№ | № | Тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечания |
7-А | 7-Б | 7-В | 7-А | 7-Б | 7-В | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | 1 | Введение.* От Средневековья к Новому времени. | | | | 1 | | | Применяют термин: Новое время. Учатся ориентироваться во временных рамках периода. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. |
| | | | Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие Географические открытия. Возрождение. Реформация. (14 часов) |
2 | 1 | Технические открытия и выход к Мировому океану Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | | | | 1 | | | Применяют термины: Великие географические открытия, мировая торговля. Извлекают полезную информацию из исторических источников, на исторической карте показывают территории, открытые в данную эпоху, объясняют влияние географических открытий на европейскую экономику. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии друг с другом. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. |
3 | 2 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. | | | | 1 | | | Применяют термины: абсолютная монархия, аристократия, регентство. Извлекают необходимую информацию из исторического источника, объясняют зависимость экономического развития от формы правления. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с их собственной. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. |
4 | 3 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | | | | 1 | | | Применяют термины: монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталист, наемные работники. Выявляют причины возникновения мануфактур, объясняют предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. |
5 | 4 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. | | | | 1 | | | Применяют термины: откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание, канон. Составляют рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, ремесленника)», характеризуют изменения в социальной структуре общества, анализируют исторические источники. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий |
6 | 5 | Великие гуманисты Европы. | | | | 1 | | | Применяют термины: Возрождение (Ренессанс), гуманизм, философия, утопия, сонет. Высказывают суждения о значении гуманизма и Возрождения для развития европейского общества, делают выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры. | Регулятивные: ставят и формулируют проблему и цели урока; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. |
7-8 | 6-7 | Мир художественной культуры Возрождения. | | | | 2 | | | Выделяют особенности культуры Возрождения по сравнению с культурой предшествующего периода. Называют суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества, характеризуют важнейшие достижения западноевропейской культуры. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Применяют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи и представляют результаты своей деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. Формируют и развивают устойчивую мотивацию учения, уважительное отношение к культурному наследиючеловечества. |
9 | 8 | Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв. | | | | 1 | | | Применяют понятия: картина мира, мышление, опыт. Систематизируют полученные знания, оценивают вклад различных ученых в развитие науки. | Регулятивные: ставят и формулируют цели и проблему урока; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. |
10 | 9 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | | | | 1 | | | Применяют термины: Реформация, религиозные войны, лютеранство. Свободно излагают подготовленные сообщения по теме, сравнивают различные религиозные течения. Оценивают роль личности Мартина Лютера в истории. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе таблицы и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. |
11 | 10 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | | | | 1 | | | Применяют термины: кальвинизм, пресвитер, иезуит, контрреформация. Объясняют сущность кальвинизма, определяют исторические процессы и события во времени, оценивают роль личности Жана Кальвина и Игнатия Лойолы. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. |
12 | 11 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. | | | | 1 | | | Применяют термины: англиканская церковь, пуритане, корсар, капер. Сравнивают Реформацию в Германии и Англии, англиканскую церковь с католической, анализируют исторические источники, оценивают деятельность исторических личностей. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Самостоятельно планируют пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознают уровень и качество усвоения изучаемого материала; соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют рефлексию своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. |
13 | 12 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | | | | 1 | | | Применяют термины: иезуит, контрреформация. Дают оценку сущности религиозных конфликтов, характеризуют исторического деятеля Генриха IV Наваррского. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. |
14 | 13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в Начале нового времени. ВГО. Возрождение. Реформация». | | | | 1 | | | Обобщают и систематизируют знания по изученной теме; соотносят события истории по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносят историческое время и историческое пространство, анализируют действия и поступки личностей во времени и пространстве. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения задач, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, определяют степень усвоения изученного материала. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. |
15 | 14 | Урок контроля знаний. Контрольная работа №1 | | | | 1 | | | Выясняют уровень усвоения знаний (событий, хронологии, исторических личностей и памятников культуры изученного периода), используют историческую карту как источник информации. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: используют общие приемы решения поставленных задач, строят рассуждения от частных явлений к общим закономерностям, устанавливают аналогии; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. |
| | | | Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения. (8 часов) |
16 | 1 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. | | | | 1 | | | Применяют термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция. Используют типовые планы изучения революций, работают с документами, текстом учебника; используют историческую карту как источник информации. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу. |
17 | 2 | Парламент против короля. Революция в Англии. | | | | 1 | | | Применяют термины: джентри, гражданская война, круглоголовые, левеллеры, диггеры. Называют главные события английской революции, характеризуют позиции участников революции. | Регулятивные: Самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют новые задачи в учебной и познавательной деятельности; выстраивают алгоритм действий. Познавательные: Создают и применяют знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставят репродуктивные вопросы по изученному материалу. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. |
18 | 3 | Путь к парламентской монархии. | | | | 1 | | | Применяют термины: протекторат, реставрация, политическая партия, конституционная (парламентская) монархия, Диггеры, Тори, Виги, «Славная революция», «Билль о правах». Излагают основные события и итоги «Славной революции», используя текст учебника и фрагменты источника. Высказывают суждения о значении Английской революции XVII в. для британской и европейской истории. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. |
19 | 4 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | | | | 1 | | | Применяют термины: Тридцатилетняя война, коалиция, Восточный вопрос. Объясняют причины военных конфликтов между европейскими государствами, характеризуют ход военных действий, используют историческую карту как источник информации. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе таблицы и схемы для решения познавательных задач; Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. |
| | | | Тема 1. Россия в XVI в.** (20 часов) |
20 | 1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. | | | | 1 | | | Применяют термины: каравелла, самодержавие, Боярская дума, уезд, волость, стан. Показывают на карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризуют открытие и его значение. Рассказывают о значении Великих географических открытий. | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: используют общие приемы решения учебных задач; обобщают исторические факты; формулируют и обосновывают выводы. Коммуникативные: организуют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе; находят общее решение и разрешают спорные вопросы на основе согласования позиций с учетом интересов; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; формируют навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. | Формируют уважительное отношение к истории и духовной культуре народов России, осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; усваивают традиционные ценности многонационального российского общества. |
21 | 2 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | | | | 1 | | | Применяют термины: «зона рискованного земледелия», казачество, озимые, политика, реформа, слобода, ярмарка, яровые, крепостное право. Используют историческую карту как исторический источник, характеризуют занятия и образ жизни различных слоев населения России. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера. Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения; используют таблицы, схемы для получения информации; анализируют материал учебника и дополнительный материал; овладевают общими приемами решения учебных задач. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. |
22 | 3 | Формирование единых государств в Европе и России. | | | | 1 | | | Применяют термины: кормление, местничество, дворяне, помещики, наместник, приказы, Судебник, пожилое. Дают характеристику политическому устройству Московского государства, самостоятельно проводят исторические параллели между политическими процессами и изменениями, происходившими в системе землевладения. | Регулятивные: участвуют в определении проблемы и постановке целей урока; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, обосновывают выбор ответа на главный вопрос урока. Познавательные: Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; используют приемы исторического анализа: сопоставляют и обобщают факты, раскрывают причинно- следственные связи; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщают факты; используют ранее изученный материал при решении познавательных задач. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения. | Формируют опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания. |
23 | 4 | Российское государство в первой трети XVI в. | | | | 1 | | | Применяют исторические знания для характеристики событий борьбы за власть в первой трети ХVI в., понимания их причин и значения для дальнейшего развития государства; определяют термины и понятия: Посад, самодержец, регентский совет. Характеризуют социально-экономическое развитие Русского государства и особенности его развития в первой трети ХVI в. | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: овладевают общими приемами решения учебных задач; обобщают исторические факты; формулируют и обосновывают выводы. Коммуникативные: научатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. | Формирование уважительного отношения к истории и духовной культуре народов России, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества. |
24 | 5 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | | | | 1 | | | Показывают на карте территориальные изменения Российского государства в первой трети XVIв. Характеризуют внешнюю политику Российского государства в первой трети XVI в. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль; Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера; Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Формировать культурно-исторические ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной идентификации личности. |
25 | 6 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | | | | 1 | | | Объясняют понятия: посад, самодержец, высказывают мнение о причинах появления данной идеи; подводят итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивают их между собой (на основе работы с учебником); характеризуют начало правления Ивана IV, события восстания в Москве; выдвигают гипотезы о причинах появления Избранной рады; сравнивают Избранную Раду и Боярскую думу; характеризуют деятельность Избранной рады и Земского собора; дают сравнительную характеристику правления Ивана IV и Василия III. | Регулятивные: самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план последовательности действий. Познавательные: используют общие приемы решения поставленных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения; сопоставляют и обобщают факты; используют текст исторического источника при ответе на вопросы. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе; осуществляют самооценку и взаимооценку. | Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; усваивают традиционные ценности многонационального российского общества; приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого. |
26-27 | 6-7 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Крымское ханство в XVI в. | | | | 2 | | | Применяют термины, изученные в главе, называют главные события, основные достижения истории и культуры; характеризуют причины успехов Московского государства в Поволжье и Сибири; на исторической карте определяют границы и территорию Московского государства и Крымского ханства; описывают социально-экономическое положение, хозяйство Крымского ханства; анализируют его социально-политическую структуру и внешнюю политику. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Усваивают базовые национальные ценности российского общества, идеи взаимопонимания между народами, людьми разных культур. |
28-29 | 8-9 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | | | | 2 | | | Применяют термины: засечные черты, ясак. Называют главные события, связанные с расширением российского государства. Используют историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака. Объясняют, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Характеризуют причины неудачи в Ливонской войне. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
30 | 10 | Практикум «Россия во времена Ивана IV Грозного». Контрольная №2 | | | | 1 | | | Работают с понятийным аппаратом, хронологией, исторической картой и историческим источником. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем. | Определяют свою личностную позицию по отношению к исторической личности; формируют культурно-исторические ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной идентификации личности. |
31 | 11 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». | | | | 1 | | | Применяют термины: гости, заповедные лета, урочные лета, посад, тягло, «Государев родословец». Описывают быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете (с использованием регионального материала). Рассказывают о нравах и быте русского общества, используя информацию из источников. Выделяют перемены в жизни крестьян и горожан, описывают жилище, одежду, питание, досуг, обычаи. | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: овладевают общими приемами решения учебных задач; обобщают исторические факты; формулируют и обосновывают выводы. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе; находят общее решение на основе согласования позиций с учетом интересов; формулируют и , аргументируют свое мнение; формируют навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. | Формируют уважительное отношение к истории и духовной культуре народов России, осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; усваивают традиционные ценности многонационального российского общества. |
32-33 | 12-13 | Опричнина. | | | | 2 | | | Применяют термин: опричнина. Анализируют причины поворота к опричной политике, дают собственную оценку опричнине, подводят общие итоги царствования Ивана Грозного; применяют исторические знания по теме для характеристики периода опричнины; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; на исторической карте определяют территорию «опричнины» и «земщины»; дают характеристику личности Ивана IV. | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий. Познавательные: обобщают изученный материал, устанавливают аналогии, классифицируют, самостоятельно выбирают основания и критерии для классификации, устанавливают причинно- следственные связи, определяют свое отношение к историческим явлениям на основе анализа документов, отрывков из работ историков; находят и обрабатывают дополнительную информацию об изучаемом периоде истории. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе; формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формируют устойчивую мотивацию к обучению; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; формируют познавательный интерес к изучению нового материала, способам работы с дополнительным материалом. |
34-35 | 14-15 | Россия в конце XVI в. | | | | 2 | | | Овладевают базовыми историческими знаниями и учатся применять их для характеристики России на рубеже XVI-XVII вв.; применяют термины и понятия: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право; выделяют в тексте учебника проявления и причины кризиса государства и общества в конце XVI в.; объясняют причины кризиса власти; характеризуют личности Федора Ивановича и Бориса Годунова. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план последовательности действий; овладевают основами самоконтроля, самооценки; принимают решения и осуществляют осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения; применяют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формируют мотивацию к изучению нового материала; осмысливают роль и значение истории в жизни человека; формируют и развивают творческие способности через активные формы деятельности. |
36 | 16 | Церковь и государство в XVI в. | | | | 1 | | | Раскрывают роль православной церкви в становлении российской государственности; характеризуют взаимоотношения церкви с великокняжеской властью; объясняют значение выражения «Москва-Третий Рим и причины учреждения патриаршества; высказывают мнение о значении учреждения патриаршества на Руси; проводят оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московского государства. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; используют приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщают факты; используют изученный материал при решении творческих задач. Коммуникативные: осознанно используют речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; учатся владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формируют готовность и способность вести диалог с учителем и одноклассниками и достигать в нем взаимопонимания. | Усваивают базовые национальные ценности российского общества, идеи взаимопонимания между народами, людьми разных культур и конфессий. |
37-38 | 17-18 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | | | | 2 | | | Применяют термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой, административные здания, кафтан, полати, харчевня; дают общую характеристику русской архитектуры XIV-XVI вв.; называют самые значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекают полезную информацию из литературных источников; называют наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводят параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческими событиями; описывают русское жилище, называют предметы одежды, составляют рассказ «В ожидании гостей». | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. |
39 | 19 | Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVI в.» Контрольная работа №3 | | | | 1 | | | Оперируют целостными представлениями по теме «Россия в XVI в.»; систематизируют исторический материал об изученном периоде; характеризуют общие черты и особенности развития Московского государства. Выполняют задания по истории по образцу ГИА (в упрощенной форме). | Регулятивные: самостоятельно определяют цели своего обучения, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план действий; овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: актуализируют и систематизируют информацию по теме « Россия в XVI в.»; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находят и обрабатывают дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формируют коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. | Формируют устойчивую мотивацию к обучению; расширяют опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны; осваивают гуманистические традиции и ценности; формируют способность к определению своей позиции и ответственного поведения в современном обществе. |
| | | | Тема 2. Россия в XVII в. (20 часов) |
40 | 1 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII вв. | | | | 1 | | | Применяют термины: коалиция, Восточный вопрос. Объясняют причины военных конфликтов, показывают на исторической карте территориальные изменения государств в XVI-начале XVII вв. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе таблицы и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. |
41-42 | 2-3 | Смута в Российском государстве. | | | | 2 | | | Применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для характеристики периода Смуты; анализируют информацию из сочинения С.Ф. Платонова, аргументируют свое отношение к ней; выявляют причины Смуты, основные события и последствия Смуты для истории Российского государства; показывают на исторической карте движения войск самозванцев и польско-шведских интервентов; характеризуют личности Лжедмитрия I, Василия Шуйского. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, и делают выводы; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставят репродуктивные вопросы по изученному материалу. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | Усваивают базовые национальные ценности российского общества, идеи взаимопонимания между народами, людьми разных культур. |
43 | 4 | Окончание Смутного времени. | | | | 1 | | | Применяют исторические знания для оценки действий Первого и Второго ополчения; определяют итоги Смуты, показывают на исторической карте движения войск Первого и Второго ополчения. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план последовательности действий; определяют способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения познавательных задач; применяют начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решают творческие задачи; представляют результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации; анализируют исторические источники; воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; овладевают приемом монологической речи. | Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, гражданственность и патриотизм; осмысливают историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; развивают творческие способности через активные формы деятельности. |
44 | 5 | Экономическое развитие России в XVII в. | | | | 1 | | | Применяют термины: бобыли, мелкотоварное производство, мануфактуры, ярмарки, всероссийский рынок, таможенные пошлины. На основе карты «Экономика России XVII в.» дают общую характеристику экономического развития России в рассматриваемый период, анализируют исторические документы с целью извлечения полезной информации, характеризуют особенности развития экономики в рассматриваемый период. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким признакам), выявляют сходство и различия объектов; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения; применяют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи, мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения в обществе. |
45 | 6 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. | | | | 1 | | | Применяют термины: самодержавие, крепостничество, приказы, уложение, волость, феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие и черносошные крестьяне, барщина, оброк, подати, белая слобода, митрополит, епископы, казаки. Характеризуют особенности сословно-представительной монархии, извлекают полезную информацию из исторического источника; предлагают собственные версии причин падения роли Земских соборов, анализируют содержание некоторых положений Соборного уложения и дают им собственную оценку. Анализируют причины изменений в социальном составе дворянства, дают собственную характеристику положения крестьян, ориентируются в иерархии духовного сословия. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают свою работу на уроке. Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; извлекают информацию из исторического источника. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива. |
46-47 | 7-8 | Народные движения в XVII в. | | | | 2 | | | Применяют термины и понятия: казаки, крестьянская война. Применяют исторические знания для характеристики народных восстаний, выделяют их причины и значение; используют историческую карту как исторический источник, показывают на карте территории, охваченные народными восстаниями; сравнивают Соляной и Медный бунты; высказывают и аргументируют оценочное мнение о том, можно ли назвать Степана Разина «благородным разбойником»; дают характеристику Степана Разина. | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают алгоритм действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы; оценивают исторические события и роль личности в истории; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; овладевают приемами устной и письменной речи; формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формируют устойчивую мотивацию к обучению; расширяют опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны; осваивают гуманистические традиции и ценности. |
48-49 | 9-10 | Россия в системе международных отношений. Внешняя политика Крымского ханства. | | | | 2 | | | Используют историческую карту как источник информации о территории России и других государств в XVI в., рассказывают о значительных событиях данного периода истории; определяют основные направления внешней политики; объясняют причины и следствия ключевых событий внешней политики России. Характеризуют внешнюю политику Хаджи-Гиреев; объясняют, в чем заключалось влияние Османской Порты на Крым, сущность курса на «параллельную поддержку»; описывают организацию войска; рассказывают о военных походах Крымского ханства. | Регулятивные: Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий; осуществляют контроль своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи. Познавательные: планируют пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознают уровень и качество усвоения изучаемого материала; соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют рефлексию своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формулируют и аргументируют свое мнение. | Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивают исторические события и роли личности в истории с нравственных позиций. |
50 | 11 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. | | | | 1 | | | Применяют термины: голытьба, реестровые казаки, Рада, гетман, быдло. Называют основные направления внешней политики; на основании работы с картой определяют действия русских и украинских войск в ходе русско-польской войны; дают оценку эффективности внешней политики Алексея Михайловича. | Регулятивные: самостоятельно планируют пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознают уровень и качество усвоения изучаемого материала; соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют рефлексию своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: Осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; овладевают приемами устной и письменной речи, монологической контекстной речью. | Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; формируют устойчивую мотивацию к обучению, российскую гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, историческое прошлое многонационального народа России. |
51 | 12 | Практикум «Россия при первых Романовых». | | | | 1 | | | Работают с понятийным аппаратом, хронологией, исторической картой и историческим источником. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: определяют степень усвоения изученного материала; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников. Коммуникативные: Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем. | Определяют свою личностную позицию по отношению к исторической личности; формируют культурно-исторические ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной идентификации личности. |
| | | | Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения. (8 часов) (продолжение) |
52 | 5 | Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. | | | | 1 | | | Применяют термины: колония, метрополия, пилигрим, идеология. Работают с историческими источниками, анализируют и выделяют главное в тексте, используют карту как источник информации. | Регулятивные: Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. |
