СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 5 класс 2019-2020 год

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для  5 класса составлена на основе: Федерального образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 класс 2019-2020 год»

Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок))



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Степано-Савченская основная общеобразовательная школа.

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



Утверждаю.

Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ

Приказ № 43_от _29.08.2014 од.

________________Т.Н.Буряченко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По________________ история______________

(указать учебный курс, предмет)

Уровень общего образования (класс):___основное общее, 5 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов:___________70 часов______________-

Учитель:Лесняк Вера Борисовна

Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (2008г.), программы преподавания истории Древнего Мира под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой (М. «Просвещение» 2007 г.) (указать примерную программу/ программы, издательство, год издания при наличии)







2014-2015 год



5 класс

История Древнего мира

(70 ч. 2 ч. в неделю)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (2008г.), программы преподавания истории Древнего Мира под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой (М. «Просвещение» 2007 г.)

Используемый УМК:

1. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2013.

2. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Г. И. Годер 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2014.

3. Методические рекомендации к урокам по истории Древнего Мира под ред. А.А.Вигасина, И.С.Свенцицкой М. Просвещение, 2010.

4. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.5-е издание к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.- М.: «ВАКО», 2010 г.





Цели и задачи курса «История Древнего мира»

Задачи курса:

-формировать историческое мышление;

-дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

-чем отличается Древний мир от мира современного.

Цели курса:

-осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

-показать наиболее яркие личности Древнего мира и раскрыть их роль в истории и культуре;

-дать представление о важнейших идеях, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (законы, демократия, республика, деспотическая форма правления, моральные нормы, религиозные верования);

-раскрыть на конкретных примерах, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с историческими источниками;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.



Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Для учащихся 5 класса «История древнего мира» - это первый систематический курс всеобщей истории. Программа курса охватывает период от древности до падения Западной Римской империи. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Учебный курс дает возможность проследить роль древних цивилизаций в складывании основ современного мира.



Место учебного предмета в Степано-Савченской ООШ

Рабочая программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса истории в 5 классе выделено 70 часов (35 учебных недель). Программа рассчитана на 2 часа в неделю.



Особенности содержания рабочей программы

В связи с тем, что в начальных классах учащиеся знакомятся с первоначальными сведениями по истории (историческими источниками, хронологией, символикой и т.д.), данная рабочая программа не предполагает преподавание пропедевтического модуля «Что изучает история», предусмотренного федеральным компонентом государственного стандарта основного (общего) образования. Региональный компонент в рабочей программе отсутствует.



Содержание истории Древнего мира



Вводный урок (1 ч) Понятие «первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории. История Древнего мира – часть всеобщей истории.

Первобытное общество (7 ч)

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (20 ч)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир (22 ч)

Природные условия Древней Греции. Населения, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены).



Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока.





Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.



Древний Рим (17 ч)



Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.



Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.



Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Итоговое повторение (3 ч)



Тематическое планирование по истории Древнего мира в 5 классе (70 часов)



Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Контроль

1

Вводный. История Древнего мира – часть всеобщей истории

1

Входной контроль

2

Раздел 1.Жизнь первобытных людей.

7


Тема 1. Первобытные охотники и собиратели.

3



Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

4


3

Раздел 2.Древний Восток

19


Тема 1. Древний Восток

7


Контрольная работа «Древний Египет»


Тема 2. Западная Азия в древности

7



Тема 3. Индия и Китай в древности

5

Контрольная работа «Западная Азия. Индия. Китай»

4

Раздел Древняя Греция

22


Тема 1.Древняя Греция

5



Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

8


Тема3. Возвышение Афин в Vв. До н.э. и расцвет демократии»

5



Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4

Контрольная работа «Древняя Греция»

5

Раздел 3Древний Рим

17


Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3



Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

4



Тема 3. Гражданские войны в Риме

4



Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры

3



Тема 5. Падение Западной Римской империи

3

Итоговая контрольная работа


Итоговое повторение

4









Календарно-тематическое планирование по курсу «История Древнего мира» (5 класс)


Тема урока

Кол-во

Виды деятельности

Элементы содержания

Основные понятия

Требования к результатам

Виды контроля

Д/з

Дата

1

История древнего мира - часть всеобщей истории

1

Составление рассказа об источниках древности.

Что такое история? Исторические источники и факты. Источники знаний о прошлом. Отечественная история. Всеобщая история.

История, археология, исторический источник, Всеобщая история

Знать,что изучает Всеобщая история, отличие отечественной истории от всеобщей. Объяснять смысл терминов урока.

Входной контроль. Беседа.

С. 6


Раздел 1. Жизнь первобытных людей


Тема 1. Первобытные охотники и собиратели.

3








2

Древнейшие люди

1

Работа с картой, текстом учебника, составление рассказа.

Гипотезы возникновения человека, влияние природы на жизнь первобытных людей, их внешний облик, орудия труда, охота и овладение огнём.

Орудия труда. Человеческое стадо, палка- копалка. Рубило.

Знать отличия первобытного человека от животных. Уметь описывать портрет древнейшего человека. Объяснять, какими орудиями пользовался.


Беседа. Задания в рабочей тетради.

§1

06.09

3

Родовые общины охотников и собирателей

1

Составить рассказ, беседа, задание на описание орудий труда, сравнение родовой и соседской общин.

Развитие человека в процессе и под влиянием труда, коллективы первобытных людей.

Остроконечник рубило, гарпун, род, родовая община, племя.

Знать признаки родовой общины. Уметь составлять рассказ по рисунку.

Работа по карточке. Задания в рабочей тетради.

§2

10.09

4

Возникновение искусства и религиозных верований

1

Задание на объяснение причин возникновения религии и первобытного искусства

Особенности мифологического сознания и представлений об окружающем мире. Первобытное искусство. Загадки древних художников.

Религия, искусство, колдовской обряд, душа.

Уметь объяснять причину появления верований, религии. Рассказывать о возникновении первобытного искусства.

Работа по карточке.

Составление кроссворда.

§3

13.09


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

4








5

Возникновение земледелия и скотоводства

1

Задание на описание предметов быта и орудий труда первобытных земледельца и скотовода.

Переход от охоты к скотоводству и от собирательства к земледелию. Ремесло и обмен. Ткачество.

Зернотёрка, керамика, Старейшина, племя.

Рассказывать о жизни семей земледельца и скотовода. Объяснять исторические термины.

Самостоятельная работа ( в форме теста) «Первобытность».

§ 4

17.09

6

Появление неравенства и знати

1

Составление таблицы, задание на сравнение. Самостоятельная работа с учебником.

Изобретение орудий труда из металла. Переход к соседской общине. Выделение знати. Зарождение неравенства, государства

Мотыга. Плуг, неравенство, классы, государство, знать, соседская община.

Уметь сравнить родовую и соседскую общину. Устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека.

Беседа, сравнительная таблица «Родовая и соседская таблица», схема образования государства

§ 5

20.09

7

Первобытный мир

1

Составление рассказа. Творческие задания.

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Жизнь и занятия первобытного мира

Все понятия темы.

Уметь применять полученные знания на практике.

Тест, задания. Кроссворд, решение исторических задач


24.09

8

Счёт лет в истории

1

Решение хронологических задач. Составление исторических задач на счет исторического времени.

Хронология, как считали время в древности, современное летоисчисление.

Век, тысячелетие

Знать, как вёлся счёт лет в истории, устанавливать последовательность счёта на ленте времени.

Задания в рабочей тетради.

С. 28-30

27.09


Раздел 2 Древний Восток

19









Тема 1. Древний Египет

7








9

Государство на берегах Нила

1

Задание на работу с картой. Рабочая тетрадь.

Древний Египет: географическое местоположение и природные условия, население. Власть фараонов.

Папирус, дельта, оазис, фараон, цивилизация.

Показывать на карте положение Древнего Египта. Описывать условия жизни и основные занятия древних египтян.

Интерактивная беседа. Задания в рабочей тетради.

§ 6

01.10

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

Составление рассказа. Задание на изложение выводов и фактов

Земледельцы и ремесленники, их жизнь, занятия, жилища, строительство дамб, шадуфов.

