СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике Поляков ФГОС 10-11 класс(4 часа)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ФГОС по информатике по учебнику Полякова, 10-11 класс (4 часа)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике Поляков ФГОС 10-11 класс(4 часа)»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании МО

руководитель ШМО

_______С.Н.Музафарова

протокол №1

от «31» августа 2021г.


Согласовано

Зам. директора по УР

_______ О.В.Игнатьева

от «31» августа 2021г.



Утверждаю

Директор МОБУ СОШ №8

________ А.С.Батов

Приказ № 362-од

от «31» августа 2021г.





Рабочая программа

по предмету «Информатика и ИКТ»


Уровень образования: среднее общее образование

Срок реализации: 2 года





Составители:

Кучербаева Г.Х., учитель информатики,

высшей квалификационной категории,

Музафарова С.Н., учитель информатики,

первой квалификационной категории












Мелеуз

2021




Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:

  • «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»

  • «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»

завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:

  • данная авторская программа по информатике;

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

  • электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666

  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  • методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и могут быть использованы для изучения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в объеме 268 часа.

Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.

Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.

Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.

Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»

        1. Личностные результаты

10 класс:

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

11 класс:

  1. мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

  3. сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  4. уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  5. осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  6. готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.


        1. Метапредметные результаты

10 класс:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

11 класс:

  1. искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  2. критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  3. использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  4. находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  5. выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

  6. осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  7. координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  8. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.


        1. Предметные результаты

10 класс:

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними.

11 класс:

  1. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  2. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  3. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  4. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  5. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  6. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.


Содержание учебного предмета

Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики

  • Алгоритмы и программирование

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.

В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Место изучаемого предмета в учебном плане

Для освоения полной программы углубленного уровня предполагается изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 272 часа). Количество учебных часов в учебном плане может быть скорректировано в зависимости от специфики и образовательной программы образовательного учреждения.

При использовании сокращённого варианта (204 часа вместо 272 часов на углублённом уровне) некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.

Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.


  1. Перечень разделов.

В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:

  1. Основы информатики

    • Техника безопасности. Организация рабочего места

    • Информация и информационные процессы

    • Кодирование информации

    • Логические основы компьютеров

    • Компьютерная арифметика

    • Устройство компьютера

    • Программное обеспечение

    • Компьютерные сети

    • Информационная безопасность

  1. Алгоритмы и программирование

    • Алгоритмизация и программирование

    • Решение вычислительных задач

    • Элементы теории алгоритмов

    • Объектно-ориентированное программирование

  1. Информационно-коммуникационные технологии

    • Моделирование

    • Базы данных

    • Создание веб-сайтов

    • Графика и анимация

    • 3D-моделирование и анимация

Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.

В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.

В то же время курс «Информатика и ИКТ» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класса с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.

В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведенных на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.

10 класс

Информация и информационные процессы

Информатика и информация. Получение информации. Формы представления информации. Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства информации. Информация в технике.

Передача информации. Обработка информации. Хранение информации.

Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.

Кодирование информации

Дискретное кодирование. Знаковые системы. Аналоговые и дискретные сигналы. Дискретизация. Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения. Декодирование. Условие Фано.

Алфавитный подход к оценке количества информации.

Системы счисления. Перевод целых и дробных чисел в другую систему счисления.

Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание степеней числа 2. Достоинства и недостатки.

Восьмеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления. Арифметические операции. Применение.

Шестнадцатеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления. Арифметические операции. Применение.

Кодирование графической информации. Цветовые модели.

Растровое кодирование. Форматы файлов.

Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное кодирование звука. Кодирование видеоинформации.

Логические основы компьютеров

Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ». Импликация. Эквиваленция.

Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна.

Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики.

Логические уравнения. Количество решений логического уравнения. Системы логических уравнений.

Синтез логических выражений. Построение выражений с помощью СДНФ.

Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до универсального множества.

Поразрядные логические операции.

Логические элементы компьютера. Триггер. Сумматор.

Компьютерная арифметика

Особенности представления чисел в компьютере. Предельные значения чисел. Различие между вещественными и целыми числами. Дискретность представления чисел. Программное повышение точности вычислений.

Как устроен компьютер

Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные устройства. Встроенные компьютеры.

Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления. Облачные вычисления.

Выбор конфигурации компьютера.

Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти. Выполнение программы.

Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистрально-модульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внешним устройствами.

Процессор. Арифметико-логическое устройство. Устройство управления. Регистры процессора. Основные характеристики процессора. Система команд процессора.

Память. Внутренняя память. Внешняя память. Облачные хранилища данных. Взаимодействие разных видов памяти. Основные характеристики памяти.

Программное обеспечение

Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных устройств. Инсталляция и обновление программ.

Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за незаконное использование ПО.

Многостраничные документы. Форматирование страниц. Колонтитулы. Оглавление. Режим структуры документа. Нумерация рисунков (таблиц, формул). Сноски и ссылки. Гипертекстовые документы. Правила оформления рефератов.

Коллективная работа над документами. Рецензирование.

Онлайн-офис. Правила коллективной работы

Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Про- граммы для управления предприятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки. Системы автоматизированного проектирования.

Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации. Обработка видеоинформации.

Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств. Утилиты. Файловые системы.

Системы программирования. Языки программирования.

Трансляторы. Отладчики. Профилировщики.

Компьютерные сети

Структуры (топологии) сетей. Обмен данными. Серверы и клиенты.

Локальные сети. Сетевое оборудование. Одноранговые сети. Сети с выделенными серверами. Беспроводные сети.

Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в Интернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети.

Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интерне- те. Электронная почта. Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Пиринговые сети. Информационные системы. Электронная коммерция. Интернет-магазины. Электронные платёжные системы.

Личное информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет. Интернет и право.

Алгоритмизация и программирование

Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот. Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор.

Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Размещение переменных в памяти. Арифметические выражения и операции.

Вычисления. Деление нацело и остаток. Вещественные значения. Стандартные функции. Случайные числа.

Ветвления. Условный оператор. Сложные условия. Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Поиск максимальной цифры числа. Алгоритм Евклида. Циклы с постусловием. Циклы по переменной. Вложенные циклы.

Процедуры. Процедуры с параметрами. Локальные и глобальные переменные.

Функции. Вызов функции. Возврат нескольких значений.

Логические функции.

Рекурсия. Ханойские башни. Анализ рекурсивных функций.

Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов. Алгоритмы обработки массивов. Поиск в массиве. Максимальный элемент. Срезы массива. Отбор нужных элементов. Особенности копирования списков в языке Python.

Сортировка массивов. Метод пузырька (сортировка обменами). Метод выбора. Сортировка слиянием. Сортировка в языке Python. Двоичный поиск.

Символьные строки. Операции со строками. Поиск в строках. Примеры обработки строк. Преобразование число-строка. Строки в процедурах и функциях. Рекурсивный перебор.

Матрицы. Обработка элементов матрицы.

Работа с файлами. Неизвестное количество данных. Обработка массивов. Обработка строк.

Вычислительные задачи

Точность вычислений. Погрешности измерений. Погрешности вычислений.

Решение уравнений. Приближённые методы. Метод перебора. Метод деления отрезка пополам. Использование табличных процессоров.

Дискретизация. Вычисления длины кривой. Вычисление площадей фигур.

Оптимизация. Локальный и глобальный минимумы. Метод дихотомии. Использование табличных процессоров.

Статистические расчёты. Свойства ряда данных. Условные вычисления. Связь двух рядов данных.

Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. Восстановление зависимостей. Прогнозирование

Информационная безопасность

Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации.

Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России.

Вредоносные программы. Заражение вредоносными программами. Типы вредоносных программ. Вирусы для мобильных устройств. Защита от вредоносных программ. Антивирусные программы. Брандмауэры. Меры безопасности.

Безопасность в интернете. Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных. Правила личной безопасности в Интернете


11класс

Информация и информационные процессы

Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона.

Передача данных. Скорость передачи данных. Обнаружение ошибок. Помехоустойчивые коды

Сжатие данных. Алгоритм RLE. Префиксные коды. Алгоритм Хаффмана. Алгоритм LZW. Сжатие с потерями.

Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы управления.

Информационное общество. Информационные технологии.

«Большие данные». Государственные электронные сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура.

Стандарты в сфере информационных технологий.

Моделирование

Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Адекватность.

