Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2021г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчики
Климова Г.А. преподаватель ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум »
Рассмотрена: Согласована: комиссия специальных дисциплин Зам.директора по УМР УГС 21.00.00 | Протокол № ________________/____________ от « ___»__________________2021г. Председатель ПЦК «______»_____________2021 г. ________________/___________ | | |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых
(базовая подготовка)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
по базовой подготовке
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять программное, обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности;
обрабатывать текстовую и числовую информацию;
применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
состав, структуру, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;
основные этапы решения задач с помощью электронно-вычислительных машин;
базовые и прикладные информационные технологии;
инструментальные средства информационных технологий
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
по базовой подготовке:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по базовой подготовке
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные работы (не предусмотрено) | - |
практические занятия | 40 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
Работа с информационными источниками | 6 |
Работа с технической литературой | 6 |
Подготовка презентационных материалов | 4 |
Индивидуальное проектное задание | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» - базовая подготовка |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1.Компоненты информационных технологий | | 4 | |
Тема 1.1. Инструментальные средства информационных процессов (ОК 4; ОК 5) (ПК 2.3; ПК3.1-ПК3.3) | Содержание учебного материала | 2 | |
Правила эксплуатации компьютерных систем и оборудования. Виды профессиональных автоматизированных систем. Классификация информационных систем по назначению, по структуре аппаратных средств, по режиму работы, по характеру взаимодействия с пользователем. Комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений деятельности на предприятиях. Особенности использования программного обеспечения компьютера. Функциональное назначение программ. | | 1 |
Самостоятельная работа при изучении темы: | 2 | |
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов по тематике: Информационные системы в управлении. Советы по приобретению компьютера 1. Подготовка сообщения по теме «Основные методы и средства компьютерных технологий». 2. Работа с учебником по теме «Аппаратное и программное обеспечение современного ПК», составление конспекта дополнительного материала. | | |
Раздел 2. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности | | 68 | |
Тема 2.1. Технология обработки текстовой информации (ОК2;4;8,9) (ПК1.5.) | Содержание учебного материала | | |
Текстовые редакторы как один из пакетов прикладного программного обеспечения, общие сведения о редактировании текстов. Основы конвертирования текстовых файлов. Контекстный поиск и замена. Оформление страниц документов, формирование оглавлений. Расстановка колонтитулов, нумерация страниц, буквица. Шаблоны и стили оформления. Работа с таблицами и рисунками в тексте. Слияние документов. Издательские возможности редактора. | | 2 |
Практические занятия | 14 | |
1 | Настройка параметров MS Word. Создание, редактирование и проверка документов | | |
2 | Объекты, встраиваемые в документ MS Word |
3 | Работа с таблицами MS Word |
4 | Создание документа с указанной структурой |
5 | Создание шаблона пользователя |
6 | Слияние документов в MS Word |
7 | Создание многостраничных документов |
Самостоятельная работа при изучении темы: | 4 | |
Работа с основной и дополнительной литературой. Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Автоматизация работы с MS Word с помощью шаблонов. Текст как информационный объект. Подготовка докладов по тематике: | | |
Тема 2.2. Мультимедийные технологи | Содержание учебного материала | 2 | |
Мультимедийный компьютер. Программное обеспечение, предназначенное для обработки и воспроизведения аудио и видео информации. Технические средства презентаций. Схема работы Рower Рoint. Графические объекты, таблицы и диаграммы как элементы презентации. Общие операции со слайдами. Выбор дизайна, анимация, эффекты, звуковое сопровождение. | | 2 |
(ОК 6,7,8) (ПК3.3) |
Практические занятия | 6 | |
1 | Создание средствами программы MS POWERPOINT элементов для интерактивных презентаций. | | |
2 | Использование элементов программы MS POWERPOINT для настройки интерактивных презентаций |
3 | Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций |
Самостоятельная работа при изучении темы: | 4 | |
Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Создание презентации группы. Создание учебных презентаций по спец.дисциплинам. Подготовка докладов, по тематике: Пользовательские макеты в POWERPOINT. Индивидуальные настройки дизайна слайдов. | | |
Т ема 2.3. Обработка экономической и статистической информации с помощью электронных таблиц. (ОК1;ОК 2; ОК 3) (ПК1.1; ПК1.5; ПК2.1; ПК2.3; ПК 3.1; ПК3.3) | Содержание учебного материала | 2 | |
Электронные таблицы, банки данных, их назначение, использование в информационных системах профессионального назначения. Расчетные операции, статистические и математические функции. Технология разработки оптимального плана с помощью программной надстройки «Поиск решения». Постановка транспортной задачи, формализация и построение табличной модели решения. Отладка решения и типичные ошибки. | | 2 |
Практические занятия | 10 |
1 | Обработка и анализ данных с помощью стандартных процедур MS Excel: подбор параметра и таблица подстановки | |
2 | Обработка и анализ данных с помощью программы-надстройки MS Excel «Поиск решения». Оптимизационное моделирование |
3 | Построение табличной модели решения транспортной задачи. |
4 | Использование MS Excel для анализа и решения задач о назначениях. |
5 | Решение задач оптимального управления с помощью MS Excel |
Самостоятельная работа при изучении темы: | 6 | |
Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Excel», составление конспекта дополнительного материала Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Взаимодействие ЭТ с другими приложениями Windows. Электронные таблицы как информационные объекты. Переход от табличного к графическому представлению информации. | |
| | |
Тема 2.4. Технология обработки информационных массивов (ОК 6; ОК 7) (ПК 3.2-ПК3.3) | Содержание учебного материала | 2 | |
Общие сведения о базах данных. База данных ACCESS. Ввод, редактирование и хранение данных. Окно, основные элементы. Основные типы данных. Формы и таблицы. Объекты, атрибуты и связи. Связь между таблицами и целостность данных. Способы формирования запросов при обращении к базе данных. Формирование запроса-выборки. Составление и получение отчетов о деятельности предприятия. | | 2 |
Практические занятия | 10 | |
1 | Создание и заполнение однотабличной базы данных MS ACCESS с помощью импорта и таблиц подстановок | | |
2 | Размещение новых объектов в таблице, создание схемы данных MS ACCESS |
3 | Создание и модификация форм для ввода данных MS ACCESS |
4 | Формирование запросов MS ACCESS |
5 | Создание сводных таблиц, диаграмм, отчетов и макросов MS ACCESS |
Самостоятельная работа при изучении темы: | 4 | |
Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Подготовка докладов, по тематике: Создание базы данных, правила и методы установление связей в базе данных. Назначение и функции Access | | |
Тема 2.5 Использование пакетов прикладных программ для решения профессиональных задач (зачетный урок) (ОК1;ОК 2; ОК 3)(ПК1.1; ПК1.5; ПК2.1; ПК2.3; ПК 3.1; ПК3.3) | Содержание учебного материала | 2 | | |
Обработка информации с помощью табличного процессора. Обработка информационных массивов. Создание мультимедийных объектов средствами MS POWERPOINT | | | |
Самостоятельная работа при изучении темы: | 2 | | |
Защита проектных работ, докладов | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ.
Технические средства обучения:
Аппаратные средства
Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности — радикально повышает: уровень наглядности в работе преподавателя, возможность для студентов представлять результаты своей работы всей группе, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную студентом или преподавателем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими учебными заведениями
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всей аудитории.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства создания графической информации (графический планшет) — используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон — дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи
Управляемые компьютером устройства — дают возможность обучающимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система (графическая);
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
Антивирусная программа;
Программа-архиватор;
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
Звуковой редактор;
Простая система управления базами данных;
Система автоматизированного проектирования;
Виртуальные компьютерные лаборатории;
Программа-переводчик;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: наличие персональных компьютеров, объединенных в сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гохберг Г.С. Информационные технологии: Учебник для сред.проф. образования – М.:Издательский центр «Академия», 2009
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. 2005 г.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. 2005 г.
Интернет-ресурсы
http://iit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
http://www.iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»
http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
http://edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании.
http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям
http://www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»
Конференции и выставки
http://ito.edu.ru - Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»
http://www.bytic.ru/ - Международные конференции «Применение новых технологий в образовании»
http://www.elearnexpo.ru - Московская международная выставка и конференция по электронному обучению eLearnExpo
http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей
Олимпиады и конкурсы
http://www.konkurskit.ru - Конкурс-олимпиада «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»
http://www.olympiads.ru - Олимпиадная информатика
Дополнительные источники:
Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. Учебное пособие, имеется гриф МО РФ, 2011 г.
Краевский В.В., Бережнова Е.В., Основы учебно-исследовательской деятельности студентов, учебник для студентов средних учебных заведений, 2010 г.
Журналы «Компьютер-ПРЕСС», «Бухгалтер и компьютер» и др.
Учебник «Компьютеризация с /х производства» В.Т.Сергованцев, Е.А.Воронин, Т.И.Воловник, Н.Л.Катасонова, «Колос» 2001 г.
Учебник для вузов «Информатика: Базовый курс» С.В.Симонович и др., «Питер» 2002 г.
4. Контроль и оценка результатов освоениЯ УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
по базовой подготовке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь | |
| Практические занятия (№11-№15) Защита индивидуальных проектов, по темам: Взаимодействие ЭТ с другими приложениями Windows. Электронные таблицы как информационные объекты. |
| Защита индивидуальных проектов, по темам: |
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; | Практические занятия (№16-№20) Защита индивидуальных проектов, по теме: |
| Практические занятия (№16-№20) Оценка публичного выступления с докладом по темам: Создание базы данных, правила и методы установление связей в базе данных. Назначение и функции Access |
| Оценка публичного выступления с докладом по темам: Текстовой процессор MS Word. Компьютерные коммуникационные системы Республики Хакасия» Рациональная организация рабочего места |
| Практические занятия (№2,№10) Защита индивидуальных проектов, по темам: |
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций; | Практические занятия (№1-№10) Защита индивидуальных проектов, по темам: Создание презентации группы. Создание учебных презентаций по спец.дисциплинам. Оценка публичного выступления с докладом по темам: Издательские системы. Пользовательские макеты в POWERPOINT. Индивидуальные настройки дизайна слайдов. |
Знать | |
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы); | Экспресс опрос по темам: Технология обработки текстовой информации, Технология обработки числовой информации, Технология обработки информационных массивов Внеаудиторная самостоятельная работа с учебником по теме «Аппаратное и программное обеспечение современного ПК», составление конспекта дополнительного материала. |
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; | Внеаудиторная самостоятельная работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Excel», составление конспекта дополнительного материала. |
| Тестирование по теме «Технические средства реализации информационных систем» Оценка публичного выступления с докладом по темам Рациональная организация рабочего места Советы по приобретению компьютера |
| Оценка публичного выступления с докладом по теме |
| Защита индивидуальных проектов, по теме: Автоматизация работы с MS Word с помощью шаблонов |
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности | Тестирование по теме «Информационные системы» |