СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета (курса) по информатике и иИКТ 7-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6




«Согласовано»

Методическим советом


«Согласовано»

Заместителем

директора по УВР


«Утверждаю»

Директор

МБОУ СОШ №6


Сарбаа Л.Н. /_________/


Сарбаа Л.Н. /_________/


Малюкина О.Н. /__________/


Протокол №1

От «30» августа 2017 г.

«30» августа 2017 г.

Приказ №345

От «31» августа 2017 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)











Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 7-9

Учитель: Костылев Павел Андреевич

Стаж: 1,5

Категория: -













2017





Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для учащихся 7-9 классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования, на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы 7-9 классы. Босова Л.Л., Босова Л.Ю. Бином. Лаборатория знаний, 2013» .

При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно - методического письма «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014 – 2015 учебном году» Департамента образования Областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования».

Цели рабочей программы:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекультурных на­выков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, уме­ний и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, ис­следовательской деятельности и т д );

  • воспитанию ответственного и избирательного отноше­ния к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Задачи рабочей программы:

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  • Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  • Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснования

Авторская программа, рассчитанная на 130 часов (6 часов резерва учебного времени добавлены в раздел «Повторение»):

  • 7 класс 34 часов в год (В соответствии с приказом Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. № 1339 сокращено количество учебных недель в 7 классах с 35 до 34. В связи с этим внесены изменения в авторскую рабочую программу 7 класса: совмещено изучение тем «Технология мультимедиа» и «Компьютерные презентации»

  • 8 класс 34 часов в год (В соответствии с приказом Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. № 1339 сокращено количество учебных недель в 8 классах с 35 до 34. В связи с этим внесены изменения в авторскую рабочую программу 8 класса: совмещено изучение тем «Общие сведения о языке программирования Паскаль» и «Организация ввода и вывода данных».

  • 9 класс-68 часа в год. В связи с этим внесены изменения в авторскую рабочую программу 9 класса: совмещено изучение тем «Оформление сайта» и «Размещение сайта в Интернете».)



Таблица соответствия распределения часов

по разделам рабочей программы

Название темы

Количество часов

1

Информация и информационные процессы

9

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

10

3

Обработка графической информации

14

4

Обработка текстовой информации

13

5

Мультимедиа

7

6

Математические основы информатики

12

7

Основы алгоритмизации

10

8

Начала программирования

9

9

Моделирование и формализация

9

10

Алгоритмизация и программирование

8

11

Обработка числовой информации

16

12

Коммуникационные технологии

13

13

Повторение

6


Итого:

136







Общая характеристика учебного предмета, курса

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.

Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.

Программа ориентирована на использование учебника «Информатика-5» Босовой Л.Л. и может использоваться как для классов, изучавших информатику в начальной школе, так и приступающих к ее изучению впервые.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Информатика изучается в 7-9 классе основной школы, за счет часов части базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю) для 7-9 класса и в которой предусмотрено проведение 5 контрольные работы (4 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа), 12 практических работ для 7 класса, 4 контрольных работ (3 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 8 класса, 5 контрольных работ (4 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 9 класса Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, об­щества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оцен­ки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окру­жающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жиз­ненным опытом, понять значимость подготовки в области ин­форматики в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, об­щественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эрго­номических и технических условий безопасной эксплуата­ции средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.



Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета, курса

  1. Инфор­мация и информа­ционные процессы – 10 часов Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информа­ции и обстоятельств получения информации.

Представление информации. Формы представ­ления информации. Язык как способ представ­ления информации: естественные и формаль­ные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоично­го) кодирования Двоичный алфавит Двоич­ный код . Разрядность двоичного кода . Связь длины (разрядности) двоичного кода и количе­ства кодовых комбинаций .

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации Достоинства и недостатки такого подхода Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации Примеры информационных процессов в систе­мах различной природы; их роль в современ­ном мире.

Хранение информации. Носители инфор­мации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память) Качественные и количествен­ные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения инфор­мации Хранилища информации Сетевое хра­нение информации .

