СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для общеобразовательной школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чувашская гимназия г. Белебея

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан



Рассмотрено на заседании ШМО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Протокол № _____ заместитель директора по УВР директор МАОУ Чувашская гимназия

«__»____2020 г. ____ /Алексеева В.К./ ____ /Петрова Е.М/

Руководитель ШМО «___»_______ 2020 г. «___»_________2020 г.

_____/Буркова Т.В./

Рабочая программа по учебному предмету «История»

на 2020 – 2021 учебный год

для 5 - 9 класса

Уровень: основное общее образование

Классы: 5-9

Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М: Просвещение, 2015.


Учебники: 5 кл. – А.А.Вигасин и др.. История Древнего мира, М: Просвещение,2020.

6 кл.- Е.В.Агибалова и др. История средних веков. М: Просвещение,2020; под ред. А.В.Торкунова. История России. М: Просвещение,2017.

7 кл.- А.Я.Юдовская. История нового времени. Конец 15- конец 18 века. М: Просвещение,2020.; под ред. А.В.Торкунова История России. М: Просвещение,2020.

8 кл. – А.Я.Юдовская. История нового времени. М: Просвещение,2020.; под ред. А.В.Торкунова История России. М: Просвещение,2018.

9 кл. - – А.Я.Юдовская. Новая история М: Просвещение,2018.; под ред. А.В.Торкунова История России. М: Просвещение,2019.


Количество часов по учебному плану всего 70 (в 9 кл. - 68), в неделю- 2 часа.

Учитель: Григорьева Г.Р., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория.


Белебей, 2020 г.



1. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса истории.

Рабочая программа по учебному предмету «История» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных, предметных результатов:

Личностные результаты:

- формирование у учащихся и гуманизма толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;

- самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;

- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;

- понимание роли социально активной личности в истории;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;

- формирование у учащихся устойчивого и интереса уважения к истории и культуре человечества;

- выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека демократии и, закладывание основы для и понимания индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;

- выработка умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию в поведения соответствии с ценностями и гуманизма исходя из представлений о возможных исторических последствиях;

- гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело видеть бы у выпускников основной школы которые и помогут жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением собственной к жизни и жизни других людей.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать регулировать и свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, сопоставлять простой и развернутый план, составлять тезисы, конспект, формулировать обосновывать и выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- формирование социально-адаптивной (гражданственной) познавательной и компетентностей, а также коммуникативной компетентности: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;

- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.

В метапредметным целом результатом учебной деятельности является развитие способности решать творческие задачи. Курс ориентирует учащихся на работу с информацией, находящейся за пределами учебной книги, в реальной социокультурной среде (художественная литература, музеи, памятники истории и культуры, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, Интернет и т.д.), что развивает метапредметные умения использовать различные виды внешкольных источников социальной информации.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания познания и современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического для анализа раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, а также процессов, происходящих в современном мире;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность познавательную и ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников России и мира;

- освоение школьниками общих принципов постановки решения и познавательных проблем и посильных для учащихся данной возрастной группы методов исторических анализа источников, выявления предпосылок причин и исторических событий, сопоставления целей и результатов деятельности социальных групп исторических и личностей, объяснения фактов, сопоставления различных суждений;

- выработка умения определять и объяснять понятия;

- формирование умения выделять главную мысль, идею в параграфе учебника, письменном историческом документе, рассказе учителя, выступлении одноклассника; рассматривать исторические в процессы развитии, определяя причины, этапы особенности и развития, результаты;

- выработка умений сравнивать исторические факты, явления процессы и, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию; решать проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать; давать оценку историческим и событиям процессам, деятельности исторических личностей.

Метапредметными результатами изучения курса « История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Комуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.



Программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение», 2011);

- Примерной программы основного общего образования по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М: Просвещение, 2015.- (Стандарты второго поколения);



























2. Содержание тем учебного курса по истории.

5 класс. История Древнего мира.

Что изучает история. Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).