Игровые модели. Игровые стратегии. Пример игры с полной информацией. Задача с двумя кучами камней.

Модели мышления. Искусственный интеллект. Нейронные сети. Машинное обучение. Большие данные.

Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов.

Моделирование движения. Движение с сопротивлением.

Дискретизация. Компьютерная модель.

Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель ограниченного роста. Взаимодействие видов. Обратная связь. Саморегуляция.

Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Системы массового обслуживания. Модель обслуживания в банке.

Базы данных

Основные понятия. Типы информационных систем. Транзакции. Таблицы. Индексы. Целостность базы данных.

Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей. Реляционная модель данных. Математическое описание базы данных. Нормализация.

Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между таблицами. Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора.

Запросы с параметрами. Вычисляемые поля. Запрос данных из нескольких таблиц. Итоговый запрос. Другие типы запросов.

Формы. Простая форма. Отчёты. Простые отчёты.

Проблемы реляционных БД. Нереляционные базы данных. Экспертные системы.

Создание веб-сайтов

Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы. Веб-программирование. Системы управления сайтом.

Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы. Специальные символы. Списки. Гиперссылки.

Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стиле- вые файлы. Стили для элементов.

Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки. Мультимедиа.

Таблицы. Структура таблицы. Табличная вёрстка. Оформление таблиц.

Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки. XML и XHTML.

Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок.

Формы.

Размещение веб-сайтов. Хранение файлов. Доменное имя.

Загрузка файлов на сайт.

Элементы теории алгоритмов

Сложность вычислений. Асимптотическая сложность. Сложность алгоритмов поиска. Сложность алгоритмов сортировки.

Алгоритмизация и программирование

Целочисленные алгоритмы. Решето Эратосфена. «Длинные» числа. Квадратный корень.

Структуры. Работа с файлами. сортировка структур. Словари. Алфавитно-частотный словарь.

Стек. Использование списка. Вычисление арифметических выражений с помощью стека. Проверка скобочных выражений. Очереди, деки.

Деревья. Деревья поиска. Обход дерева. Использование связанных структур. Вычисление арифметических выражений с помощью дерева. Модульность.

Графы. «Жадные» алгоритмы. Алгоритм Дейкстры. Динамическое программирование. Количество решений.

Обработка изображений

Ввод изображений. Разрешение. Цифровые фотоаппараты.

Сканирование. Кадрирование.

Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция цвета. Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая маска. Исправление «эффекта красных глаз». Фильтры.

Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя. Каналы. Цветовые каналы. Сохранение выделенной области.

Иллюстрации для веб-сайтов. Анимация.

Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка эле- ментов. Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных рисунков. Ввод векторных рисунков. Контуры в GIMP.

Трёхмерная графика

Понятие 3D-графики. Проекции.

Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов. Системы координат. Слои. Связывание объектов.

Сеточные модели. Редактирование сетки. Деление рёбер и граней. Выдавливание. Сглаживание. Модификаторы. Логические операции. Массив. Деформация.

Кривые. Тела вращения.

Отражение света. Простые материалы. Многокомпонентные материалы. Текстуры. UV-проекция.

Рендеринг. Источники света. Камеры. Внешняя среда. Па- раметры рендеринга. Тени.

Анимация объектов. Редактор кривых. Простая анимация сеточных моделей. Арматура. Прямая и обратная кинематика. Физические явления.


Формы организации учебной деятельности:

Приоритетные формы и методы работы:

Формы:

урок - открытия новых знаний;

урок – рефлексия;

урок - обучающего контроля;

урок – практикум (практическая работа);

урок – систематизации знаний

Методы:

рефлексивной самоорганизации; деятельностный; словесный; наглядный, продуктивный; индуктивный; частично – поисковый; практический; беседа; интегративный; метод создания проблемных ситуаций.

Приоритетные виды и формы контроля: практические работы; тесты; проверочные работы; комплексная работа по итогам года.


Основные виды учебной деятельности:

-работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;

- проведение фенологических наблюдений;

- выполнение практических работ и мини-исследований;

- моделирование объектов и процессов

Тематическое планирование к учебнику информатики
К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина

Таблица 1.

Тема

Количество часов / класс

Всего

10 кл.

11 кл.