Передача информации Источник, информаци­онный канал, приемник информации Обработка информации Обработка, связанная с получением новой информации Обработка, связанная с изменением формы, но не изменя­ющая содержание информации Поиск инфор­мации

2. Компьютер как универ­сальное устройство обработки информа­ции -10 ча­сов

Общее описание компьютера Программный принцип работы компьютера Основные компоненты персонального компью­тера (процессор, оперативная и долговремен­ная память, устройства ввода и вывода инфор­мации), их функции и основные характеристи­ки (по состоянию на текущий период времени)

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, приклад­ное программное обеспечение, системы про­граммирования Компьютерные вирусы Анти­вирусная профилактика

Правовые нормы использования про­граммного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директо­рия) . Файловая система . Графический пользовательский интер­фейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню)

Оперирование компьютер­ными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объ­ектов, организация их семейств Архи­вирование и разархивирование Гигиенические, эргономические и тех­нические условия безопасной эксплуата­ции компьютера

3. Обработка графиче­ской ин­формации - 14 часа

Формирование изображения на экране монитора Компьютерное представление цвета Компьютерная графика (растро­вая, векторная). Интерфейс графических редакторов Форматы графических фай­лов

4. Обработка текстовой информа­ции. –13 часов

Текстовые документы и их структурные еди­ницы (раздел, абзац, строка, слово, символ) Технологии создания текстовых документов Создание, редактирование и форматирова­ние текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование Включение в тек­стовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, пред­метные указатели Коллективная работа над документом. Примечания . Запись и выде­ление изменений . Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей Нумерация страниц Колон­титулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и ком­пьютерного перевода

Компьютерное представление текстовой ин­формации Кодовые таблицы Американ­ский стандартный код для обмена инфор­мацией, примеры кодирования букв нацио­нальных алфавитов Представление о стандарте Юникод



5. Мультиме­диа - 7 часа

Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и ви­део как составляющие мультимедиа Компьютерные презентации . Дизайн презентации и макеты слайдов Звуки и видеоизображения Компо­зиция и монтаж. Возможность дискретного представ­ления мультимедийных данных.



6. Матема­тические основы ин­форматики - 12 часов

Понятие о непозиционных и пози­ционных системах счисления. Зна­комство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счис­ления, запись в них целых десятич­ных чисел от 0 до 1024 . Перевод не­больших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы ал­гебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы ис­тинности.



7. Основы алгоритмизации - 10 часов

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных испол­нителей. Понятие алгоритма как фор­мального описания последовательности действий исполнителя при заданных на­чальных данных Свойства алгоритмов Способы записи алгоритмов Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов

Програм­ма — запись алгоритма на алгоритми­ческом языке Непосредственное и про­граммное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой ус­ловий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы вели­чин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические Переменные и константы Алгоритм работы с величина­ми — план целенаправленных действий по проведению вычислений при задан­ных начальных данных с использовани­ем промежуточных результатов

8. Начала програм­мирования - 9 часов

Язык программирования Основные пра­вила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представ­ления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполне­нию программ в среде программирования Паскаль.

9. Модели­рование и формали­зация - 9 часов

Понятия натурной и информационной мо­делей. Виды информационных моделей (словес­ное описание, таблица, график, диаграм­ма, формула, чертеж, граф, дерево, спи­сок и др . ) и их назначение . Модели в мате­матике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в практиче­ской деятельности Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач

Реляционные базы данных Основные по­нятия, типы данных, системы управле­ния базами данных и принципы работы с ними Ввод и редактирование записей Поиск, удаление и сортировка данных

10. Алгорит­мизация и программи­рование - 8 часов

Этапы решения задачи на ком­пьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алго­ритма Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в жи­вой природе, обществе и технике.

11. Обработка числовой информа­ции - 16 ча­сов.

Электронные таблицы. Исполь­зование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссыл­ки Выполнение расчетов По­строение графиков и диаграмм Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

12. Коммуни­кационные технологии – 13 часов.

Локальные и глобальные компьютер­ные сети Интернет Скорость переда­чи информации Пропускная способ­ность канала. Передача информации в современных системах связи Взаимодействие на основе компью­терных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт Информационные ресурсы компью­терных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы

Технологии создания сайта. Содер­жание и структура сайта . Оформле­ние сайта Размещение сайта в Ин­тернете

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет

13. Повторение - 6 часов.

Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Двоичный алфавит. Двоич­ный код. Разрядность двоичного кода.

Кодовые таблицы. Американ­ский стандартный код для обмена инфор­мацией.

Перевод не­больших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы ис­тинности.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой ус­ловий: ветвление и повторение.

Решение задач по разработке и выполне­нию программ в среде программирования Паскаль.

Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алго­ритма.

Компьютерный практикум. (7 класс)

Практическая работа №1 «Конструирование сложных объектов из графических примитивов» (задание 3. 5)

Практическая работа №2 «Создание графических изображений путем копирования и поворотов фрагментов»(задание 4.7)

Практическая работа №3 "Масштабирование растровых и векторных изображений"(задание 4.12)

Практическая работа №4 "Правила ввода текста в текстовом процессоре OpenOffice.org Writer" (задание 4.2)

Практическая работа №5 "Копирование фрагментов"(задание 4.8)

Практическая работа №6 "Склеивание и разрезание строк"(задание 4.9)

Практическая работа №7 "Форматирование символов" (задание 4.12)

Практическая работа №8 "Создание списков"(задание 4.17)

Практическая работа №9 "Создание таблиц" (задание 4.18)"

Практическая работа №10 «Создание схем» (задание 4.19)

Практическая работа №11 «Оформление реферата «История вычислительной техники»»

Практическая работа №12 «История развития вычислительной техники» (задание 5.2)





Тематическое планирование с определением 
основных видов учебной деятельности обучающихся



№ п/п

Название темы

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Инфор­мация и информа­ционные процессы

9

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции ее свойств (ак­туальность, достоверность, полнота и пр );

  • приводить примеры кодирования с использовани­ем различных алфавитов, встречающиеся в жизни;

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

  • выделять информационную составляющую про­цессов в биологических, технических и социаль­ных системах;

  • анализировать отношения в живой природе, тех­нических и социальных (школа, семья и пр ) си­стемах с позиций управления.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения по извест­ным правилам кодирования;

  • определять количество различных символов, ко­торые могут быть закодированы с помощью дво­ичного кода фиксированной длины (разрядности);

  • определять разрядность двоичного кода, необхо­димого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, ги­габайт);

  • оценивать числовые параметры информацион­ных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи ин­формации, пропускную способность выбранного канала и пр ).




2

Компьютер как универ­сальное устройство обработки информа­ции

10

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информацион­ных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовно­сти и неполадке) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операцион­ной системы;

  • планировать собственное информационное про­странство.

Практическая деятельность:

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • оценивать числовые параметры информационных про­цессов (объем памяти, необходимой для хранения ин­формации; скорость передачи информации, пропуск­ную способность выбранного канала и пр );

  • выполнять основные операции с файлами и папками;





  • оперировать компьютерными информационными объ­ектами в наглядно-графической форме;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с исполь­зованием различных устройств ввода информации в за­данный интервал времени (клавиатура, сканер, микро­фон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

  • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ.






3

Обработка графиче­ской информации

14

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс использу­емого программного средства;

  • определять условия и возможности применения про­граммного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных про­дуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.






4

Обработка текстовой информа­ции.

13

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс исполь­зуемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения про­граммного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать небольшие текстовые документы посред­ством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакто­ров;

  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

  • выполнять коллективное создание текстового доку­мента;

  • создавать гипертекстовые документы;

  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251);

  • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.


5.

Мультиме­диа

7

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемо­го программного средства;

  • определять условия и возможности применения программ­ного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продук­тах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать презентации с использованием готовых шабло­нов;

  • записывать звуковые файлы с различным качеством зву­чания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

6.

Матема­тические основы информатики

12

Аналитическая деятельность:

  • выявлять различие в унарных, позиционных и непозици­онных системах счисления;

  • выявлять общее и отличия в разных позиционных систе­мах счисления;

  • анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из де­сятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над неболь­шими двоичными числами;

  • записывать вещественные числа в естественной и нормаль­ной форме;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения.

7.

Основы алгоритмизации

10

Аналитическая деятельность:

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при поша­говом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, ка­кие алгоритмические конструкции могут войти в алго­ритм;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной за­дачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исход­ных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • строить арифметические, строковые, логические выра­жения и вычислять их значения.