Налоги, писцы, шадуф, ремесло, обмен, ремесленник.

Составлять рассказ о жизни земледельца и ремесленника. Уметь самостоятельно находить в учебнике нужную информацию.

Фронтальный опрос. Проверка рассказов.

§ 7

04.10

11

Жизнь египетского вельможи

1

Самостоятельная работа «Жизнь египтян». Составление плана «Один день жизни египетского вельможи». Работа с документом

Усадьба вельможи. Служебные обязанности вельможи.

Вельможи

Составлять рассказ о жизни вельможи. Уметь самостоятельно находить нужную информацию в учебнике.

Тест. Проверка планов.

§ 8

08.10

12

Военные походы фараонов

1

Составление рассказа. Работа с контурной картой

Войско фараона, его состав, вооружение. Направления походов, их цели, результаты. Обращение пленных в рабов.

Колесницы. Дротики.

Знать цели и направления военных походов египетских фараонов. Уметь работать с картой. Составлять рассказ.

Задания в рабочей тетради. Интерактивная беседа.

§ 9

11.10

13

Религия древних египтян

1

Самостоятельная работа с текстом. Поиск нужной информации.

Многобожие, мифы о богах, жрецы, обожествление фараонов, религиозные обряды. Роль религии в жизни египтян.

Религия, многобожие, храм, жрецы.

Знать особенности религиозных верований египтян.

Опрос, выполнение заданий.

§ 10

15.10

14

Искусство Древнего Египта

1

Составление плана «Искусство Древнего Египта». Презентация.

Пирамиды фараонов- одно из чудес древнего мира. Строительство храмов, сокровища гробниц и храмов.

Пирамида. Сфинкс. Культура. Искусство.

Объяснять назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов. Уметь обобщать, делать выводы.

Беседа, задания.

§ 11

18.10


15

Письменность и знания древних египтян

1

Работа с документом. Задание на сравнение.

Иероглифическое письмо. Поучения писцов ученикам. Учителя и ученики в египетской школе.

Иероглифы, свиток, папирус.

Уметь работать с историческим документом.

Беседа. Понятийный диктант.

§ 12

22.10



Тема 2. Западная Азия в древности

7









16





Древнее Двуречье

1

Работа с документом. Задание на сравнение географического положения, природных условий, занятий.

Древнее Двуречье: местоположение, природные условия, климат, население и его занятия.

Передняя Азия, ремесло, обмен, клинопись.

Называть и показывать расположение Древнего Двуречья на карте. Уметь работать с историческими документами. Делать обобщения, выводы.

Беседа, задания в рабочей тетради.

§ 13

29.10


17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Работа с документом. Задания. Составление плана «Законы Хаммурапи»

Город Вавилон и его достопримечательности. Хаммурапи и его законы.

Закон, аренда, ростовщик, рабы,рабовладельцы.

Объяснять цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи. Уметь работать с документом, анализировать, делать выводы.

Проверка планов. Беседа.

§ 14

01.11


18

Финикийские мореплаватели

1

Работа с контурной картой, задания.

Города финикийцев: местоположение, природные условия, занятия населения, торговля, мореплавание. Изобретения финикийцев, колонии.

Колония, алфавит

Характеризовать финикийские города. Сравнивать письменность финикийцев с письменностью Египта или Двуречья, делать выводы.

Проверка заданий по контурной карте. Виртуальное путешествие.

§ 15

12.11


19

Библейские сказания

1

Самостоятельная работа с текстом учебника. Поиск нужной информации.

Библейские сказания о героях, мифы, заповеди Божии.

Библия, миф, Ветхий Завет, предание, заповеди, Завет.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, документом. Находить нужную информацию, сообщать информацию.

Решение кроссвордов. Заслушивание сообщений учащихся.

§ 16

15.11


20

Древнееврейское царство

1

Самостоятельная работа с текстом учебника. Поиск нужной информации.

История царя Давида. Притчи Соломона.

Иерихон, жертвенник.

Уметь самостоятельно работать с учебником, находить нужную информацию, делать сообщения.

Решение кроссвордов. Сообщения учащихся.

§ 17

19.11


21

Ассирийская держава

1

Работа с документом, с картой. Составление рассказа.

Местоположение Ассирии. Природные условия, занятия населения. Ассирийское войско. Завоевания царей.

Конница, таран, держава, библиотека глиняных книг.

Показывать передвижения войск на карте. Характеризовать ассирийское войско.

Работа в рабочей тетради.

§ 18

22.11


22

Персидская держава «царя царей»

1

Работа с контурной картой, рабочей тетрадью. Составление сравнительной таблицы.

Крупнейшие царства Передней Азии. Персидское войско. Завоевания персов при Кире, Дарии I.

Держава

Характеризовать персидское войско. Показывать по карте завоевания персов.

Интерактивная беседа. Решение исторических задач.

§ 19

26.11



Тема 3. Индия и Китай в древности

5









23

Природа и люди древней Индии

1

Самостоятельная работа с текстом учебника. Задание на сравнение.

Местоположение Индии. Природно-климатические особенности, занятия населения, особенности религиозных верований. Храмы, индийские цифры, шахматы.

Религия, джунгли.

Показывать по карте, рассказывать об особенностях природных условий Индии, религиозных верованиях.

Работа с документом, рабочей тетрадью.

§ 20

29.11


24

Индийские касты

1

Составление рассказов.

Происхождение каст. Почитание брахманов. «неприкасаемые» Буддизм. Объединение Индии.

Касты, буддизм, брахманы.

Уметь находить в тексте нужную информацию. Анализировать, делать выводы.

Выполнение дифференцированных заданий. Проверка сообщений.

§ 21

03.12


25

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Самостоятельная работа с текстом учебника. Поиск нужной информации

Местоположение Китая. Природные условия, занятия населения. Китайский мудрец Конфуций и его учение.

Хуанхэ, Янцзы, бамбук, Конфуций

Описывать условия и образ жизни людей древнего Китая. Знать основные положения учения Конфуция. Анализировать, делать выводы.

Беседа. Работа в рабочей тетради.

§ 22

06.12


26

Первый властелин единого Китая

1

Историческое сочинение. Работа с картой.

Объединение Китая. Цинь Шихуан. Войны с соседями. Китайская письменность. Изобретения и открытия.

Гунны, бойница. Великая Китайская стена.

Называть хронологические рамки событий. Показывать по карте завоевания китайцев.

Беседа, задания.

§ 23

10.12


27


Западная Азия. Индия. Китай.

1

Контрольная работа

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Основные понятия

Читать карту с опорой на легенду. Поиск информации в учебнике. Описывать исторические объекты и культурные памятники. Сравнивать.

Контрольная работа «Западная Азия. Индия. Китай».


13.10



Раздел 3. Древняя Греция

22










Тема 1. Древнейшая Греция

5









28

Греки и критяне

1

Виртуальное путешествие. Самостоятельная работа с учебником. Просмотр видеофильма.

Местоположение, природа, население Греции. Критское царство. Микены. Археологические находки.

Балканский полуостров, о. Крит, Минос, Минотавр, Дедал, Ариадна, города Греции.

Рассказывать о природных условиях Древней Греции и их влиянии на жизнь людей. Излагать мифы Древней Эллады, объяснять их значение для изучения истории.

Рассказы учащихся.

§ 24

17.12


29

Микены и Троя

1

Задание на изложение мифов Древней Греции, соотнесение в них мифического и реального. Рассказ о Крите и Микенах

В крепкостенных Микенах. Троянская война. Миф о начале Троянской войны.

Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис, Агамемнон.

Показывать, как в мифах Древней Греции рассказывалось об устройстве мира и истории общества, о греческих богах. Рассказывать о Микенском государстве, характеризовать Микенские дворцы.

Проверка рассказов. решение исторических задач.

§ 25

20.12


30

Поэма Гомера «Илиада»

1

Ролевая игра. Задание на анализ «Илиады», определение реального и мифического в жизни героев. Работа с документом.

