Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №24»г.Волгодонска
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска от 25.08.2017г. № 1 Руководитель МО ________/ Хомич В. В./ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по НМР 31.08.2017 г. __________/ И.П.Зинцова./ | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Лицей №24».Волгодонска _____________/Н.В.Белан/ Приказ от 31.08.2017г. № 191 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
поистории
Уровень общего образования:
основное общее 9а класс
Количество часов68
УчительСмирнова Ольга Александровна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2008),
Загладин Н.В. «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса общеобразовательных учреждений (Загладин Н.В. «Программа курса и тематическое планирование».М.: «Русское слово», 2008).
Учебники: Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. Учеб.для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Русское слово, 2014.;
Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX-начало XXI века. М., Просвещение, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «История» для 9 класса на 2017-2018уч.г. составлена на основе:
1) 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2) Федеральные государственные стандарты начального общего образования, 2009г.
3) Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-18 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 года № 2885)
4) Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2008),
Н.В. Загладин «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса общеобразовательных учреждений (Загладин Н.В. «Программа курса и тематическое планирование».М.: «Русское слово», 2007).
5) Учебного плана образовательного учреждения МБОУ «Лицей №24»г.Волгодонскана 2017-2018уч.г.
6) Положения о рабочей программе МБОУ «Лицей №24»г.Волгодонска.
7)УМКЗагладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. Учеб.для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Русское слово, 2013.;Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX-начало XXI века. М., Просвещение, 2012
Учебный план МБОУ «Лицей №24»г.Волгодонска предусматривает изучение предмета «История» в 9 классе в количестве 2 часов в неделю (68 часов в год).В связи с тем что 1 урок выпал на праздничный день( 9мая) -67 часов, за счет объединения тем: «Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль. Основные направления в искусстве и массовая культура”.
Основные содержательные линии рабочей программы в 9 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».«История России» планируется первым, затем блок «Всеобщей истории».
Основная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
-усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
-усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
-формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
-обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции.
Содержание учебного предмета
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
ИСТОРИЯ РОССИИ | ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ |
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства. Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны. СССР в 1920-е гг. Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна. Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. СССР в 1930-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР. Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский. Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне. Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг. Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий. СССР в 1953-1964 гг. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины. Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия. Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни. СССР в 1960-е - начале 1980-х гг. Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации. Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын. Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война. Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта. Советское общество в 1985-1991 гг. Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ. Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий. «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны». Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ. События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны. В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры. | Понятие «Новейшая и современная история». Мир в 1920-1930-е гг. Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно- политический кризис в Европе в 1939 г. Вторая мировая война Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. Мировое развитие во второй половине ХХ в. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления». Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин. Мир на рубеже ХХ-XXI вв. Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз. Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение. Культурное наследие ХХ в. Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм. Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества. |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы, количество часов | Количество часов | В том числе контрольные работы | Характеристика деятельности учащихся |
История России 43 ч |
1 | Россия на рубеже XIX – XX вв. . | 5 | - | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в начале XX в. Высказывать суждения о значении наследия начала XX в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России начала XX в. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории России начала XX в. |
