя, тип, значение. Виды зависимостей. Способы отображения зависимостей. | • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины; • что такое математическая модель; • формы представления зависимостей между величинами; • для решения каких практических задач используется статистика; • что такое регрессионная модель; • как происходит прогнозирование по регрессионной модели. | • используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов; • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели. | Фронтальный опрос по § 36 Отчет о выполнении п/р | Доделать работу № 3.16 | 12-16.03 | |
27 | Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Модели статистического прогнозирования Практическая работа № 3.17 «Прогнозирование в Microsoft Excel» | Модели статистического прогнозирования. Статистические данные. Регрессионная модель. Метод наименьших квадратов | Отчет о выполнении п/р | § 37, вопросы и задания к §; доделать работу № 3.17 | 19-23.03 | |
28 | Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. | | | • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel). | Фронтальный опрос | § 38, вопросы и задания к §; | 26-30.03 | |
29 | Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей) Корреляционное моделирование. Практическая работа № 3.18 «Расчет корреляционных зависимостей в Microsoft Excel» | Корреляционные зависимости. Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции ρ. | • что такое корреляционная зависимость; • что такое коэффициент корреляции; • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. | Отчет о выполнении п/р | доделать работу № 3.18 (задания для сам. раб) | 2-6.04 | |
30 | Основные способы представления математических зависимостей между данными. Оптимальное планирование Практическая работа № 3.19 «Решение задач оптимального планирования в Microsoft Excel» | Модели оптимального планирования. Поиск решения для решения задач оптимального планирования. | • что такое оптимальное планирование; • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; • что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены; • в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; • какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. | • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel). | Фронтальный опрос | § 39, вопросы и задания к §; | 16-20.04 | |
Отчет о выполнении п/р | Работа № 3.19 (задания для самостоятельного выполнения)? Подготовка к к/р | | |
31 | Контрольная работа № 4 «Информационное моделирование» | | См. уроки 26-31 | См. уроки 26-31 | К. Р. | Подготовка докладов по § 40-43 | 23-28.04 | |
Основы социальной информатики |
32 | Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Социальная информатика. | Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. | • что такое информационные ресурсы общества; • из чего складывается рынок информационных ресурсов; • что относится к информационным услугам; • в чем состоят основные черты информационного общества; • причины информационного кризиса и пути его преодоления; • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества; • основные законодательные акты в информационной сфере; • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. | • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. | Доклады | Подготовка презентации | 3-8.05 | |
33 | Защита презентаций по теме «Социальная информатика» | Защита презентаций | Подготовка к итоговому к/тесту | 10-17.05 | |
34 | Итоговое контрольное тестирование № 5 за курс 10-11 классов | | См. уроки 1-34 | См. уроки 1-34 | Контрольный тест | | 18-24.05 | |
IV. Требования к усвоению учебного материала
Тема 1. Информационные системы
Учащиеся должны знать:
• назначение информационных систем;
• состав информационных систем;
• разновидности информационных систем.
Тема 2. Гипертекст
Учащиеся должны знать:
• что такое гипертекст, гиперссылка;
• средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).
Учащиеся должны уметь:
• автоматически создавать оглавление документа;
• организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Тема 3. Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
• назначение коммуникационных служб Интернета;
• назначение информационных служб Интернета;
• что такое прикладные протоколы;
• основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
• что такое поисковый каталог: организация, назначение;
• что такое поисковый указатель: организация, назначение.
Учащиеся должны уметь:
• работать с электронной почтой;
• извлекать данные из файловых архивов;
• осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Web-сайт
Учащиеся должны знать:
• какие существуют средства для создания Web-страниц;
• в чем состоит проектирование Web-сайта;
• что значит опубликовать Web-сайт;
• возможности текстового процессора по созданию web-страниц.
Учащиеся должны уметь:
• создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;
Тема 5. Геоинформационные, системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
• что такое ГИС;
• области приложения ГИС;
• как устроена ГИС;
• приемы навигации в ГИС.
Учащиеся должны уметь:
• осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС.
Тема 6. Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
• что такое база данных (БД);
• какие модели данных используются в БД;
• основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
• определение и назначение СУБД;
• основы организации многотабличной БД;
• что такое схема БД;
• что такое целостность данных;
• этапы создания многотабличной БД с помощью реляцион ной СУБД.
Учащиеся должны уметь:
• создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).
Тема 7. Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
• структуру команды запроса на выборку данных из БД;
• организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
• основные логические операции, используемые в запросах;
• правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
• реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
• реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
• реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень);
• создавать отчеты (углубленный уровень).
Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
• понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
• что такое математическая модель;
• формы представления зависимостей между величинами;
• для решения каких практических задач используется статистика;
• что такое регрессионная модель;
• как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
• используя табличный процессор,, строить регрессионные модели заданных типов;
• осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 9. Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
• что такое корреляционная зависимость;
• что такое коэффициент корреляции;
• какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
• вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 10. Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
• что такое оптимальное планирование;
• что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
• что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
• в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
• какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
• решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel).
Тема 11. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
• что такое информационные ресурсы общества;
• из чего складывается рынок информационных ресурсов;
• что относится к информационным услугам;
• в чем состоят основные черты информационного общества;
• причины информационного кризиса и пути его преодоления;
• какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
• основные законодательные акты в информационной сфере;
• суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
V. Состав учебно-методического комплекта
по информатике и ИКТ для XI класса
I. Основная литература
1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
II. Дополнительная литература
Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008.
Информатика.9-11 клас: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net и др.
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Принтер
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Локальная сеть.