Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель методического объединения __________ Т.В. Гулая Протокол № 03 от «30» августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Т. Н. Свистула «31» августа 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________Л. Н. Козырь Приказ №_________ от «31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
7-А, 7- Б КЛАССЫ
2018 – 2019 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик программы:
Гулая Т.В. – учитель истории
и обществознания
г. Армянск – 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адресность программы:
Рабочая программа предназначена для изучения курса История в 7 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 6-9 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы) « Просвещение» 2016.
Объём программы
Согласно федеральному учебному плану на изучение истории в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Место предмета в учебном плане.
На изучение учебного предмета «История» в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Так
как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом
образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 40 часов, на
изучение Всеобщей истории – 28 часов учебного времени. Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.
Новизна программы
В связи с переходом на новую линейную структуру преподавания отечественной истории в 2018-2019г учебном году 7 класс переведен на новую систему преподавания, предполагающую обновление содержания исторического образования в соответствии с Концепцией единого учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко- культурным стандартом. В связи с этим хронологические рамки изучения истории России в 7 классе меняются: Россия в
XVI—XVII вв.
Изменения в количество часов произведены с учетом графика проведения государственной
итоговой аттестации выпускников средней школы и выходными (праздничными днями),
утвержденными Правительством РФ и Государственным Советом РК.
УМК:
История Нового времени:
учебник Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
История России учебник Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова История России в 2х частях 7 класс. М., Просвещение 2017 г.
Цели и задачи предмета «История»
-воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
-историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты :
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
- изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
- проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
-обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
- навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
-осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
- использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
- использовать ИКТ- технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты:
-применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
- установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
-составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- определение и использование исторических понятий и терминов;
- использование сведений из исторической карты как источника информации;
- овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
- использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
- сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
- высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
- поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
- анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
- сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
- раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
- сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
- определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
- расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
-понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России
К концу изучения курса Истории ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:
Знание хронологии, работа с хронологией.
указывать хронологические рамки и периоды;
Знание исторических фактов, работа с фактами.
характеризовать место, обстоятельство, участников, результаты событий.
Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия
Описание (реконструкция):
рассказывать с связной монологической форме об исторических событиях;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные эпохи;
на основе текста учебника, дополнительной литературы составлять описание памятников культуры народов Европы в период Нового времени, выражать свое отношение, характеризовать вклад народов в мировую культуру.
Анализ, объяснение:
различать факт и его описание;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
излагать суждения и причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственное суждение;
оценивать вклад народов в мировую историю.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Новая история– 28 часов.
Вводный урок 1ч.
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (18 ч)
От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. 1
Понятие о Новом времени. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем.
Новые изобретения и усовершенствования. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Португалия — лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. 1 ч
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Значение Великих географических открытий
Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе. 2 ч
Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. «Ограничители» власти короля. Король — наместник Бога на Земле. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе
Дух предпринимательства преобразует экономику. 1 ч
Условия развития предпринимательства. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. 1 ч
Изменения в социальной структуре общества. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство — джентри — и старое дворянство. Низшие слои населения. Способы преодоления нищенства.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Революция в питании. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Великие гуманисты Европы. 2 ч
От раннего — к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения
Мир художественной культуры Возрождения. 2 ч
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Своеобразие искусства Северного Возрождения
Рождение новой европейской науки. 2ч
Условия развития революции в естествознании. Открытия, определившие новую картину мира. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. 1 ч
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за переустройство церкви. Германия — родина Реформации. Мартин Лютер: человек и общественный деятель.
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. 2ч
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель Игнатий Лойола. Тридентский собор
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. 1 ч
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Золотой век Елизаветы I — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Соперничество с Испанией за морское господство
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.2ч.
Французы — кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (5 ч)
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. 1 ч
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Голландской Республики. Становление капиталистических отношений в стране. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.(2ч) Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Реформы парламента. Казнь короля. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией.
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов
Международные отношения в XVI – XVIIвв. 2 ч
Причины международных конфликтов в Европе в XVI – XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Условия и значение Вестфальского мира. Северная война России и Дании против Швеции. Восточный вопрос. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс
Тема 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3ч)
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 2 ч
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя
Государства Востока. Начало европейской колонизации. 1ч
Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ. Кризис и распад империи Моголов. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское завоевание Китая. Направления русско- китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Самураи и крестьяне. Русско- японские отношения
Итоговое повторение (1 ч)
ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI—XVII вв. (40 ч)
ТЕМА Россия в XVI в (20часов.).
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны в городах и сельской местности. Быт основных сословий.,
ТЕМА Россия в XVII в(20 часов.).
Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление
экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Всеобщая история-28 часов |
| Введение | 1 |
Тема 1. | Мир в нач. Нового времини. ВГО. Возрождение. Реформация. | 18 |
Тема 2 | Первые революции Нового времени | 5 |
Тема 3. | Традиционное общество Востока. Начало европейской колонизации. | 3 |
| Итоговое повторение. | 1 |
История России:- 40 часов |
Тема | Россия в 16 веке. | 20 |
Тема | История России Тема: Смутное время. Россия при первых Романовых | 20 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7-А, 7-Б КЛАССЫ
№ п/п | Дата проведения | Название раздела (кол-во часов), тема урока | Форма контроля/ вид деятельности |
| план | факт | | |
| | | Введение. (1 час.) | |
1. | 04.09 | | От Средневековья к Новому времени (вводный) | Творческая работа |
| | | Всеобщая история Тема 1: Мир в начале Нового времени.(18ч) | |
2. | 07.09 | | Технические открытия и выход к Мировому океану. § 1 | Практическая работа. |
3. | 11.09 | | Встреча миров. Эпоха Великих географических открытий. Португальская эпоха в мореплавании. Испанская эпоха в мореплавании. Значение великих географических открытий. § 2 | Работа с исторической картой: |
4. | 14.09 | | Абсолютизм в Европе. Складывание абсолютизма в Европе. Абсолютизм и представительная власть. § 3 | Составление сравнит. таблицы |
| | | История России Тема: Россия в XVI- в. (20ч) | |
5. | 18.09 | | Мир и Россия в начале эпохи Великих Географических открытий. § 1 | Работа с картой |
6. | 21.09 | | Территория, население и хозяйство России в XVI веке. § 2 | Работа с текстом учебника, документ. |
7. | 25.09 | | Формирование единых государств в Европе и России. § 3 | Сравнение европейс-кого абсолютизма и российского самодержавия; |
8. | 28.09 | | Российское государство в первой трети XVI в. § 4 | Раскрыть смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.; |
9. | 02.10 | | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. § 5 | Составление хронол. таблицы |
10. | 05.10 | | Начало правления Ивана IV. §6 | Работа с картой |
11. | 09.10 | | Реформы Избранной Рады» §6 | Работа с текстом документа |
12. | 12.10 | | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Крым в XVI в. с.50-57 | Работа с картой, Составление опорного конспекта |
13. | 16.10 | | Внешняя политика России во второй поло-вине XVI в восточное и южное направления. §7-8 | Работа с картой, словарная работа |
14. | 19.10 | | Урок-практикум «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война» | Составление хронологической таблицы |
15. | 23.10 | | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» §9 | Текущий контроль |
16. | 26.10 | | Народы России во второй половине XVIв. С. 76-81 | Текущий контроль |
17. | 06.11 | | Опричнина. § 10 | хронологический диктант; установление хронологической последовательности |
18. | 09.11 | | Россия в конце правления Ивана IV. | Называть и раскры-вать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника); |
19. | 13.11 | | Урок-дискуссия «Итоги царствования Ивана IV» | Составление исторического портрета личности |
20. | 16.11 | | Россия в конце XVI в. § 11 | Текущий контроль |
21. | 20.11 | | Церковь и государство в XVI в. § 12 | Текущий контроль |
22. | 23.11 | | Культура народов России в XVI в. Р.к.с.100 | задания с кратким ответом |
23. | 27.11 | | Повседневная жизнь народов России в XVI в. с.105-111 | Подготовка сооб-щений, презентаций |
24. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | задания на описа-ние (реконструк-цию) исторических событий, |
| | | Всеобщая история Тема 1: Мир в начале Нового времени (продолжение).(18ч) | |
25. | 30.11 | | Хозяйственная жизнь Европы в XVI – XVII вв Развитие торговли. Банки и биржи. Мануфактура. § 4 | задания с кратким ответом. |
26. | 04.12 | | Социальная структура европейского общества Нового времени. Буржуазия и дворянство. Крестьянская Европа. Нищие. §5 | задания на реконст-рукцию историчес-ких событий, |
27. | 07.12 | | Повседневная жизнь в VI – XVII. Демографические процессы. Привычки. Одежда. § 6 | Подготовка сообщений, презентации |
28. | 11.12 | | Философия гуманизма. Становление гумма-низма. Первые утопии. §7 | работа с историчес-ким источником, |
29. | 14.12 | | Литература и гуманизм. § 7 с. | работа с историческим источником, |
30. | 18.12 | | Живопись Высокого Возрождения. § 8-9 | Подготовка презентации |
31. | 21.12 | | Итальянское Высокое Возрождение. Северное Возрождение XVII век. §8-9 | Подготовка презентации |
32. | 25.12 | | Зарождение европейской науки. Основы европейской науки. Борьба за новое видение мира. §10 | задания с кратким ответом. |
33. | 11.01 | | Новая картина мира. Зарождение новой европейской медицины. Новая европейская философия. §10 | задания с кратким ответом. |
34. | 15.01 | | Начало Реформации в Европе. Причины реформации. Мартин Лютер и 95 тезисов. Крестьянская война. Аугсбургский мир. §11 | задания с кратким ответом. |
35. | 18.01 | | Распространение Реформации. Контррефор-мация. Кальвинизм. Иезуиты. §12 | Составление опорного конспекта |
36. | 22.01 | | Англия в XVI веке. Правление Генриха VIII. Правление Елизаветы I. §13 | Работа с исторической картой |
37. | 25.01 | | Франция в XVI- первой половине XVIIвв. Начало религиозных войн во Франции. Варфоломеевская ночь. §14 | Работа с истори-ческой картой |
38. | 29.01 | | Война трёх Генрихов. Генрих IV. Правление кардинала Ришелье. § 14 | Работа с истори-ческой картой |
| | | История России Тема: Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч) | |
39. | 01.02 | | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. §13 | задания на описние (реконструкцию) исторических событий |
40. | 05.02 | | Смута в Российском Государстве: причин, начало. § 14-15 | Работа на сотнесе-ние исторических личностей и собы-тий; |