2 | Великая российская революция. 1917-1921 гг. | 6 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Сравнивать Великую российскую революцию 1917—1921 гг. с революционными событиями в странах Запада, выявлять черты сходства и различий. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте периода 1917—1921 гг. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России 1917—1921 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории России 1917—1921 гг. |
3 | СССР на пути строительства нового общества | 7 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в межвоенный период. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте 1920—1930-х гг. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1921 — 1939 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории СССР 1921-1939 гг. |
4 | Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. | 8 | 1 | Называть хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Характеризовать вклад Советского Союза в победу над нацистской Германией и её союзниками. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте периода Великой Отечественной войны для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1941 — 1945 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории СССР 1941-1945 гг. |
5 | СССР в 1945-1953 гг. | 2 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в 1945-1964 гг. Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в предвоенный и послевоенный периоды, в 1945—1953 и 1953—1964 гг., выявлять черты сходства и различия. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте двух первых послевоенных десятилетий для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1945—1964 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории СССР 1945-1964 гг. |
6 | СССР в 1953 – середине 60-х гг. XXв. | 5 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в 1945-1964 гг. Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в предвоенный и послевоенный периоды, в 1945—1953 и 1953—1964 гг., выявлять черты сходства и различия. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте двух первых послевоенных десятилетий для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1945—1964 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории СССР 1945-1964 гг. |
7 | СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XXв. | 2 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в 1964-1991 гг. Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в 1964—1985 и 1985-1991 гг., выявлять черты сходства и различия. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте 1964—1991 гг. для современного общества. Участвовать в дискуссии о причинах кризиса советской системы и распада СССР. Излагать и ар1ументировать суждения о сущности событий 1985—1991 гг. в СССР. Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1964—1991 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории СССР 1964-1991 гг. |
8 | Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) | 4 | | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в 1964-1991 гг. Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в 1964—1985 и 1985-1991 гг., выявлять черты сходства и различия. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте 1964—1991 гг. для современного общества. Участвовать в дискуссии о причинах кризиса советской системы и распада СССР. Излагать и ар1ументировать суждения о сущности событий 1985—1991 гг. в СССР. Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1964—1991 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории СССР 1964-1991 гг. |
9 | Россия в конце XX – начале XXI вв. | 5 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и стран Запада в конце XX — начале XXI в. Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в последние десятилетия и Российской Федерации, выявлять черты сходства и различия. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте 1990-х гг. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России конца XX — начала XXI в. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории России конца XX — начала XXI в. |
Всеобщая история.Новейшая история 24 ч |
10 | Человечество после Первой мировой войны | 3 | | Объяснять значение понятия новейшая история. Излагать основания периодизации новейшей истории |
11 | Ведущие страны Запада: от процветания к кризису | 4 | 1 | Раскрывать значение понятий и терминов урбанизация, социальное законодательство, автономия. Объяснять причины усиления монополий в начале ХХ в., а также мотивы принятия антимонопольных мер в США и других странах. Характеризовать содержание и значение социальных реформ начала ХХ в. На примерах отдельных стран |
12 | Человечество во Второй мировой войне | 4 | | Раскрывать значение понятий и терминов Антанта, Тройственное согласие, блицкриг, Брусиловский прорыв, черный рынок, карточная система. Характеризовать причины, участников, основные этапы второй мировой войны. Характеризовать крупнейшие операции и сражения второй мировой войны (используя историческую карту) |
13 | Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» | 2 | 1 | Раскрывать, в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале ХХ в. Давать сравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, латинской Америки в первые десятилетия ХХ в. Характеризовать задачи и итоги революций в Турции, Ираке, Китае, Мексике. |
14 | Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI в. | 6 | | Сопоставлять события Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI в. Характеризовать положения людей Характеризовать итоги и социальные последствия второй половине XX – начале XXIв |
15 | Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке | 3 | 1 | Раскрывать, в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале ХХ в. Давать сравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, латинской Америки в первые десятилетия ХХ в. Характеризовать задачи и итоги революций в Турции, Ираке, Китае, Мексике |
16 | Наука и культура в XX – XXI вв. | 2 | | Определять, какие изменения произошли в Европе и мире в XX – XXI вв. Раскрывать значение понятий и терминов Высказывать суждения о сущности и цене общественного прогресса в современном мире. |