Основы информатики

Техника безопасности. Организация рабочего места

2

1

1

Информация и информационные процессы

15

5

10

Кодирование информации

14

14


Логические основы компьютеров

10

10


Компьютерная арифметика

6

6


Устройство компьютера

9

9


Программное обеспечение

13

13


Компьютерные сети

9

9


Информационная безопасность

6

6



Итого:

84

73

11

Алгоритмы и программирование

Алгоритмизация и программирование

67

43

24

Решение вычислительных задач

12

12


Элементы теории алгоритмов

6


6

Объектно-ориентированное программирование

15


15


Итого:

100

55

45

Информационно-коммуникационные технологии

Моделирование

12


12

Базы данных

16


16

Создание веб-сайтов

18


18

Графика и анимация

12


12

3D-моделирование и анимация

16


12


Итого:

74

0

70


Резерв

14

8

6


Итого по всем разделам:

268

136

132






  1. Практическая часть и контроль

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются: Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса. Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др. Контроль и оценка планируемых результатов. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -контрольные работы:

Комплексная работа по итогам обучения

Стандартизированная контрольная работа.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещѐ предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребѐнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Критерии и нормы оценки.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

85% и более

отлично

65-84%

хорошо

35-64%

удовлетворительно

менее 34%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких

погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не

владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Средства контроля

Кроме самостоятельных, контрольных работ для проверки знаний, текущего и итогового контроля применяется компьютерная среда для создания компьютерных тестов. Кроме того, в работе используется ряд компьютерных тренажёров, обучающих игр.


№ п/п

Контролируемые разделы (темы) предмета

Наименование оценочного средства

КИМ

10 класс

1

«Системы счисления»

Тест «Системы счисления»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test10/10.htm

2

«Кодирование информации»

Тест «Кодирование информации»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test10/16.htm

3

«Логические основы компьютеров»

Тест «Логические основы компьютеров»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test10/17.htm

4

«Ветвления»

Тест «Ветвления»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test10/p38.htm

5

«Циклы»

Тест «Циклы»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test10/p40.htm

6

«Процедуры и функции»

Тест «Процедуры и функции»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test10/p43.htm

7

«Массивы»

Тест «Массивы»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test10/p42.htm

8

«Символьные строки и матрицы»

Тест «Символьные строки и матрицы»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test10/p44.htm

11 класс

1

«Информация и информационные процессы»

Тест «Информация и информационные процессы»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test11/7.htm

2

«Модель и моделирование»

Тест «Модель и моделирование»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test11/10.htm

3

«Основные понятия БД»

Тест «Основные понятия БД»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test11/11.htm

4

«Создание веб-сайтов»

Тест «Создание веб-сайтов»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test11/12.htm

5

«Сложность вычислений»

Тест «Сложность вычислений»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test11/14.htm

6

«Графы»

Тест «Графы»

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/test11/16.htm

7

«Растровая графика»

Тест «Растровая графика»

https://kpolyakov.spb.ru/school/test11/18.htm


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс

Номер урока

Тема урока

Количество часов


Информация и информационные процессы

6

Инструктаж по технике безопасности.

1

Информация и информационные процессы.

1

Измерение информации.

1

Структура информации. Простые структуры

1

Иерархия. Деревья

1

Графы.

1


Кодирование информации

13

Язык и алфавит. Кодирование.

1

Декодирование.

1

Дискретность.

1

Алфавитный подход к оценке количества информации.

1

Системы счисления. Позиционные системы счисления.

1

Двоичная система счисления.

1

Восьмеричная система счисления.

1

Шестнадцатеричная система счисления.

1

Другие системы счисления.

1

Тест по теме «Системы счисления».

1

Кодирование символов.

1

Кодирование графической информации.

1

Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации.

1

Тест по теме «Кодирование информации».

1


Логические основы компьютеров

10

Логика и компьютер. Логические операции.

1

Логические операции.

1

Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности.

1

Диаграммы Эйлера-Венна.

1

Упрощение логических выражений.

1

Синтез логических выражений.

1

Предикаты и кванторы.

1

Логические элементы компьютера.

1

Логические задачи.

1

Тест по теме «Логические основы компьютеров».

1


Компьютерная арифметика

6

Хранение в памяти целых чисел.

