СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по искусству для 9 класса

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составленна на основе авторской программы по искусству 8 - 9 класс. Авторы: Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №99»

Индустриального района г. Барнаула


«Принято»

Руководитель МО начальных классов

________И.Н. Почиталкина

Протокол № ________

от « »________ 20 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________М.В.Антропова

Протокол № ________

от « »________ 20 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №99»

__________________В.Д.Бабак

Приказ №

от « »_________ 20 г.









Рабочая программа по искусству

класс __9 ___

__основное общее образование___

Уровень базовый____





Рабочая программа составлена на основе:

программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», Москва, Просвещение, 2007 год.





Учитель:

Болдырева Анна Вячеславовна



2018 год

Планируемые результаты

Изучение курса «Искусство» в основной школе обеспечивает определённые результаты.


Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

— сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

— степень усвоения художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, который способствует обогащению собственного духовного мира;

— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира в процессе творческой деятельности;

— ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

— уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

— наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

— освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учётом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

— коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

— навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения

к художественным интересам сверстников.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся,

и отражают умения:

— самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

— адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

— осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

— устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; определять и классифицировать понятия, обобщать, устанавливать ассоциации, аналогии;__

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;

— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

— пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ-компетентности);

— понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры, роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;

— эстетически воспринимать окружающий мир (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.


Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

— расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве

зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

— присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во

всём их многообразии;

— общее представление о природе искусства и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей

отечественного и зарубежного искусства;

— развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации худо-

жественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;

— осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

— участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;

— умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

— осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров,

особенностей языка);

— воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;

— формирование личностно-оценочных суждений о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

— использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении,

создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.


По окончании 9 класса школьники научатся:

— понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру других народов;

— воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать место в ней отечественного искусства;

— интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;

— описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

— воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности;

— осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;

— структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе из Интернета; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;

— ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;

— аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

— использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;

— участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; заниматься художественным самообразованием




Содержание тем учебного курса


Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Массовые и общественные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.


Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказание сложных коллизий 19-21 вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».


Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Музыка в быту. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Единство стиля в материальной и духовной культуре.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных».


Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.

Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники. Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья. Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шума­хера и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — во­площение образа поэта и образов его литературных произве­дений средствами разных видов искусства. Создание компь­ютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путеше­ствиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.




Тематический план рабочей программы учебного курса

9 класс


п/п

Разделы

Количество часов

Вид занятий (количество часов)

Теоретические занятия

Лабораторные, практические, развитие речи/ внеклассное чтение

Экскурсии

Контрольные работы

1

Воздействующая сила искусства

9

9




2

Искусство предвосхищает будущее

7

7




3

Дар созидания. Практическая функция

11

11




4

Искусство и открытие мира для себя.

8

8




итого


35

35






Тематическое планирование учебного предмета «Искусство»

9 класс (1 час в неделю, 35 учебных часов)


№ п/п

Наименование разделов и тем


количество часов


Примечание

Раздел I. Воздействующая сила искусства (9 часов)

1-3

Искусство и власть



3

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценные ориентации.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека.

Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях.

Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров.

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).

Значение песен военных лет и песен на военную тематику.

Музыка к кинофильмам.

Внушающая сила рекламы и настенной живописи.

Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов.

Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).

Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке.

Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Компенсаторная функция джаза.

Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей 19-21вв.

Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Кинофильмы 40-50-х годов 20 века. Экранизация опер, балетов, мюзиклов ( по выбору учителя).

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений.

Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.


4-5

Какими средствами воздействует искусство.



1

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры.

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития

Ритм. Фактура.

Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. Передавать графически композиционное построение картины

6-7

Храмовый синтез искусств




2

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

8-9

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении




1

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Массовые и общественные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены.


Раздел II. Искусство предвосхищает будущее (7 часов)


10

Дар предвосхищения.




1

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания произведения

Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Иносказание Метафора Аллегория Олицетворени

Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

11

Какие знания даёт искусство.


1

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

12-13

Предсказания в искусстве


1

Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях Предсказание сложных коллизий 19-21 вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предсказание грядущих событий.

Предсказания научных открытий.

Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла

Апокалипсис А. Дюрер Офорты Ф. Гойя П. Пикассо К. Юон «Космический пейзаж» Ч. Айвз Распространяющийся звук в картине

14

Художественное мышление в авангарде науки


1

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Образы фантастики в литературных произведениях ( по выбору учителя).

Образы фантастики в фильмах ( по выбору учителя).

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства ( изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра).


15-16

Художник и учёный


2

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций.

Дизайн современной среды ( интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.

Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Фотография. Кино. Телевидение. Роль музыки в звуковом и немом кино.

Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики ( на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.

Музыкальные пропорции Пифагора Законы Золотого сечения Диссимметрия Антисимметрия Синергетика Фрактал Фрактальная геометрия

Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента. Приводить примеры научного значения художественного знания


Раздел III. Дар созидания (11 часов)


17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.


1

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное.

Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

Известные писатели и поэты о предназначении творчества ( по выбору учителя).

Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма ( по выбору учителя

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции.

Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

18

Архитектура исторического города


1

Виды архитектуры (культовая, светская,

ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды

и выражение.

Ознакомиться с особенностями исторической архитектуры. Ознакомиться со зданиями и архитектурными ансамблями, формирующие вид Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.)

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге Кафедральный собор

19

Архитектура современного города


1

Ознакомиться с особенностями современной архитектуры. Ознакомиться со зданиями и архитектурными ансамблями, формирующие вид города или площади.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура. Архитектура Конструктивизм Рационализм Функционализм Творчество: Ле Корбюзье, П. Шеффера, О. Мессиана

20

Специфика изображений в полиграфии.


2

Полиграфия Полиграфическая промышленность Книга – синтетическое произведении… Конструирование образа.

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое и т.п.)

Журнальная графика. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе.

Целостность образа Графическая манера Пластическое осмысление содержания, стиля печатной продукции Иллюстрации Компьютерные современные программы Верстка журнала.

Выполнять проект (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой. Оформлять пригласительный билет, поздравительную открытку;

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.


1

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн

Понятия: Дизайн, Дизайнеры, Классицизм, Модерн, Арт – деко, Минимализм, Хай- тек, Этно

Эскиз одежды с использованием средств компьютерной графики. Создание эскиза панно, витража или Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта .

22

Декоративно-прикладное искусство


1

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Понятия: Народные промыслы Законы и язык ДПИ Альбом Стенд Стили ДПИ Эскиз. Уметь рассказать о декоративно-прикладном искусстве: сложное и многогранное явление культуры, оно охватывает многие виды народных промыслов.

23

Музыка в быту


1

Понимать о предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Ознакомиться с музыкой в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя). Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Понятия: Музыка «серьезна», Музыка «легкая», Классическая музыка, Народная музыка, Песни, Танцевальная музыка, Маршевая музыка (традиции русской военной музыки), Духовное песнопение, Плачи, Колядки.

Понимать о предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности

24

Массовые общедоступные искусства


1

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении.

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Телевидение ( от греч. -….) Театрализация

Понятия: Кинематограф, Кино как вид искусства, Специфическая основа кино, Монтаж, Эпизод.

25

Изобразительная природа кино


1

Кино, объединяя литературу, театр, живопись, музыку раскрывает динамичный целостный зрительно- слуховой образ эпохи.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей) в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др. Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.

Х/ф "Летят журавли" режиссер М. Калатозов.

Кинематограф, слово, жест, пластика, пространство, свет, цвет, музыка. Психологизм героев Снимки – образы Кинодраматургия

26

Музыка в кино. Особенности кино-музыки


1

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений). Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.

Ознакомиться с музыкой в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору.

«Вторая жизнь шедеврам музыки» Особенности сценария, режиссуры, актерское мастерство. Замысел режиссера. Закадровая и внутрикадровая музыка

27

Тайные смыслы образов искусства или тайны музыкальных хитов.


1

Единство стиля в материальной и духовной культуре. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Разбирать и понимать направленности театральных постановок и фильмов и т.д. Понимать идею художественного произведения, замысел, сюжет


Раздел IV. Искусство и открытие мира для себя (8 часов)

5

Вопрос себе, как первый шаг к творчеству..


1

Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники.

Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства

Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья.

Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека.

Современный человек живет в загадочном мире, ставящем перед собой почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы……?

3

Литературные страницы



Я – символ природы, Нимфа леса, Святилища и храмы Святая Святых

Красота – это ужасная сила ( из притчи арабского философа, писателя и художника Халиля.

Размышлять о литературных произведениях, высказываниях, суждения об их.

Учитель______________________________________Предмет______________________


Лист изменений



Дата внесения

Причина и характеристика изменений

Класс

Основание

Подпись

























































































































Корректировка календарно - тематического планирования к рабочей программе по ______________________________________________________________________

ПРИКАЗ № ___________ от ________________


Класс ____________

Учитель ________________________________________________________

Причина отставания ____________________

Количество непроведенных уроков ___________________


Пропущенные темы

Кол-во часов

За счет чего планируется преодоление отставания (уплотнение материала, резервный урок, повторение, дополнительный урок и т.п.)

Срок выполнения





































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!