| | | | |
Календарно- тематическое планирование 9а класс
№п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока (занятия) | Вид контроля | Дата | Д/з |
История России – 44 ч. | |
Россия на рубеже XIX – XX вв. .- 5 ч | |
1 | Государство и российское общество в конце 19 - начале 20 вв. Экономическое развитие страны | 1 | Изучение нового материала | | 4.09 | 1-2 |
2 | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 6.09 | 3-4 |
3 | Первая российская революция. Реформы политической системы. Экономические реформы | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 11.09 | 5-6 |
4 | Политическая жизнь в 1907-1914 гг. Духовная жизнь Серебряного века | 1 | Комбинированный урок | Групповая работа | 13.09 | 7-8 |
5 | Россия в Первой мировой войне Проверочный тест. | 1 | | Индивидуальная работа | 18.09 | 9 |
Великая российская революция. 1917-1921 гг. – 6 ч. | |
6 | Свержение монархии. Россия весной – летом 1917 г. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 20.09 | 10-11 |
7 | Октябрьская революция. Формирование советской государственности | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | 25.09 | 12-13 |
8 | Начало Гражданской войны | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 27.09 | 14 |
9 | На фронтах Гражданской войны | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 2.10 | 15 |
10 | Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. | 1 | Комбинированный урок | Групповая работа | 4.10 | 16-17 |
11 | Контрольная работа 1 четверть по теме: «Великая российская революция. | 1 | Комбинированный урок | Работа по тестам | 9.10 | |
СССР на пути строительства нового общества – 7 ч. | |
12 | Переход к нэпу. | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная работа | 11.10 | 18 |
13 | Образование Союза Советских Социалистических Республик | 1 | Комбинированный урок | | 16.10 | 19 |
14 | Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. Полиическое развитие в 20-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | 18.10 | 20-21 |
15 | Духовная жизнь СССР в 20-е гг. Социалистическая индустриализация | 1 | Комбинированный урок | Групповая работа | 23.10 | 22-23 |
16 | Коллективизация сельского хозяйства. Политическая система СССР в 30-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 25.10 | 24-25 |
17 | Контрольная работа «Строительство СССР» | 1 | Урок контроля знаний | Работа по тестам | 6.11 | |
18 | Духовная жизнь в 30-е гг. Внешняя политика СССР в 30-е гг | 1 | Комбинированный урок | Презентации | 8.11 | 26-27 |
Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. – 8 ч. | |
19 | СССР накануне Великой Отечественной войны | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 13.11 | 28 |
20 | Начало Великой Отечественной войны | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 15.11 | 29 |
21 | Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | 20.11 | 30 |
22 | Советский тыл в Великой Отечественной войне | 1 | Комбинированный урок | Групповая работа | 22.11 | 31 |
23 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 27.11 | 32 |
24 | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом | 1 | Комбинированный урок | | 29.11 | 33 |
25 | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны | 1 | Комбинированный урок | | 4.12 | 34 |
26 | Контрольная работа по теме: «ВОВ» | 1 | Урок контроля знаний | Работа по тестам | 6.12 | |
СССР в 1945-1953 гг. – 2 ч. | |
27 | Восстановление и экономика Политическое развитие | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 11.12 | 35-36 |
28 | Идеология и культура. Внешняя политика | | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | 13.12 | 37-38 |
СССР в 1953 – середине 60-х гг. XXв. – 5 ч. | |
29 | Изменение политической системы. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 18.12 | 39 |
30 | Контрольная работа “ СССР в 1945—60 гг” | 1 | Комбинированный урок | Работа по тестам | 20.12 | |
31 | Экономика СССР в 1953-1964 гг. | 1 | Комбинированный урок | Групповая работа | 25.12 | 40 |
32 | “Оттепель” в духовной жизни. | 1 | Комбинированный урок | Презентации | 27.12 | 41 |
33 | Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 15.01 | 42 |
СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XXв. – 2 ч. | |
34 | Консервация политического режима. Экономика “развитого социализма | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 17.01 | 43-44 |
35 | Общественая жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг Политика разрядки: надежды и результаты | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 22.01 | 45-46 |
Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) – 4 ч. | |
36 | Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. Экономические реформы 19855-1991 гг. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 24.01 | 47 |
37 | Экономические реформы 1985-1991 гг | 1 | Комбинированный урок | Групповая работа | 29.01 | 48 |
38 | Политика гласности: достижения и издержки. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 31-.01 | 49 |
39 | Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | 5.02 | 50 |
Россия в конце XX – начале XXI вв. – 5 ч. | |
40 | Российская экономика на пути к рынку Политическая жизнь в 1992-1999 г | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 7.02 | 51-52 |
41 | Духовная жизнь России . Строительство обновленной Федерации | 1 | Комбинированный урок | Презентации | 12.02 | 53-54 |
42 | Итоговая контрольная работа по теме: «История России 9 кл» | 1 | Урок контроля знаний | Работа по тестам | 14.02 | |
43 | Геополитическое положение и внешняя политика России | 1 | Комбинированный урок | Групповая работа | 19.02 | 55 |
44 | Россия в начале 21 века | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | 21.02 | 56 |
Новейшая история – 24 ч. | |
Человечество после Первой мировой войны – 3 ч | |
45 | Человечество после Первой мировой войны | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 26.02 | 1 |
46 | Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 28.02 | 2 |
47 | Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны. Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Групповая работа | 5.03 | 3-4 |
Ведущие страны Запада: от процветания к кризису – 4 ч. | |
48 | Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. И “Новый курс” Ф.Д.Рузвельта | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 7.03 | 5 |
49 | Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии | 1 | Комбинированный урок | Групповая работа | 12.03 | 6 |
50 | Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 14.03 | 7 |
51 | Милитаризм и пацифизм на международной арене | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | 19.03 | 8 |
Человечество во Второй мировой войне – 4 ч. | |
52 | Начальный период мировой войны и “новый порядок” в Европе. Движение Сопротивления | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 21.03 | 9 |
53 | Антигитлеровская коалиция | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 2.04 | 10 |
54 | Трудный путь к победе | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 04.04 | 11 |
55 | Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН Контрольное тестирование «Итоги и уроки второй мировой войны» | 1 | Урок контроля знаний | Работа по тестам | 9.04 | 12 |
Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» - 2 ч. | |
56 | Истоки “холодной войны” и создание военно-политических блоков. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 11.04 | 13 |
57 | Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и ее завершение | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 16.04 | 14 |
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI в. – 4 ч. | |
58 | Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 18.04 | 15 |
59 | Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | 23.04 | 16 |
60 | Эволюция политической мысли во второй половине 20 в. Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже 20-21 вв. | 1 | Комбинированный урок | Презентации | 25.04 | 17 |
61 | Восточная Европа: долгий путь к демократии . Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. Содружество Независимых Государств в мировом сообществе | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 30.04 | 18-19 |
Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке – 2 ч. | |
62 | Япония и новые индустриальные страны. Китай на пути модернизации и реформирования. Индия во второй половине 20- начале 21 в. Исламский мир: единство и многообразие | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 2.05 | 20-21 |
63 | Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | 7.05 | 22 |
64 | Итоговая контрольная работа по теме «Новейшая история 9 кл» | | | | 14.05 | |
Наука и культура в XX – XXI вв. – 2 ч. | |
65 | Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль. Основные направления в искусстве и массовая культура. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 16.05 | 23-24 |
66 | Глобальные проблемы современности. Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества | 1 | Комбинированный урок | | 21.05 | 25 |
67 | Проблемы устойчиво-безопасного развития человечестваОбобщающее повторение | 1 | Комбинированный урок | | 23.05 | 26 |
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта.
На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Учет достижений учащихся
Формы и способы контроля и самоконтроля
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ГИА; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.
Требования к уровню подготовки учащихся,успешно освоивших рабочую программу
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе эссе), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Система оценки достижений учащихся
Оценка устного ответа учащихся.
Отметка «5» ставится в случае:
Учащийся логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
Учащийся умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя,
соблюдение культуры устной речи.
4.Учащийся верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерностиразвития ; объяснил причинно следственные и функциональные связи названныхсоциальных объектов;
Отметка «4»:
- Знание всего изученного программного материала.
- Учащийся умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- Учащийся допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдая основные правила культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
- Знание и усвоение материала у учащегося на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
- Умение ученика работать на уровне воспроизведения, но затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
- Знание и усвоение материала учащимся на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
- Отсутствие у учащегося умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или
допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
-допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии оценивания тестов:
80% - 100% выполнение – «5»
60% - 80% - «4»
40% - 60% - «3»
0% - 40% - «2
5.Контрольно - измерительные материалы
Волкова К. В. История России. КИМ. 9 класс. Вако. 2017 г.;
Волкова К. В. Новейшая история. КИМ. 9 класс. Вако. 2017 г.
Представленные контрольно- измерительные материалы (КИМы) для 9 класса тематически сгруппированы, соответствуют школьной программе по истории и требованиям ФГОС. Использование КИМов позволит не только оценить усвоение учащимися материала по теме, но и постепенно подготовить их к современной тестовой форме проверки знаний, что пригодится при выполнении ЦТ ЕГЭ. В конце издания предложены ключи к тестам.
Лист корректировки рабочей программыпоистории
Уровень общего образования
9 а класс
Учитель Смирнова Ольга Александровна
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |