Администрация МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское
Долинского района Сахалинской области
«Рассмотрено» Зам. директора по МР ___________ Л. В. Бараш Протокол МС № ________ от «___» ______ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________ Е. В. Шиманская «___» _______ 20___ г. | «Утверждаю» Директор школы ____________ И. Б. Бушаева Приказ № _________ от «___» _______ 20___ г |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ». 7 - 9 классы
базовый уровень
среднее общее образование
срок реализации 3 года
Составлена на основе:
ФГОС основного общего образования, примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы И. Г. Семакина, М. С. Цветковой (Информатика 7-9 классы. Примерная рабочая программа / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова - Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016).
Зубаревой Татьяной Владимировной, учителем высшей категории
с. Стародубское
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике 7–9 классы составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерной программы основного общего образования по информатике с использованием рекомендаций авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (Информатика 7–9 классы. Примерная рабочая программа/ И.Г. Семакин, М.С. Цветкова – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний 2016).
Цели программы: в соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами— линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает в себя:
Информатика: учебник для 7 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В. Русаков, Л. В. Шестакова - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Семакин И.Г. Информатика: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий (УУД). Таким образом, часть метапредметных результатов образования входят в курсе информатики в структуру предметных результатов, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».
При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты освоения информатики
В соответствии с ФГОС, изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Место предмета в базисном учебном плане
Класс – 7-9 классы
Количество часов – согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений на изучение информатики в 7–9 классах отводится по 1 часу в неделю. Реализация рабочей программы рассчитана на 1 час в каждом классе, что составляет по 35 часов в учебный год. 7 класс. Общее число часов — 32 ч. Резерв учебного времени — 3 ч. 8 класс. Общее число часов — 32 ч. Резерв учебного времени — 3 ч. 9 класс. Общее число часов — 31 ч. Резерв учебного времени — 4 ч.
Содержание учебного материала.
Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебников и включает 6 тематических разделов в 7 классе, 4 в 8 классе и 3 раздела в 9 классе. Планирование рассчитано на урочную деятельность обучающихся.
7 класс.
Раздел 1. Введение в предмет—1 ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики основной школы.
Раздел 2. Человек и информация —4 ч
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Раздел 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение — 6 ч
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Раздел 4. Текстовая информация и компьютер — 9 ч
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Раздел 5. Графическая информация и компьютер — 6 ч
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Раздел 6. Мультимедиа и компьютерные презентации — 6 ч
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
7. Резерв - 3 ч.
8 класс.
Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях – 8 ч.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — «Всемирная паутина». Поисковые системы. Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами; работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (с использованием отечественных учебных порталов). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Раздел 2. Информационное моделирование – 4 ч.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных — 10 ч.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере – 10 ч.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула.
Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
5. Резерв учебного времени - 3 часа.
9 класс.
Раздел 1. Управление и алгоритмы — 12 ч.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Раздел 2. Введение в программирование — 15 ч.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Раздел 3. Информационные технологии и общество — 4 ч.
