Пояснительная записка
Программа составлена на основе требований к результатам освоения
ООП ООО (ФГОС ООО) с учетом программ, включенных в ее структуру.
Место предмета в учебном плане: часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Предметная область: математика и информатика.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
Класс. | 2 класс. | 3 класс | 4 класс |
Количество учебных недель. | 34 | 34 | 34 |
Количество часов в неделю, ч/нед | 1 | 1 | 1 |
Количество часов в год, ч | 34 | 34 | 34 |
При реализации программы используются учебники, включенные в федеральный перечень10:
Порядковый номер учебника | Автор/авторский коллектив. | Наименование учебника | Класс | Издатель учебника |
1.2.3.4.1.1 | Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак. ФГОС | Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса | 2 | БИНОМ. Лаборатория знаний. |
1.2.3.4.1.2 | Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак. ФГОС | Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса | 3 | БИНОМ. Лаборатория знаний. |
| Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак. ФГОС | Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса | 3 | БИНОМ. Лаборатория знаний. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
Общие предметные результаты освоения программы
В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов, к числу которых отнесены результаты трех уровней: личностные, метапредметные и предметные. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх уровней. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ- компетентности). Многие составляющие ИКТ- компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, то есть становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно велик (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому данный курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ- компетентности и универсальных учебных действий.
Личностные результаты
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умениям самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность
выполнения учебной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
формулировать различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения задач;
формулировать тему урока, сопоставляя известные и неизвестные по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока удовлетворённость своей работой на уроке адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владению информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; смысловое чтение.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий;
поиск и выделение информации, выбор критериев для сравнения;
построение логической цепи рассуждений.
КОММУНИКАТИВНЫЕ Учащийся научится:
обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной;
принимать правила работы в группе: прислушиваться к мнению одноклассников признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
Учащийся получит возможность научиться:
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
умение представлять, анализировать и интерпретировать данные;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач;
умение вводить текст с помощью клавиатуры.
выделять свойства объекта, определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели);
представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, диаграммы, числами;
кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам;
соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна);
определять назначение пиктограмм в программах;
набирать текст и исправлять ошибки в пределах строки (например, делать подписи под рисунком, заполнять клетки кроссворда и т.).
создавать изображения с использованием графических примитивов и редактировать их.
Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
Содержание курса информатики для 2 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Виды информации. Человек и компьютер.
Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации.
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.
Информация и данные.
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные.
Документ и способы его создания.
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
Основные понятия:
- информация, виды информации, звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная информация; графическая, числовая, звуковая информация; источники и приемники информации, обработка, хранение, передача информации;
- каналы связи, радио, телефон; компьютер, инструмент;
- кодирование информации, письменное, звуковое, рисуночное кодирование, иероглифы;
- письменные источники информации, носители информации;
- форма представления информации; числовая информация, текстовая информация; графическая информация;
- текст, смысл, шрифт, многозначные слова, многозначные числа.
3 класс (34 часа)
Содержание курса информатики для 3 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Информация, человек и компьютер.
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Действия с информацией.
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Мир объектов.
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами
Информационный объект и компьютер.
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.
Компьютерный практикум
Цель компьютерного практикума – научить учащихся:
представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
выполнять элементарные преобразования информации – из рядя в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
работать с электронными текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
управлять экранными объектами с помощью мыши;
получить навыки набора текста на клавиатуре.
Основные понятия:
информация, действия с информацией и данными; виды информации, представление информации: звук, текст, число, рисунок;
язык, алфавит, код, кодирование; знаки и сигналы как способы кодирования, передачи и хранения информации;
объект, имя объекта, признаки объекта;
ряды, списки, таблицы, диаграммы, множества;
компьютер, программа, меню программы, пиктограммы.
4 класс (34 часа)
Содержание курса информатики и информационных технологий для 4 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Повторение пройденного.
Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения и поведение объектов. Информационный объект и компьютер
Понятие, суждение, умозаключение.
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия "истина" и "ложь" Суждение. Умозаключения.
Модель и моделирование.
Модель объекта. Модель отношений между объектами Алгоритм. Какие бывают алгоритмы Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.
Информационное управление.
Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Тематическое планирование (2-4 классы).
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов. |
1 | Виды информации. Человек и компьютер. | 8 |
2 | Кодирование информации. | 9 |
3 | Информация и данные. | 8 |
4 | Документ и способы его создания. | 8 |
5 | Информация, человек и компьютер. | 6 |
6 | Действия с информацией. | 10 |
7 | Мир объектов. | 9 |
8 | Информационный объект и компьютер. | 9 |
9 | Повторение пройденного. | 7 |
10 | Понятие, суждение, умозаключение. | 9 |
11 | Модель и моделирование. | 7 |
12 | Информационное управление. | 11 |
Календарно–тематическое планирование
«Информатика и ИКТ» 2 класс, 35 часа (1 час\нед.) № п/п | Наименование тем. | Количество часов. |
Глава 1. Информация, человек и компьютер – 8 часов | |
1 | Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места | 1 |
2 | Человек и информация. | 1 |
3 | Какая бывает информация. | 1 |
4 | Источники информации. | 1 |
5 | Приемники информации. | 1 |
6 | Компьютер и его части | 1 |
7 | Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». | 1 |
8 | Контрольная работа № 1 по теме «Виды информации. Человек и компьютер». | 1 |
Глава 2. Кодирование информации – 8 часов. | |
9 | Носители информации. | 1 |
10 | Кодирование информации. | 1 |
11 | Кодирование информации. | 1 |
12 | Письменные источники информации. | 1 |
13 | Языки людей и языки программирования. | 1 |
14 | Повторение по теме «Кодирование информации». | 1 |
15 | Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информации». | 1 |
16 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 |
Глава 3. Информация и данные – 8 часов | |
17 | Текстовые данные. | 1 |
18 | Графические данные | 1 |
19 | Числовая информация. | 1 |
20 | Десятичное кодирование | 1 |
21 | Двоичное кодирование | 1 |
22 | Числовые данные. | 1 |
23 | Повторение по теме «Числовая информация и компьютер». | 1 |
24 | Контрольная работа № 3 по теме «Информация и данные». | 1 |
Глава 4. Документ и способы его создания – 9 часов | |
25 | Документ и его создание. | 1 |
26 | Электронный документ и файл. | 1 |
27 | Поиск документа | 1 |
28 | Создание текстового документа | 1 |
29 | Создание текстового документа | 1 |
30 | Создание графического документа. | 1 |
31 | Создание графического документа | 1 |
32 | Повторение по теме «Документ и способы его создания». Умение работать с графическим и текстовым редактором. Повт. п. 16-20 , Т. №2 с.63 №4 | 1 |
33 | Контрольная работа № 4 по теме «Документ и способы его создания». Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу повторить п. 16-20 | 1 |
Годовое итоговое повторение - 1час. | |
34 | Годовое повторение. | 1 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно – тематическое планирование
«Информатика и ИКТ» 3 класс, 35 часа (1 час\нед.)
№ п/п | Наименование тем. | Количество часов |
Глава 1. Информация, человек и компьютер – 7 часов | |
1 | Техника безопасности при работе на компьютере | 1 |
2 | Человек и информация | |
3 | Источники и приёмники информации. | 1 |
4 | Носители информации | 1 |
5 | Компьютер | 1 |
6 | Повторение по теме «Информация, человек и компьютер» | 1 |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер» | 1 |
Глава 2. Действия с информацией – 9 часов | |
8 | Получение информации | 1 |
9 | Представление информации. | 1 |
10 | Кодирование информации | 1 |
11 | Кодирование и шифрование данных | 1 |
12 | Хранение информации | 1 |
13 | Обработка информации | 1 |
14 | Обработка информации. | 1 |
15 | Повторение по теме «Действия с информацией» | 1 |
16 | Контрольная работа № 2 по теме «Действия с информацией» | 1 |
Глава 3. Мир объектов – 10 часов. | |
17 | Объект и его имя | 1 |
18 | Свойства объекта | 1 |
19 | Функции объекта | 1 |
20 | Функции объекта | 1 |
21 | Отношения между объектами | 1 |
22 | Характеристика объекта. | 1 |
23 | Документ и данные об объекте | 1 |
24 | Повторение по теме «Мир объектов» | 1 |
25 | Контрольная работа № 3 по теме «Мир объектов» | 1 |
26 | Анализ контрольной работы. Работа со словарем | 1 |
Глава 4. Компьютер, системы и сети – 7 часов | |
27 | Компьютер – это система. | 1 |
28 | Системные программы и операционная система | 1 |
29 | Файловая система | 1 |
30 | Компьютерные сети | 1 |
31 | Информационные системы | 1 |
32 | Повторение по теме «Компьютер, системы и сети» | 1 |
33 | Контрольная работа№4 по теме «Компьютер, системы и сети» | 1 |
Повторение – 1 часа. | |
34 | Анализ контрольной работы. Годовое повторение. | 1 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
«Информатика и ИКТ» 4 класс, 34 часа (1 час\нед.)
№ п/п | Наименование тем. | Количество часов. |
Глава 1. Повторение – 8 часов. | |
1 | Техника безопасности при работе на компьютере | 1 |
2 | Человек в мире информации | 1 |
3 | Действия с данными | 1 |
4 | Объект и его свойства | 1 |
5 | Отношения между объектами | 1 |
6 | Компьютер как система | 1 |
7 | Повторение, компьютерный практикум. | 1 |
8 | Контрольная работа по теме «Повторение» | 1 |
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие – 9 часов | |
9 | Мир понятий | 1 |
10 | Деление понятий | 1 |
11 | Обобщение понятий | 1 |
12 | Отношения между понятиями | 1 |
13 | Понятия «истина» и «ложь» | 1 |
14 | Суждение | 1 |
15 | Умозаключение. | 1 |
16 | Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие» | 1 |
17 | Анализ контрольной работы | 1 |
Глава 3. Мир моделей – 8 часов. | |
18 | Модель объекта | 1 |
19 | Текстовая и графическая модели | 1 |
20 | Алгоритм как модель действий. | 1 |
21 | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов | 1 |
22 | Исполнитель алгоритма | 1 |
23 | Компьютер как исполнитель | 1 |
24 | Повторение по теме «Мир моделей» | 1 |
25 | Контрольная работа по теме «Мир моделей» | 1 |
Глава 4. Управление – 9 часов. | |
26 | Кто кем и зачем управляет | 1 |
27 | Управляющий объект и объект управления | 1 |
28 | Цель управления | 1 |
29 | Управляющее воздействие | 1 |
30 | Средство управления | 1 |
31 | Результат управления. | 1 |
32 | Современные средства коммуникации | 1 |
33 | Повторение по теме «Управление» | 1 |
34 | Контрольная работа по теме «Управление» | 1 |
| ИТОГО | 34 |