СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 - 7 кл.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 5 - 7 классов ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 - 7 кл.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тетюшская кадетская школа-интернат имени генерал-майора Хапаева Владимира Аверкиевича»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методи- Заместитель директора Директор ГБОУ «Тетюшская

ческого объединения по УР ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат»

Руководитель МО кадетская школа-интернат» ____________/Нуруллин В.Р./

_____ /Фролагина О.Н./ __________ /Николаев О.С. Приказ №______________от

Протокол № ______от «___»_____________20__г. «___»_______________20__г.

«___»__________20__г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Искусство (ИЗО)»

5 - 7 класс






Составитель: Хуснутдинова Наталья Владимировна,

учитель первой квалификационной категории










2018 - 2019 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»


Выпускник научится:

• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

• раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

• создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

• определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

• создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

• распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

• характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

• различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

• различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

• находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

• различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

• классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

• объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

• композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

• создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

• простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

• навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

• изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

• создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

• строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

• характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

• передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

• творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

• выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

• рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

• применять перспективу в практической творческой работе;

• навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

• навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

• видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

• навыкам создания пейзажных зарисовок;

• различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

• пользоваться правилами работы на пленэре;

• использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

• навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

• различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

• определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

• пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

• различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

• различать и характеризовать виды портрета;

• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

• пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

• использовать графические материалы в работе над портретом;

• использовать образные возможности освещения в портрете;

• пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

• называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

• навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

• навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

• навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

• рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

• приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

• характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

• объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

• изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

• узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

• перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

• характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

• узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

• творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

• творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;

• творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

• представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

• называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

• узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

• характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

• описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

• творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

• анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

• культуре зрительского восприятия;

• характеризовать временные и пространственные искусства;

• понимать разницу между реальностью и художественным образом;

• представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

• опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

• собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

• представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

• опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

• систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

• распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

• понимать сочетание различных объемов в здании;

• понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

• иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

• понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

• осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

• применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

• создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

• создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

• получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

• характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

• понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

• называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

• понимать основы краткой истории костюма;

• характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

• применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

• использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

• отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

• использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

• узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

• различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

• различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

• узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

• характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

• раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

• работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

• различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

• сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

• рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

• ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

• характеризовать признаки и особенности московского барокко;

• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.


Выпускник получит возможность научиться:

• активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

• владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

• понимать специфику изображения в полиграфии;

• различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

• различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

• проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

• создавать художественную композицию макета книги, журнала;

• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

• называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

• называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

• называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

• понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

• определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

• использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

• узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

• применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

• понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

• характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

• использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

• характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

• получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

• использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

• понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

• понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

• называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

• различать особенности художественной фотографии;

• различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

• понимать изобразительную природу экранных искусств;

• характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

• различать понятия: игровой и документальный фильм;

• называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

• понимать основы искусства телевидения;

• понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

• применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

• применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

• добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

• использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

• применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

• пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

• понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

• применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

• применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

• использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

• применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

• смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

• использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

• реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.


















Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»


1. Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.


2. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.


3. Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).


4. Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.


5. Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения – к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII–XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.


6. Изобразительное искусство и архитектура России

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.


7. Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.


8. Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII–XIX веков

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт-Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).


9. Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.


10. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
















































Тематическое планирование

Раздел (тема)


Кол-во часов


1.

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты


15 ч.

2.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка


20 ч.

3.

Понимание смысла деятельности художника


13 ч.

4.

Вечные темы и великие исторические события в искусстве


12 ч.

5.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн


10 ч.

6.

Изобразительное искусство и архитектура России


5ч.

7.

Искусство полиграфии


5 ч.

8.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII–XIX веков


10 ч.

9.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества


6 ч.

10.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография


9 ч.


Итого:

105 ч.














Календарно-тематическое планирование

5 класс


урока

Тема

урока

Дата по плану

Дата фактического проведения

1.

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве



2.

Русская изба единство конструкции и декора




3.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры



4.

Орнамент как основа декоративного украшения



5.

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ



6.

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение



7.

Различие национальных особенностей русского орнамента



8.

Различие национальных особенностей орнаментов народов России



9.

Древние образы в народных игрушках. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка.



10.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Искусство Гжели.



11.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Городецкая роспись.



12.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Хохлома



13.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Жостово, роспись по металлу.



14.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте.



15.

Связь времен в народном искусстве




16.

Пространственные искусства.




17.

Художественные материалы




18

Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.



19.

Рисунок – основа изобразительного творчества



20.

Художественный образ. Стилевое единство.



21.

Линия, пятно. Ритм




22.

Цвет. Основы цветоведения




23.

Композиция. Натюрморт




24.

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма



25.

Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости.




26.

Освещение.

Свет и тень



27.

Натюрморт в графике




28.

Цвет в натюрморте




29.

Пейзаж. Правила построения перспективы.



30.

Воздушная перспектива




31.

Пейзаж настроения




32.

Природа и художник




33.

Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей)



34.

Пейзаж в графике




35.

Работа на пленэре





6 класс


урока

Тема

урока

Дата по плану

Дата фактического проведения

1.

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции



2.

Изображение головы человека в пространстве



3.

Портрет в скульптуре




4.

Графический портретный рисунок



5.

Образные возможности освещения в портрете




6.

Роль цвета в портрете




7.

Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов)



8.

Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин)



9.

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, О. Роден)



10.

Пропорции и строение фигуры человека




11.

Лепка фигуры человека




12.

Набросок фигуры человека с натуры




13.

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров)



14.

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной



15.

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти)



16.

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти)



17.

Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов)



18

Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов)



19.

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр)



20.

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр)



21.

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и живописи. Мемориальные ансамбли



22.

Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская)



23.

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский)



24.

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин)



25.

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных



26.

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.



27.

От плоскостного изображения – к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания



28.

Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал



29.

Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье)



30.

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица)



31.

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.



32.

Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII–XIX веков



33.

Искусство флористики




34.

Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада



35.

История костюма. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды




7 класс


урока

Тема

урока

Дата по плану

Дата фактического проведения

1.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека



2.

Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобра-зие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитекту-ра Великого Новгорода



3.

Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий)



4.

Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву)



5.

Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко



6.

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты)



7.

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое)



8.

Искусство шрифта





9.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне



10.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.



11.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский)



12.

Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди)



13.

Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков)



14.

Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский)



15.

Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов)



16.

«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи)



17.

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов)



18

Исторический жанр

(В.И. Суриков)




19.

«Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт-Петербурге)



20.

Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский)



21.

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм)



22.

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди)



23.

Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре

(Прадо, Лувр, Дрезденская галерея)




24.

Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина)



25.

Художественно-творческие проекты




26.

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник



27.

Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска.




28.

Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности



29.

Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии.



30.

Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и живописи



31.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж



32.

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук)



33.

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер)



34.

Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.)



35.

Художественно-творческие проекты