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Распределение учебных часов по разделам программы
7 класс
Тема (раздел учебника) | Авторская программа | Рабочая программа |
Всего часов | Теория | Практика | Всего часов | Теория | Практика |
Введение в предмет | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - |
Человек и информация | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 |
Компьютер: устройство и программное обеспечение | 6 | 3 | 3 | 6 | 3 | 3 |
Текстовая информация и компьютер | 9 | 3 | 6 | 9 | 3 | 6 |
Графическая информация и компьютер | 6 | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 |
Мультимедиа и компьютерные презентации | 6 | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 |
Резерв учебного времени | 3 | - | - | 3 | - | - |
Всего: | 35 | 14 | 18 | 35 | 14 | 18 |
8 класс
Тема (раздел учебника) | Авторская программа | Рабочая программа |
Всего часов | Теория | Практика | Всего часов | Теория | Практика |
Передача информации в компьютерных сетях | 8 | 4 | 4 | 8 | 4 | 4 |
Информационное моделирование | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 |
Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 |
Табличные вычисления на компьютере | 10 | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 |
Резерв учебного времени | 3 | - | - | 3 | - | - |
Всего: | 35 | 17 | 15 | 35 | 17 | 15 |
9 класс
Тема (раздел учебника) | Авторская программа | Рабочая программа |
Всего часов | Теория | Практика | Всего часов | Теория | Практика |
Управление и алгоритмы | 12 | 5 | 7 | 12 | 5 | 7 |
Введение в программирование | 15 | 5 | 10 | 15 | 5 | 10 |
Информационные технологии и общество | 4 | 4 | - | 4 | 4 | - |
Резерв учебного времени | 4 | 4 | - | 4 | 4 | - |
Всего: | 35 | 18 | 17 | 35 | 18 | 17 |
Перечень контрольных работ и фонд оценочных средств
7 класс
№ | Тематика | Литература |
-
| Итоговое тестирование по темам: «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО». | Информатика. 7 класс. Контрольные и проверочные работы/ Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 |
-
| Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер». |
-
| Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» |
-
| Итоговое тестирование по курсу 7 класса |
8 класс
№ | Тематика | Литература |
-
| Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | Информатика. 8 класс. Контрольные и проверочные работы/ Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 |
-
| Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». Практическая работа «Создание таблиц» |
-
| Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». |
-
| Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» |
9 класс
№ | Тематика | Литература |
-
| Контрольная работа № 1 по теме «Управление и алгоритмы» | Информатика. 9 класс. Контрольные и проверочные работы/ Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 |
-
| Контрольная работа № 2 по теме «Введение в программирование» |
-
| Контрольная работа № 3 по теме «Информационные технологии и общество» |
-
| Итоговый тест по курсу 9 класса |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
базовым навыкам работы с компьютером;
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
Информатика: учебник для 7 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В. Русаков, Л. В. Шестакова - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011.
Информатика: методическое пособие для 7-9 классов / Семакин И. Г. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Информатика. 7 класс. Контрольные и проверочные работы/ Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Информатика: учебник для 7 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В. Русаков, Л. В. Шестакова - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Семакин И.Г. Информатика: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Информатика. 8 класс. Контрольные и проверочные работы/ Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Информатика. 9 класс. Контрольные и проверочные работы/ Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы http://www.metodist.lbz.ru).
Теория и методика обучения информатике https://sites.google.com/site/methteachinfo/home
Литература для ученика
Информатика: учебник для 7 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В. Русаков, Л. В. Шестакова - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Семакин И.Г. Информатика: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Дополнительная литература для учителя
Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания, 2004.
Баранникова Н.В. Предметные олимпиады. Информатика. 5-11 классы. Задания для подготовки к олимпиадам. ФГОС. - Волгоград. Издательство: «Учитель», 2015 – 87 стр.
Воронкова Ольга Борисовна. Репетитор по информатике. Методическое пособие. Ростов-на-Дону. Издательство: «Феникс», 2014 – 329 стр.
Капранова М.Н. Программирование. 7-11 классы. Информационно-познавательная деятельность учащихся. - Волгоград. Издательство: «Учитель», 2014 – 143 стр.
Ларина Э.С. Информатика. 9-11 классы. Проектная деятельность учащихся. Учебное пособие. – Волгоград. Издательство: «Учитель», 2009 – 155 стр.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор/ интерактивная доска
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Доступ в Интернет.
Среда учебного исполнителя Стрелочка
Среда программирования ABCPascal.net
Клавиатурный тренажер «Руки солиста»
электронные материалы: www.school_collection.edu.ru
Календарно – тематическое планирование по предмету Информатика 7 класс.
Учитель: Зубарева Т.В.