Всеобщая история. История Древнего мира. Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки Древней истории.Первобытное общество. Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к современному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли. Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности. Древний Восток. Древний Египет .Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства. Древние цивилизации Азии. Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона. Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета. Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока. Древняя Греция и эллинистический мир. Зарождение цивилизации Древней Греции. Природные условия Древней Греции. Эллины. Древнейшие государства. Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль). Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания. Расцвет древнегреческой цивилизации.Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн. Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла. Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля. Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока. Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Древний Рим. Природные условия и население Древней Италии.Этруски. Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики. Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья. Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы)

6 класс. История Средних веков (28 ч)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «тёмный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Особенности развития разных частей света в эпоху Средневековья. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные.

Раннее Средневековье. Завершение и итоги Великого переселения народов. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления. Салическая правда. Принятие франками христианства. Изменения в положении Церкви в IVв. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы Церкви. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Монашество. Монастыри и книжное дело в раннее Средневековье. Церковь и культура. Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Зрелое и Позднее Средневековье. Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, её функции и значение. Культура крестьян. Средневековый город. Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан. Основы могущества Церкви. Упадок морального авторитета Церкви в X—XI вв. Разделение Церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI— XIIIвв., причины их широкого распространения. Борьба Церкви с ересями. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви. Причины и начало Крестовых походов, их участники.. Значение Крестовых походов.

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение пап. Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Великая хартия вольностей, её историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII— XIVвв. Положение Чехии в рамках Священной Римской империи. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Ухудшение условий жизни европейцев в XIVв. «Чёрная смерть», её экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Причины и начало Столетней войны. Людовик XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. Страны Балканского полуострова в XIV—XVвв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель Византии. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Возникновение университетов. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XVвв. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Страны Востока в Средние века. Государства Доколумбовой Америки.

Индия. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Достижения китайской науки, литературы и искусства. Япония. Отличительные черты японского общества и государства. Самураи. Культура Японии. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека.

Особенности развития Африки. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Освоение человеком Америки. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития. Значение Средневековья в мировой истории и культуре.


История России.

Введение. Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Великое переселение народов. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир IСвятой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения. Русь в конце 9 — начале 12 в. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси. Русь в середине ХП — начале XIII в.Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку Игореве». Русские земли в середине XIII— XIVв. Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Формирование единого Русского государства. Политическая карта Европы и русских земель в начале XVв. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XVв. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Региональный компонент. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона — часть истории России. Источники по российской истории.

Андроновская и абашевская культурно–исторические общности Южного Урала: материальная культура, социальный строй, верования. Кочевые и оседлые племена Южного Урала и Приуралья раннего железного века.

Нашествие монголов и народы Южного Урала. Территория края в составе Золотой Орды. Взаимоотношения с завоевателями.

История и культура родного края. Жители Южного Урала в IX – XV веках, их быт, деятельность, культура и религия.


7 класс. Новое время. Конец 15 – 18 века.

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV- XVIII вв. Европа открывает мир.Мир на заре нового времени Политическая карта мира к концу XV в. Особенности развития Европы к концу X в. Возрастание роли деловых людей. Огнестрельное оружие и изменение в военном деле. Великие географические открытия и первые колониальные империи нового времени. Понятие «Великие географические открытия». Их причины и хронологические рамки. Итоги Великих географических открытий и колониальных захватов. Первые революции Нового времени. Реформация и контрреформация в Европе Понятие и причины Реформации. Лютер и его идея оправдания верой. Начало и развитие Реформации, ее основные направления. Мюнцер и народная Реформация. Крестьянская война в Германии. Успехи Контрреформации. Страны Западной Европы в XVI-XVII вв: три варианта развития. Французский абсолютизм.. Религиозные войны. Бурбоны вместо Валуа: смена династии. Внутренняя политика Ришелье. Расцвет абсолютизма при Людовике XIV. Меркантилизм. Отличительные черты развития Нидерландов в XVI в. Освободительное движение против Испании. Вильгельм Оранский. Новое государственное устройство. Экономический расцвет Нидерландов в XVII в. Развитие капитализма. Англия в XVI-XVII вв. Правление Генриха VIII Тюдора. Реформация, ее причины и последствия. Возникновение англиканской церкви. Попытки контрреформации. Правление Елизаветы I. Причины Английской революции 1640- 1660 гг. Реставрация Стюартов. «Славная революция. Страны Центральной Европы. Образование державы Австрийских Габсбургов. Усиление королевской власти. Контрреформация. Международные отношения XVI вв.: борьба за господство в Европе Европейская культура XVI-XVII вв. Традиционные общества Востока. Расцвет Китая в правление династии Мин. Особенности внешней торговли. Успехи династии Цин. «Закрытие» Китая для европейцев. Япония в XVI-XVII вв. Усобицы. Начало проникновения европейцев. «Закрытие» Японии.

Россия в XVI – XVII вв. Введение. Россия в 16 веке. Россия на рубеже XVI – XVII вв. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601- 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы. Смута. Россия в 17веке. Смута. Причины и суть смутного времени. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II. Освободительная борьба против польских и шведский интервентов. Первое ополчение. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых. Основные итоги развития русского общества и государства на рубеже XVII – XVIII вв. Социально-экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование российского рынка. Рост городов. Основные сословия российского общества. Соборное уложение 1649 г. Основные категории городского населения. Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Церковный раскол. Реформы патриарха Никона. Церковный собор 1666-1667 гг. Народные движения. Причины и особенности народных выступлений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступление старообрядцев. Внешняя политика. Образование и культура в XVII в. Основные итоги развития русского общества и государства на рубеже XVII в. Итоговое обобщение. (2) Региональный компонент. 1553–1557 гг. Поэтапное принятие башкирами подданства Русскому государству. Условия и последствия вхождения башкир в состав Русского государства. Взаимодействие культур русского народа и башкир, всего населения Южного Урала. Основание города Уфы. Хозяйство, общественный строй населения Южного Урала. Занятия башкир, башкирские феодалы. Военная служба. Управление краем в ХVII веке. Народные восстания в Башкирии.

8 класс. История нового времени.

Всеобщая история. Новая история 18 век. Введение. Мир на рубеже XVII – XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

История России 18 век. Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700 – 1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725 – 1762 гг. Внешняя политика России в 1725 – 1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725 – 1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий. Региональный компонент. Участие башкир и других народов Южного Урала в Северной войне. Феодальные отношения в башкирском обществе. Восстания народов Южного Урала в XVIII веке. Их причины и значение. Социальное движение на Южном Урале. Е.И. Пугачев. Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа. Культура Башкортостана в XVIII веке.

9 класс. История нового времени.

Всеобщая история. Новая история 19 век.  Становление индустриального общества. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Развитие науки в XIX в. Художественная культура XIX столетия. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Строительство новой Европы. Франция в период консульства и империи. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений. Англия — «мастерская мира». Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Германская империя в конце 19-начале 20 в. Великобритания- конец Викторианской эпохи. Третья республика во Франции. Италия: время реформ и колониальных захватов. США в XIX в. Гражданская война. США в период монополистического капитализма. Латинская Америка. Страны Западной Европы и США в 19-начале 20 в. Япония. Китай. Индия. Африка. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.

История России. 19 век. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, населе­ние, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I. Реформы М. М. Сперан­ского и их значение.. Экономические преоб­разования начала XIX в. и их значение. Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.Социальный строй и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Нико­лая I и их проявления. Общественная мысль и общественные движения. Национальная политика Николая I. Религиозная политика Николая I. Крымская война и её итоги. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение ре­формы. Политические реформы 1860—1870-х гг. Национальная политика самодержавия. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II.Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народниче­ство и его эволюция. Распространение марксизма .Национальная и религиозная политика Александра III. Прио­ритеты и основные направления внешней политики Алек­сандра III. Ослабление российского влияния на Балка­нах. Культурное пространство империи во второй половине 19 века. Россия в начале ХХ в.: кризис империи. Мир на рубеже XIX—XX вв. Место и роль России в мире. Император Ни­колай II. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Особенности социальной структуры российского обще­ства начала XX в. Общественно-политические движения в начале XX. Народы России в на­чале ХХ в. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Международное положение и внешнеполитические при­оритеты России на рубеже XIX—XX вв. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905—1907 гг..Общество и власть после революции 1905—1907 гг.Политические реформы 1905—1906 гг. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Внешняя политика России после Русско-японской вой­ны. Место и роль России в Антанте.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние российского общества в начале XX в. Региональный компонент. Башкортостан в 19 веке. Культура Башкортостана в 19 веке.















3. Тематическое планирование с указанием количества часов

5 класс. История Древнего мира.


Раздел


Количество часов

В т.ч.НРК

к\р

1.

Что изучает история. Счет лет в истории.

1



2.

Первобытное общество.

6

5


3.

Древний Восток.

21


1

4.

Древняя Греция.

20


1

5.

Древний Рим.

17


1

6.

Итоговое повторение.

2





67


3




Итого 70















6 класс. История Средних веков.


Тема урока


Количество часов

В т.ч. НРК

к\р

1.

Введение.

                                 

1



2.

Раннее Средневековье.


7



3.

Зрелое и Позднее Средневековье.


17



4.

Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки.

3


1

5.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. 

7


5


6.

Русь в 9 – 1 половине 12 века.

12

3


7.

Русь в середине 12 — начале 13 вв.

4



8.

Русские земли в середине 13— 14вв.

8

2

1

9.

Формирование единого Русского государства

8

3

1



67


3




Итого 70















7 класс. История Нового времени.


Тема урока


Количество часов

В т.ч. НРК

к\р

1.

История Нового времени. Европа открывает мир.

17



2.

Первые революции Нового времени.

6



3.

Традиционные общества Востока.

4


1

4.

Россия в 16 веке.

22

3

1

5.

Смута. Россия в 17 веке.

18

2

1



67


3




Итого 70



8 класс.

Тема урока

Количество часов

В т.ч.

НРК

к\р

1.

Эпоха Просвещения.

20



2.

Традиционные общества Востока.

4



3.

Россия в эпоху преобразований Петра 1.

17

3


4.

Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов.

6


1

5.

Российская империя при Екатерине 2.

10

1


6.

Российская империя при Павле 1.

2



7.

Культурное пространство Российской империи в 18 веке.

9

1

1



68


2




Итого 70



9 класс.

Тема урока

Количество часов

В т.ч.

НРК

к\р

1.

Становление индустриального общества.

6



2.

Строительство новой Европы.

9



3.

Страны Западной Европы в конце 19 века.

5



4.

Две Америки.

3



5.

Традиционные общества в 19 веке: новый этап колониализма.

3



6.

Международные отношения: обострение противоречий.

2



7.

Россия в эпоху правления Александра 1.

10

2

1

8.

Правление Николая 1.

7

3


9.

Россия в правление Александра 2.

7

2


10.

Россия в правление Александра 3.

6

2


11.

Кризис империи в начале 20 века.

8


1



66


2




Итого 68













5 класс

Дата

проведения

урока

по плану

Дата

проведения

урока

фактически

Тема урока

Кол.

часов

Прим.

1 четверть

1.



Введение. Что изучает история.

1


2.



Первобытный мир.

Древнейшие люди. НРК – Каменный век.

1


3.



Родовые общины охотников и собирателей.

НРК – Первые люди на Урале.

1


4.



Возникновение искусства и религиозных верований.

НРК – Пещера Шульган - таш.

1


5.



Возникновение земледелия и скотоводства.

НРК – Занятия первобытных людей.

1


6.



Появление неравенства и знати. НРК- Мезолит.

1


7.



Урок обобщения «Жизнь и занятия первобытных людей».

1


8.



Древний Восток. Древний Египет.

Государство на берегах Нила.

1


9.



Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1


10.



Жизнь египетского вельможи.

1


11.



Военные походы фараонов.

1


12.



Религия древних египтян.

1


13.



Искусство Древнего Египта.

1


14.



Письменность и знания древних египтян.

1


15.



Урок обобщения «Древний Египет».

1


16.



Западная Азия в древности.

Древнее Двуречье.

1


2 четверть

17.



Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1


18.



Финикийские мореплаватели.

1


19.



Библейские сказания.

1


20.



Древнееврейское царство.

1


21.



Ассирийская держава.

1


22.



Персидская держава «царя царей».

1


23.



Урок обобщения «Западная Азия в древности».

1


24.



Индия и Китай в древности.

Природа и люди Древней Индии.

1


25.



Индийские варны.

1


26.



Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1


27.



Первый властелин единого Китая.

1


28.



Урок обобщения «Индия и Китай в древности».

1


29.



Контрольная работа по теме «Древний Восток».

1


30.



Древняя Греция. Греки и критяне.

1


31.



Микены и Троя.

1


32.



Поэма Гомера «Илиада».

1


3 четверть

33.



Поэма Гомера «Одиссея»

1


34.



Религия древних греков.

1


35.



Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1


36.



Зарождение демократии в Афинах.

1


37.



Древняя Спарта.

1


38.



Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1


39.



Олимпийские игры в древности.

1


40.