1

Хранение в памяти целых чисел.

1

Арифметические и логические (битовые) операции. Маски.

1

Арифметические и логические (битовые) операции. Маски.

1

Хранение в памяти вещественных чисел.

1

Выполнение арифметических операций с нормализованными числами.

1


Устройство компьютера

9

История развития вычислительной техники.

1

История и перспективы развития вычислительной техники.

1

Принципы устройства компьютеров.

1

Магистрально-модульная организация компьютера.

1

Процессор.

1

Моделирование работы процессора.

1

Память.

1

Устройства ввода.

1

Устройства вывода.

1


Программное обеспечение

13

Что такое программное обеспечение? Прикладные программы.

1

Использование возможностей текстовых процессорах (резюме).

1

Использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски).

1

Коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников.

1

Набор и оформление математических текстов.

1

Знакомство с настольно-издательскими системами.

1

Знакомство с аудиоредакторами.

1

Знакомство с видеоредакторами.

1

Системное программное обеспечение.

1

Сканирование и распознавание текста.

1

Системы программирования.

1

Инсталляция программ.

1

Правовая охрана программ и данных.

1


Компьютерные сети

9

Компьютерные сети. Основные понятия

1

Локальные сети.

1

Сеть Интернет.

1

Адреса в Интернете.

1

Практикум: тестирование сети.

1

Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете.

1

Электронная почта. Другие службы Интернета.

1

Электронная коммерция.

1

Интернет и право. Нетикет.

1


Алгоритмизация и программирование

44

Простейшие программы.

1

Вычисления. Стандартные функции.

1

Условный оператор.

1

Сложные условия.

1

Множественный выбор.

1

Практикум: использование ветвлений.

1

Тест «Ветвления».

1

Цикл с условием.

1

Цикл с условием.

1

Цикл с переменной.

1

Вложенные циклы.

1

Тест «Циклы».

1

Процедуры.

1

Изменяемые параметры в процедурах.

1

Функции.

1

Логические функции.

1

Рекурсия.

1

Стек.

1

Тест «Процедуры и функции».

1

Массивы. Перебор элементов массива.

1

Линейный поиск в массиве.

1

Поиск максимального элемента в массиве.

1

Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг).

1

Отбор элементов массива по условию.

1

Сортировка массивов. Метод пузырька.

1

Сортировка массивов. Метод выбора.

1

Сортировка массивов. Быстрая сортировка.

1

Двоичный поиск в массиве.

1

Тест «Массивы».

1

Символьные строки.

1

Функции для работы с символьными строками.

1

Преобразования «строка-число».

1

Строки в процедурах и функциях.

1

Рекурсивный перебор.

1

Сравнение и сортировка строк.

1

Практикум: обработка символьных строк.

1

Тест «Символьные строки».

1

Матрицы.

1

Матрицы.

1

Файловый ввод и вывод.

1

Обработка массивов, записанных в файле.

1

Обработка строк, записанных в файле.

1

Обработка смешанных данных, записанных в файле.

1

Файлы.

1


Методы вычислений

12

Точность вычислений.

1

Решение уравнений. Метод перебора.

1

Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам.

1

Решение уравнений в табличных процессорах.

1

Дискретизация. Вычисление длины кривой.

1

Дискретизация. Вычисление площадей фигур.

1

Оптимизация. Метод дихотомии.

1

Оптимизация с помощью табличных процессоров.

1

Статистические расчеты.

1

Условные вычисления.

1

Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов.

1

Восстановление зависимостей в табличных процессорах.

1


Информационная безопасность

6

Вредоносные программы.

1

Защита от вредоносных программ.

1

Что такое шифрование? Хэширование и пароли.

1

Современные алгоритмы шифрования.

1

Стеганография.

1

Безопасность в Интернете.

1


Резерв

7

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1



11 класс

Номер урока

Тема урока

Количество часов


Информация и информационные процессы

11

Техника безопасности.

1

Формула Хартли.

1

Информация и вероятность. Формула Шеннона.

1

Передача информации.

1

Помехоустойчивые коды.

1

Сжатие данных без потерь.

1

Алгоритм Хаффмана.

1

Практическая работа: использование архиватора.

1

Сжатие информации с потерями.

1

Информация и управление. Системный подход.

1

Тест «Информация и информационные процессы»

1


Моделирование

12

Модели и моделирование.

1

Системный подход в моделировании.

1

Использование графов.

1

Этапы моделирования.

1

Моделирование движения. Дискретизация.

1

Практическая работа: моделирование движения.

1

Модели ограниченного и неограниченного роста.

1

Моделирование эпидемии.

1

Модель «хищник-жертва».

1

Обратная связь. Саморегуляция.

1

Системы массового обслуживания.

1

Тест «Модель и моделирование»

1


Базы данных

20

Информационные системы.

1

Таблицы. Основные понятия.

1

Модели данных.

1

Реляционные базы данных.

1

Практическая работа: операции с таблицей.

1

Практическая работа: создание таблицы.

1

Запросы.

1

Формы.

1

Отчеты.

1

Язык структурных запросов (SQL).

1

Многотабличные базы данных.

1

Формы с подчиненной формой.

1

Запросы к многотабличным базам данных.

1

Отчеты с группировкой.

1

Нереляционные базы данных.

1

Тест «Основные понятия БД»

1


Создание веб-сайтов

18

Веб-сайты и веб-страницы.

1

Текстовые страницы.

1

Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы.

1

Списки.

1

Гиперссылки.

1

Практическая работа: страница с гиперссылками.

1

Содержание и оформление. Стили.

1

Практическая работа: использование CSS.

1

Рисунки на веб-страницах.

1

Мультимедиа.

1

Таблицы.

1

Практическая работа: использование таблиц.

1

Блоки. Блочная верстка.

1

Практическая работа: блочная верстка.

1

XML и XHTML.

1

Динамический HTML.

1

Практическая работа: использование Javascript.

1

Тест «Создание веб-сайтов».

1


Элементы теории алгоритмов

6

Уточнение понятие алгоритма.

1

Универсальные исполнители.

1

Универсальные исполнители.

1

Алгоритмически неразрешимые задачи.

1

Сложность вычислений.

1

Доказательство правильности программ.

1


Алгоритмизация и программирование

24

Решето Эратосфена.

1

Длинные числа.

1

Структуры (записи).

1

Структуры (записи).

1

Тест «Сложность вычислений»

1

Динамические массивы.

1

Динамические массивы.

1

Списки.

1

Списки.

1

Использование модулей.

1

Стек.

1

Стек.

1

Очередь. Дек.

1

Деревья. Основные понятия.

1

Вычисление арифметических выражений.

1

Хранение двоичного дерева в массиве.

1

Графы. Основные понятия.

1

Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала).

1

Поиск кратчайших путей в графе.

1

Поиск кратчайших путей в графе.

1

Динамическое программирование.

1

Динамическое программирование.

1

Динамическое программирование.

1

Тест «Динамическое программирование»

1


Объектно-ориентированное программирование

15

Что такое ООП?

1

Создание объектов в программе.

1

Создание объектов в программе.

1

Скрытие внутреннего устройства.

1

Иерархия классов.

1

Иерархия классов.

1

Практическая работа: классы логических элементов.

1

Программы с графическим интерфейсом.

1

Работа в среде быстрой разработки программ.

1

Практическая работа: объекты и их свойства.

1

Практическая работа: использование готовых компонентов.

1

Практическая работа: использование готовых компонентов.

1

Практическая работа: совершенствование компонентов.

1

Модель и представление.

1

Модель и представление.

1


Компьютерная графика и анимация

12

Основы растровой графики.

1

Ввод цифровых изображений. Кадрирование.

1

Коррекция фотографий.

1

Работа с областями.

1

Работа с областями.

1

Фильтры.

1

Многослойные изображения.

1

Многослойные изображения.

1

Каналы.

1

Иллюстраций для веб-сайтов.

1

GIF-анимация.

1

Контуры. Тест «Растровая графика»

1


3D-моделирование и анимация

12

Введение в 3D-графику. Проекции.

1

Работа с объектами.

1

Сеточные модели.

1

Сеточные модели.

1

Модификаторы.

1

Контуры.

1

Контуры.

1

Материалы и текстуры.

1

Текстуры.

1

UV-развертка.

1

Рендеринг.

1

Анимация.

1


Резерв

6

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!