Рабочая программа по истории 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 7 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: "История России" и "Всеобщая история". Данная рабочая программа направлена на изучение курса "История России" (7 класс) , "Всеобщая история. История Нового времени,1500-1800", 7 класс. В программу включен краеведческий материал по истории Донского края.
Целями и задачами образования изучения истории в 7 классе являются:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а так же представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Учебный план отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в VII классе - 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Средства мониторинга усвоения программы – контрольные работы, тестирование.
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Модуль (глава) | Примерное количество часов | Сроки изучения |
7 класс |
1 | Россия в XVI веке. | 20 | |
2 | Смутное время. Россия при первых Романовых | 20 | |
| Итого | 40 | |
| | | |
3 | Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Реформация. | 13 | |
4 | Первые революции Нового времени. Международные отношения. | 4 | |
5 | Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 8 | |
6 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 3 | |
| Итого | 28 | |
| Всего 7 класс | 6 | |
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Тема | Дата проведения |
7 класс |
1 | Тестирование по теме: «Россия в XVI веке». | |
2 | Тестирование по теме: «Россия в XVII веке». | |
3 | Тестирование по теме: «Возрождение. Реформация». | |
4 | Контрольная работа: «Мир в раннее Новое время». | |
Формы организации учебных занятий - урок, основные виды учебной деятельности - работа в группах, проектные формы работы, работа с экранно-звуковыми пособиями, работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации, в том числе ресурсы Интернета , участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, защита проектов, тестирование и иные.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание |
|
Тема I | Россия в XVI в. (20 ч) | |
1 | | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | П.1 стр.8-14 |
2 | | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | П.2 стр.14-21 |
3 | | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | П.3 стр.21-27 |
4 | | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | П.4 стр.27-35 |
5 | | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | П.5 стр.35-41 |
6 | | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 1 | П.6 стр.42-58 |
7-8 | | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 2 | П.7 стр.58-70 |
9 | | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | П.9 Стр.70-81 |
10 | | Опричнина | 1 | П.10 Стр.81-89 |
11 | | Россия в конце XVI в | 2 | П.11 Стр.89-95 |
16 | | | 1 | |
17 | | Церковь и государство в XVI в. | 1 | |
18-19 | | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 2 | |
20 | | Контрольно-оценочный урок по теме : "Россия в XVI в" | 1 | |
Тема II | Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч) | | |
21 | | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в | 1 | |
22-23 | | Смута в Российском государстве | 2 | |
24 | | Окончание Смутного времени | 1 | |
25 | | Экономическое развитие России в XVII в | 1 | |
26 | | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 | |
27 | | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | |
28 | | Народные движения в XVII в | 1 | |
29-30 | | Россия в системе международных отношений | 2 | |
31 | | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | |
32 | | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | |
33 | | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | |
34 | | Культура народов России в XVII в | 1 | |
35-36 | | Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в | 2 | |
37-38 | | Донской край в XVII в | 2/-1 | |
39-40 | | Контрольно-оценочный урок по теме : "Смутное время. Россия при первых Романовых" | 2/-1 | |
Тема III | Мир в начале нового времени (13 ч) | |
41 | | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 | |
42 | | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 1 | |
43 | | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе. | 1 | |
44 | | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 | |
45 | | Европейское общество в раннее Новое время. | 1 | |
46 | | Повседневная жизнь. | 1 | |
47 | | Великие гуманисты Европы. | 1 | |
48 | | Мир художественной культуры | 1 | |
49 | | Рождение новой европейской науки | 1 | |
50 | | Начало Реформации в Европе | 1 | |
51 | | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 1 | |
52 | | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | 1 | |
53 | | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 1 | |
Тема IV | Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (4 ч) | |
54 | | Освободительная война в Нидерландах. | 1 | |
55 | | Парламент против короля. Революция в Англии. | 1 | |
56 | | Путь к парламентской монархии. | 1 | |
57 | | Международные отношения в XVI-XVIII веках. | 1 | |
Тема V | Эпоха просвещения. Время преобразований(8 ч) | |
58 | | Великие просветители Европы. | 1 | |
59 | | Мир художественной культуры Просвещения. | 1 | |
60 | | На пути к индустриальной эре. | 1 | |
61 | | Английские колонии в Северной Америке. | 1 | |
62 | | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | 1 | |
63 | | Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции. | 1 | |
64 | | Французская революция. От монархии к республике. | 1 | |
65 | | Французская революция: От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 1 | |
Тема VI | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч) |
66 | | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 1 | |
67 | | Государства Востока. Начало Европейской колонизации. | 1 | |
68 | | Итоговое повторение | 1 | |
5. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"История"
Предметные результаты изучения истории в 7 классе включают:
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
использование знаний о месте и роли России во все- мирно-историческом процессе в изучаемый период;
сопоставление развития Руси и других стран в пери- од Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных
воззрений, представлений средневекового человека о мире;
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
составление с привлечением дополнительной литера- туры описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
6. Критерии оценки учебной деятельности обучающихся по истории
Отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено») - достижение обучающимся базового уровня. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.
