Краснодарский край
г. Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 95 г. Сочи
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ____________года протокол №1
Председатель __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По __________Информатике и ИКТ___________________________
Уровень образования (класс) _ среднее общее образование, 10-11 класс
Количество часов __68 часов (10 класс-34 часа, 11 класс-34 часа)___
Учитель ___ ____________________
Программа разработана в соответствии с требованиями ФКГОС-2004, ООП CОО муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицея № 95 на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне.
Учебник. «Информатика» 10 класс. Базовый уровень. Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, Изд-во: М,: Бином, 2017 год.
Учебник. «Информатика» 11 класс. Базовый уровень. Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, Изд-во: М,: Бином, 2018 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» составлена на основе
примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне.
Среднее (полное) общее образование - третья, завершающая ступень общего образования. Образование на данной ступени направлено на реализацию следующих основных целей:
- овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры, что является необходимым условием развития и социализации учащихся;
-развитие познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащийся должен знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
Учащийся должен уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
3. Содержание учебного предмета
Информация и информационные процессы (6 час)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы (3 час)
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 час)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа (2 час)
6. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Компьютерные технологии представления информации (5 час)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа (2 час)
7. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (5 час)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Практическая работа (7 час)
8.Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
Информационные модели ( 9 час)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы (4 час)
9. Моделирование и формализация
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
10. Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
11. Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы ( 3 час)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практическая работа (2 час)
12. Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа ( 5 час)
13. Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатики ( 2 час)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Список практических работ
10 класс
Подходы к измерению информации.
Обработка информации.
Защита информации. Методы защиты.
Программное обеспечение компьютера.
Файловая система компьютера.
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
Представление чисел в компьютере.
Текстовые документы. Создание текстовых документов.
Редактирование и форматирование текстовых документов.
Обработка числовых данных в электронных таблицах.
Решение задач оптимизации.
Анимация.
Компьютерные презентации.
Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов».
Всего: 14 практических работ.
11 класс
Исследование физических моделей
Исследование математических моделей
Исследование химических и биологических моделей
Исследование геоинформационных моделей
Табличные базы данных
Проектирование и разработка базы данных
Адресация. Протоколы обмена.
Интернет как глобальная информационная система
Основы языка HTML. Текст и графика на Web-страницах.
Гиперссылки на Web-страницах
Разработка Web-сайта
Всего: 11 практических работы.
Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования "Информатика и ИКТ" представлена в 10 классе по 1 часу в неделю, и в 11 классе - по 1 часу в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 70 часов.
В примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне предусмотрен резерв учебного времени в объеме 8 часов (10-11 класс) для реализации разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.
Данный курс входит в вариативную часть (БУП-2004) учебного плана Лицея № 95.
По учебному плану Лицея № 95 г. Сочи продолжительность учебного года составляет 34 недели без учета государственной итоговой аттестации. Для изучения информатики и ИКТ на ступени среднего общего образования в 10-11 классе вместо 70 часов отводится 68 часа: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю). Уменьшение количества часов осуществлено за счет резерва времени.
В данной программе предусматривается следующее распределение часов по темам.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа |
10 кл | 11 кл |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 9 | |
2 | Информационные модели | 13 | | 13 |
3 | Информационные системы | 5 | | 5 |
4 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 4 | 4 | |
5 | Компьютерные технологии представления информации | 7 | 7 | |
6 | Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов | 12 | 12 | |
7 | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей | 10 | | 10 |
8 | Основы социальной информатики | 2 | | 3 |
| Резерв | 8 | 2 | 3 |
| ВСЕГО: | 70 | 34 | 34 |
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме соответствуют примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.