8.

Начала программирования

9

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность

  • программировать линейные алгоритмы, предполагаю­щие вычисление арифметических, строковых и логи­ческих выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/опе­раторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр ), в том числе с использованием логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.

9.

Модели­рование и формали­зация

9

Аналитическая деятельность:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зре­ния целей моделирования;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объ­екту и целям моделирования;

  • определять вид информационной модели в зависимо­сти от стоящей задачи;

  • анализировать пользовательский интерфейс исполь­зуемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения про­граммного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информаци­онные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

  • преобразовывать объект из одной формы представле­ния информации в другую с минимальными потеря­ми в полноте информации;

  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе дан­ных.

10.

Алгорит­мизация и программи­рование

8

Аналитическая деятельность:

  • выделять этапы решения задачи на компьютере;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных дан­ных;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

° нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

° сортировка элементов массива.

11.

Обработка числовой информации

16

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программно­го средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

  • строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

12.

Коммуникаци- онные технологии

13

Аналитическая деятельность:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса до­кументов в Интернете;

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

  • анализировать и сопоставлять различные источники ин­формации, оценивать достоверность найденной информа­ции;

  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздей­ствия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.

Практическая деятельность:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

  • определять минимальное время, необходимое для переда­чи известного объема данных по каналу связи с известны­ми характеристиками;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде web-страницы, включающей графические объекты.

13

Повторение

6

Аналитическая деятельность:

  • выделять информационную составляющую про­цессов в биологических, технических и социаль­ных системах;

  • анализировать логическую структуру высказываний.

  • выделять этапы решения задачи на компьютере;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

Практическая деятельность:

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, ги­габайт);

оценивать числовые параметры информацион­ных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи ин­формации, пропускную способность выбранного канала и пр ).

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из де­сятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над неболь­шими двоичными числами;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • разрабатывать программы для решения задач на языке программирования Паскаль







Календарно-тематическое планирование

7 класс

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Информационная картина мира

Понятие информации

1

 

Информационная деятельность человека

1

 

Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе.

1

 

Понятие объекта. Свойства и параметры объекта

1

 

Среда существования объекта

1

 

Понятие модели. Информационная модель объекта

1

 

Контрольная работа №1 - Информационная картина мира

1

Программное обеспечение информационных технологий

Назначение системной среды Windows

1

 

Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом

1

 

Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой

1

 

Работа с папками и файлами

1

 

Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты

1

 

Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола

1

 18.12

Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика

1

 

Объекты растрового редактора. Типовые действия над объектами

1

 

Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора.

1

 

Создание и редактирование рисунка с текстом

1

 

Контрольная работа №2. Технология работы с графикой

1

 

Характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры.

1

 

Создание и редактирование документа в среде текстового процессора

1

 

Форматирование текста.

1

 

Оформление текста в виде таблицы и печать документов.

1

 

Использование в текстовом документе графических объектов.19.02

1

 

Контрольная работа №3 - Технология работы с текстом

1

 

Понятие и определение алгоритма. Свойства алгоритмов

1

 

Типовые алгоритмические конструкции

1

 

Понятие программы и программирования

1

 

Контрольная работа №4 - Программирование

1

Техническое обеспечение информационных технологий

Компьютер как средство обработки информации

1

 

Понятие памяти компьютера. Назначение, основные характеристики и виды памяти

1

 

Внутренняя память. Типы устройств внешней памяти

1

 

Классификация устройств ввода информации

1

 

Классификация устройств вывода информации

1

 

Зачетный урок

1





8 класс

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Информационная картина мира

Представление об объектах окружающего мира (повторение)

1

 

Понятие информационной модели объекта.

1

 

Информационные основы процессов управления

1

 

Примеры классификации объектов

1

 

Виды классификации моделей

1

 

Контрольная работа №1 «Информационная картина мира»

1

Программное обеспечение информационных технологий

Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм.

1

 

Циклический алгоритм.

1

 

Вспомогательный алгоритм.