Победа греков над персами в Марафонской битве.

1


41.



Нашествие персидских войн.

1


42.



В гаванях афинского порта Пирей.

1


43.



В городе богини Афины.

1


44.



В афинских школах и гимнасиях.

1


45.



В афинском театре.

1


46.



Афинская демократия при Перикле.

1


47.



Города Эллады подчиняются Македонии.

1


48.



Поход А.Македонского на Восток.

1


49.



В Александрии Египетской.

1


50.



Контрольная работа по теме «Древняя Греция»

1


51.



Древний Рим. Древнейший Рим.

1


52.



Завоевание Римом Италии.

1


4 четверть

53.



Устройство Римской республики.

1


54.



Вторая война Рима с Карфагеном.

1


55.



Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1


56.



Рабство в Древнем Риме.

1


57.



Земельный закон братьев Гракхов.

1


58.



Восстание Спартака.

1


59.



Единовластие Цезаря.

1


60.



Установление империи.

1


61.



Соседи Римской империи.

1


62.



В Риме при императоре Нероне.

1


63.



Первые христиане и их учение.

1


64.



Расцвет империи во 2 веке н.э.

1


65.



Вечный город и его жители.

1


66.



Римская империя при Константине.

1


67.



Взятие Рима варварами.

1


68.



Контрольная работа по теме «Древний Рим».

1


69.



Обобщающий урок по изученному курсу.

1


70.



Семь чудес света.

1



6 класс


Дата

проведения

урока

по плану

Дата

проведения

урока

фактически

Тема урока

Кол.

часов

Прим.

1 четверть

1.



Введение. Живое Средневековье.

1


2.



Раннее Средневековье.

Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 вв. Христианская церковь в раннее Средневековье.

1


3.



Возникновение и распад империи Карла Великого.

1


4.



Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 вв.

1


5.



Британия и Ирландия в раннее Средневековье.

1


6.



Византия при Юстиниане. Культура Византии.

1


7.



Образование славянских государств.

1


8.



Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1


9.



Зрелое и Позднее Средневековье.

Средневековая деревня и ее обитатели.

1


10.



В рыцарском замке.

1


11.



Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Горожане и их образ жизни.

1


12.



Торговля в Средние века.

1


13.



Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1


14.



Крестовые походы.

1


15.



Как происходило объединение Франции.

1


16.



Что англичане считают началом своих свобод.

1


2 четверть

17.



Столетняя война.

1


18.



Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии.

1


19.



Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1


20.



Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 веках.

1


21.



Польша и Чехия в 14-15 веках.

1


22.



Завоевание турками – османами Балканского полуострова.

1


23.



Образование и философия. Средневековая литература.

1


24.



Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1


25.



Научные открытия и изобретения.

1


26.



Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1


27.



Государства и народы доколумбовой Америки.

1


28.



Обобщение по изученному курсу «Наследие Средних веков в истории человечества».

1


29.



Контрольная работа по курсу «Наследие Средних веков в истории человечества».

1


30.



Введение. Наша Родина – Россия.

НРК – Малая Родина – Башкортостан.

1


31.



Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.

НРК – Стоянки древних людей на Урале.

1


32.



Неолитическая революция.

НРК – Эпоха неолита на Урале.

1


3 четверть

33.



Образование первых государств.

1


34.



НРК – Тюрки – предки башкирского народа.

1


35.



Восточные славяне и их соседи.

НРК – Кочевые племена Урала.

1


36.



Духовный мир славян и их соседей.

1


37.



Русь в 9 – первой половине 12 вв.

Первые известия о Руси.

НРК – Исторические сведения о башкирах.

1


38.



Становление Древнерусского государства.

1


39.



Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1


40.



Русское государство при Ярославе Мудром.

1


41.



Отношения с другими государствами при Ярославе Мудром.

1


42.



Русь при наследниках Ярослава Мудрого.

1


43.



Владимир Мономах.

1


44.



Общественный строй и церковная организация на Руси.

1


45.



Место и роль Руси в Европе.

1


46.



Культурное пространство Европы и культура Руси.

НРК – Культура башкир в 9-12 вв.

1


47.



Повседневная жизнь населения.

НРК - Хозяйство и общественная жизнь башкир в 9 – 12 вв.

1


48.



Обобщающий урок по разделу « Русь в 9 – первой половине 12 вв.»

1


49.