41. | 08.02 | | Смута в Российском государстве :борьба с интервентами. §14-15 | Составление опорного конспекта |
42. | 12.02 | | Окончание Смутного времени. § 16 | Текущий контроль |
43. | 15.02 | | Экономическое развитие России в XVII в. §17 | Работа с историчес-кой картой |
44. | 19.02 | | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. §18 | Составление блок-схемы |
45. | 22.02 | | Изменения в социальной структуре россий-ского общества. §19 | Текущий контроль |
46. | 26.02 | | Народные движения в XVII в. § 20 | Работа с картой |
47. | 01.03 | | Россия в системе международных отноше-ний: отношения со странами Европы. §21-22 | Работа с картой |
48. | 05.03 | | Россия в системе международных отноше-ний: отношения со странами исламского мира и с Китаем. §21-22 | Текущий контроль |
49. | 12.03 | | «Под рукой» российского государя: вхожде-ние Украины в состав России. § 23 | Текущий контроль |
50. | 15.03 | | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. §24 | Работа с истори-ческим источником |
51. | 19.03 | | Народы России в XVII в. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. с.81 | Работа с исторической картой |
52. | 02.04 | | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. §25 | Составление опорного конспекта |
53. | 05.04 | | Культура народов России в XVIIв. §26 | Составление опорного конспекта |
54. | 09.04 | | Сословный быт и картина мира русского человека XVII в с.103 | Составление опорного конспекта |
55. | 12.04 | | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири, Северного Кавказа в XVII в. с.113 | Текущий контроль |
56. | 16.04 | | Крым XVIIв. | Работа с картой |
57. | Культура Крымского ханства. | Подготовка сообщений, презентации |
58. | 19.04 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» | Текущий контроль |
59. | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» | |
| | | Всеобщая история Тема 2: Первые революции Нового времени (5ч) | |
60. | 23.04 | | Нидерландская революция. Нидерланды в империи Габсбургов. Возникновение конфликта. Испанский террор. Война с Испанией. Голландская республика. §15 | исторический, хронологический диктанты; |
61. | 26.04 | | Великая Английская революция. Предпосылки революции. Начало революции. Парламентские реформы и установление республики. §16 | Работа с картой |
62. | 30.04 | | Путь к парламентской монархии в Англии. Протестные движения. Протекторат Оливера Кромвеля. Реставрация монархии. Парламентская система Англии. §17 | Составление таблицы |
63. | 07.05 | | Международные отношения в XVI – XVIIIвв. §18-19 | Подготовка презентации |
64. | 14.05 | | Начало Тридцатилетней войны. Война периода Валленштейна. Вступление Швеции в войну. Вестфальский мир. Европа в XVII. §18-19 | Работа с картой |
| | | Тема 3: Традиционное общество Востока. Начало европейской колонизации.(3ч.) | |
65. | 17.05 | | Страны Востока в XVI – XVIIIвв Традиционное общество Востока § 28 | тестовые задания закрытого типа, |
66. | 21.05 | | Государства Востока: начало европейской колонизации Индии и Китая. §29-30 | Исторический диктант |
67. | 24.05 | | Япония в эпоху правления династии Токугава. § 29-30 | работа с историческим источником, |
68. | Обобщающее повторение по курсу Всеобщей истории | Работа с исторической картой |
| 64 час | | | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка устного ответа.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
1. Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; четко знает исторические даты и исторические события; ответ соответствует «требованиям к уровню подготовки выпускников».
2. Изложил материал грамотным языком, точно используя историческую и обществоведческую терминологию и символику, в определенной логической последовательности.
3. Показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания.
4. Продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, Сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.
5. Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
1. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие историческое или обществоведческое содержание ответа.
2. Допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя.
3. Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
1. Полно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала.
2. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении исторической терминологии, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Ученик не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
4. При достаточном знании теоретического материала была выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
1. Не раскрыто основное содержание учебного материала.
2.Обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.
3. Допущены ошибки в определении понятий, при использовании исторической и обществоведческой терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
4. Ученик обнаружил незнание, и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок:
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки и недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, незнание дат, исторических событий, фактов;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения исторических задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать карты;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного – двух этих признаков второстепенными;
- неточность конкурной карты, мифа;
- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Недочетами являются:
- небрежное ведение записей, чертежей, схем, графиков в работах.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Нормы оценки знаний за творческие работы (проекты) учащихся по истории
Отметка | Содержание |
«2» | Общая информация Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса |
«3» | Тема не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
«4 | Применение и проблемы Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. |
15