Количество часов:
в неделю – 1
в год - 35
Учебник: Информатика: учебник для 7 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В. Русаков, Л. В. Шестакова - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Компьютерный практикум: Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ/ http://webpractice.cm.ru/
Электронное сопровождение УМК: Цифровые образовательные ресурсы. Авторская мастерская И.Г. Семакина/ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
Сводная ведомость часов за год – 7 класс
Учебные четверти | Количество часов по КТП |
1 четверть | |
2 четверть | |
3 четверть | |
4 четверть | |
Год | 35 |
№ п/п | № урока в разделе | Тема раздела/ тема урока | Дата проведения | Корректировка |
Введение в предмет (1 час) |
-
| 1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | | |
Человек и информация (4 часа) |
-
| 1 | Информация и знания. Восприятие информации человеком. | | |
-
| 2 | Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры. | | |
-
| 3 | Работа с тренажером клавиатуры. | | |
-
| 4 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | | |
Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 часов) |
-
| 1 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | | |
-
| 2 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, подключение внешних устройств. | | |
-
| 3 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | | |
-
| 4 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК. | | |
-
| 5 | Файлы и файловые структуры. | | |
-
| 6 | Работа с файловой структурой операционной системы. | | |
-
| 7 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО». | | |
Текстовая информация и компьютер (9 часов) |
-
| 1 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. | | |
-
| 2 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | | |
-
| 3 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. | | |
-
| 4 | Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текста. Печать документа. | | |
-
| 5 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. | | |
-
| 6 | Работа с таблицами. | | |
-
| 7 | Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов. | | |
-
| 8 | Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов. | | |
-
| 9 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер». | | |
Графическая информация и компьютер (5 часов) |
-
| 1 | Компьютерная графика и области ее применения. Понятие растровой и векторной графики. | | |
-
| 2 | Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым графическим редактором. | | |
-
| 3 | Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором. | | |
-
| 4 | Работа с векторным графическим редактором. | | |
-
| 5 | Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе. | | |
Мультимедиа и компьютерные презентации (6 часов) |
-
| 1 | Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации. | | |
-
| 2 | Создание презентации с использованием текста, графики и звука. | | |
-
| 3 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | | |
-
| 4 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | | |
-
| 5 | Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа». | | |
-
| 6 | Итоговое тестирование по курсу 7 класса. | | |
Резерв учебного времени (3 часа) |
-
| 1 | Повторение пройденного за год | | |
-
| 2 | Повторение пройденного за год | | |
-
| 3 | Повторение пройденного за год | | |
Поурочно-календарное планирование по предмету Информатика 8 класс.
Учитель: Зубарева Т.В.
Количество часов:
в неделю – 1
в год - 35
Учебник: Семакин И.Г. Информатика: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Компьютерный практикум: Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ/ http://webpractice.cm.ru/
Электронное сопровождение УМК: Цифровые образовательные ресурсы. Авторская мастерская И.Г. Семакина/ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
Сводная ведомость часов за год – 8 класс
Учебные четверти | Количество часов по КТП |
1 четверть | |
2 четверть | |
3 четверть | |
4 четверть | |
Год | 35 |
№ п/п | № урока в разделе | Тема раздела/ тема урока | Дата проведения | Корректировка |
Передача информации в компьютерных сетях (8 часов) |
-
| 1 | Компьютерные сети и их типы | | |
-
| 2 | Электронная почта и другие услуги сетей | | |
-
| 3 | Аппаратное обеспечение сети | | |
-
| 4 | Программное обеспечение сети | | |
-
| 5 | Интернет и Всемирная паутина | | |
-
| 6 | Способы поиска в Интернете | | |
-
| 7 | Практическая работа «Работа с электронной почтой. Поиск информации в Интернете» | | |
-
| 8 | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | | |
Информационное моделирование (4 часа) |
-
| 1 | Понятие модели. Моделирование. Графические и информационные модели. | | |
-
| 2 | Табличные модели | | |
-
| 3 | Информационное моделирование на компьютере. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью. | | |
-
| 4 | Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». Практическая работа «Создание таблиц» | | |
Хранение и обработка информации в базах данных (10 часов) |
-
| 1 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. | | |
-
| 2 | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | | |
-
| 3 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. | | |
-
| 4 | Условия поиска информации, простые логические выражения. | | |
-
| 5 | Формирование простых запросов | | |
-
| 6 | Логические операции. Сложные условия поиска | | |
-
| 7 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных. | | |
-
| 8 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. | | |
-
| 9 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение. | | |
-
| 10 | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | | |
Табличные вычисления на компьютере (10 часов) |
-
| 1 | Системы счисления. Двоичная система счисления | | |
-
| 2 | Представление чисел в памяти компьютера | | |
-
| 3 | Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. | | |
-
| 4 | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | | |
-
| 5 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. | | |
-
| 6 | Использование встроенных математических и статистических функций | | |
-
| 7 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | | |
-
| 8 | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации | | |
-
| 9 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | | |
-
| 10 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | | |
Резерв учебного времени (3 часа) |
-
| 1 | Повторение пройденного за год. | | |
-
| 2 | Повторение пройденного за год. | | |
-
| 3 | Повторение пройденного за год. | | |