53 | 6 | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. | | | | 1 | | | Применяют термины: конституция, суверенитет, республика, федерация. Анализируют исторический источник, используют историческую карту при составлении рассказа. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют знаково-символические средства, в том числе таблицы и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. |
54 | 7 | Колониальный период в Латинской Америке. | | | | 1 | | | Применяют термины: колония, метрополия, колонизация. Раскрывают особенности развития стран Латинской Америки в раннее Новое время, характеризуют отношения европейской и восточной цивилизаций. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: овладевают общими приемами решения учебных задач; обобщают исторические факты; формулируют и обосновывают выводы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе. |
55 | 8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв.» Контрольная работа №4 | | | | 1 | | | Обобщают и систематизируют знания по изученной теме; развивают познавательную активность учеников; соотносят события истории по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: используют общие приемы решения поставленных задач, строят рассуждения от частных явлений к общим закономерностям, устанавливают аналогии. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; формируют готовность и способность вести диалог с учителем и одноклассниками и достигать в нем взаимопонимания. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. |
| | | | Тема 2. Россия в XVII в. (20 часов) продолжение |
56 | 13 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. | | | | 1 | | | Применяют термины: старообрядчество, раскол. Применяют исторические знания для характеристики событий церковного раскола, осмысливают сущность современных общественных явлений; развивают умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Называют причины церковного раскола, его последствия. Дают характеристику исторической личности (Никона и Аввакума). | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: выполняют проблемные задания; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставят репродуктивные вопросы по изученному материалу; комплексно характеризуют исторические события и явления. Коммуникативные: осознанно используют речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; овладевают приемами устной и письменной речи; формируют навыки учебного сотрудничества в ходе урока. | Усваивают базовые национальные ценности российского общества, идеи взаимопонимания между народами, людьми разных культур и конфессий. |
57 | 14 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | | | | 1 | | | Применяют термины: абориген, аманат, коч, острог. Работают с исторической картой – показывают территории, открытые русскими землепроходцами в XVII в., направления экспедиций; привлекая знания по географии, выделяют причины и последствия событий. | Регулятивные: самостоятельно планируют пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознают уровень и качество усвоения изучаемого материала; соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют рефлексию своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи. Познавательные: используют общие приемы решения учебных задач; в дополнительных источниках ищут и перерабатывают информацию; называть причины и последствия событий; воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работа ют индивидуально и в группе; формулируют, аргументируют свое мнение. | Формируют устойчивую мотивацию к обучению, познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; формируют российскую гражданскую идентичность; развивают творческие способности через активные формы деятельности. |
58-59 | 15-16 | Культура народов России в XVII в. | | | | 2 | | | Применяют термины и понятия: парсуна, изразцы, сатирические повести, нарышкинское барокко, парча, тафта, овчина. Используют исторические знания для характеристики развития отечественной культуры в ХVII в.; сравнивают европейское образование данного периода с российским образованием; характеризуют специфику русского книгопечатания; ориентируются в жанрах русской литературы 17 в.; отличают архитектурные стили изучаемой эпохи; определяют отличия в быту разных социальных слоев; описывают памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах; собирают информацию и готовят сообщения/ презентации о памятниках культуры, предметах быта ХVII в. | Регулятивные: соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определяют способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план последовательности действий. Познавательные: работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения; применяют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формулируют, аргументируют свое мнение; овладевают приемами устной речи. | Формируют и развивают творческие способности через активные формы деятельности; осмысливают роль и значение памятников истории и культуры XVII в., достигают понимания их исторической и культурной ценности; проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как на значимую сферу жизни общества. |
60-61 | 17-18 | Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. Культура Крымского ханства. | | | | 2 | | | Определяют отличия в быту разных социальных слоев; описывают предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах; находят информацию и готовят сообщения/ презентации о культуре Крымского ханства; характеризуют быт и обычаи, описывают одежду, пищу, жилища, дают характеристику устного народного творчества и других памятников культуры Крымского ханства. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения; применяют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания, предлагают помощь и сотрудничество); овладевают приемами устной речи. | Формируют свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений; уважительно относятся к ценностям других народов; имеют формируют социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. |
62 | 19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых» Контрольная работа № 5 | | | | 1 | | | Соотносят события истории России по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выявляют причины и следствия исторических событий данного периода отечественной и всеобщей истории. | Регулятивные: овладевают основами самоконтроля, самооценки; принимают решения и осуществляют осознанный выбор учебной и познавательной деятельности, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план последовательности действий. Познавательные: определяют степень усвоения изученного материала; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находят и обрабатывают дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; владеют общими приемами решения учебных задач. Коммуникативные: осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; овладевают приемами устной и письменной речи; формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности; овладевают механизмом оценивания исторических событий и личностей в истории. |
63 | 20 | Урок контроля знаний. Итоговая контрольная работа.№6 | | | | 1 | | | Используют историческую карту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах русского государства и других государств в период Средневековья. Характеризуют значительные события данного периода истории; раскрывают характерные, существенные черты экономических и социальных отношений, политического строя России и других государств; объясняют причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средневековья; сопоставляют развитие России и других стран в период Средневековья; дают оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории; доказывают, что история России является частью мировой истории. Выполняют контрольные задания по истории Российского государства и общества в социальной, экономической, политической и культурной сферах ХVI - ХVII вв. в т.ч., задания по образцу ОГЭ (в упрощённой форме). | Регулятивные: смогут владеть основами самоконтроля, самооценки; принимать решения и осуществлять осознанный выбор учебной и познавательной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: определяют степень усвоения изученного материала; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников. Коммуникативные: научатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально; формулировать, аргументировать свою точку зрения. | Формируют и развивают патриотические чувства, уважение к истории своей страны, гордость за свой народ; осмысливают историческую обусловленность поведения и мотивацию людей предшествующих эпох; развивают российскую гражданскую идентичность. |
| | | | Глава 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (3 часа) |
64 | 1 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | | | | 1 | | | Применяют термины: самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм, могол, клан, сипай, богдыхан, колонизация, регламентация. Раскрывают особенности развития стран Востока в раннее Новое время, характеризуют отношения европейской и восточной цивилизаций; используют историческую карту как источник информации; осуществляют поиск информации в различных источниках об особенностях экономического, политического и социального устройства стран Востока. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; используют приемы проектной деятельности. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. |
65 | 2 | Государства Востока. | | | | 1 | | | Применяют термины: Китайская цивилизация, конфуцианство. Раскрывают особенности развития стран Востока; характеризуют отношения европейской и восточной цивилизаций; используют историческую карту как источник информации; осуществляют поиск информации в различных источниках об особенностях экономического, политического и социального устройства стран Востока. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; используют приемы проектной деятельности. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество.) | Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. |
66 | 3 | Начало европейской колонизации | | | | 1 | | | Применяют термины и понятия: миссионеры, «Закрытая» страна, колонизация. Выявляют причины и последствия процесса колонизации для Японии, Индии и Китая, характеризуют политику «закрытия» страны; осуществляют поиск информации в различных источниках о процессе колонизации в странах Востока. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; используют приемы проектной деятельности. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. |
67-68 | 1-2 | Итоговое повторение. Зачет по курсу | | | | 2 | | | Применяют термины, изученные в курсе истории XVI-XVIIвв.; называют главные события всеобщей и отечественной истории, характеризуют основные достижения культуры и роль исторической личности в мировой истории; показывают на карте территориальные изменения Российского государства и других государств, направления движения войск наиболее крупных военных кампаний. | Регулятивные: Ставят и формулируют проблему и цели урока; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; Применяют начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решают творческие задачи; представляют результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации. Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Формируют и развивают патриотические чувства, уважение к истории своей страны, гордость за свой народ; развивают российскую гражданскую идентичность. |
* Названия разделов, тем и уроков по всеобщей истории - курсив.
**Названия разделов, тем и уроков по истории России - печатный шрифт.