4. Тематическое планирование
10 класс
№ п/п | № урока | Наименование раздела программы, темы урока | Количество часов | Основное содержание. Практические/контрольные работы. |
Раздел 1. | Информация и информационные процессы | 9 | |
-
| -
| Инструктаж по технике безопасности. Информация. Носители информации. Виды и свойства информации. | 1 | |
-
| -
| Информационная грамотность и информационная культура | 1 | |
-
| -
| Подходы к измерению информации. | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Информационные связи в системах различной природы | 1 | |
-
| -
| Обработка информации | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Передача и хранение информации | 1 | |
-
| -
| Защита информации. Методы защиты. | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. | 1 | |
-
| -
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | Контрольная работа |
Раздел 2. | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 4 | |
-
| -
| История развития вычислительной техники | 1 | |
-
| -
| Основополагающие принципы устройства ЭВМ | 1 | |
-
| -
| Программное обеспечение компьютера | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Файловая система компьютера | 1 | Практическая работа |
Раздел 3. | Коммуникационные технологии представления информации | 7 | |
-
| -
| Представление чисел в позиционных системах счисления | 1 | |
-
| -
| Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Представление чисел в компьютере | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Кодирование текстовой информации | 1 | |
-
| -
| Кодирование графической информации | 1 | |
-
| -
| Кодирование звуковой информации | 1 | |
-
| -
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Коммуникационные технологии представления информации» | 1 | Контрольная работа |
Раздел 4. | Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов | 12 | |
-
| 1. | Текстовые документы. Создание текстовых документов. | 1 | Практическая работа |
-
| 2. | Редактирование и форматирование текстовых документов. | 1 | Практическая работа |
-
| 3. | Гипертекстовое представление информации | 1 | |
-
| 4. | Электронные таблицы | 1 | |
-
| 5. | Обработка числовых данных в электронных таблицах | 1 | Практическая работа |
-
| 6. | Решение задач оптимизации | 1 | Практическая работа |
-
| 7. | Деловая графика | 1 | |
-
| 8. | Объекты растровой и векторной графики | 1 | |
-
| 9. | Анимация | 1 | Практическая работа |
-
| 10. | Компьютерные презентации | 1 | Практическая работа |
-
| 11. | Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | 1 | Практическая работа |
-
| 12. | Защита проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | 1 | Контрольная работа |
-
| Повторение | 1 | |
-
| Повторение | 1 | |
ВСЕГО: | количество часов – 34 ч; практических работ - 14; контрольных работ- 3 |
11 класс
№ п/п | № урока | Наименование раздела программы, темы урока | Количество часов | Основное содержание. Практические/контрольные работы. |
Раздел 1. | Информационные модели | 13 | |
-
| -
| Инструктаж по технике безопасности. Модели и моделирование | 1 | |
-
| -
| Моделирование на графах | 1 | |
-
| -
| Знакомство с теорией игр | 1 | |
-
| -
| Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. | 1 | |
-
| -
| Формы представления моделей. Формализация. | 1 | |
-
| -
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | |
-
| -
| Интерактивные компьютерные модели | 1 | |
-
| -
| Исследование физических моделей | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Исследование математических моделей | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Исследование химических и биологических моделей | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Исследование геоинформационных моделей | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Моделирование процессов управления | 1 | |
-
| -
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» | 1 | Контрольная работа |
Раздел 2. | Информационные системы | 5 | |
-
| -
| База данных как модель предметной области | 1 | |
-
| -
| Табличные базы данных | 1 | Практическая работа |
-
| -
| Иерархические базы данных. Сетевые базы данных. | 1 | |
-
| -
| Системы управления базами данных | 1 | |
-
| -
| Проектирование и разработка базы данных | 1 | Практическая работа |
Раздел 3. | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей | 10 | |
-
| -
| Основы построения компьютерных сетей | | |
-
| -
| Локальные компьютерные сети | | |
-
| -
| Адресация. Протоколы обмена. | | Практическая работа |
-
| -
| Подключение к Интернету. Настройка браузера. | | |
-
| -
| Службы Интернета | | |
-
| -
| Интернет как глобальная информационная система | | Практическая работа |
-
| -
| Основы языка HTML. Текст и графика на Web-страницах. | | Практическая работа |
-
| -
| Гиперссылки на Web-страницах | | Практическая работа |
-
| -
| Разработка Web-сайта | | Практическая работа |
-
| -
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей» | 1 | Контрольная работа |
Раздел 4. | Основы социальной информатики | 3 | |
29. | 1. | Информационное общество | 1 | |
30. | 2. | Информационное право | 1 | |
31. | 3. | Информационная безопасность | 1 | |
32. | Повторение | 1 | |
33. | Повторение | 1 | |
34. | Повторение | 1 | |
ВСЕГО: | количество часов – 34 ч; практических работ - 11; контрольных работ- 2 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения Заместитель директора по УВР
учителей физики, математики, __________
информатики Лицея № 95
от____________2019 года № 1 _________________2019 года
__________
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
В учебно-методический комплект входят:
- Учебник. «Информатика» 10 класс. Базовый уровень. Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, Изд-во: М,: Бином, 2017 год.
- Учебник. «Информатика» 11 класс. Базовый уровень. Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, Изд-во: М,: Бином, 2018 год.
- «Информатика и ИКТ» базовый уровень для 11 класса, автор: Н.Д. Угринович, Изд-во: М: Бином 2012 год
- «Информатика и ИКТ» базовый уровень для 11 класса, автор: Н.Д. Угринович, Изд-во: М: Бином 2012 год
- «Информатика и ИКТ» 8-11 классы. Методическое пособие, автор: Н.Д. Угринович Изд-во: М: Бином 2010 год
- Windows-CD –Электронное приложение. Автор: Н.Д. Угринович, Изд-во: М: Бином, 2010 год.
- Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР;
http://www.fipi.ru/ - Материалы ЕГЭ, ОГЭ разработанные ФИПИ
http://kpolyakov.spb.ru – сайт К. Полякова для подготовки к ЕГЭ
http://www.edu.ru/moodle/ - Дистанционные материалы тестов ЕГЭ
http://www.ctege.org/content/category/9/47/42/ - Перечень учебных пособий для подготовки к ЕГЭ, разработанных с участием ФИПИ