Русь в середине 12 – начале 13 вв. Политическая раздробленность на Руси.

1


50.



Владимиро – Суздальское княжество.

1


51.



Новгородская республика.

1


52.



Южные и юго-западные русские княжества.

1


4 четверть

53.



Русские земли в середине 13 – 14 вв. Монгольская империя и изменение политической карты мира.

1


54.



Батыево нашествие на Русь.

НРК – Присоединение Башкортостана к государству татаро – монголов.

1


55.



Северо – Западная Русь между Востоком и Западом.

1


56.



Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура.

НРК – Последствия татаро – монгольского завоевания.

1


57.



Литовское государство и Русь.

1


58.



Усиление Московского княжества.

1


59.



Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1


60.



Развитие культуры в русских землях во 2 половине 13 – 14 вв.

1


61.



Обобщающий урок по разделу «Русские земли в середине 13 – 14 вв.»

1


62.



Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 века.

1


63.



Московское княжество в 1 половине 15 века.

1


64.



Распад Золотой Орды и его последствия.

НРК – Распад Золотой Орлы. Башкирские ханы.

1


65.



Московское государство и его соседи во 2 половине 15 века.

1


66.



Русская православная церковь в 15- начале 16 вв. Человек в Российском государстве 2 половины 15 века.

1


67.



Формирование культурного пространства единого Российского государства.

НРК – Культура башкир в 13 – начале 16 вв.

1


68.



Обобщающий урок по изученному курсу.

1


69.



Итоговая контрольная работа по изученному курсу.

1


70.



НРК – Древний город Уфа.

1






7 класс

Дата

проведения

урока

по плану

Дата

проведения

урока

фактически

Тема урока

Кол.

часов

В т.ч. НРК

Прим.


1 четверть

1.



История Нового времени. Европа открывает мир.

Введение. От Средневековья к Новому времени.

1



2.



Технические открытия и выход к Мировому океану.

1



3.



Встреча миров. ВГО и их последствия.

1



4.



Усиление королевской власти в 16- 17 вв. Абсолютизм в Европе.

1



5.



Дух предпринимательства преобразует экономику.

1



6.



Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь.

1



7.



Великие гуманисты Европы.

1



8.



Мир художественной культуры Возрождения.

1



9.



Рождение новой европейской науки.

1



10.



Начало Реформации в Европе.

1



11.



Обновление христианства.

1



12.



Распространение Реформации в Европе.

1



13.



Контрреформация.

1



14.



Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

1



15-16.



Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

2



2 четверть

17.



Урок обобщения «Мир в начале Нового времени».

1



18.



Первые революции Нового времени.

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.

1



19.



Рождение Республики Соединенных провинций.

1



20.



Парламент против короля.

1



21.



Революция в Англии.

1



22.



Путь к парламентской монархии.

1



23.



Международные отношения в конце 15- 17 вв.

1



24.



Традиционные общества Востока.

Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка.

1



25.



Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

1



26.



Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации.

1



27.



Обобщающий урок по курсу «История Нового времени»

1



28.



Итоговая контрольная работа по изученному курсу.

1



29.



Введение.

1



30.



Россия в 16 веке.

Мир и Россия в начале эпохи ВГО.

1



31.



Территория, население и хозяйство России в начале 16 века.

1



32.



Формирование единых государств в Европе и России.

1



3 четверть

33.



Российское государство в 1 трети 16 века.

1



34.



Внешняя политика Российского государства в 1 трети 16 века.

1



35.



Начало правления Ивана 4.

1



36.



Реформы Избранной рады.

1



37.



Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16 века.

1



38-39.



Внешняя политика России во 2 половине 16 века.

2



40.



Вхождение Башкортостана в состав Русского государства.

1



41.



Условия и последствия присоединения Башкортостана к Русскому государству.

1



42.



Основание города Уфы.

1



43.



Российское общество 16 века: «служилые» и «тяглые».

1



44.



Народы России во 2 половине 16 века.

1



45.



Опричнина.

1



46.



Россия в конце 16 века.

1



47.



Церковь и государство в 16 веке.

1



48-49.



Культурное пространство России в 16 веке.

2



50.



Обобщение по теме «Россия в 16 веке»

1



51.



Контрольная работа по теме «Россия в16 веке»

1



52.



Смута. Россия в17 веке.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце 16- начале 17 вв.




4 четверть

53-54.



