МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
"СОЗВЕЗДИЕ ВЕНТА"
ПРИНЯТО На Педагогическом совете Протокол №__1 _ от 30 08 2022_____ | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы _____________В.В.Петухова _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История»
для 7 Д класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Короткова Ирина Ивановна
учитель истории
п. Синичино 2022
Введение
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 24 января 2012 г. № 39. "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по истории для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2014 г. и программы и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов,Косулина— М. : Просвещение, 2016
Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекса:
Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс. М., Просвещение 2017 г
Рабочая программа составлена в соответствии с Концепцией преподавания учебного курса «История России» Утверждена решением Коллегии Минпросвещения 23.10.2020. ), программы воспитания МОУ СОШ "Созвездие Вента", с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения истории ученик должен знать:
- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800 годов и истории России конца XVI-XVIII века;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- важнейшие исторические события и их участников;
- даты важнейших исторических событий;
- периодизацию исторических событий;
уметь:
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики;
- определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России;
- читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- выявлять существенные черты исторических процессов;
- группировать исторические события по заданному признаку;
- определять причины и следствия основных исторических событий;
- давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «История» 2 часа в неделю, 68 часов в год: 7 класс 40 часов – история России, 28 часов – новая история.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия в XVIв.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие об- разования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
НОВАЯ ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500 – 1800
Введение. От Средневековья к Новому времени (1 ч)
Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление машинного производства.
Новое время - эпоха великих изменений.
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ (13ч)
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии - ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. Португалия _ лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан.. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон
Условия развития предпринимательства. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Великие гуманисты Европы
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Мир художественной культуры Возрождения
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового, человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов». География и особенности искусства: Испания и Голландия ХVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
Условия развития революции в естествознании. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в ХУН в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» - суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор - протестантский проповедник.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье, ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ(4ч)
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций
Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёэы. Утрехтская уния.
Парламент против короля. Революция в Англии
Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - республика.
Путь к парламентской монархии
Реформы английского парламента Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Причины международных конфликтов в Европе в XVI- ХVIII вв.. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война - Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.
ГЛАВА III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (7ч)
Великие просветители Европы
Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.
Мир художественной культуры Просвещения
Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе - Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVI11 в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
На пути к индустриальной эре
Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость.
Образование Соединённых Штатов Америки
Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин - великий наставник «юного капитализма».
Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции
Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIIJ в.. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии - начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.
Поход на Версаль. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: личностные черты и особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор
Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9-10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах.
ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (4ч)
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока - путь самосовершенствования.
Государства Востока. Начало европейской колонизации
Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию.
Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебная тема | Количество часов |
Тема Россия в XVI веке | 21 |
Тема Смутное время. Россия при первых Романовых | 19 |
Тема Мир в начале Нового времени | 13 |
Тема Первые революции Нового времени.Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | 4 |
Тема Эпоха Возрождения .Время преобразований | 7 |
Тема Традиционные общества Востока Начало европейской колонизации | 4 |
| |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по истории России
уроков истории в 7 классе 2022-2023 уч. год (базовый уровень)
2 часа в неделю .
2 ч *34 н = 68 ч. Итого: 68 часов.
№ урока | Тема | Количество часов | Дата |
1 | От Средневековья к новому времени | 1 | 01.09 2022-02.09 2022 |
| Тема Мир в начале Нового времени | 13 | |
2 | Великие географические открытия | 1 | 05.092022-09.09 2022 |
3 | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе. | 1 | 05.09 2022-09.09 2022 |
4 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | 12.09 2022 -16.09 2022 |
5 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. | 1 | 12.09 2022- 16.09 2022 |
6 | Великие гуманисты Европы | 1 | 19.09 2022-23.09 2022 |
7 | Мир художественной культуры Возрождения | 1 | 26.0 2022 9-30.09 2022 |
8 | Возрождение новой европейской науки | 1 | 26.09 2022 -30.09 2022 |
9 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | 03.10 2022 -07.10 2022 |
10 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 | 03.10 2022-07.10 2022 |
11 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | 1 | 17.10.2022 – 21.10.2022 |
12 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | 17.10.2022 – 21.10.2022 |
13 | Мир в начале Новой истории Обобщение и систематизация знаний | 1 | 24.10.2022 – 28.10.2022 |
| Тема Первые революции Нового времени.Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | 4 | |
14 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций. | 1 | 24.10.2022 – 28.10.2022 |
15 | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | 1 | 31.10.2022 –03.11.2022 |
16 | Международные отношения в XVI-XVIIIвв. | 1 | 31.10.2022 –03.11.2022 |
17 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв» | 1 | 07.11.2022 – 11.11.2022 |
| Тема Эпоха Возрождения .Время преобразований | 7 | |
18 | Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения | 1 | 07.11.2022 – 11.11.2022 |
19 | На пути к индустриальной эпохе | 1 | 14.11.2022 – 18.11.2022 |
20 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | 14.11.2022 – 18.11.2022 |
21 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | 1 | 14.11.2022 – 18.11.2022 |
22 | Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции | 1 | 14.11.2022 – 18.11.2022 |
23 | Французская революция. От монархии к республике. | 1 | 28.11.2022 – 02.12.2022 |
24 | От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | 1 | 28.11.2022 – 02.12.2022 |
| Тема Традиционные общества Востока Начало европейской колонизации | 4 | |
25 | Государства Востока. Традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 1 | 05.12.2022 – 09.12.2022 |
26 | Традиционные общества Востока Начало европейской колонизации | 1 | 05.12.2022 – 09.12.2022 |
27 | Основные проблемы и ключевые события Раннего Нового времени | 1 | 12.12.2022 – 16.12.2022 |
28 | Урок обобщения по курсу «Новая история: 1500-1800 гг» | 1 | 12.12.2022 – 16.12.2022 |
№ урока | Тема | Количество часов | Дата |
| Тема 1. Россия в XVI веке | 21 | |
29 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | 19.12.2022– 23.12.2022 |
30 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | 19.12.2022– 23.12.2022 |
31 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | 26.12.2022 – 30.12.2022 |
32 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | 26.12.2022 – 30.12.2022 |
33 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | 09.01.2023 – 13.01.2023 |
34 | Начало правления Ивана IV | 1 | 09.01.2023 – 13.01.2023 |
35 | Реформы Избранной Рады | 1 | 16.01.2023 – 20.01.2023 |
36 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | 16.01.2023 – 20.01.2023 |
37 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | 23.01.2023 – 27.01.2023 |
38 | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления | 1 | 23.01.2023 – 27.01.2023 |
39 | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война | 1 | 30.01.2023– 03.02.2023 |
40 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | 30.01.2023– 03.02.2023 |
41 | Народы России во второй половине XVI в. | 1 | 06.02.2023 – 10.02.2023 |
42 | Опричнина | 1 | 06.02.2023 – 10.02.2023 |
43 | Итоги царствования Ивана IV | 1 | 06.02.2023 – 10.02.2023 |
44 | Россия в конце XVI в. | 1 | 13.02.2023 – 17.02. |
45 | Церковь и государство в XVI в. | 1 | 13.02.2023 – 17.02.2023 |
46 | Культура и народов России в XVI в. | 1 | 27.02.2023 –03.03.2023 |
47 | Повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | 27.02.2023 –03.03.2023 |
48 | Повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | 06.03.2023 –10.03.2023 |
49 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | 1 | 06.03.2023 –10.03.2023 |
| Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых | 19 | |
50 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | 1 | 13.03.2023 –17.03.2023 |
51 | Смута в Российском государстве: причины, начало | 1 | 13.03.2023 –17.03.2023 |
52 | Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами | 1 | 20.03.2023 –24.03.2023 |
53 | Окончание Смутного времени | 1 | 20.03.2023 –24.03.2023 |
54 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | 27.03.2023–31.03.2023 |
55 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 | 27.03.2023–31.03.2023 |
56 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | 10.04.2023 – 14.04.2023 |
57 | Народные движения в XVII в. | 1 | 10.04.2023 – 14.04.2023 |
58 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы | 1 | 17.04.2023 – 21.04.2023 |
59 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем | 1 | 17.04.2023 – 21.04.2023 |
60 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | 24.04.2023 – 28.04.2023 |
61 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | 24.04.2023 – 28.04.2023 |
62 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | 03.05.2023 – 12.05.2023 |
63 | Культура народов России в XVII в. | 1 | 03.05.2023 – 12.05.2023 |
64 | Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 1 | 15.05.2023 – 19.05.2023 |
65 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | 15.05.2023 – 19.05.2023 |
66 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | 22.05.2023 – 26.05.2023 |
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» | 1 | 22.05.2023 – 26.05.2023 |
68 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» | 1 | 29.05.2023 |