Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №99»
Индустриального района г. Барнаула
«Принято» Руководитель МО начальных классов ________И.Н. Почиталкина Протокол № ________ от « »________ 20 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________М.В.Антропова Протокол № ________ от « »________ 20 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №99» __________________В.Д.Бабак Приказ № от « »_________ 20 г. |
Рабочая программа по искусству
класс __9 ___
__основное общее образование___
Уровень базовый____
Рабочая программа составлена на основе:
программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», Москва, Просвещение, 2007 год.
Учитель:
Болдырева Анна Вячеславовна
2018 год
Планируемые результаты
Изучение курса «Искусство» в основной школе обеспечивает определённые результаты.
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
— сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
— степень усвоения художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, который способствует обогащению собственного духовного мира;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира в процессе творческой деятельности;
— ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
— уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
— наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
— освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учётом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
— коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
— навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения
к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся,
и отражают умения:
— самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
— адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
— осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
— устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; определять и классифицировать понятия, обобщать, устанавливать ассоциации, аналогии;__
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;
— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
— пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ-компетентности);
— понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры, роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
— эстетически воспринимать окружающий мир (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
— расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве
зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
— присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во
всём их многообразии;
— общее представление о природе искусства и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей
отечественного и зарубежного искусства;
— развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации худо-
жественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
— осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
— участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
— умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
— осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров,
особенностей языка);
— воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
— формирование личностно-оценочных суждений о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
— использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении,
создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
По окончании 9 класса школьники научатся:
— понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру других народов;
— воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать место в ней отечественного искусства;
— интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;
— описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
— воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности;
— осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;
— структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе из Интернета; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;
— ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;
— аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
— использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;
— участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; заниматься художественным самообразованием
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Массовые и общественные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказание сложных коллизий 19-21 вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Музыка в быту. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Единство стиля в материальной и духовной культуре.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники. Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья. Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Тематический план рабочей программы учебного курса
9 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов | Вид занятий (количество часов) |
Теоретические занятия | Лабораторные, практические, развитие речи/ внеклассное чтение | Экскурсии | Контрольные работы |
1 | Воздействующая сила искусства | 9 | 9 | | | |
2 | Искусство предвосхищает будущее | 7 | 7 | | | |
3 | Дар созидания. Практическая функция | 11 | 11 | | | |
4 | Искусство и открытие мира для себя. | 8 | 8 | | | |
итого | | 35 | 35 | | | |
Тематическое планирование учебного предмета «Искусство»
9 класс (1 час в неделю, 35 учебных часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | количество часов | Примечание |
Раздел I. Воздействующая сила искусства (9 часов) |
1-3 | Искусство и власть | 3 | Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценные ориентации. Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни). Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам. Внушающая сила рекламы и настенной живописи. Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке. Компенсаторная функция джаза. Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей 19-21вв. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников. Кинофильмы 40-50-х годов 20 века. Экранизация опер, балетов, мюзиклов ( по выбору учителя). Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. |
4-5 | Какими средствами воздействует искусство. | 1 | Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития Ритм. Фактура. Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. Передавать графически композиционное построение картины |
6-7 | Храмовый синтез искусств | 2 | Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). |
8-9 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении | 1 | Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Массовые и общественные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. |
Раздел II. Искусство предвосхищает будущее (7 часов) |
10 | Дар предвосхищения. | 1 | Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания произведения Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Иносказание Метафора Аллегория Олицетворени Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. |
11 | Какие знания даёт искусство. | 1 | Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. |
12-13 | Предсказания в искусстве | 1 | Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях Предсказание сложных коллизий 19-21 вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предсказание грядущих событий. Предсказания научных открытий. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла Апокалипсис А. Дюрер Офорты Ф. Гойя П. Пикассо К. Юон «Космический пейзаж» Ч. Айвз Распространяющийся звук в картине |
14 | Художественное мышление в авангарде науки | 1 | Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу. Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности. Образы фантастики в литературных произведениях ( по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах ( по выбору учителя). Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства ( изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра). |
15-16 | Художник и учёный | 2 | Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Дизайн современной среды ( интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Фотография. Кино. Телевидение. Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики ( на материале знакомых учащимся музыкальных произведений). Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов. Музыкальные пропорции Пифагора Законы Золотого сечения Диссимметрия Антисимметрия Синергетика Фрактал Фрактальная геометрия Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента. Приводить примеры научного значения художественного знания |
Раздел III. Дар созидания (11 часов) |
17 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 1 | Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. Известные писатели и поэты о предназначении творчества ( по выбору учителя). Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма ( по выбору учителя Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке. |
18 | Архитектура исторического города | 1 | Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение. Ознакомиться с особенностями исторической архитектуры. Ознакомиться со зданиями и архитектурными ансамблями, формирующие вид Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.) Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге Кафедральный собор |
19 | Архитектура современного города | 1 | Ознакомиться с особенностями современной архитектуры. Ознакомиться со зданиями и архитектурными ансамблями, формирующие вид города или площади. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура. Архитектура Конструктивизм Рационализм Функционализм Творчество: Ле Корбюзье, П. Шеффера, О. Мессиана |
20 | Специфика изображений в полиграфии. | 2 | Полиграфия Полиграфическая промышленность Книга – синтетическое произведении… Конструирование образа. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое и т.п.) Журнальная графика. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе. Целостность образа Графическая манера Пластическое осмысление содержания, стиля печатной продукции Иллюстрации Компьютерные современные программы Верстка журнала. Выполнять проект (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой. Оформлять пригласительный билет, поздравительную открытку; |
21 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн Понятия: Дизайн, Дизайнеры, Классицизм, Модерн, Арт – деко, Минимализм, Хай- тек, Этно Эскиз одежды с использованием средств компьютерной графики. Создание эскиза панно, витража или Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта . |
22 | Декоративно-прикладное искусство | 1 | Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Понятия: Народные промыслы Законы и язык ДПИ Альбом Стенд Стили ДПИ Эскиз. Уметь рассказать о декоративно-прикладном искусстве: сложное и многогранное явление культуры, оно охватывает многие виды народных промыслов. |
23 | Музыка в быту | 1 | Понимать о предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Ознакомиться с музыкой в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя). Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных». Понятия: Музыка «серьезна», Музыка «легкая», Классическая музыка, Народная музыка, Песни, Танцевальная музыка, Маршевая музыка (традиции русской военной музыки), Духовное песнопение, Плачи, Колядки. Понимать о предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности |
24 | Массовые общедоступные искусства | 1 | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени. Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя). Телевидение ( от греч. -….) Театрализация Понятия: Кинематограф, Кино как вид искусства, Специфическая основа кино, Монтаж, Эпизод. |
25 | Изобразительная природа кино | 1 | Кино, объединяя литературу, театр, живопись, музыку раскрывает динамичный целостный зрительно- слуховой образ эпохи. Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей) в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др. Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства. Х/ф "Летят журавли" режиссер М. Калатозов. Кинематограф, слово, жест, пластика, пространство, свет, цвет, музыка. Психологизм героев Снимки – образы Кинодраматургия |
26 | Музыка в кино. Особенности кино-музыки | 1 | Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений). Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Ознакомиться с музыкой в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору. «Вторая жизнь шедеврам музыки» Особенности сценария, режиссуры, актерское мастерство. Замысел режиссера. Закадровая и внутрикадровая музыка |
27 | Тайные смыслы образов искусства или тайны музыкальных хитов. | 1 | Единство стиля в материальной и духовной культуре. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Разбирать и понимать направленности театральных постановок и фильмов и т.д. Понимать идею художественного произведения, замысел, сюжет |
Раздел IV. Искусство и открытие мира для себя (8 часов) |
5 | Вопрос себе, как первый шаг к творчеству.. | 1 | Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья. Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека. Современный человек живет в загадочном мире, ставящем перед собой почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы……? |
3 | Литературные страницы | | Я – символ природы, Нимфа леса, Святилища и храмы Святая Святых Красота – это ужасная сила ( из притчи арабского философа, писателя и художника Халиля. Размышлять о литературных произведениях, высказываниях, суждения об их. |
Учитель______________________________________Предмет______________________
Лист изменений
№ | Дата внесения | Причина и характеристика изменений | Класс | Основание | Подпись |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Корректировка календарно - тематического планирования к рабочей программе по ______________________________________________________________________
ПРИКАЗ № ___________ от ________________
Класс ____________
Учитель ________________________________________________________
Причина отставания ____________________
Количество непроведенных уроков ___________________
Пропущенные темы | Кол-во часов | За счет чего планируется преодоление отставания (уплотнение материала, резервный урок, повторение, дополнительный урок и т.п.) | Срок выполнения |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |