Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 73»
Рассмотрено на заседании МО__________________ __________________________ | Принято на заседании | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 73 _______________________ |
| методического совета | Н.Е.Ермолина |
Протокол № ____ от ________ | Протокол № _______от | «___»_____________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному предмету «Искусство»
для 10 А класса
Программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
2. ООП СОО МБОУ СШ № 73
3.Программы «Искусство. Базовый уровень» для 10-11 классов (автор Г.И. Данилова, М.: Дрофа, 2017 год)
Учитель Гилязова Елена Николаевна
высшая квалификационная категория
Архангельск
2020-2021 учебный год
Рабочая программа элективного предмета „Искусство“ для 10 А класса, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, образовательной программе МБОУ СШ №73. Программа разработана на основе авторской программы Г.И. Даниловой „Искусство. Базовый уровень“, М.: Дрофа, 2017. Рабочая программа обеспечена учебником, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
Данилова Г. И. Искусство. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. М.: Дрофа, 2020.
Данилова Г. И. Искусство. 10 класс. Базовый уровень. Электронная форма учебника.
Программа элективного предмета „Искусство“ рассчитана на обучение в 10 классе 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Количество контрольных работ – 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО» В 10 КЛАССЕ
Личностные
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
- развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
- накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные
- формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
- выявление причинно-следственных связей;
- поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
- развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
- формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
- применение методов познания через художественный образ;
- использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
- определение целей и задач учебной деятельности;
- выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
- самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты (базовый уровень)
Ученик научится:
- наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства;
- воспринимать смысл (концепцию, специфику) художественного образа, произведения искусства;
- представлять систему общечеловеческих ценностей;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, заключенных в произведениях искусства;
- различать изученные виды и жанры искусства, определять зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
- классифицировать изученные объекты и явления культуры;
- структурировать изученный материал, информацию, полученную из различных источников;
- коммуникативной, информационной компетентности; описанию явлений искусства с использованием специальной терминологии;
- высказыванию собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладению культурой устной и письменной речи.
Ученик получит возможность научиться:
- усваивать особенности языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;
- понимать условности языка искусства;
- осознавать ценности и место отечественного искусства;
- проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего народа;
- уважению и осознанию ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
- видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
- реализовывать собственный творческий потенциал;
- применять различные художественные материалы;
- использовать выразительные средств искусства в творчестве.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
Тема 1. Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций (5 часов)
Искусство первобытного человека (1 час).
Первые художники Земли. Древнейшие сооружения человечества. Музыка, танец и пантомима.
Искусство Древней Передней Азии (1 час).
Возникновение письменности. Архитектура Месопотамии. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.
Искусство Древнего Египта (2 часа).
Пирамиды — «жилища вечности» фараонов. Храмы и гробницы.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Скульптурные памятники. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Музыка, театр и поэзия.
Искусство Мезоамерики (1 час).
Искусство классического периода. Искусство ацтеков. Искусство майя. Искусство инков.
Тема 2. Искусство Античности (6 часов).
Эгейское искусство (1 час).
Шедевры архитектуры. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.
Архитектурный облик Древней Эллады (1 час).
Архитектура архаики: греческая ордерная система (обобщение ранее изученного). Архитектура классики: Афинский Акрополь. Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь.
Изобразительное искусство Древней Греции (1 час).
Скульптура и вазопись архаики. Изобразительное искусство классического периода. Скульптурные шедевры эллинизма.
Архитектурные достижения Древнего Рима (1 час).
Архитектура периода Римской республики. Шедевры архитектуры эпохи Римской империи.
Изобразительное искусство Древнего Рима (1 час).
Римский скульптурный портрет. Фресковые и мозаичные композиции.
Театр и музыка Античности (1 час).
Трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности.
Тема 3. Искусство Средних веков (11 часов).
Мир византийского искусства (1 час).
Достижения архитектуры. Мерцающий свет мозаик. Искусство иконописи. Музыкальное искусство.
Архитектура западноевропейского Средневековья (1 час).
Романский стиль архитектуры. Архитектура готики (обобщение ранее изученного).
Изобразительное искусство Средних веков (1 час).
Скульптура романского стиля. Скульптура готики. Искусство витража.
Театр и музыка Средних веков (1 час).
Литургическая драма. Средневековый фарс. Достижения музыкальной культуры. Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров.
Искусство Киевской Руси (2 часа).
Архитектура Киевской Руси. Изобразительное искусство.
Развитие русского регионального искусства (2 часа).
Искусство Великого Новгорода. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Творчество Феофана Грека. Искусство Московского княжества.
Искусство единого Российского государства (2 часа).
Искусство периода образования государства. Творчество Дионисия. Искусство периода утверждения государственности. Искусство России на пороге Нового времени.
Театр и музыка Древней Руси (1 час).
Возникновение профессионального театра. Музыкальная культура.
Тема 4. Искусство средневекового Востока (4 часа).
Искусство Индии (1 час).
Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство. Музыка и театр.
Искусство Китая (1 час).
Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство.
Искусство Страны восходящего солнца (1 час).
Шедевры архитектуры. Садово-парковое искусство. Изобразительное искусство.
Искусство исламских стран (1 час).
Шедевры архитектуры. Особенности изобразительного искусства. Литература и музыка.
Тема 5. Искусство Возрождения (7 часов)
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения (1 час).
Джотто — «лучший в мире живописец». Живопись Раннего Возрождения. В мире образов Боттичелли. Скульптурные шедевры Донателло.
Архитектура итальянского Возрождения (1 час).
Флорентийское чудо Брунеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения.
Титаны Высокого Возрождения (2 часа).
Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль — «первый среди великих».
Мастера венецианской живописи (1 час).
Творчество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Творчество Веронезе и Тинторетто.
Искусство Северного Возрождения (1 час).
Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. В мире фантасмагорий Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера.
Музыка и театр эпохи Возрождения (1 час).
Музыкальная культура. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира.
Тематическое планирование
10 класс
Номер урока | Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы |
Тема 1. Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций (5 часов) |
1 | Искусство первобытного человека | 1час |
2 | Искусство Древней Передней Азии | 1 час |
3 | Искусство Древнего Египта | 1 час |
4 | Искусство Древнего Египта | 1 час |
5 | Искусство Мезоамерики | 1час |
Тема 2. Искусство Античности (6 часов). |
1(6) | Эгейское искусство | 1час |
2(7) | Архитектурный облик Древней Эллады | 1 час |
3(8) | Изобразительное искусство Древней Греции | 1 час |
4(9) | Архитектурные достижения Древнего Рима | 1час |
5(10) | Изобразительное искусство Древнего Рима | 1час |
6 (11) | Театр и музыка Античности | 1 час |
| Тема 3. Искусство Средних веков (11 часов). | |
1(12) | Мир византийского искусства | 1час |
2(13) | Архитектура западноевропейского Средневековья | 1час |
3(14) | Изобразительное искусство Средних веков | 1час |
4(15) | Театр и музыка Средних веков | 1час |
5(16) | Искусство Киевской Руси | 1час |
6(17) | Искусство Киевской Руси | 1час |
7(18) | Развитие русского регионального искусства | 1час |
8(19) | Развитие русского регионального искусства | 1час |
9(20) | Искусство единого Российского государства | 1час |
10(21) | Искусство единого Российского государства | 1час |
11(22) | Театр и музыка Древней Руси | 1час |
| Тема 4. Искусство средневекового Востока (4 часа). | |
1(23) | Искусство Индии | 1час |
2(24) | Искусство Китая | 1час |
3(25) | Искусство Страны восходящего солнца | 1час |
4(26) | Искусство исламских стран | 1час |
| Тема 5. Искусство Возрождения (7 + 1 КР часов) | |
1(27) | Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения | 1час |
2(28) | Архитектура итальянского Возрождения | 1час |
3(29) | Титаны Высокого Возрождения | 1час |
4(30) | Титаны Высокого Возрождения | 1час |
5(31) | Промежуточная аттестация в форме контрольной работы | 1час |
6(32) | Мастера венецианской живописи | 1час |
7(33) | Искусство Северного Возрождения | 1час |
8(34) | Музыка и театр эпохи Возрождения | 1час |
Темы проектов для 10 класса
После каждого параграфа в рубрике «Темы проектных исследовательских работ» в учебнике «Искусство. 10 класс» представлены темы проектов на выбор учащихся.