1

 

Линейные блок-схемы

1

 

Разветвленные блок-схемы

1

 

Составление алгоритмов ветвления

1

 

Циклические блок-схемы

1

 

Составление циклических алгоритмов

1

 

Контрольная работа №2 «Алгоритмизация и программирование»

1

 

Назначение табличного процессора. Данные электронной таблицы.

1

 

Объекты документа табличного процессора

1

 

Типовые действия над объектами электронной таблицы

1

 

Создание табличного документа

1

 

Редактирование табличного документа

1

 

Представление данных в среде табличного документа

1

 

Правила записей формул и функций

1

 

Копирование формул в табличном документе

1

 

Формулы в табличном документе

1

 

Контрольная работа №3 « Табличный процессор Excel»

1

 

Классификация и характеристика программного обеспечения.

1

 

Возможности Интернета

1

 

Поиск информации в сети Интернет.

1

 

Веб-страница с графическими объектами

1

 

Мир электронной почты.

1

 

Итоговая контрольная работа

1

Техническое обеспечение информационных технологий

Представление о микропроцессоре

1

 

История развития вычислительной техники

1

 

Классификация компьютеров по функциональным возможностям

1



9 класс

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Информационная картина мира

Информационная модель объекта (повторение)

1

 

Понятие отношений между объектами.

1

 

Математические отношения. Общественные отношения.

1

 

Понятие связи между объектами. Элемент системы.

1

 

Информационная модель элементов системы

1

 

Этапы разработки модели

1

 

Анализ результатов моделирования.

1

 

Представление о моделировании в среде графического редактора.

1

 

Моделирование объектов с заданными свойствами.

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net2

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net3

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net4

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net5

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net6

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net7

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net8

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net9

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net10

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net11

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net12

1

 

Моделирование объектов в Paint.Net13

1

 

Контрольная работа №1 Моделирование

1

Программное обеспечение информационных технологий

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.

1

 

Формы представления алгоритма

1

 

Типовые алгоритмические конструкции

1

 

Стадии создания алгоритма

1

 

Создание алгоритма

1

 

Создание табличного документа

1

 

Редактирование табличного документа

1

 

Форматирование табличного документа.

1

 

Правила записи формул и функций.

1

 

Копирование формул в табличном документе.

1

 

Использование функций в табличном документе

1

 

Использование логических формул в табличном документе.

1

 

Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа.

1

 

Контрольная работа №2 по теме «Табличный процессор Excel»

1

 

Назначение системой управления базой данных.

1

 

Объекты базы данных.

1

 

Классификация объектов базы данных

1

 

Инструменты СУБД

1

 

Использование инструментов СУБД

1

 

Создание структуры базы данных

1

 

Заполнение базы данных

1

 

Создание формы базы данных

1

 

Редактирование формы базы данных

1

 

Работа с записями базы данных

1

 

Редактирование записей базы данных

1

 

Критерии выборки данных

1

 

Создание запросов в базе данных

1

 

Разработка отчета для выборки данных

1

 

Практикум СУБД №1

1

 

Практикум СУБД №2

1

 

Практикум СУБД №3

1

 

Практикум СУБД №4

1

 

Контрольная работа №3по теме «СУБД Access»

1

Техническое обеспечение информационных технологий

Виды компьютерных сетей.

1

 

Роль протоколов при обмене информацией в сетях

1

 

Понятие высказывания. Логические выражения и логические операции

1

 

Таблицы истинности

1

 

Составление таблиц истинности по логической формуле.

1

 

Законы булевой алгебры.

1

 

Определение логического выражения по таблице истинности.

1

 

Логические элементы и основные логические устройства компьютера.

1

 

Итоговая контрольная работа №4

1

Повторение

Повторение по разделу «Информационная картина мира»

1

 

Повторение по разделу «Программное обеспечение информационных технологий»

1

 

Повторение по разделу «Техническое обеспечение информационных технологий»

1


Формы и средства контроля Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование.

В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных с учетом требований СанПиН на 10-20 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

 Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

 При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% -100%

отлично

71% - 89%

хорошо

50% -70%

удовлетворительно

0%-49%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющее кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания образования по предмету. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;

 Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

 Оценка устных ответов учащихся:

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

 Ответ оценивается отметкой "4", если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная и дополнительная литература



Для учащихся:

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.



Для учителя:

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)