«Илиада»- как художественное произведение.

Поэма

Знать содержание поэмы «Илиада». Излагать миф о причинах троянской войны. Коммуникативные умения.

Самостоятельная работа (в форме теста) «Греки и критяне»

§ 26

24.12


31

Поэма Гомера «Одиссея»

1

Ролевая игра. Задание на анализ поэмы «Одиссея», определение реального и мифического в жизни героев

«Одиссея»- как художественное произведение.

Поэма

Знать содержание поэмы «Одиссея». Коммуникативные умения.

Интерактивная беседа.

§ 27

27.12


32

Религия древних греков

1

Задание на объяснение сути религии древних греков. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Многобожие, мифы о богах, роль религии в жизни общества.

Многобожие, религия.

Рассказывать о религии древних греков. Уметь работать с документом. Уметь выступать с сообщениями (мифы о богах).

Рабочая тетрадь. Выступления учащихся.

§ 28

10.01



Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

8









33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

Задания на установление последовательности событий. Просмотр видеофильма.

Аттика, её положение на карте Греции. Занятия населения. Древнегреческий полис, Драконовские законы. Долговое рабство.

Аттика, полис, демос, ареопаг, архонты.

Объяснять, как образовались греческие полисы, причины деления полисов по роду занятий на торгово- ремесленные и сельскохозяйственные.

Рабочая тетрадь. Интерактивная беседа.

§ 29

14.01


34

Зарождение демократии в Афинах

1

Задание на выявление причин и следствий реформ Солона. Рабочая тетрадь. Историческое сочинение о Солоне.

Борьба демоса и знати. Реформы Солона. Управление Афинами при Солоне.

Демос. Реформа, демократия, Народное собрание.

Характеризовать политическую власть в Афинах, определять причины борьбы демоса и знати. Раскрывать суть реформ Солона, показывать изменения, произошедшие в результате реформ.

Задания в рабочей тетради. Проверка сочинений.

§ 30

17.01


35

Древняя Спарта

1

Задание на определение общего и особенного в воспитании в Афинах и Спарте. Задание на объяснение понятий урока.

Лакония. Спартанцы и илоты. Быт спартанцев. Спарта- военный лагерь.

Спартанцы. Илоты, Совет старейшин, Лакония, Мессения.

Рассказывать о Спарте, характеризовать её государственное устройство. Знать особенности спартанского воспитания.

Проверка составления таблицы. Понятийный диктант.

§ 31

21.01


36

Основание греческих колоний.

1

Работа с контурной картой. Просмотр видеофильма.

Причины греческой колонизации, её направления. Греки и скифы. Значение греческой колонизации.

Колония, эллины. Скил- царь скифов.

Знать причины возникновения колоний. Уметь показывать по карте направления греческой колонизации.

Беседа. Задания в рабочей тетради.

§ 32

24.01


37

Олимпийские игры в древности.

1

Презентация. Составление рассказа от имени участника или зрителя Олимпийских игр

Место, время и продолжительность Олимпийских игр. Виды состязаний.

Атлеты, пятиборье, Олимпийские игры.

Рассказывать об Олимпийских играх.

Проверка рассказов.

§ 33

28.01


38

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Составление фильма о Марафонской битве. Задание на определение участников греко- персидских войн. Работа в рабочей тетради.

Угроза порабощения греков. Марафонская битва. Причины победы греков.

Стратег, фаланга, Марафон, Мильтиад.

Раскрывать причины греко- персидских войн. Рассказывать о марафонской битве. Определить причины победы греков.

Понятийный диктант. Тест.

§ 34

31.01


39

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Работа в рабочей тетради. Задания. Составление плана «Борьба греков с персами»

Подготовка эллинов к новой войне. Бой в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение.

Фемистокл, Фермопильский проход, триера.

Рассказывать о крупных сражениях греко- персидских войн. Уметь показывать по карте места сражений.

Проверка планов. Решение творческих заданий.

§ 35

04.02


40

Борьба Греции с персами

1

Самостоятельная работа.

Систематизация и контроль знаний по теме

Основные понятия

Уметь применять полученные знания на практике

Тест.


07.02



Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

5









41

В гаванях афинского порта Пирей

1

Составление рассказа о гаванях порта Пирей. Просмотр видеофильма.

В военных и торговых гаванях, продажа рабов.

Пирей, верфи, Совет пятисот

Рассказывать о положении граждан, переселенцев и рабов. Уметь сопоставлять. Делать выводы.

Проверка рассказов.

§ 36

11.02


42

В городе богини Афины

1

Виртуальное путешествие.

Просмотр видеофильма.

Афины - город искусств. Район Керамик. Агора. Акрополь.

Агора, Фидий, Ника, Акрополь, портики, Парфенон.

Описывать город Афины, описывать и выявлять особенности архитектуры в храмах.

Выступления учащихся – экскурсоводов.

§ 37

14.02


43

В Афинских школах и гимнасиях

1

Самостоятельная работа с текстом учебника. Поиск нужной информации.

Рабы- педагоги. Занятия в школе. Посещение палестры. В Афинских гимнасиях.

Палестра, гимнасия.

Уметь работать в группах. Самостоятельно находить нужную информацию в тексте параграфа.

Дифференцированные задания. Выступления учащихся.

§ 38

18.02


44

В театре Диониса

1

Ролевая игра

Происхождение театра, его устройство. Актёры. Хор. Софокл. Аристофан. Театр- школа для взрослых.

Сатира, комедия, трагедия, театр, орхестра, скене.

Рассказывать о театре. Знать отличие комедии и трагедии в Древней Греции. Коммуникативные умения.

Исполнение отрывка из комедии «Птицы»

§ 39

21.02


45

Афинская демократия при Перикле

1

Составление рассказа об участниках демократического управления. Задание на объяснение мотивов, целей и результатов деятельности Перикла. Работа с документом.

Перикл, его друзья и враги. Государственная служба. Роль народных собраний.

Демократия, стратег, Народное собрание.

Характеризовать и выявлять черты, присущие афинской демократии. Уметь работать с документом.

Проверка рассказов. Понятийный диктант.

§ 40

25.02



Тема 4. Македонские завоевания в IV в.до н.э.

4









46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Задание на выявление причин потери Грецией независимости. Работа в рабочей тетради.

Соперничество Афин и Спарты. Возвышение Македонии. Македонская фаланга. Потеря Грецией независимости.

Фаланга

Объяснять причины возникновения македонского царства. Характеризовать внутреннюю жизнь Македонии. Описывать состояние македонской армии.

Интерактивная беседа. Задания в рабочей тетради.

§ 41

28.02


47

Поход А. Македонского на Восток

1

Работа с контурной картой. Историческое сочинение об А. Македонском.

Победы А. Македонского. Гибель Персидского царства. Империя А. Македонского.

Империя

Рассказывать о македонских царях Филиппе и Александре, о войне А. Македонского против персов. Уметь работать с картой. Определять причины побед А. Македонского.

Задания в рабочей тетради. Проверка сочинений.

§ 42

04.03


48

В Александрии Египетской.

1

Виртуальное путешествие. Просмотр видеофильма.

Облик города Александрии. Памятники культуры. Знаменитые люди.


Рассказывать об Александрии Египетской.

Рассказы учащихся

§ 43

07.03


49

Древня Греция

1

Выполнение контрольной работы.

Политическая система Древней Греции. Образ жизни и быт жителей Древней Греции. Развитие культуры в Древней Греции.

Основные понятия

Сопоставить факты. Работать с документами. Решать кроссворды, тесты. Выделять главную мысль.

Тест «Древняя Греция»


11.03



Раздел 4. Древний Рим.

17










Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

3









50

Древнейший Рим

1

Задания на выбор дат из предложенных, на установление длительности превращения Рима из маленького городка в крупный столичный город.

Местоположение, природные условия Аппенинского полуострова. Древние жители Италии, их занятия. Легенда об основании Рима. Управление городом.

Сенат, Народное собрание. Патриции, плебеи.

Называть дату основания Рима и превращения его в крупный город. Устанавливать длительность этого процесса. Описывать условия жизни древних латинян.

Рабочая тетрадь. Сравнительная таблица.

§ 44

14.03


51

Завоевание Римом Италии

1

Задание на определение по содержанию легенды системы управления в Риме. Работа с документом.

Завоевание Италии. Возникновение республики.

Республика.

Определять, какое управление было в Риме. Как изменилось управление в Риме после изгнания царя.

Понятийный диктант. Беседа.

§ 45

18.03


52

Устройство Римской республики

1

Составление сравнительной таблицы по управлению в древнейшем Риме и Римской республике.

Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его роль в Риме. Римское войско.

Консулы, народные трибуны, Форум, Сенат, легион.

Рассказывать о реальном управлении в древнейшем Риме. Объяснять причину разделения населения на патрициев и плебеев.

Решение творческих заданий. Проверка таблицы.

§ 46

01.04



Тема 2. Рим – сильнейшая держава средиземноморья

4









53

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Работа с контурной картой. Задание на установление причинно-следственных связей.

Причины и характер Второй Пунической войны. Итоги войны. Ганнибал - талантливый полководец.

Ганнибал, Замы, Канны.

Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия. Уметь работать с картой.

Интерактивная беседа. Задания в рабочей тетради.

§ 47

04.04


54

Установление господства Рима во всём Средиземном.

1

Работа в рабочей тетради. Беседа. Работа с картой.

Присоединение к Риму Греции, Македонии, Сирии, Египта. Разрушение Коринфа и Карфагена.

Триумф, император.

Характеризовать установление власти Рима над всем Средиземноморьем. Уметь работать с картой. Делать выводы.

Интерактивная беседа. Решение исторических задач.

§ 48

08.04


55

Рабство в Древнем Риме

1

Выполнение индивидуальных заданий. Самостоятельная работа.

Источники рабства. Использование труда рабов. Рабы- гладиаторы.

Раб, гладиатор, рабовладелец.

Рассказывать о рабовладении в Древнем Риме: завоевание, жизнь, работа, использование в качестве развлечений. Уметь самостоятельно находить нужную информацию, выступать с сообщением.

Проверка заданий. Выступления учащихся.

§ 49

11.04


56

Установление господства Рима во сем Средиземноморье

1

Самостоятельная работа

Систематизация и контроль знаний

Основные понятия

Уметь применять полученные знания на практике

Тест.


15.04



Тема 3. Гражданские войны в Риме

4









57

Земельный закон братьев Гракхов

1

Историческое сочинение о Тиберии Гракхе

Разорение земледельцев. Гражданские войны в Риме. Братья Гракхи. Земельный закон.

Гражданская война

Объяснять причины и последствия гражданских войн в Риме. Рассказывать суть земельного закона братьев Гракхов.

Проверка сочинений. Интерактивная беседа.

§ 50

18.04


58

Восстание Спартака

1

Историческое сочинение о Спартаке.

Причины восстания. Первая победа над римскими войсками. Походы и поражение восстания.

Восстание

Описывать восстание рабов в Риме: причины, армия Спартака, ход восстания, результаты.

Познавательные задания.

§ 51

22.04


59

Единовластие Цезаря

1

Работа с документом. Анализ исторических событий.

Гай Юлий Цезарь. Захват власти. Единовластие. Гибель Цезаря.

Диктатор, единовластие.

Объяснять причины установления единовластия Цезаря. Уметь анализировать исторические события, делать выводы.

Беседа. Понятийный диктант.

§ 52

25.04


60

Установление империи

1

Работа с документом. Составление плана.

Антоний и Октавиан. Поражение сторонников республики. Божественный Август.

Монархия, преторианцы

Соправительство Антония и Октавиана. Императорская власть. Давать характеристику римским императорам.

Познавательные задания . Работа в рабочей тетради.

§ 53

29.04



Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры.

3









61

Соседи Римской империи

1

Самостоятельная работа. Работа в группах.

Установление мира с Парфией, разгром римских войск в Германии. Германцы, славяне.


Рассказывать о борьбе римлян с варварами. Высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Тест «Установление империи в Риме»

§ 54

02.05


62

В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и из учение.

1

Работа по карточкам. Составление характеристики

Деятельность Нерона. Оценка деятельности Нерона. Христианство, его место в мировой культуре.










Нерон. Христианство, религия.

Давать характеристику деятельности императора Нерона. Умение отстаивать свою точку зрения. Рассказывать о зарождении христианства, его роли в мировой культуре.

Сообщения учащихся

§ 55-56

06.05


63

Расцвет империи во 2-м веке до н. э

. «Вечный город» и его жители.

1

Просмотр видеофильма.

«Вечный город», его достопримечательности. Быт и нравы римлян. Правление Траяна.

Триумфальная арка, Колизей. Пантеон, термы. Цирк.

Уметь составлять рассказ . Описывать основные архитектурные сооружения и скульптурные памятники.

Составление рассказов.

§ 57-58

13.05



Тема 5. Падение Западной Римской империи

3









64

Римская империя при Константине.

1

Составить план «Правление Константина»

Император Константин. Колоны и рабы с хижинами. Признание христианства государственной религией.

Христианство

Характеризовать деятельность императора Константина. Делать выводы, обобщения.

Проверка планов. Задания в рабочей тетради.

§ 59

16.05


65

Взятие Рима варварами

1

Познавательные задания. Составление плана «Причины падения Рима!

Римляне и варвары. Падение Западной Римской империи.

Варвары

Объяснять причины распада Римской империи на западную и восточную, причины падения Западной Римской империи.

Проверка планов. Понятийный диктант.

§ 60

23.05



66

Итоговая контрольная работа

1

Выполнение контрольной работы.

Особенности цивилизаций Древнего мира. Вклад в мировую культуру.

Основные понятия

Уметь применять полученные знания на практике.

Контрольная работа


27. 05



Итоговое повторение

4









67-68

Вклад народов древности в мировую культуру

2

Игровая эстафета.

Особенности Древних цивилизаций.

Ключевые понятия всего курса

Уметь применять полученные знания на практике

Творческие задания.


30.05


69

Семь чудес света

1

Презентация

История семи чудес света.


Уметь представлять презентацию и осуществлять её защиту.

Выступления учащихся




70

Знаешь ли ты историю…?

1

Викторина

Исторические личности, основные события, факты, достижения древних цивилизаций.


Уметь применять полученные знания на практике.

Участие в викторине



























Общеучебные знания, умения

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, искать оригинальные решения.

Историческое образование играет важную роль в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью развернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты. На уроках истории учащиеся могут овладевать монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), умению оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносит их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.





Результаты

В результате изучения истории Древнего мира ученик должен

Знать/понимать

- основные этапы и ключевые события мира в древности;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

Уметь

- соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;

- сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

- спорить и отстаивать свои взгляды;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

-Самостоятельная работа (в форме теста)

-Контрольная работа

-Понятийный диктант, хронологический диктант

-Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы.

-Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий.

-Предусмотрены творческие работы, создание презентаций, сообщения.

Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. Полностью не усвоил материал.

Оценка письменных (тестовых) работ

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

«2» - 0-49 % заданий;

«3» - 50-69% заданий;

«4» - 70-89% заданий;

«5» - 90-100% заданий



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

Для учащихся:

1. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2011.

2. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Г. И. Годер 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2011.

2. Методические рекомендации к урокам по истории Древнего Мира под ред. А.А.Вигасина, И.С.Свенцицкой М. Просвещение, 2010.

3. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.3-е издание к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.- М.: «ВАКО», 2007г.

4. Андреевская Т.П. История Древнего мира. Контрольные и проверочные работы 5 класс. М.,АСТ Астрель, 2002

5. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

6. Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: «Лист», 2004 .

7. Настенные исторические карты

Мультимедийные пособия по истории Древнего мира

1. Электронный учебник: Всеобщая история 5 класс

2. Видеофильм «Древняя Греция»

3. Видеофильм «Древний Рим»

4. Интернет-ресурсы


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!