Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тетюшская кадетская школа-интернат имени генерал-майора Хапаева Владимира Аверкиевича»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методи- Заместитель директора Директор ГБОУ «Тетюшская
ческого объединения по УР ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат»
Руководитель МО кадетская школа-интернат» ____________/Нуруллин В.Р./
_____ /Фролагина О.Н./ __________ /Николаев О.С. Приказ №______________от
Протокол № ______от «___»_____________20__г. «___»_______________20__г.
«___»__________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Искусство (ИЗО)»
5 - 7 класс
Составитель: Хуснутдинова Наталья Владимировна,
учитель первой квалификационной категории
2018 - 2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Выпускник научится:
• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
• раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
• создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
• определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
• создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
• распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
• характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
• различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
• различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
• находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
• различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
• классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
• объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
• композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
• создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
• простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
• навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
• изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
• создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
• строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
• характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
• передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
• творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
• выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
• рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
• применять перспективу в практической творческой работе;
• навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
• навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
• видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
• навыкам создания пейзажных зарисовок;
• различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
• пользоваться правилами работы на пленэре;
• использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
• навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
• различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
• определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
• пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
• различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
• различать и характеризовать виды портрета;
• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
• пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
• использовать графические материалы в работе над портретом;
• использовать образные возможности освещения в портрете;
• пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
• называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
• навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
• навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
• навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
• рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
• приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
• характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
• объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
• изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
• узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
• перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
• характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
• узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
• творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
• творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;
• творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
• представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
• называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
• узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
• характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
• описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
• творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
• анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
• культуре зрительского восприятия;
• характеризовать временные и пространственные искусства;
• понимать разницу между реальностью и художественным образом;
• представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
• опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
• собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
• представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
• опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
• систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
• распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
• понимать сочетание различных объемов в здании;
• понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
• иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
• понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
• осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
• применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
• создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
• получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
• характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
• понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
• называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
• понимать основы краткой истории костюма;
• характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
• применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;
• использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
• отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
• использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
• узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
• различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
• различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
• узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
• характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
• раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
• работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
• различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
• сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
• рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
• ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
• владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
• понимать специфику изображения в полиграфии;
• различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
• различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
• проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
• создавать художественную композицию макета книги, журнала;
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
• называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
• называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
• называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
• понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
• определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
• использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
• узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
• применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
• понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
• характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
• использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
• характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
• получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
• использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
• понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
• понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
• называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
• различать особенности художественной фотографии;
• различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
• понимать изобразительную природу экранных искусств;
• характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
• различать понятия: игровой и документальный фильм;
• называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
• понимать основы искусства телевидения;
• понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
• применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
• применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
• добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
• использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
• применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
• пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
• понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
• применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
• применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
• использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
• применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
• смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
• использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
• реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
1. Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
2. Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
3. Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
4. Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
5. Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения – к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII–XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
6. Изобразительное искусство и архитектура России
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
7. Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
8. Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII–XIX веков
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт-Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
9. Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
10. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
Тематическое планирование
№ | Раздел (тема) | Кол-во часов |
1. | Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты | 15 ч. |
2. | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 20 ч. |
3. | Понимание смысла деятельности художника | 13 ч. |
4. | Вечные темы и великие исторические события в искусстве | 12 ч. |
5. | Конструктивное искусство: архитектура и дизайн | 10 ч. |
6. | Изобразительное искусство и архитектура России | 5ч. |
7. | Искусство полиграфии | 5 ч. |
8. | Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII–XIX веков | 10 ч. |
9. | Взаимосвязь истории искусства и истории человечества | 6 ч. |
10. | Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография | 9 ч. |
| Итого: | 105 ч. |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата фактического проведения |
1. | Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве | | |
2. | Русская изба единство конструкции и декора | | |
3. | Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры | | |
4. | Орнамент как основа декоративного украшения | | |
5. | Праздничный народный костюм – целостный художественный образ | | |
6. | Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение | | |
7. | Различие национальных особенностей русского орнамента | | |
8. | Различие национальных особенностей орнаментов народов России | | |
9. | Древние образы в народных игрушках. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. | | |
10. | Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Искусство Гжели. | | |
11. | Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Городецкая роспись. | | |
12. | Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Хохлома | | |
13. | Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Жостово, роспись по металлу. | | |
14. | Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте. | | |
15. | Связь времен в народном искусстве | | |
16. | Пространственные искусства. | | |
17. | Художественные материалы | | |
18 | Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | | |
19. | Рисунок – основа изобразительного творчества | | |
20. | Художественный образ. Стилевое единство. | | |
21. | Линия, пятно. Ритм | | |
22. | Цвет. Основы цветоведения | | |
23. | Композиция. Натюрморт | | |
24. | Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма | | |
25. | Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. | | |
26. | Освещение. Свет и тень | | |
27. | Натюрморт в графике | | |
28. | Цвет в натюрморте | | |
29. | Пейзаж. Правила построения перспективы. | | |
30. | Воздушная перспектива | | |
31. | Пейзаж настроения | | |
32. | Природа и художник | | |
33. | Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей) | | |
34. | Пейзаж в графике | | |
35. | Работа на пленэре | | |
6 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата фактического проведения |
1. | Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции | | |
2. | Изображение головы человека в пространстве | | |
3. | Портрет в скульптуре | | |
4. | Графический портретный рисунок | | |
5. | Образные возможности освещения в портрете | | |
6. | Роль цвета в портрете | | |
7. | Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов) | | |
8. | Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин) | | |
9. | Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, О. Роден) | | |
10. | Пропорции и строение фигуры человека | | |
11. | Лепка фигуры человека | | |
12. | Набросок фигуры человека с натуры | | |
13. | Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров) | | |
14. | Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной | | |
15. | Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти) | | |
16. | Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти) | | |
17. | Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов) | | |
18 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов) | | |
19. | Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр) | | |
20. | Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр) | | |
21. | Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и живописи. Мемориальные ансамбли | | |
22. | Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская) | | |
23. | Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский) | | |
24. | Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин) | | |
25. | Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных | | |
26. | Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. | | |
27. | От плоскостного изображения – к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания | | |
28. | Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал | | |
29. | Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье) | | |
30. | Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица) | | |
31. | Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. | | |
32. | Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII–XIX веков | | |
33. | Искусство флористики | | |
34. | Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада | | |
35. | История костюма. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды | | |
7 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата фактического проведения |
1. | Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека | | |
2. | Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобра-зие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитекту-ра Великого Новгорода | | |
3. | Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий) | | |
4. | Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву) | | |
5. | Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко | | |
6. | Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты) | | |
7. | Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое) | | |
8. | Искусство шрифта | | |
9. | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне | | |
10. | Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. | | |
11. | Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский) | | |
12. | Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди) | | |
13. | Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков) | | |
14. | Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский) | | |
15. | Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов) | | |
16. | «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи) | | |
17. | Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов) | | |
18 | Исторический жанр (В.И. Суриков) | | |
19. | «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт-Петербурге) | | |
20. | Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский) | | |
21. | Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм) | | |
22. | Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди) | | |
23. | Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея) | | |
24. | Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) | | |
25. | Художественно-творческие проекты | | |
26. | Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник | | |
27. | Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. | | |
28. | Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности | | |
29. | Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. | | |
30. | Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и живописи | | |
31. | Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж | | |
32. | Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук) | | |
33. | Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер) | | |
34. | Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.) | | |
35. | Художественно-творческие проекты | | |