Смута в Российском государстве.

2



55.



Окончание Смутного времени.

1



56.



Экономическое развитие России в 17 веке.

НРК- Экономическое развитие края в 17 веке.

1



57.



Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

1



58.



Изменения в социальной структуре Российского общества.

1



59.



Народные движения в 17 веке.

НРК- Народные движения в Башкортостане в 17 веке.

1



60-61.



Россия в системе международных отношений.

2



62.



«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России.

1



63.



Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона и раскол.

1



64.



Народы России в 17 веке.

1



65.



Русские путешественники и первопроходцы 17 века.

1



66.



Культурное пространство России в 17 веке.

1



67.



Сословный быт и картина мира русского человека в 17 веке.

1



68.



Обобщение по теме «Россия в 17 веке»

1



69.



Итоговая контрольная работа по изученному курсу.

1



70.



Родной край в 17 веке. Виртуальная экскурсия.

1































8 класс

Дата

проведения

урока

по плану

Дата

проведения

урока

фактически

Тема урока

Кол.

часов

В т.ч. НРК

Прим.


1 четверть

1.



История России.

У истоков российской модернизации. Введение.

1



2.



Россия в эпоху преобразований Петра 1.

Россия и Европа в конце XVII в.

1



3.



Предпосылки Петровских реформ.

1



4.



Начало правления Петра I.

1



5-7.



Великая Северная война 1700 – 1721 гг.

НРК – Народы Башкортостана в Северной войне.

3



8.



Реформы управления Петра I.

1



9.



Экономическая политика Петра I.

1



10.



Российское общество в Петровскую эпоху.

1



11.



Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. НРК – Старообрядцы в Башкортостане.

1



12.



Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. НРК – Башкирское восстание.

1



13.



Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.

1



14.



Повседневная жизнь и быт при Петре I.

1



15.



Народы России в петровскую эпоху.

1



16.



Значение петровских преобразований в истории страны.

1



2 четверть

17.



Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I».

1



18,

19.



Россия при наследниках Петра 1.

Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762гг.)

2



20.



Внутренняя политика и экономика России в 1725 – 1762 гг.

1



21.



Внешняя политика России в 1725 – 1762 гг.

1



22.



Национальная и религиозная политика в 1725 – 1762 гг.

1



23.



Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I».

1



24.



Контрольная работа по теме «Россия при наследниках Петра I»

1



25,

26.



Новая история. Эпоха Просвещения. Время преобразований.

Введение. Мир на рубеже XVII – XVIII вв.


2



27.



Великие просветители Европы.

1



28.



Мир художественной культуры Просвещения.

1



29,

30.



На пути к индустриальной эре.

2



31,

32.



Английские колонии в Северной Америке.

2




3 четверть

33.



Война за независимость.

1



34,

35.



Создание Соединённых Штатов Америки.

2



36,

37.



Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.

2



38,

39.



Великая французская революция. От монархии к республике.

2



40,

41.



Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

2



42.



Европа в период Французской революции.

1



43.



Повседневная жизнь европейцев в 18 веке.

1



44.



Повторительно- обобщающий урок по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований».

1



45.



Традиционные общества Востока.

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

1



46.



Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

1



47.



Повторение. Мир на рубеже XVIII – XIX вв.

1



48.



Повторительно–обобщающий урок по курсу «История Нового времени. XVIII вв.»

1



49.



История России (продолжение).

Российская империя при Екатерине II.

Россия в системе международных отношений.

1



50.



Внутренняя политика Екатерины II.

1



51.



Экономическое развитие России при Екатерине II.

1



52.



Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

1



4 четверть

53.



Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва.

1



54.



Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа (НРК)

1



55.



Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II.

1



56.



Внешняя политика Екатерины II.

1



57.



Начало освоения Новороссии и Крыма.

1



58.



Повторительно–обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II».

1



59.



Россия при Павле I.

Внутренняя политика Павла I.

1



60.



Внешняя политика Павла I.

1



61.



Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. Общественная мысль, публицистика, литература.

1



62.



Образование в России в XVIII веке.

1



63.



Российская наука и техника в XVIII веке.

1



64.



Русская архитектура, живопись и скульптура XVIII века.

1



65.



Музыкальное и театральное искусство.

1



66.



Народы России в XVIII веке.

1



67.



Перемены в повседневной жизни российских сословий.

1



68.