Отметка «хорошо» (отметка «4») - достижение обучающимся повышенного уровня - усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также кругозор, широта (или избирательность) интересов.
Отметка «отлично» (отметка «5») - достижение обучающимся высокого уровня достижения планируемых результатов .
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
7. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Данилов А. А. | Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина | 2016 | «Просвещение» |
2 | А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко | Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цю- пы. 5—9 классы | 2014 | «Просвещение» |
3 | Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин; под ред. А.В.Торкунова | История России. 7 класс | 2016 | Просвещение |
6 | А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина | Всеобщая история. История Нового времени,1500-1800. 7 класс | 2014 | Просвещение |
8.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. | Веряскина О.Г. Савилова Т.Г. | История России. 9 класс. Тематические тесты. | 2011 | Легион |
2 | И.А.Артасов, О.Н.Мельникова | ГИА-2013: экзамен в новой форме: История 9 класс. | 2013 | Астрель |
3 | Е.А.Гевуркова | ГИА-2010: Экзамен в новой форме. | 2010 | Астрель |
4 | К.В.Волкова | Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс. | 2010 | Вако |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по всеобщей истории для 7 класса разработана на основе авторской программы Ведюшкина В.А. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс, Просвещение, 2017 г. и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Тип программы: базовая программа.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. В. А. Ведюшкин, Д. Ю. Бовыкин, М.: «Просвещение» 2017, включенный в Федеральный перечень учебников.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
В соответствии с учебным планом школы на 2017 - 2018учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цели:
освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности
формирование уважения к истории и культуре, воспитание гражданственности и патриотизма
Задачи: овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации
Планируемые предметные результаты
1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
3. Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
4. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
5. Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере. Выпускник получит возможность научиться:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ | Разделы программы | Количество часов |
1 | Европа открывает мир. | 3 |
2 | Старый порядок: экономика, общество, власть. | 3 |
3 | Европа в XVI-XVII вв.: традиции и новизна. | 10 |
4 | Век Просвещения. | 7 |
5 | Страны Востока в XVI-XVIII вв. | 5 |
6 | Итоговое повторение | 2 |
Итого: | 30ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание |
Глава 1. Европа открывает мир – 3ч. |
1 | | Введение. Мир на заре Нового времени. | 1 | П.1 стр.12-13 |
2 | | Великие географические открытия. | 1 | п.2, стр.14-17 |
3 | | Первые колониальные империи. | 1 | п.3, стр.18-22 |
Глава 2.Старый порядок: экономика, общество, власть – 3ч. |
4 | | Расцвет денежной экономики. | 1 | п.4, стр.26-27 |
5 | | Сельский и городской мир. | 1 | п.5, стр.28-31 |
6 | | Власть и сословия. | 1 | п.6, стр.32-36 |
Глава 3. Европа в XVI – XVII вв.: традиции и новизна – 10ч. |
7 | | Причины и начало Реформации. | 1 | п.7, стр.40-43 |
8 | | Реформация и Контрреформация в середине XVI века. | 1 | п.8, стр.44-45 |
9 | | Вечные соперники: Франция и Испания. | 1 | п.9, стр.46-49 |
10 | | Нидерланды: путь к расцвету. | 1 | п.10, стр.50-51 |
11 | | Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов. | 1 | п.11,стр.52-53 |
12 | | Контрольная работа №1 по теме: Европа в XVI-XVIIвв. | 1 | |
13 | | Век революций в Англии. | 1 | п.12, стр.54-57 |
14 | | Страны Центральной Европы. | 1 | п.13, стр.58-59 |
15 | | Борьба за господство в Европе. | 1 | п.14,стр.60-63 |
16 | | Культура эпохи Возрождения. Культура XVII века. Научная революция. | 1 | П.15-17, стр.64-74 |
Глава 4. Век Просвещения – 7ч. |
17 | | Философы и монархи. | 1 | п.18, стр.78-81 |
18 | | По единому образцу: Европа в XVIII веке. | 1 | п.19, стр.82-85 |
19 | | Сила и слабость Франции. | 1 | п.20, стр.86-87 |
20 | | Международные отношения: в поисках равновесия. | 1 | п. 21, стр.88-91 |
21 | | Культура Западной Европы в XVIII веке | 1 | п.22, стр.92-93 |
22 | | Образование США. | 1 | п.23, стр.94-97 |
23 | | Великобритания. Промышленная революция. | 1 | п.24, стр.98-101 |
Глава 5. Страны Востока в XVI – XVIII вв. – 5 ч. |
24 | | Могущество и упадок Османской империи. | 1 | п.25, стр.106-107 |
25 | | Иран: новый расцвет. | 1 | п.26, стр.108-109 |
26 | | Индия в эпоху великих моголов. Китай и Япония: сила традиций. | 1 | п.27-28, стр.110-115 |
27 | | Контрольная работа №2 по теме: Европа в XVII – XVIII вв. | 1 | |
28 | | Работа с понятиями | 1 | Выучить понятия |
Итоговое повторение – 2ч. |
29 | | Итоговое повторение | 1 | |
30 | | Итоговая контрольная работа по курсу «Новое время. Конец XV-конец XVIII века» | 1 | |