Повторительно–обобщающий урок по теме:

«Российская империя в XVIII веке».

1



69.



Итоговая контрольная работа по теме:

«Российская империя в XVIII веке».

1



70.



Наш край в 18 веке.

1







































9 класс

Дата

проведения

урока

по плану

Дата

проведения

урока

фактически

Тема урока

Кол.

часов

В т.ч. НРК

Прим.


1 четверть

1,

2.



Новая история. Становление индустриального общества. Введение. Индустриальные революции: и достижения и проблемы.

2



3.



Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Материальная культура и повседневность.

1



4.



Наука, литература 19 века.

1



5.



Искусство в поисках новой картины мира.

1



6.



Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство.

1



7.



Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи.

1



8.



Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1



9.



Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.

1



10.



Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису.

1



11.



Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.

1



12.



Германия: на пути к единству.

1



13.



«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1



14.



Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1



15.



Повторительно - обобщающий урок по изученному материалу.

1



16.



Страны Западной Европы в конце 19 века.

Германская империя: борьба «за место под солнцем».

1



2 четверть

17.



Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1



18.



Франция: Третья республика.

1



19.



Италия: время реформ и колониальных захватов.

1



20.



От Австрийской империи к Австро – Венгрии: поиски выхода из кризиса.

1



21.



Две Америки.

США в 19 веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.

1



22.



США: империализм и вступление в мировую политику.

1



23.



Латинская Америка в 19 веке: время перемен.

1



24.



Традиционные общества в 19 в.: новый этап колониализма.

Япония на пути модернизации.

1



25.



Китай и Индия в 19 веке.

1



26.



Африка: континент в эпоху перемен.

1



27.



Международные отношения: обострение противоречий.

Международные отношения: дипломатия или войны?

1



28.



Повторительно–обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 19 в.»

1



29.



История России.

Россия в эпоху правления Александра 1.

Введение. Россия и мир на рубеже 18- 19 вв.

1



30.



Александр 1: начало правления. Реформы М.М.Сперанского.

1



31.



Внешняя политика Александра 1 в 1801 – 1812 гг.

1



32.



Отечественная война 1812 года.

1



3 четверть

33.



Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813 – 1825 гг.

1



34.



Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815 – 1825 гг.

1



35.



Национальная политика Александра 1.

1



36.



Социально – экономическое развитие страны в первой четверти 19 века.

1



37.



Общественное движение при Александре 1.

1



38.



Выступление декабристов.

1



39.



Обобщающий урок по теме «Россия в эпоху правления Александра 1».

1



40.



Правление Николая 1.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1.

1



41.



Социально – экономическое развитие страны во 2 четверти 19 века.

1



42.



Общественное движение при Николае 1.

1



43.



Национальная и религиозная политика Николая 1.

1



44.



Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

1



45.



Крымская война 1853 – 1856 гг.

1



46.



Культурное пространство России в 1половине 19 века: наука, образование, художественная культура.

1



47.



Россия в правление Александра 2. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.

1



48.



Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1



49.



Реформы 1860 – 1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.

1



50.



Социально- экономическое развитие страны в пореформенный период.

1



51.



Общественное движение при Александре 2 и политика правительства.

1



52.



Национальная и религиозная политика Александра 2.

1



4 четверть

53.



Внешняя политика Александра 2. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.

1



54.



Россия в правление Александра 3. Александр 3: особенности внутренней политики.

1



55.



Перемены в экономике и социальном строе.

1



56.



Общественное движение в 1880- 1 половине 1890-х гг.

1



57.



Национальная и религиозная политика Александра 3.

1



58.



Внешняя политика Александра 3.

1



59.



Культурное пространство России во 2 половине 19 века: наука, образование, литература.

1



60.



Кризис империи в начале 20 века. Россия и мир на рубеже 19- 20 вв.: динамика и противоречия развития.

1



61.



Социально – экономическое развитие страны на рубеже 19- 20 вв.

1



62.



Николай 2: начало правления. Политическое развитие страны в 1894- 1904 гг.

1



63.



Внешняя политика Николая 2. Русско – японская война 1904 – 1905 гг.

1



64.



Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг.

1



65.



Социально – экономические реформы П.А.Столыпина.

1



66.



Политическое развитие страны в1907- 1914 гг.

1



67.



Серебряный век российской культуры.

1



68.



Итоговый урок по изученному курсу.

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!